П Р О Г Р А М М А
повышения эффективности бюджетных расходов Батыревского района
на 2011 и 2012 годы
Программа повышения эффективности бюджетных расходов Батыревского района на 2011 и 2012 годы (далее – Программа) разработана в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 июня 2010 г. «О бюджетной политике в 2011–2013 годах», Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до
2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 1101-р, Посланием Президента Чувашской Республики М. Игнатьева Государственному Совету Чувашской Республики на 2011 год «В молодежь надо верить!», Указом Президента Чувашской Республики от 29 апреля 2010 г. № 57 «Об основных направлениях бюджетной политики Чувашской Республики в 2011–2013 годах» и постановлением администрации Батыревского района от 17 мая 2010 года № 238 «Об основных направлениях бюджетной политики Батыревского района в 2011 году».
Программа определяет базовые принципы, основные цели и задачи бюджетной политики Батыревского района в отношении использования бюджетных ресурсов Батыревского района, обеспечивающего достижение максимально возможного экономического и социального эффекта.
I. Введение
Современное состояние бюджетной системы Батыревского района оценивается как стабильное, создающее прочную основу для динамичного социально-экономического роста, характеризуется проведением ответственной и прозрачной бюджетной политики, исполнением в полном объеме принятых бюджетных обязательств, оптимизацией бюджетных расходов на социально-культурную сферу при повышении качества оказываемых социальных услуг, концентрацией инвестиционных ресурсов на реализации приоритетных инвестиционных проектов и программ, совершенствованием бюджетного планирования и формированием новых межбюджетных отношений с муниципальными образованиями.
Антикризисные меры, реализованные администрацией Батыревского района в 2009-2010 годах, позволяют своевременно и в полном объеме исполнять все расходные обязательства Батыревского района. Долгов по финансовым обязательствам не имеется.
Благоприятным фактором является возобновление роста экономики. За 2010 год индекс промышленного производства к 2009 года составил 170,7 процента.
В условиях роста экономических показателей консолидированный бюджет Батыревского района за 2010 год по доходам исполнен в объеме 554,3 млн. рублей, или на 101,5 процента к годовым плановым назначениям. Собственные доходы (налоговые и неналоговые доходы) выросли в сравнении с 2009 годом на 3,4 процента.
Современная система управления общественными финансами Батыревского района сформировалась в результате активных процессов реформирования, начавшихся еще в 1994 году, а с начала 2000 годов она поднялась на новый качественный уровень в рамках реализации общероссийских бюджетных реформ (Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004–2006 годах, Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006–2008 годах).
Системность и последовательность реализации бюджетных реформ позволили на каждом из этапов обеспечить качественные сдвиги в системе управления муниципальными финансами и достичь их сбалансированного и устойчивого прогресса.
Реализация указанных программ позволила осуществить следующее:
Решением Собрания депутатов Батыревского района от 29 марта 2002 г. № 3 «О регулировании бюджетных правоотношений в Батыревском районе» закреплен бюджетный процесс, что обеспечивает прозрачность, легитимность бюджета;
приняты меры, направленные на увеличение и улучшение качества доходной базы бюджета Батыревского района и бюджетов сельских поселений. Решением Собрания депутатов Батыревского района от 29 августа 2003 г.
№ 3 «О вопросах налогового регулирования в Батыревском районе, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению органов местного самоуправления» определены перечень местных налогов, их ставки, порядок и условия предоставления льгот, отсрочек и рассрочек по налогам, инвестиционного налогового кредита. В результате в районе установлены единые стабильные и прозрачные правила в вопросах налогового регулирования для всех субъектов экономики. Постановлением главы администрации Батыревского района от 30 декабря 2003 г. № 863/1 принята и реализована в 2004–2008 годах Концепция развития налогового потенциала Батыревского района;
произведено четкое разграничение полномочий и, соответственно, расходных обязательств и доходных источников публично-правовых образований (Батыревского района и сельских поселений);
законодательно закреплены принципы формирования межбюджетных отношений в Батыревском районе и методика распределения сумм финансовой помощи (трансфертов) на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности сельских поселений, основанная на объективных показателях бюджетной обеспеченности и налогового потенциала сельских поселений;
бюджетный процесс организован исходя из принципа безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
законодательно закреплена система требований к получателям бюджетных гарантий и бюджетных кредитов;
законодательно закреплено ведение Муниципальной долговой книги Батыревского района и единой системы учета консолидированного долга Батыревского района, определены основы управления рисками в области долговой политики;
создана и развивается система казначейства Батыревского района, обеспечивающая кассовое обслуживание бюджетов бюджетной системы Батыревского района, эффективный учет и предварительный контроль в процессе исполнения расходных обязательств публично-правовых образований района, управление единым счетом бюджета Батыревского района, формирование достоверной и прозрачной консолидированной бюджетной отчетности;
поэтапно внедряются инструменты бюджетирования, ориентированного на результаты (доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования (ДРОНДы), целевые программы Батыревского района (районные, ведомственные), реестры расходных обязательств и муниципальных услуг, муниципальные задания);
размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд осуществляется по установленным правилам и процедурам, обеспечена публичность этого процесса;
внедрен механизм мониторинга качества финансового менеджмента через систему аналитических индикаторов состояния бюджета Батыревского района, а также бюджетов сельских поселений. Результаты мониторинга публикуются на официальном сайте администрации Батыревского района.
На базе имеющихся положительных результатов реформирования системы управления муниципальными финансами Батыревский район стремится к дальнейшей ее модернизации в соответствии с основными направлениями бюджетной реформы, осуществляемой на республиканском уровне. Необходимость достижения долгосрочных целей социально-экономического развития Батыревского района в условиях адаптации бюджетной системы Батыревского района к замедлению темпов роста бюджетных доходов увеличивает актуальность разработки и реализации системы мер по повышению эффективности бюджетных расходов.
II. Необходимость разработки и реализации Программы
В условиях глобализации экономики, подверженной действию множества непредсказуемых факторов, эффективное и ответственное управление муниципальными финансами является важнейшей предпосылкой для обеспечения макроэкономической стабильности, развития и повышения благосостояния граждан. Высокие риски продолжения глобального экономического кризиса и связанные с этим возрастающие риски для муниципальных финансов подчеркивают необходимость и важность хорошо продуманных и эффективно организованных действий органов местного самоуправления Батыревского района при проведении бюджетной политики, ориентированной на создание надежного фундамента устойчивого развития Батыревского района на будущее.
Объективными факторами для разработки и реализации Программы являются:
необходимость безусловного выполнения действующих расходных обязательств, реализации приоритетных национальных проектов и социально значимых районных целевых программ в условиях снижения бюджетных возможностей вследствие замедления развития экономики;
ожидаемое сокращение объемов финансовой помощи из республиканского бюджета в рамках проводимой на республиканском уровне политики оптимизации межбюджетных отношений с муниципалитетами;
необходимость выполнения норм и требований законодательства Российской Федерации, принятых в рамках проводимой в Российской Федерации бюджетной реформы;
необходимость реализации мер по повышению доступности и качества оказываемых населению бюджетных услуг, увеличения бюджетной обеспеченности во всех сферах социально-культурной сферы;
высокая степень потребности в инвестициях практически во всех областях государственной деятельности, включая сферы здравоохранения, образования, социальной защиты, жилищно-коммунального хозяйства, транспортного обеспечения.
Наряду с вышеперечисленными объективными факторами существуют некоторые системные недостатки и нерешенные проблемы в сфере управления муниципальными финансами:
недостаточная увязка стратегического планирования с бюджетным планированием, слабость комплексной оценки всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, тарифных, нормативного регулирования), применяемых для достижения целей государственной политики;
сложившаяся организационно-правовая структура бюджетной сети, не способствующей развитию конкуренции и устранению барьеров на пути привлечения частного сектора к оказанию муниципальных услуг;
наличие условий и стимулов для неоправданного увеличения бюджетных расходов, недостаточность условий для мотивации органов местного самоуправления, а также бюджетных учреждений в повышении эффективности бюджетных расходов и своей деятельности в целом;
потребность в совершенствовании методик оценки деятельности органов местного самоуправления, в том числе оценки эффективности использования ими финансовых ресурсов;
недостаточно увязанное с бюджетным процессом применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты;
ограниченный опыт внедрения муниципальных заданий;
необходимость повышения эффективности деятельности отдельных муниципальных унитарных предприятий, организаций ряда отраслей экономики, таких как сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство;
недостаточная заинтересованность органов местного самоуправления сельских поселений в наращивании собственной доходной базы в условиях высокой степени зависимости от финансовой помощи из республиканского бюджета Батыревского района;
наличие неучтенных и бесхозяйных объектов недвижимости и инженерной инфраструктуры;
пробелы в системе контроля (аудита) за эффективностью использования бюджетных средств, в том числе при осуществлении бюджетных закупок.
В целом реализация Программы направлена на дальнейшее развитие сформированного в результате антикризисных мер механизма муниципальных гарантий и социальной поддержки населения района, обеспечение устойчивого функционирования социально-культурной сферы, наращивание объема и качества бюджетных услуг и услуг общественной инфраструктуры, поиск новых форм социальной защиты населения, включая меры по обеспечению и содействию занятости населения Батыревского района.
III. Основные цель и задачи Программы
Цель Программы – создание условий для дальнейшего повышения эффективности деятельности публично-правовых образований по выполнению муниципальных функций и обеспечению потребностей граждан и общества в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития Батыревского района.
Базовым условием реализации Программы является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Батыревского района.
Для достижения цели Программы необходимо создание механизмов, направленных на решение следующих основных задач:
усиление роли бюджета Батыревского района в решении вопросов модернизации и инновационного развития экономики Батыревского района;
четкое определение сфер ответственности как публично-правовых образований, так и органов местного самоуправления Батыревского района;
обеспечение более тесной увязки стратегического и бюджетного планирования и целеполагания бюджетных расходов с мониторингом достижения заявленных целей;
создание условий для повышения эффективности деятельности публично-правовых образований по обеспечению муниципальных услуг;
создание механизмов стимулирования участников бюджетного процесса к повышению эффективности бюджетных расходов и проведению структурных реформ;
повышение прозрачности и подотчетности деятельности органов органов местного самоуправления Батыревского района, в том числе за счет внедрения требований к публичности показателей их деятельности;
обеспечение более тесной увязки между количеством и составом имущества, находящегося в собственности публично-правовых образований, и полномочиями органов местного самоуправления Батыревского района.
Для обеспечения реализации указанных задач в 2011 и 2012 годах предлагается принять решения по следующим основным направлениям:
обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Батыревского района;
развитие программно-целевых принципов формирования бюджета, включая подготовку перехода к программному бюджету;
повышение эффективности оказания муниципальных услуг путем совершенствования системы муниципальных заданий и реструктуризации бюджетной сети с учетом новых требований действующего законодательства;
повышение эффективности управления муниципальным имуществом;
совершенствование инструментов управления и контроля на всех стадиях муниципальных закупок;
развитие механизмов заинтересованности муниципальных образований в повышении эффективности местных бюджетов;
совершенствование муниципального финансового контроля и внедрение внутреннего контроля;
развитие информационной составляющей системы управления муниципальными финансами.
Содержанию реформ по указанным направлениям посвящены соответствующие разделы Программы. Реализация предлагаемых мер создаст организационные и правовые предпосылки для повышения эффективности бюджетных расходов по конкретным направлениям (отраслям экономики и социальной сферы) государственной политики.
Экономический эффект от реализации Программы будет выражаться в развитии организационных и правовых предпосылок для повышения эффективности бюджетных расходов по конкретным направлениям (отраслям экономики и социальной сферы) государственной политики.
IV. Долгосрочная сбалансированность и устойчивость
бюджетной системы Батыревского района
Необходимым условием решения задач Программы являются долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы Батыревского района.
Устойчивость бюджетной системы – это состояние общественных финансов, при котором обеспечиваются нормальное функционирование субъекта публичной власти, реализация всех закрепленных за ним полномочий на основе полного и своевременного финансирования предусмотренных по бюджету расходов, включая погашение и обслуживание внутреннего долга. Устойчивость бюджетной системы позволяет судить о прочности финансовой основы деятельности субъекта публичной власти. Анализ устойчивости бюджета позволяет инвесторам реально оценить риск вложения капитала в экономику района.
Устойчивость бюджетной системы обеспечивается в первую очередь балансом между располагаемыми доходами и бюджетными расходами не только в пределах года, но и в будущих бюджетных периодах, особенно в условиях меняющейся экономики, конъюнктуры.
Несмотря на положительные изменения в системе межбюджетных отношений, достигнутые в ходе бюджетно-налоговых реформ, сохраняются существенные диспропорции между объемом принятых муниципалитетами расходных обязательств и объемом располагаемых доходов, являющиеся причиной возникновения дефицита местных бюджетов. Таким образом, когда перед органами местного самоуправления стоит задача социально-экономического развития территорий и качественной реализации возложенных полномочий, вопрос преодоления системного дефицита для большинства муниципалитетов весьма актуален.
В Батыревском районе в 2011–2013 годах исходя из разных сценариев развития индекс промышленного производства прогнозируется на уровне – 100,0 –102,0 процента, и 101,2–103,5 процента и 102,6–104,0 процента соответственно к предыдущим годам, рост инвестиций в основной капитал по всем источникам финансирования – 101,0–102,0 процента, 102,1–103,6 процента и 104,0–106,0 процента. Указанные показатели одобрены постановлением Главы Батыревского района от 27 октября 2010 г. № 541 «Об основных показателях прогноза социально-экономического развития Батыревского района на 2011 год и на период до 2013 года» и легли в основу формирования бюджета Батыревского района на следующий год.
При расчете доходной базы бюджетов Батыревского района на 2011 год учтены также вступившие в силу с 1 января 2011 г. изменения в налоговом законодательстве.
Учтено увеличение нормативов зачисления в бюджет муниципального района единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности – с 90 до 100 процентов, единого сельскохозяйственного налога – с 30 до 35 процентов.
При этом темпы налоговых поступлений будут несколько опережать темпы выхода из падения объемных показателей, что свидетельствует о присутствии диверсифицированной экономики.
В номинальном выражении доходы консолидированного бюджета Батыревского района прогнозируются в 2011 году в сумме 460927,7 тыс. рублей, в том числе собственные доходы (налоговые и неналоговые доходы) – 89292,2 тыс. рублей.
Проблема несбалансированности проявляется особенно в период финансового кризиса, когда ухудшение условий функционирования экономики приводит к замедлению роста или снижению доходов бюджетов, а расходные обязательства сохраняются практически на прежнем уровне. Дефицит становится угрозой выполнения социальных обязательств района, и для его преодоления применяются все методы мобилизации доходов и оптимизации использования бюджетных средств, направленные на обеспечение баланса. Когда возможности привлечения традиционных доходных источников (налоги, сборы, отчисления и др.) и сокращения расходов исчерпаны, на покрытие дефицита бюджета направляются заемные средства. Формирование эффективного механизма заимствований, позволяющего привлекать дополнительные ресурсы при минимальных издержках, – суть долговой политики Батыревского района, нацеленной прежде всего на преодоление дефицитности местного бюджета и достижение его сбалансированности.
В связи с этим проведение предсказуемой и ответственной бюджетной политики является важнейшей предпосылкой для обеспечения макроэкономической стабильности экономики, которая:
создает базовые условия для устойчивого экономического роста, улучшения инвестиционного климата, диверсификации и повышения конкурентоспособности субъектов экономики, основанной на инновационном развитии;
ведет к созданию новых рабочих мест, требующих привлечения трудовых кадров высокой квалификации;
определяет достижение ключевой конечной цели стратегии социально-экономического развития Батыревского района – роста уровня и качества жизни населения.
Ухудшение условий функционирования экономики вследствие макроэкономической нестабильности неизбежно приводит к замедлению роста или, в особо неблагоприятных условиях, к снижению доходов бюджетов бюджетной системы, то есть к сокращению возможностей публично-правовых образований не только для достижения заявленных долгосрочных стратегических целей, но и для исполнения принятых публичных обязательств перед гражданами.
Для обеспечения долгосрочной устойчивости и стабильности бюджетной системы Батыревского района необходимо установление и соблюдение четко сформулированных принципов ответственной бюджетной политики, к которым относятся:
консервативность и надежность экономических прогнозов и предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования;
наличие и соблюдение при выработке средне- и долгосрочной бюджетной политики критериев (показателей) реалистичности и устойчивости бюджета Батыревского района;
полнота и точность учета и прогнозирования финансовых и других ресурсов, которые могут быть направлены на достижение целей муниципальной политики (включая в том числе бюджетные ассигнования, налоговые льготы, гарантии и имущество);
ограничение бюджетного дефицита, муниципального долга и недопущение кредиторской задолженности;
принятие новых расходных обязательств при наличии четкой оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований на весь период их исполнения;
соблюдение установленных бюджетных ограничений при принятии новых расходных обязательств, в том числе при условии и в пределах реструктуризации (сокращения) ранее принятых обязательств (в случае необходимости);
систематический анализ и управление рисками в бюджетно-налоговой сфере, в том числе оценка средне- и долгосрочных последствий принятия новых расходных (условных) обязательств или тенденций, приводящих к дополнительным расходам, с учетом стабильности и предсказуемости бюджетных доходов.
Для реализации указанных выше принципов планируется принять следующие основные меры:
формирование долгосрочного прогноза социально-экономического развития Батыревского района (на срок не менее 20 лет), формирование бюджета на основе долгосрочного бюджетного прогнозирования;
использование для целей бюджетного планирования консервативного макроэкономического прогноза;
создание общих (инфраструктурных) условий для повышения деловой активности на территории Батыревского района путем активизации предпринимательской деятельности посредством разработки различных программ экономического развития территорий, отдельных направлений, отраслей и секторов; стимулирование деловой активности за счет предоставления различного рода налоговых, имущественных и иных неналоговых преференций, за счет предоставления бюджетных кредитов и гарантий; стимулирование деятельности местных производителей и субъектов малого предпринимательства на основе механизма конкурсных закупок продукции, товаров, работ и услуг для муниципальных нужд;
совершенствование администрирования собственных налоговых и неналоговых доходов, исключение возможности генерации неплатежей со стороны бюджетов;
оптимизация числа налоговых льгот, а также отражение (в случае применения налоговых льгот в рамках муниципальной программы) целей их предоставления в соответствующих муниципальных программах с регулярной оценкой их влияния на достижение заявленных программами целей;
сокращение наименее эффективных видов финансовой помощи, повышение концентрации межбюджетных трансфертов на важнейших приоритетных направлениях;
уточнение формы и порядка ведения реестра расходных обязательств с его взаимной увязкой с реестром муниципальных контрактов и введением правил корректировки (пересчета) объемов действующих расходных обязательств;
обеспечение формирования и реализации районной адресной инвестиционной программы, включающей планируемые и достигаемые результаты осуществления инвестиционных расходов;
формализация порядка и критериев инициирования и принятия решений по введению новых (увеличению действующих) расходных обязательств с усилением ответственности органов местного самоуправления Батыревского района и органов местного самоуправления сельских поселений за достоверность оценки их объемов и сроков исполнения;
совершенствование организации и методологии прогнозирования кассового исполнения бюджета Батыревского района с установлением ответственности главных распорядителей средств бюджета Батыревского района за качество и соблюдение показателей кассового плана;
развитие механизма эффективного управления муниципальным имуществом муниципальными унитарными предприятиями и муниципальными учреждениями, пакетами акций и объектами недвижимости).
Несмотря на то, что доля собственных доходов бюджета Батыревского района возрастет от 32,2 процента в 2010 году до 32,5 в 2011 году, существующая доходная база бюджета Батыревского района и сельских бюджетов предопределяет зависимость бюджетной системы Батыревского района от республиканской поддержки в виде трансфертов, других видов денежной помощи, федеральных и республиканских программ. Кроме того, особенностью российской налоговой системы является закрепление баз налоговых доходов за муниципалитетами, несоразмерное с их расходными обязательствами. Практически ни один элемент налоговой базы, кроме относительно небольших источников (налоги на имущество), не относится напрямую к источникам доходов местных бюджетов. Закрепление дополнительного норматива отчислений от налога на доходы физических лиц не решило проблему пополнения доходов бюджетов в связи с кризисными явлениями в экономике. Имеет место также системное недополучение доходов по причине предусмотренных законодательством Российской Федерации налоговых льгот.
Эти особенности приводят к низкой предсказуемости налоговых доходов, распылению усилий органов местного самоуправления муниципалитетов в области налогообложения. Вместе с тем ограничен инструментарий муниципалитетов по установлению прямой зависимости между объемом и качеством услуг и доходной базой для их финансирования, что приводит к дисбалансу общественного и частного секторов.
Все это предполагает необходимость жесткой экономии и оптимизации расходов бюджетов Батыревского района и наращивание собственного экономического и доходного потенциала.
В бюджете Батыревского района безвозмездные поступления из республиканского бюджета Чувашской Республики предусмотрены на 2011 год в сумме 371635,5 тыс. рублей.
Около 30 процентов в межбюджетных трансфертах занимает дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности. В 2011 году это 105578,5 тыс. рублей, или на 27491,6 тыс. рублей (на 20,6 процента) меньше, чем в 2010 году. По Чувашии в целом рост на 17,6 процента.
При этом на федеральном уровне планируются необходимые предпосылки для обеспечения стабильности местных бюджетов, прежде всего путем стабилизации доходной базы местных бюджетов, а также создания устойчивых стимулов для соответствующих органов местного самоуправления по ее наращиванию, а именно:
поэтапно сократить установленные федеральными законами льготы по местным налогам;
усилить действенность требований по зачислению налоговых доходов в местные бюджеты по месту деятельности предприятий, а также снизить негативные последствия использования трансфертного ценообразования с целью недопущения перемещения налоговой базы между муниципалитетами;
повысить использование потенциала имущественных налогов и земельного налога, а также ускорить подготовку введения налога на недвижимость;
обеспечить доступность для финансовых органов муниципальных образований информации о выполнении юридическими лицами обязательств по уплате налогов и других платежей, поступающих в местные бюджеты;
стабилизировать методику и распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципалитетов, а также перевести налоговые доходы, распределяемые по дифференцированным нормативам или долям, в межбюджетные трансферты;
создать механизм поддержки ликвидности счетов местных бюджетов, основанный на предоставлении Федеральным казначейством из федерального бюджета муниципальным образованиям краткосрочных бюджетных кредитов, в том числе беспроцентных, на покрытие временных кассовых разрывов;
разработать методические рекомендации (типовые методики) по прогнозированию доходов бюджетов муниципальных образований;
повысить эффективность взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при администрировании налогов и других платежей;
расширить права регионов по установлению по единым принципам для отдельных типов муниципальных образований нормативов отчислений в местные бюджеты от налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации, а также закрепить нормативы отчислений от единого сельскохозяйственного налога и налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за местными бюджетами.
Перечисленные меры приведут Батыревский район и входящие в его состав сельские поселения к определенному положительному результату на этапе преодоления кризисных явлений в экономике, сориентируют органы местного самоуправления на проявление самостоятельности, инициативы и ответственности, обеспечат последовательное внедрение и расширение новых принципов взаимодействия между властью и бизнесом, станут показателем наличия политической воли к достижению основных целей и ценностей демократических рыночных реформ в сельских поселениях и в Батыревском районе в целом с учетом специфики ее социально-экономического положения и культурных особенностей.
Для надежной сбалансированности бюджета Батыревского района необходимо эффективное управление муниципальным долгом. Батыреваский район объективно является муниципалитетом с ограниченным налоговым потенциалом и высокой плотностью населения, предопределяющей существенный объем социальных расходов. Кроме того, высока потребность в капитальных вложениях практически во все области муниципальной деятельности (здравоохранение, образование, культура, социальная защита, жилищно-коммунальное хозяйство, транспортное обеспечение). В этих условиях существует необходимость привлечения заемных финансовых ресурсов для осуществления инвестиционных расходов.
Для дальнейшего внедрения указанных выше принципов планируется реализовать следующие меры:
повышение эффективности муниципальных заимствований Батыревского района и оптимизация структуры муниципального долга с целью минимизации затрат на его обслуживание, осуществление заимствований в пределах норм, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, применение рыночных инструментов заимствований, а также четкое соблюдение сроков выплаты всех долговых обязательств Батыревского района и обеспечение раскрытия информации о долге;
осуществление заимствований, как правило, на инвестиционные цели;
сохранение репутации добросовестного и эффективного заемщика, обеспечение высокого уровня качества управления муниципальным долгом Батыревского района и доверия инвесторов к экономическим и финансовым действиям и возможностям района.
Социально-экономическое развитие района в ближайшее время будет происходить в условиях относительно низких доходов. Это потребует от всех участников бюджетного процесса проведения еще более предсказуемой и ответственной бюджетной политики, направленной на достижение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Батыревского района, политики, которая создает базовые условия для устойчивого экономического роста, укрепления доходной базы, улучшения инвестиционного климата, диверсификации и повышения конкурентоспособности субъектов экономики, основанной на инновационном развитии, ведет к созданию рабочих мест и росту уровня и качества жизни населения.
V. Совершенствование разграничения полномочий
и организации деятельности публично-правовых образований
Наряду с обеспечением долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Батыревского района для реализации целей и задач Программы необходимо четкое определение полномочий (прав и ответственности) и принципов деятельности федеральных и республиканских органов государственной власти, органов местного самоуправления районов и сельских поселений.
Это является необходимым условием для устранения избыточных и дублирующих функций и полномочий органов местного самоуправления района и сельских поселений, наличие которых приводит как к увеличению бюджетных расходов, так и к размыванию ответственности за результаты деятельности.
Законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики уже закреплены основы деятельности публично-правовых образований – разграничены доходные и расходные полномочия между органами государственной власти и органами местного самоуправления, что предполагает независимость каждого уровня публичной власти в финансовых вопросах и четко расписывает сферу ответственности каждого.
С 2006 года в Батыревском районе введен в действие в полном объеме Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», построены межбюджетные отношения с бюджетами сельских поселений, которые основаны на принципах, создающих стабильные долговременные условия для формирования местных бюджетов и сокращения дифференциации уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
В районе проводится комплексная оценка уровня социально-экономического развития сельских поселений, ведется ежемесячный мониторинг оценки качества управления финансами и платежеспособности сельских поселений при предоставлении финансовой помощи, в основе которого лежит система индикаторов, отражающих ключевые факторы платежеспособности, определяющие текущее финансовое состояние и потенциальные финансовые возможности, устойчивость по отношению к воздействию негативных внешних факторов, уровень методологического и нормативно-правового обеспечения бюджетного процесса, результаты внедрения передовых практик управления финансами, доступность и объективность информации о финансово-экономическом состоянии территории. Результаты оценки качества управления финансами и платежеспособности сельских поселений публикуются в сети Интернет. Для стимулирования органов местного самоуправления сельских поселений к улучшению показателей социально-экономического развития в составе иных межбюджетных трансфертов бюджетам сельских поселений предусмотрены дотации на поощрение достижения наилучших показателей деятельности органов местного самоуправления сельских поселений, распределение которых осуществляется на основе оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления сельских поселений района.
В целом межбюджетные отношения с органами местного самоуправления строятся таким образом, чтобы муниципалитеты в большей степени ориентировались на собственные силы и собственную компетенцию, а суммы финансовой помощи из республиканского бюджета должны оптимизироваться. Реализация указанного принципа в условиях весьма ограниченных ресурсов республики и с учетом проводимой на современном этапе бюджетной реформы становится важнейшей задачей.
Дальнейшее развитие федерального законодательства, законодательства Чувашской Республики в этой сфере будет исходить из следующих принципов:
усиление заинтересованности Батыревского района и сельских поселений в самостоятельном формировании своих расходных обязательств исходя из интересов и предпочтений местных сообществ и общих приоритетов государственной политики в соответствующих сферах;
недопустимость возникновения «необеспеченных мандатов» и решений органов местного самоуправления Батыревского района, влекущих возникновение выпадающих доходов;
объективная, формализованная и прозрачная система межбюджетных трансфертов;
наличие стимулов для повышения эффективности муниципального управления и при необходимости санкций, обеспечивающих соблюдение нормативно установленных требований и финансовой дисциплины.
Публично-правовые образования, а также созданные ими органы управления и казенные учреждения в рамках реализации принятых на федеральном уровне законодательных норм наделяются статусом юридического лица и будут выступать в гражданских правоотношениях только от имени соответствующего публично-правового образования. Большинство нынешних бюджетных учреждений, как и автономные учреждения, получат возможность действовать от своего имени, иметь собственное имущество и доходы, в том числе получая субсидии из бюджетов на оказание муниципальных услуг.
Эффективное решение обозначенных в настоящем разделе задач позволит получить реальное снижение бюджетных расходов на местное самоуправление.
VI. Муниципальные программы как инструмент повышения
эффективности бюджетных расходов
Для формирования и систематизации целей и задач субъектов бюджетного планирования в Батыревском районе была сформирована система целей социально-экономического развития района исходя из следующих основных документов среднесрочного планирования:
Стратегия социально-экономического развития Батыревского района до 2020 года;
Постановления главы администрации Батыревского района, направленные на определение основных направлений бюджетной политики, формирование современной инфраструктуры, развитие малого и среднего предпринимательства, формирование инновационной среды и информационных технологий, развитие человеческого потенциала, обеспечение опережающего развития эффективной системы непрерывного образования, физической культуры и спорта, здорового образа жизни;
территориальная комплексная схема территориального планирования Батыревского района, генеральные планы сельских поселений;
районные целевые программы и комплексные программы социально-экономического развития муниципальных образований, стратегии развития отдельных отраслей экономики.
Данные документы являются ключевыми в системе муниципального планирования, взаимоувязаны между собой, направлены на изменение стандартов жизни и повышение уровня благосостояния населения Батыревского района. В соответствии с постановлением главы администрации Батыревского района от 15 апреля 2005 г. № 198 «Об утверждении Стратегического плана действий управлений, отделов администрации Батыревского района и бюджетных учреждений на 2005–2006 годы и Методики оценки результативности и эффективности их деятельности» еще в 2005 году были разработаны и утверждены Стратегический план действий органа местного самоуправления района на два года с установлением поквартальных и годовых показателей достижения цели и поставленных задач, Методика оценки результативности и эффективности деятельности отделов, управлений администрации Батыревского района и бюджетных учреждений.
В течение 2005 и 2006 годов в районе было осуществлено внедрение механизма финансирования расходов на содержание органов местного самоуправления Батыревского района с учетом оценки качества и результативности их деятельности на базе программного комплекса «Оценка результативности бюджетных расходов субъектов бюджетного планирования на основе докладов о результатах и основных направлениях деятельности».
С 2008 года в районе внедрен механизм разработки доклада об основных направлениях деятельности органов местного самоуправления.
Следует отметить, что хотя разработка ДРОНДа в целом способствует увязке информации о целях, задачах и результатах деятельности с фактическими и планируемыми объемами бюджетного финансирования, фактическое выделение финансовых ресурсов, необходимых на достижение заявленных целей и задач, производится в отрыве от содержания ДРОНДов. Обоснование бюджетных ассигнований недостаточно увязано с показателями непосредственного и (или) конечного результата использования бюджетного ассигнования (результата деятельности субъекта бюджетного планирования).
На уровне Российской Федерации в качестве одного из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов как составной части эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления предлагается принять программно-целевой принцип организации их деятельности.
В рамках перехода на новый принцип планирования распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 1101-р утверждена Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, в которой, наравне с уже действующими федеральными целевыми программами и ведомственными целевыми программами, вводится более широкое понятие государственной программы Российской Федерации.
Новый принцип планирования также предлагается внедрить на уровне Батыревского района.
Муниицпальная программа Батыревского района (далее – муниципальная программа) – документ, определяющий цель, задачи, результаты, основные направления и инструменты государственной политики, обеспечивающий реализацию в установленные сроки Стратегии социально-экономического развития Батыревского района до 2020 года, других крупномасштабных мероприятий районного значения.
В состав муниципальных программ могут включаться районные целевые программы и ведомственные целевые программы Батыревского района. Требования к содержанию, порядку разработки и реализации районных целевых программ и ведомственных программ Батыревского района, включенных в муниципальную программу, определяются постановлением администрации Батыревского района.
Ответственными за разработку и реализацию муниципальных программ являются органы местного самоуправления Батыревского района.
Общими принципами разработки и реализации муниципальных программ являются:
формирование муниципальных программ исходя из четко определенных долгосрочных целей социально-экономического развития и индикаторов их достижения;
определение отделов администрации Батыревского района и других учреждений и организаций, отвечающих за реализацию муниципальной программы (достижение конечных результатов);
установление для муниципальных программ, как правило, измеримых результатов двух типов: конечных результатов, характеризующих удовлетворение потребностей внешних потребителей, и непосредственных результатов, характеризующих объемы и качество оказания муниципальных услуг, прогнозируемых при заданных условиях;
охват муниципальными программами всех сфер деятельности органов местного самоуправления Батыревского района и, соответственно, большей части бюджетных ассигнований, других материальных ресурсов, находящихся в их распоряжении, а также интеграция регулятивных (правоустанавливающих, правоприменительных и контрольных) и финансовых (бюджетных, налоговых, имущественных, кредитных, долговых) инструментов для достижения целей муниципальных программ;
наделение органов местного самоуправления Батыревского района и их должностных лиц, осуществляющих управление муниципальными программами и их подпрограммами, полномочиями, необходимыми и достаточными для достижения целей программ в соответствии с принципами и требованиями проектного управления;
проведение регулярной оценки результативности и эффективности реализации муниципальных программ, в том числе внешней экспертизы, оценки их вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития экономики с возможностью их корректировки или досрочного прекращения, а также установление ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации программ.
Предполагается, что состав подпрограмм и планируемые результаты их реализации будут определяться муниципальной программой, а бюджетные ассигнования на их достижение будут утверждаться решением Собрания депутатов Батыревского района о бюджете Батыревского района на очередной финансовый год.
Для реализации вышеизложенных подходов необходимо:
утвердить порядок разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ;
определить перечень муниципальных программ и организовать подготовку проектов муниципальных программ;
определить порядок планирования объемов бюджетных ассигнований бюджета Батыревского района на реализацию муниципальных программ на среднесрочный период с учетом необходимости его увязки с бюджетным процессом.
VII. Переход к программной структуре расходов
бюджета Батыревского района
Внедрение нового программно-целевого принципа организации деятельности органов местного самоуправления Батыревского района и необходимость создания условий для планирования бюджетных ассигнований по новым принципам требуют изменения процесса составления и утверждения бюджета Батыревского района.
При этом предполагается, что в течение ближайших двух-трех бюджетных циклов будут действовать переходные положения, позволяющие формировать программную структуру расходов бюджета Батыревского района в соответствии с проектами муниципальных программ с поэтапным расширением числа программ и подпрограмм, утвержденных в установленном администрацией Батыревского района порядке.
После внесения изменений в бюджетное законодательство утвержденные муниципальные программы, а также отчеты об их реализации предполагается представлять Собранию депутатов Батыревского района. Программная структура должна охватывать значительную часть расходов бюджета Батыревского района.
Необходимо учитывать, что по мере развития программно-целевого принципа организации деятельности органов местного самоуправления Батыревского района будет возрастать необходимость расширения полномочий и ответственности отделов администрации Батыревского района и других учреждений, отвечающих за реализацию соответствующих программ и подпрограмм, уточнения их структуры и полномочий.
Укрупнение структуры расходов позволит существенно сократить количество оснований для внесения изменений в сводную бюджетную роспись бюджета Батыревского района и одновременно расширить полномочия главных распорядителей средств бюджета Батыревского района в формировании и ведении собственных бюджетных росписей.
Внедрение принципов формирования программного бюджета предполагает сохранение и усиление роли существующих инструментов бюджетного планирования: реестра расходных обязательств, адресной инвестиционной программы, обоснований бюджетных ассигнований.
VIII. Оптимизация функций муниципального
управления и повышение эффективности их обеспечения
Данное направление Программы предполагает продолжение реализации административной реформы. Основной акцент будет сделан на проектном принципе организации деятельности органов местного самоуправления, в том числе на применении его в процессе реализации муниципальных программ и организации процедур внутреннего контроля деятельности соответствующих отделов.
Основными направлениями повышения эффективности деятельности отделов администрации Батыревского района и других учреждений (выполнения возложенных на них функций, в том числе по осуществлению юридически значимых действий) должны стать:
противодействие коррупции и снижение административных барьеров;
совершенствование контрольно-надзорной деятельности;
оптимизация состава и полномочий органов местного самоуправления Батыревского района, результатом которой должно стать сокращение дублирования функций и полномочий, а также оптимизация численности муниципальных служащих Батыревского района;
передача функций органов местного самоуправления Батыревского района, не отнесенных к основному виду деятельности, специализированным организациям, создаваемым для обслуживания одновременно нескольких органов, или размещение муниципальных заказов на соответствующие услуги (аутсорсинг);
повышение мотивации руководителей отделов администрации Батыревского района в отношении оптимизации предельной численности работников аппарата;
формирование «электронного правительства», в том числе переход на оказание услуг по осуществлению юридически значимых действий органами местного самоуправления Батыревского района в электронной форме;
оптимизация межведомственного взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий путем раскрытия информации о деятельности органов местного самоуправления Батыревского района.
Отделами администрации Батыревского района и другими учреждениями должны быть утверждены и реализованы отраслевые (ведомственные) планы повышения эффективности бюджетных расходов в сферах их компетенции.
Кроме того, Отделами администрации Батыревского района и другими учреждениями должны быть приняты планы повышения качества финансового менеджмента, а финансовым отделом Батыревского района - организованы его мониторинг и оценка.
Необходимо совершенствовать методики оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления Батыревского района, в которых целесообразно предусмотреть параметры отчетности об эффективности расходов, оценку результатов, достигнутых по отношению к планам, установление при возможности соответствующих критериев для измерения качества, количества и стоимости конечных результатов деятельности организаций и т.д.
Важной сферой оптимизации деятельности публично-правовых образований является управление муниципальной собственностью, для повышения эффективности которого предлагается реализация мер по следующим основным направлениям:
упорядочение состава имущества публично-правовых образований и обеспечение его учета;
проведение полной инвентаризации объектов, находящихся в муниципальной собственности Батыревского района, и оформление прав на них;
замена практики передачи имущества, специально приобретенного за счет бюджетных средств одного публично-правового образования, другому публично-правовому образованию путем предоставления субсидий на соответствующие цели, распределяемых по прозрачным критериям (за исключением случаев оборота имущества, передаваемого в целях обеспечения полномочий публично-правовых образований);
совершенствование системы показателей оценки эффективности использования муниципального имущества;
совершенствование методики оценки эффективности использования муниципального имущества, доходов от его использования в бюджеты бюджетной системы Батыревского района;
ужесточение контроля за соблюдением установленных процедур предоставления в собственность (сдачи в аренду) земельных участков и помещений, находящихся в муниципальной собственности, усиление контроля за деятельностью организаций, использующих в своей хозяйственной деятельности муниципальное имущество;
проведение анализа перечня изъятых из оборота и ограниченных в обороте земель, оценка их эффективности с целью дальнейшей оптимизации земельного фонда;
оптимизация сети муниципальных унитарных предприятий, приватизация имущества, не обеспечивающего выполнение муниципальных функций, совершенствование приватизационных процедур;
формирование экономически обоснованной дивидендной политики;
постоянная актуализация информационной базы рыночной оценки объектов муниципального имущества;
расширение системы использования муниципальных ликвидных активов в качестве залогового инструмента при привлечении заимствований.
IX. Повышение эффективности предоставления
муниципальных)услуг
Существующая в настоящее время система бюджетных учреждений, сформированная в иных социально-экономических условиях, до сих пор функционирует в отрыве от современных требований к развитию государственного сектора. А органы власти осуществляют содержание существующей сети бюджетных учреждений вне зависимости от объема и качества оказываемых ими государственных услуг.
Количество бюджетных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета Батыревского района и бюджетов сельских поселений, в настоящее время составляет 178 единиц.
В районе много сделано по совершенствованию, реструктуризации и оптимизации бюджетных учреждений. В межбюджетных отношениях ряд лет применяется принцип подушевого распределения финансовых ресурсов.
В Батыревском районе осуществлена полномасштабная реструктуризация бюджетной сети. Например, прошли реструктуризацию 18 школ, создано 11 базовых школ. Сокращение малокомплектных школ и создание базовых школ привели к значительному повышению уровня образовательного процесса. Повысилась возможность выпускников школ для поступления в вузы, а переход на систему подушевого финансирования образовательных услуг стал реальной гарантией качественного образования вне зависимости от места предоставления услуг – в сельской или городской местности.
В районе осуществляется поэтапная работа по переходу на одноканальное финансирование системы здравоохранения через систему обязательного медицинского страхования, что позволяет переходить на осуществление расчетов за оказанные услуги по полным тарифам на основе стандартов оказания медицинской помощи.
Серьезная работа проделана по совершенствованию системы оплаты труда в бюджетных учреждениях, направленная на стимулирование персонала на повышение качества услуг. С 1 января 2009 г. все учреждения, финансируемые из бюджета Батыревского района и бюджетов сельских поселений, переведены на отраслевые системы оплаты труда.
В последнее время осуществляется перевод бюджетных учреждений в автономные. По состоянию на 1 марта 2011 г. созданы 2 автономных учреждения – АУ «Культурно-досуговый центр Батыревского района» и АУ дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа – физкультурно-спортивный комплекс «Паттар». Это явилось предварительным этапом совершенствования деятельности бюджетных учреждений, направленным на создание предпосылок для повышения качества оказания муниципальных услуг, внедрения элементов рыночности в деятельность муниципальных учреждений, обеспечения больших возможностей для ускоренного развития наиболее успешных муниципальных учреждений.
Вместе с тем в разрезе конкретных учреждений действует принцип финансирования исходя из необходимости содержания существующих мощностей, а не исходя из объемов оказываемых услуг. Планирование в основном осуществляется методом индексации расходов, в результате чего отсутствует стимул к оптимизации расходов в части как их совокупных объемов, так и структуры.
Одним из ключевых элементов бюджетной реформы, нацеленной на переход от системы управления затратами к системе управления по результатам, является реформирование бюджетной сети, осуществляемое в рамках реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Закон № 83-ФЗ).
Целями данного направления Программы являются:
повышение доступности и качества муниципальных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры и других социально значимых сферах;
привлечение и сохранение в бюджетной сфере высокопрофессиональных кадров;
создание условий для оптимизации бюджетной сети;
развитие материально-технической базы муниципальных учреждений, в том числе за счет более активного привлечения средств из внебюджетных источников;
снижение неустановленных видов оплаты услуг муниципальных учреждений;
внедрение в деятельность муниципальных учреждений элементов конкурентных отношений.
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие взаимосвязанные задачи:
совершенствование правового статуса муниципальных учреждений;
внедрение новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг;
повышение открытости деятельности учреждений, оказывающих муниципальные услуги, для потребителей этих услуг.
В соответствии с изменениями, внесенными Законом № 83-ФЗ в Гражданский кодекс Российской Федерации, государственное или муниципальное учреждение может создаваться в форме бюджетного (нового типа), автономного или казенного учреждения.
Выбор соответствующего правового статуса должен осуществляться с учетом возможности функционирования учреждения на основе рыночных принципов.
Предполагается изменить механизмы финансового обеспечения бюджетных учреждений (с расширенным объемом прав), оказывающих муниципальные услуги:
перевести их в течение 2012 года со сметного финансового обеспечения их деятельности на предоставление им субсидий на выполнение муниципальных заданий;
предоставить право бюджетным учреждениям (с расширенным объемом прав) зачислять доходы от приносящей доходы деятельности в самостоятельное распоряжение этих учреждений;
исключить субсидиарную ответственность Батыревского района по обязательствам бюджетных учреждений (с расширенным объемом прав);
расширить права бюджетных учреждений по распоряжению любым закрепленным за ними движимым имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, перечень которого устанавливает орган местного самоуправления, выполняющий функции учредителя соответствующего учреждения.
Создание нового типа муниципальных учреждений – казенного учреждения, статус которого, по сути, совпадает с ранее закрепленным в законодательстве Российской Федерации статусом бюджетного учреждения, будет сопровождаться дополнительным ограничением в виде зачисления всех доходов, полученных от приносящей доход деятельности, в соответствующий бюджет. При этом процедура перевода бюджетных учреждений в казенные учреждения должна обеспечить минимизацию организационных мероприятий, связанных с изменением статуса казенных учреждений, и сведение их только к внесению изменений в устав (типовой устав) учреждения или положение о нем.
До 1 июля 2012 г. устанавливается переходный период, который позволит как бюджетным учреждениям с расширенным объемом прав, так и казенным учреждениям функционировать в прежнем правовом режиме.
В переходный период следует принять ряд законодательных и иных нормативных правовых актов Батыревского района. Администрацией Батыревского района принято специальное распоряжение по данному вопросу, которым утверждены график разработки документов и ответственные исполнители. Необходимы дополнительные решения на федеральном и республиканском уровне, в том числе по установлению стандартов оказываемых услуг.
Кроме того, необходимо принять меры, направленные на создание для отделов администрации Батыревского района и других учреждений условий и стимулов по оптимизации сети подведомственных учреждений, в том числе установление правил сохранения объемов бюджетных ассигнований отделам администрации Батыревского района и другим учреждениям – главным распорядителям средств бюджета Батыревского района при реорганизации (слиянии, присоединении) или ликвидации ими подведомственных учреждений (при условии сохранения объема и качества предоставляемых ими услуг).
Перевод бюджетных учреждений на предоставление субсидий на оказание муниципальных услуг потребует совершенствования практики формирования муниципальных заданий для муниципальных учреждений и их финансового обеспечения.
Муниципальные задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности будет устанавливать орган местного самоуправления Батыревского района, осуществляющий функции и полномочия его учредителя.
Для обеспечения реализации полномочий бюджетных учреждений необходимо реализовать заложенный в Бюджетном кодексе Российской Федерации принцип использования проектов муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг при планировании бюджетных проектировок.
В этих целях отделам администрации Батыревского района и другим учреждениям, разрабатывающим проекты муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг муниципальными учреждениями Батыревского района, необходимо в рамках подготовки проекта бюджета Батыревского района разрабатывать и представлять в финансовый отдел администрации Батыревского района сводные показатели муниципальных заданий.
X. Совершенствование инструментов управления и повышения
эффективности при муниципальных закупках
В условиях посткризисного развития финансовой системы усиление контроля расходования бюджетных средств на всех стадиях осуществления муниципальных закупок является одной из наиболее актуальных задач бюджетной политики Батыревского района. Только полная информационная открытость в сфере муниципальных закупок позволит добиться прозрачности и эффективности использования бюджетных средств.
В настоящее время в Российской Федерации отсутствует полноценное правовое регулирование имущественных отношений с участием публично-правовых образований, не основанных на административном или ином властном подчинении одной стороны другой (контрактных отношений). Для его создания необходимо формирование в Российской Федерации комплексной контрактной системы.
Мероприятия Программы в данном направлении взаимоувязаны с процессом формирования в Российской Федерации комплексной контрактной системы. Одним из инструментов, объединяющим элементы контрактной системы, будет являться официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд. За счет функционирования такого сайта будет обеспечена возможность проведения мониторинга заключения, изменения и исполнения контрактов и анализа стоимостной информации. Заказчикам будет предоставлена возможность доступа к методической и правовой информации по вопросам, связанным с планированием закупок, размещением заказов и исполнением контрактов, путем выделения в рамках официального сайта информационно-справочного блока.
Совместное применение программного комплекса «WEB-Торги-КС» с системой планирования и исполнения бюджета «Бюджет-КС» позволяет значительно повысить финансовую дисциплину муниципальных заказчиков, начиная с момента формирования заявки на закупку и заканчивая финансированием муниципальных контрактов, что достигается возможностями комплексного программного решения.
Кроме того, дополнительно предусматривается совершенствование в пределах установленных полномочий нормативно-правовых актов Батыревского района, регламентирующего управление муниципальными закупками, предусматривающее:
создание и внедрение единой товарно-информационной системы, объединяющей всю информацию по закупкам для муниципальных нужд и позволяющей обществу контролировать расходование бюджетных средств;
определение начальных цен продукции для разных ее типов, проведение мониторинга цен, предметов закупки, производителей и поставщиков товаров, работ и услуг;
переход на планирование закупок для муницпальных нужд на среднесрочный период в составе прогнозов социально-экономического развития, разрабатываемых в составе документов для формирования бюджета Батыревского района на очередной финансовый год;
использование в бюджетном процессе планов закупок бюджетополучателей в качестве обязательных приложений к бюджетным заявкам на очередной финансовый год, представление сведений об исполнении планов закупок главными распорядителями средств бюджета Батыревского района в составе отчетов об исполнении бюджета за финансовый год, а также в докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования;
закрепление в качестве обязательных требований применения для организаций, осуществляющих производство тепловой энергии, передачу электрической энергии, услуги по водоснабжению и (или) очистке сточных вод, по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов, процедур, установленных законодательством при размещении заказов для муниципальных нужд, через механизмы установления тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
учет стоимости последующей эксплуатации продукции, обладающей длительным жизненным циклом;
повышение роли и потенциала субъектов бюджетного планирования в системе муниципальных закупок, в том числе функций мониторинга, рассмотрения жалоб, применения информационных технологий и повышения квалификации;
установление обязанности заказчика применять санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту.
Указанные меры позволят:
значительно повысить контроль за осуществлением муниципальных закупок;
усилить взаимосвязь бюджетного процесса и процедур планирования закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд, размещения заказов на их поставки и исполнения муниципальных контрактов, заключаемых по итогам размещения заказов;
обеспечить планирование бюджетных ассигнований исходя из муниципального задания, взаимоувязки реестра расходных обязательств с реестром муниципальных контрактов и адресной инвестиционной программы, совершенствования методологии кассового планирования, обеспечения планирования объемов бюджетных ассигнований на реализацию районных и ведомственных целевых программ Батыревского района, изменения механизмов финансового обеспечения бюджетных и автономных учреждений;
перейти на качественно иной уровень управления муниципальными финансами, обеспечить улучшение практической реализации муниципальных закупок как инструмента экономического роста и создать инструментарий для принятия обоснованных управленческих решений в целях повышения эффективности и результативности бюджетных расходов.
В целом развитие контрактных отношений с участием публично-правовых образований должно быть направлено на создание прозрачной и равной среды для всех сторон контракта, обеспечивающей сбалансированность интересов. Кроме того, комплексная федеральная контрактная система позволяет повышать качество и снижать издержки при реализации муниицпальных услуг, исполнении функций и задач публично-правовых образований и бюджетных учреждений.
XI. Развитие системы муниципального финансового контроля
Действующая в Батыревском районе система муниципального финансового контроля восстановлена в период реформирования системы управления общественными финансами Батыревского района в конце 90-х годов ХХ века, поскольку финансовый контроль органически связан и проходит по всем стадиям бюджетного процесса.
Основными целями муниципального финансового контроля в районе являются контроль за формированием и исполнением бюджетов Батыревского района, а также определение правомерности, целевого характера, эффективности, рациональности и экономности использования бюджетных средств и материальных ценностей, находящихся в муниципальной собственности.
Достижение указанной цели реализуется в результате:
контроля за правильностью формирования и исполнения бюджета Батыревского района и бюджетов сельских поселений;
контроля за правильностью ведения бухгалтерского учета и достоверностью отчетности;
контроля за соблюдением бюджетного законодательства и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также законодательства в области налогообложения и банковской деятельности;
контроля за реализацией межбюджетных отношений;
выявления резервов роста доходной базы и возможностей повышения эффективности использования бюджетных средств;
контроля за обращением бюджетных средств в банках и других кредитных учреждениях;
пресечения незаконных решений по предоставлению налоговых льгот, бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и муниципальных гарантий;
выявления фактов финансовых злоупотреблений;
применения санкций к виновным лицам.
К муниципальным органам финансового контроля в Батыревском районе относятся:
Ревизионная комиссия Собрания депутатов Батыревского района и ревизионные комиссии собраний депутатов сельских поселений, осуществляющие:
предварительный контроль – в ходе обсуждения и утверждения проектов решений о бюджете и иных проектов решений по бюджетно-финансовым вопросам;
текущий контроль – в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комиссий, рабочих групп представительных органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;
последующий контроль – в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов;
Финансовый отдел администрации Батыревского района, осуществляющий:
предварительный контроль – в ходе рассмотрения бюджетных заявок субъектов бюджетного планирования при формировании проектов бюджетов, анализа представленных ими документов при составлении и ведении сводной бюджетной росписи, рассмотрения бюджетных смет и смет доходов и расходов от приносящей доход деятельности с прилагаемыми к ним расчетами и обоснованиями;
текущий контроль – в ходе исполнения расходной части бюджета, соблюдения установленных процедур санкционирования расходов бюджета;
последующий контроль – в ходе анализа отчетной финансовой и бухгалтерской документации с целью оценки результатов деятельности главных распорядителей, распорядителей, получателей бюджетных средств и в ходе проверок правомерности и целевого характера использования средств бюджета Батыревского района и бюджетов сельских поселений;
главные распорядители средств бюджета Батыревского района и бюджетов сельских поселений, главные администраторы доходов бюджета Батыревского района и бюджетов сельских поселений и главные администраторы источников дефицита бюджета Батыревского района и бюджетов сельских поселений, осуществляющие контроль:
за подведомственными распорядителями (получателями) бюджетных средств в части обеспечения правомерного, целевого, эффективного использования бюджетных средств, за использованием субсидий, субвенций их получателями в соответствии с условиями и целями, определенными при предоставлении указанных средств из бюджета;
за подведомственными администраторами доходов бюджета по осуществлению ими функций администрирования доходов;
за осуществлением подведомственными администраторами источников финансирования дефицита бюджета кассовых выплат из бюджетов по погашению источников финансирования дефицита бюджета.
Процедура осуществления муниципального финансового контроля, проводимая уполномоченными органами Батыревского района, регламентирована нормативными актами и имеет единый подход.
С целью обеспечения системного и эффективного финансового контроля, во избежание дублирования контрольная деятельность ревизионных комиссий, финансового отдела администрации Батыревского района и других отделов администрации Батыревского района, осуществляется во взаимодействии друг с другом на основании ежегодно утверждаемых планов, а также в координации с территориальными органами федеральных и республиканских органов исполнительной власти по Чувашской Республике.
В рамках проводимой в 2001 году бюджетной реформы в Батыревском районе была утверждена и реализована единая формализованная методика проведения оценки результативности и эффективности произведенных расходов бюджета Батыревского района, что позволило оценивать результативность и эффективность произведенных расходов всех получателей средств бюджета Батыревского района.
С 2005 года оценка деятельности каждого отдела администрации Батыревского района и бюджетных учреждений определялась показателями, сформулированными стратегическими планами действий, а с 2009 года и по настоящее время – показателями, сформулированными в докладах о результатах и основных направлениях их деятельности.
Показатели для подведомственных получателей бюджетных средств устанавливаются соответствующими отраслевыми отделами – главными распорядителями средств бюджета Батыревского района в утвержденных ими же муниципальных заданиях, включающих полный перечень и объемы бюджетных услуг, предоставляемых населению.
Переход к «программному» бюджету и внедрению новых форм финансового обеспечения муниципальных услуг требует комплексного реформирования
системы муниципального финансового контроля, более четкого разграничения полномочий органов финансового контроля по горизонтали и по вертикали.
В Батыревском районе реализация этого направления Программы будет осуществляться в рамках соответствующих мероприятий, проводимых на федеральном и республиканском уровне:
уточнение полномочий органов местного самоуправления Батыревского района и органов местного самоуправления сельских поселений по осуществлению финансового контроля;
законодательное введение понятия внешнего и внутреннего муниципального финансового контроля с определением их форм, методов и объектов;
приведение системы муниципального финансового контроля в соответствие с принципами и стандартами, установленными Международной организацией высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) и Европейской организацией высших органов финансового контроля (ЕВРОСАИ);
организация действенного контроля (аудита) за эффективностью использования бюджетных ассигнований с определением критериев эффективности и результативности их использования;
установление мер ответственности за каждое нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации;
исключение возможности необоснованных проверок хозяйствующих субъектов.
В целях обеспечения действенности, эффективности и результативности муниципального финансового контроля на федеральном уровне будет усовершенствована система правового регулирования ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, в частности:
установлен закрытый перечень мер принуждения, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства, как совокупность мер бюджетно-правового принуждения и мер административно-правового принуждения;
обеспечена увязка определенных фактов нарушения бюджетного законодательства с конкретными бюджетно-правовыми мерами принуждения и установлена отсылка к применению административно-правовых мер принуждения;
установлены административные наказания за нарушения бюджетного законодательства.
XII. Развитие информационной системы управления
муниципальными финансами
В настоящее время основы современной системы управления муниципальными финансами в районе сформированы на базе информационно-технологической инфраструктуры финансового отдела администрации Батыревского района, обеспечивающей полный охват денежных операций сектора государственного управления.
Применение современных средств управления бюджетным процессом основывается на принципах стандартизации, управляемости и прозрачности муниципальных финансов. Все этапы бюджетного процесса в районе на уровне бюджета Батыревского района и бюджетов сельских поселений автоматизированы и связаны единой методологией и учетной политикой.
Сфера муниципальных финансов накладывает более строгие требования к таким показателям, как надежность и защищенность информационных систем. В районе построена единая интегрированная информационная система управления общественными финансами, которая уже сегодня включает множество взаимодействующих участников бюджетного процесса – финансовый отдел администрации района, отделы администрации района и другие учреждения, сотни подведомственных бюджетополучателей, использующих единые информационные ресурсы. По мере готовности средств связи есть техническая возможность расширения сферы охвата участников бюджетного процесса в режиме on-line-взаимодействия с применением средств электронно-цифровой подписи, а также запас на будущую модернизацию самого бюджетного процесса.
Повышение оперативности контроля состояния муниципальных финансов и получение информации для принятия управленческих решений – приоритетные задачи развития на современном этапе, решение которых практически невозможно без использования новейших информационно-технологических средств.
Кроме того, современное развитие отношений в сфере общественных финансов предъявляет новые требования к составу и качеству информации о финансовой деятельности публично-правовых образований, а также к открытости информации о результатах их деятельности. Законом № 83-ФЗ предусмотрено создание официального сайта в сети Интернет для размещения информации о деятельности всех муниципальных учреждений и об использовании закрепленного за ними имущества.
Для реализации этих задач, а также повышения качества управления муниципальными финансами необходимо развитие информационной системы управления общественными финансами (электронный бюджет), которая:
обеспечит прозрачность и подотчетность деятельности органов местного самоуправления, создаст механизм общественного контроля за эффективностью и результативностью деятельности публично-правовых образований путем публикации в открытом доступе информации о плановых и фактических результатах деятельности организаций сектора государственного управления, информации о стоимости предоставленных муниципальных услуг, в том числе информации в разрезе муниципальных программ, услуг, объектов финансирования в натуральном и стоимостном выражении;
создаст инструменты для взаимоувязки стратегического и бюджетного планирования, проведения мониторинга достижения конечных результатов муниципальной программы и непосредственных результатов, характеризующих объемы и качество оказания муниципальных услуг;
обеспечит интеграцию процессов составления, исполнения бюджетов, бюджетного учета и подготовки финансовой и иной регламентированной отчетности публично-правовых образований;
усилит взаимосвязь бюджетного процесса и процедур планирования закупок товаров, работ и услуг для нужд публично-правовых образований, размещения заказов на их поставки и исполнения муниципальных контрактов, заключаемых по итогам размещения заказов;
позволит осуществить централизацию и обеспечить единство учета объектов муниципальной собственности.
В рамках развития системы электронного бюджета Батыревского района, в частности, потребуется создание информационных ресурсов, имеющих возможность транспортировки в общероссийские реестры сведений об организациях государственного сектора, муниципальных служащих, муниципальных заданиях, оказываемых услугах и деятельности муниципальных учреждений, имуществе и обязательствах публично-правовых образований. Нормативные правовые акты и методические материалы для обеспечения формирования и централизованного ведения общероссийских реестров и информационных ресурсов, организации эффективного информационного межведомственного взаимодействия будут разработаны и приняты на федеральном уровне.
Дальнейшее развитие системы электронного бюджета позволит перейти на качественно новый уровень управления муниципальными финансами и создать инструментарий для принятия обоснованных управленческих решений с целью повышения эффективности и результативности бюджетных расходов.
XIII. Организация реализации Программы
Управление реализацией Программы планируется организовать по проектному принципу.
Руководство реализацией Программы, а также координация и контроль за ее реализацией возлагаются на рабочую группу по стимулированию повышения доходов и повышению эффективности бюджетных расходов при администрации Батыревского района.
Организация выполнения мероприятий Программы будет осуществляться в рамках ежегодно утверждаемого плана.
В план на 2011 год предлагается включить основные мероприятия, которые необходимо выполнить для того, чтобы учесть результаты Программы при формировании бюджетных проектировок на 2012–2014 годы.
План на 2012 год предлагается принять в декабре 2011 г. с учетом промежуточных итогов реализации Программы.
Органам местного самоуправления сельских поселений рекомендуется разработать аналогичные программы и организовать их реализацию.
XIV. Ожидаемые результаты реализации Программы
Ожидаемые результаты реализации Программы будут выражаться в развитии организационных и правовых предпосылок для повышения эффективности бюджетных расходов, в том числе в:
обеспечении сбалансированности и устойчивости бюджета Батыревского района;
совершенствовании разграничения полномочий и организации деятельности публично-правовых образований;
совершенствовании программно-целевого принципа организации деятельности органов местного самоуправления Батыревского района;
повышении эффективности предоставления муниципальных услуг;
оптимизации функций муниципального управления, повышении эффективности их обеспечения;
развитии системы муниципального финансового контроля;
развитии информационной системы управления муниципальными финансами, способствующей повышению прозрачности деятельности органов местного самоуправления Батыревского района.
Основным критерием эффективности реализации Программы в 2011 году будет являться своевременное и качественное выполнение мероприятий, предусмотренных Планом мероприятий по реализации в 2011 году Программы повышения эффективности бюджетных расходов Батыревского района на 2011 и 2012 годы.
В качестве отдельных количественных показателей, характеризующих достижение целей Программы в 2011 году, а также повышение эффективности бюджетных расходов, предлагается использовать следующие показатели:
Показатели |
Годы |
2008 |
2009 |
2010
|
2011 |
2012 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Отношение муниципального долга Батыревского района к доходам бюджета Батыревского района (без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений), %
|
0,56 |
0 |
0 |
не более 50,0 |
не более 40,0 |
Отношение дефицита бюджета Батыревского района к доходам бюджета Батыревского района без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений (с учетом положений, установленных статьей 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации), %
|
0 |
0 |
0 |
не более 5,0 |
не более 5,0 |
Доля расходов на обслуживание муниципального долга Батыревского района в объеме расходов бюджета Батыревского района, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, %
|
0 |
0 |
0 |
не более 0,2 |
не более 0,2 |
Просроченная задолженность по долговым обязательствам Батыревского района, тыс. рублей
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Недополученные доходы по местным налогам в результате действия налоговых льгот, установленных решением Собрания депутатов Батыревского района, в объеме налоговых доходов бюджета Батыревского района, %
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Отношение объема просроченной кредиторской задолженности бюджета Батыревского района к объему расходов бюджета Батыревского района
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Отношение объема выплат по муниципальным гарантиям Батыревского района к общему объему предоставленных Батыревским районом муниципальных
Гарантий
|
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Отношение доли расходов на оплату труда муниципальных служащих Батыревского района и (или) содержание органов местного самоуправления Батыревского района к установленному нормативу формирования данных расходов в отчетном финансовом году
|
1,2 |
1,2 |
104,8
|
не более 1,0 |
не более 1,0 |