Батыревский район Чувашской РеспубликиОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Подпрограмма Модернизация системы воспитания детей и молодежи в Батыревском районе Чувашской Республики на 2011-2020 годы» районной целевой программы развития образования в Батыревском районе Чувашской Республики на 2011–2020 годы

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://batyr.cap.ru/

Приложение № 5

к районной  целевой программе

развития образования в Батыревском районе  Чувашской Республики

на 2011–2020 годы

 

ПОДПРОГРАММА

«Модернизация системы воспитания детей и молодежи

 в Батыревском районе   Чувашской Республики на 2011-2020 годы» районной целевой программы развития образования в Батыревском районе Чувашской Республики на 2011–2020 годы

 

ПАСПОРТ ПОДПРОГРАММЫ

 

Наименование подпрограммы

подпрограмма «Модернизация системы воспитания детей и молодежи в Батыревском районе Чувашской Республики на 2011-2020 годы» районной целевой программы развития образования в Батыревском  районе Чувашской Республики на 2011–2020 годы

 

 

 

Основание для принятия решения о разработке подпрограммы

Указ Президента Чувашской Республики от 21 марта 2008 г. № 25 «О Стратегии развития образования в Чувашской Республике до 2040 года»;

постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 1 августа 2008 г. № 230 «О перечнях республиканских и ведомственных целевых программ, предлагаемых к финансированию из республиканского бюджета Чувашской Республики в 2009–2011 годах»

 

 

 

Муниципальный  заказчик подпрограммы

Отдел образования администрации Батыревского района

 

 

 

Основной разработчик подпрограммы

Отдел образования администрации Батыревского района

 

 

 

Цель подпрограммы

­–

повышение роли воспитательной составляющей в деятельности образовательных учреждений для формирования духовно развитой, интеллектуальной, свободной и активной личности, способной к адаптации в социуме и на рынке труда

 

 

 

Задачи подпрограммы

 

совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей организацию воспитания и дополнительного образования детей в образовательных учреждениях;

поддержка образовательных учреждений, реализующих эффективные программы и проекты сопровождения семейного воспитания и формирования у обучающихся культуры сохранения собственного здоровья;

развитие социального партнерства для защиты прав несовершеннолетних, профилактики социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

поддержка развития инфраструктуры воспитательных систем образовательных учреждений;

повышение уровня профессиональной компетентности кадров, осуществляющих воспитательную деятельность;

разработка системы научно-методического сопровождения инновационных процессов в воспитании, анализа и мониторинга воспитательной деятельности образовательных учреждений;

обеспечение функционирования информационной среды воспитательной деятельности;

внедрение современных эффективных организационно-финансовых механизмов управления деятельностью учреждений дополнительного образования детей

 

 

 

Важнейшие целевые индикаторы и показатели

объем услуг дополнительного образования, оказываемых каждому школьнику, не менее 6 часов в неделю к 2020 году;

удельный вес детей и молодежи в возрасте
5–18 лет, охваченных услугами дополнительного образования, 100 процентов к 2020 году;

количество общеобразовательных учреждений  – членов Ассоциации школ, содействующих укреплению здоровья, 6 к 2020 году;

количество специалистов, прошедших курсы повышения квалификации по вопросам воспитания, 170 к 2020 году;

доля учреждений дополнительного образования детей с эффективными организационно-финансовыми механизмами управления деятельностью -1 учреждение к 2020 году

 

 

 

Сроки реализации подпрограммы

2011–2020 годы

 

 

 

Объемы и источники финансирования подпрограммы

общая сумма финансирования – 2.400 тыс. рублей за счет средств Батыревского районного бюджета Чувашской Республики (в ценах 2008 года), в том числе:

в 2011 году – 150 тыс. рублей;

в 2012 году – 170 тыс. рублей;

в 2013 году – 190 тыс. рублей;

в 2014 году – 210 тыс. рублей;

в 2015 году – 230 тыс. рублей;

в 2016 году – 250 тыс. рублей;

в 2017 году – 270 тыс. рублей;

в 2018 году – 290 тыс. рублей;

в 2019 году – 310 тыс. рублей;

в 2020 году – 330 тыс. рублей

 

 

 

Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы и показатели социальной и экономической эффективности

социальная эффективность:

создание системы государственной поддержки программ инновационного развития воспитательной деятельности образовательных учреждений;

расширение возможностей обучающихся в получении услуг дополнительного образования в объеме не менее 2 часов в неделю к 2012 году и не менее 6 часов в неделю к 2020 году;

увеличение доли детей и молодежи, получающих дополнительное образование;

обеспечение поддержки институтов семейного воспитания;

увеличение количества общеобразовательных учреждений – членов Ассоциации школ, содействующих укреплению здоровья;

повышение уровня профессиональной компетентности не менее чем 170 специалистов, осуществляющих воспитательную деятельность;

экономическая эффективность:

внедрение в 1 учреждении дополнительного образования детей современных эффективных организационно-фи­нан­­совых механизмов управления деятельностью

 

 

 

 

Система организации контроля за выполнением подпрограммы

контроль за реализацией подпрограммы осуществляет отдел образования администрации Батыревского района Чувашской Республики. Исполнители мероприятий подпрограммы ежегодно к 15 февраля до 2021 года информируют в Отдел образования  администрации Батыревского района Чувашской Республики о ходе выполнения мероприятий подпрограммы.

 Отдел образования администрации Батыревского района направляет ежегодно к 1 марта до 2021 года в Министерство  образования и молодежной политики Чувашской Республики доклад о ходе работ по реализации подпрограммы и эффективности использования финансовых средств.

По окончании срока реализации подпрограммы Отдел образования администрации Батыревского района до 1 марта 2021 г. представляет в Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики доклад о выполнении подпрограммы, эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.

 

 

 

Характеристика проблемы, на решение  которой направлена подпрограмма

 

 

        Воспитание детей и молодежи определяется как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей: оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности.

          Развитие воспитания в системе образования рассматривается сегодня как один из способов решения существующих в современном обществе наиболее острых, актуальных проблем. Ведь важно не только вооружать учеников знаниями, но и воспитывать в них личностные качества.

В районе ведется активная работа по модернизации системы воспитания подрастающего поколения. Разработаны и внедряются в практику проекты по совершенствованию воспитательной работы.

           Согласно положению о V республиканском конкурсе на лучшего классного руководителя 2010 года «Самый классный классный» во исполнения подпрограммы «Модернизация системы воспитания детей и молодежи в Чувашской Республике», в целях профессионального совершенствования, распространения передового педагогического опыта и повышения престижа института классного руководства в период  с 20 декабря 2009 года по 18  февраля  2010 года проводился  районный конкурс среди классных руководителей.

         Первый – школьный - этап проходил на уровне  образовательных учреждений с  октября по  декабрь 2009 года, где приняли участие  225 классных руководителей, что составило 72,6% от общего количества.

         На районном этапе участвовали  47 классных руководителей. На этапах конкурса педагоги показали возможности использования информационных технологий в деятельности классного руководителя, а также результаты реализации программ индивидуального развития  личности ребенка, работы классного руководителя с семьей.

        В районе работает РМО классных руководителей.  В целях совершенствования воспитательной работы и вовлечения классных руководителей в деятельность по разработке нового содержания, новых педагогических технологий и новых организационных форм воспитательной работы с классными руководителями были организованы 2 семинара  по темам: «Организация внеклассной работы и привлечение родителей к организации внеклассной жизни класса» в МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей», «Роль классного руководителя в организации самовоспитания учащихся» в МОУ «Норваш-Шигалинская СОШ».

Одним из приоритетных направлений классного руководителя является работа с семьей. Образовательным учреждениям района необходимо активизировать работу с родителями.  Всем классным руководителям рекомендовать составления программы работы с семьей.

В образовательных учреждениях района созданы и действуют организационные структуры, призванные решать воспитательные задачи, в составе заместителя директора по воспитательной работе, старшей вожатой, социального педагога, школьного психолога и классного руководителя.

         В районе реализуется комплекс целевых программ: районная целевая программа профилактики правонарушений в Батыревском районе Чувашской Республики на 2009 - 2012 годы; республиканская программа «Дети Чувашии» на 2010 – 2020 годы (по подпрограммам «Здоровое поколение», «Дети и семья», «Организация отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков»); «Патриотическое воспитание»; «Формирование установок толерантного сознания»;  «Семья»;  «Молодежь Батыревского района».

В рамках реализации районных программ проводятся районные мероприятия и конкурсы для учащихся образовательных учреждений. Мероприятия охватывают все направления воспитательной работы, и при их проведении практикуется сотрудничество с другими организациям социума. Участвуя в районных и республиканских конкурсах, учащиеся добиваются успехов и имеют возможность участвовать на всероссийском уровне.

           МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей» осуществляет работу с детскими общественными объединениями и органами ученического самоуправления.

            В  целях выявления  талантливых лидеров и руководителей  детских общественных объединений, формирования гражданского общества, повышения профессионального уровня лидеров и руководителей детских и молодежных общественных объединений, формирования позитивного имиджа лидеров и руководителей детских и молодежных общественных объединений в обществе 16 марта на базе МОУ ДОД « Центр дополнительного образования детей» прошел районный этап республиканского конкурса лидеров детских общественных объединений «Моя инициатива».

            В конкурсе приняли участие лидеры из девяти общеобразовательных учреждений района.  На районный этап  участники предоставили  сочинение – размышление на тему: «Чувашия из будущего и для будущего», резюме участника,  социальный проект, самопрезентацию лидера общественного  объединения «Моя роль в жизни общественного объединения». По итогам районного этапа первое место занял Табаков Александр, лидер  детского общественного объединения «Радуга» Батыревской  средней школы №2.

Учащиеся, состоящие на ВШУ (их всего 62 ученика по району), состоящие на учете в КДН и ОПДН ОВД по Батыревскому району (28 учеников), дети из неблагополучных семей (48 детей из 30 семей), вовлекаются в предметные кружки и секции, кружки и секции  ДЮСШ, Детской школы искусств, Центра дополнительного образования детей.

             Кардинальное изменение ситуации в пользу усиления воспитательной составляющей системы образования сегодня возможно при условии формирования социального заказа на развитие воспитания, совершенствования нормативной правовой базы, поддержки воспитательной деятельности образовательных учреждений со стороны общества и государства, развития их материальной базы.

              В повышении эффективности воспитательной работы имеется ряд проблем:

- неразвитость механизмов государственно-общественного контроля осуществления воспитательной деятельности образовательными учреждениями;

- дефицит профессиональных кадров для осуществления эффективной воспитательной деятельности, обеспечение единства процесса обучения и воспитания в образовательном учреждении;

- уменьшение числа трудных детей, склонных к асоциальному поведению;

- недостаток программ дополнительного образования для учащихся старшего звена, направленных на развитие инновационной деятельности информационных технологий;

- сокращение бюджетного финансирования;

   Их решение предлагает комплекс мероприятий настоящей подпрограммы.

              Важнейшим ресурсом самообразования школьников, пространством его инициативного действия является дополнительное образование детей. В Батыревском районе оно организовано в 3 учреждениях: «Центр дополнительного образования детей», «Детская юношеская спортивная школа», «Детская школа искусств», в которых обучается более 1200 детей и подростков. Этот вид образования социально востребован как органично сочетающий воспитание, обучение и развитие личности ребенка, обладает свойствами открытости, гибкости, мобильности, что позволяет быстро и точно реагировать на образовательный запрос семьи,  обеспечить удовлетворение образовательной потребности при индивидуальной траектории.                                                                                               

              Вся деятельность в учреждениях дополнительного образования осуществляется с учетом запросов детей, потребности семьи, особенностей национально – культурных традиций в разновозрастных, так и одновозрастных объединениях посредством реализации образовательных программ по 7 направлениям.  В учреждениях дополнительного образования детей широко представлены спортивное, художественно – эстетическое, техническое и другие направления. К 2012 году необходимо обеспечить за счет бюджетных средств каждому школьнику не менее 2 часов дополнительного образования в неделю, а к 2020 году – не мене 6 часов.

             В творческих объединениях в основном занимаются дети среднего школьного возраста. Число обучающихся старшеклассников в объединениях является недостаточно высоким. В связи с этим необходимо совершенствовать содержание образовательных программ, улучшить работу по вовлечению старшеклассников, детей из группы риска в творческие объединения учреждений дополнительного образования детей.

              Анализ деятельности подтверждает, что работа, направленная на  социальное развитие каждой личности через положительную мотивацию, интересы и потребности детей в различных видах творческой деятельности, как на индивидуальном, так и на коллективном уровнях, дает свои положительные результаты. Детские коллективы принимают активное участие в районных и республиканских организационно – массовых мероприятиях, отстаивая честь своего учреждения дополнительного образования, школы, района, всегда показывая хорошие результаты.

               Воспитанники объединений МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей» неоднократно были победителями  республиканских конкурсов. По итогам республиканского этапа Всероссийского конкурса  «Юннат – 2009» воспитанники объединений «Юный лесовод» и «Юный эколог» стали лауреатами. Воспитанник творческого объединения «Лозоплетение» Первомайской СОШ  (рук. Романов Н.В.) Кузьмин Дмитрий занял II место в республиканской научно – практической конференции «Поиск».  Команда юных геологов творческого объединения «Школа юного геолога» Тарханской СОШ (рук. Башмаков В.В.) заняли III место на III республиканском слете – фестивале юных геологов Чувашской Республики.   Фольклорный коллектив «Сал кус» Первомайская СОШ (рук. Сорокина Е.Ф.) стали лауреатами  республиканского детского фестиваля фольклора «Перепелочка».

                  Большое внимание в учреждениях дополнительного образования детей уделяется эстетическому воспитанию и развитию творческих способностей учащихся. С этой целью  в соответствии с планом проводились разнообразные конкурсы, выставки, фестивали и другие массовые мероприятия. Центром дополнительного образования детей проведено 44 районных мероприятий, где приняли участие 1649 учащихся. Участвовали  в 27 республиканских конкурсах и в  8 конкурсах стали призерами.

          Значительное внимание уделяется созданию целостной системы физического воспитания обучающихся, включающей урочную и внеурочную  деятельность, проведение различных физкультурно-оздоровительных мероприятий

       Всего  на базе ДЮСШ функционируют  6 отделений: вольной борьбы, велосипедного спорта, легкой атлетики, тяжелой атлетики, гиревого спорта,  армспорт. В 36 группах  спортивной  школы  занимаются всего 615 учащихся  средних и основных  общеобразовательных школ района.

    Батыревская  детская школа искусств - центр эстетического воспитания учащихся.  На  отделениях: «Фортепиано», «Баян», «Домра-гитара», «Фольклорно-народное», «Художественное», «Хореографическое» «Вокал» обучаются 240 детей из разных деревень и сел района. Воспитанники и педагоги школы искусств активно участвуют во всех культурно-досуговых мероприятиях района, республиканских конкурсах и фестивалях.

Немаловажную роль играет развитие психологической службы образования, включая не только комплекс психологических услуг, но и специализированные виды коррекционной работы с детьми , такими как дефектология, логопедия , социальная работа. Наличие в школе ставок педагога-психолога, логопеда, социального педагога только  увеличивают потенциал, повышают качество не просто образования, но и обеспечивают успешность  вхождения молодого человека во взрослую жизнь.

В нашем районе планово и поступательно продолжается работа по развитию психологической составляющей процесса обучения. Она реализуется за счет введения в  образовательные учреждения ставок педагога-психолога и ставок социального педагога. Кроме них в районе функционирует Центр диагностики и консультирования. Специалисты  службы психолого-педагогического сопровождения  участников образовательного процесса осуществляют диагностику уровня психического развития детей и подростков, определяют причины отклонений, вырабатывают рекомендации по максимальной  реабилитации детей с проблемами в развитии, осуществляют  коррекционную, консультативную помощь педагогам и родителям.

Кардинальное изменение ситуации в пользу усиления воспитательной составляющей системы образования сегодня  возможно при условии формирования социального заказа на развитие воспитания, совершенствования нормативной правовой базы, поддержки воспитательной деятельности образовательных учреждений со стороны общества  и государства, развитие их материальной базы.

В повышении эффективности воспитательной работы имеется ряд проблем:

-  Неразвитость  механизмов государственно-общественного  контроля    осуществления воспитательной деятельности образовательными  учреждениями;

-дефицит профессиональных кадров для осуществления эффективной воспитательной деятельности образовательными учреждениями;

-увеличение числа трудных детей, склонных к асоциальному поведению

-сокращение бюджетного финансирования

Их решение предлагает комплекс мероприятий настоящей программы. 

 

 

II. Основные цель и задачи, сроки реализации подпрограммы

 

Основной целью подпрограммы является повышение роли воспитательной составляющей в деятельности образовательных учреждений для формирования духовно развитой, интеллектуальной, свободной и активной личности, способной к адаптации в социуме и на рынке труда.

Задачи подпрограммы:

совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей организацию воспитания и дополнительного образования детей в образовательных учреждениях;

реализация эффективной политики инновационного развития воспитательной деятельности образовательных учреждений и гражданских институтов воспитания;

поддержка общеобразовательных учреждений, реализующих эффективные программы и проекты сопровождения семейного воспитания и формирования у обучающихся культуры сохранения собственного здоровья;

развитие социального партнерства для защиты прав несовершеннолетних, предотвращения (профилактики) социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

поддержка развития инфраструктуры воспитательных систем образовательных учреждений;

повышение уровня профессиональной компетентности кадров, осуществляющих воспитательную деятельность;

разработка системы научно-методического сопровождения инновационных процессов в воспитании, анализа и мониторинга воспитательной деятельности образовательных учреждений;

обеспечение функционирования информационной среды воспитательной деятельности;

внедрение современных эффективных организационно-финансовых механизмов управления деятельностью учреждений дополнительного образования детей.

Реализация мероприятий, предусмотренных подпрограммой, будет осуществляться в 2011–2020 годах.

Индикаторы эффективности реализации подпрограммы приведены в приложении № 1.

 

III. Перечень мероприятий подпрограммы

 

Достижение цели и решение задач подпрограммы осуществляются путем скоординированного выполнения комплекса взаимоувязанных по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам мероприятий.

Мероприятия подпрограммы распределены по восьми направлениям (приложение № 2).

 

IV. Ресурсное обеспечение подпрограммы

 

Выполнение подпрограммы предусматривается за счет средств Батыревского   районного бюджета Чувашской Республики (таблица).

С учетом возможностей районного бюджета администрации Батыревского района Чувашской Республики объемы средств, направляемые на реализацию подпрограммы, могут уточняться.

 

Объемы и источник финансирования подпрограммы

по годам ее реализации

 

Источник финансирования

Объемы финансирования (тыс. рублей)

всего

в том числе по годам

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Батыревский районный бюджет

2 400

150,0

170,0

190,0

210,0

230,0

250,0

270,0

290,0

310,0

330,0

Итого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Механизм реализации подпрограммы

 

Механизм реализации подпрограммы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей с учетом меняющихся социально-экономических условий. В зависимости от изменения задач на разной стадии исполнения отдельные мероприятия подпрограммы могут быть заменены на другие, в большей степени отвечающие задачам конкретного периода.

К участию в реализации подпрограммы привлекаются различные организации. Исполнители отдельных мероприятий подпрограммы определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Бюджетная составляющая подпрограммы контролируется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.

Управление реализацией подпрограммы осуществляет основной разработчик –отдел образования администрации Батыревского района Чувашской Республики, контролирующий выполнение мероприятий подпрограммы и обеспечивающий целевое и эффективное использование бюджетных средств. Основной разработчик обеспечивает также организационное руководство реализацией подпрограммы.

Исполнители мероприятий подпрограммы ежегодно к 15 февраля до 2021 го­да информируют отдел образования  администрации Батыревского района  Чувашской Республики о ходе выполнения мероприятий подпрограммы.

Отдел образования администрации Батыревского района Чувашской Республики направляет ежегодно к 1 марта до 2021 года в Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики доклад о ходе работ по реализации подпрограммы и эффективности использования финансовых средств, подготовленный в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 октября 2006 г. № 274 «О совершенствовании и расширении сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования».

По окончании срока реализации подпрограммы  отдел образования  администрации Батыревского района Чувашской Республики до 1 марта 2021 г., следующего за последним отчетным, представляет в  Министерство образования  и молодежной политики Чувашской Республики доклад о выполнении подпрограммы, эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.

 

VI. Результаты реализации подпрограммы.

Оценка социальной и экономической эффективности подпрограммы

 

Оценка эффективности реализации подпрограммы проводится на основании следующих показателей:

социальная эффективность:

создание системы государственной поддержки программ инновационного развития воспитательной деятельности образовательных учреждений;

расширение возможностей обучающихся в получении услуг дополнительного образования в объеме не менее 2 часов в неделю к 2012 году и не менее 6 часов в неделю к 2020 году;

увеличение доли детей и молодежи, получающих дополнительное образование;

обеспечение поддержки институтов семейного воспитания;

увеличение количества общеобразовательных учреждений – членов Ассоциации школ, содействующих укреплению здоровья;

повышение уровня профессиональной компетентности не менее чем 170 специалистов, осуществляющих воспитательную деятельность;

экономическая эффективность:

внедрение в 1 учреждении дополнительного образования детей современных эффективных организационно-финансовых механизмов управления деятельностью.

Эффективность реализации подпрограммы определяется уровнем достижения ее показателей и индикаторов согласно приложению № 3.

 

Система управления контентом
429350, с.Батырево, пр.Ленина, д.5
Телефон: 8(83532) 61-3-15
Факс: 8(83532) 61-2-15
E-Mail: batyr@cap.ru
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика