Опыт ведущих стран мира доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. В странах, где малые и средние фирмы развиваются десятилетиями, эта сфера экономики устойчиво создает до 50-60% ВВП.
Малый и средний бизнес (МСБ) работает в тех рыночных нишах, где деятельность крупных предприятий невыгодна или даже невозможна. Малые предприятия более мобильны, имеют сравнительно более высокую оборачиваемость капитала. В малом бизнесе чаще всего созревают инновации. Экономическая маневренность, гибкость принятия решений, территориально-пространственная мобильность делает малый бизнес необходимым элементом постиндустриального общества.
Пониманием значимости развития малого и среднего предпринимательства руководством России привело к формированию целей и принципов государственной политики в области МСБ, закрепленных в ст. 6 Закона N 209-ФЗ.
На данном этапе развития малого бизнеса в качестве основных проблем выделяют бюрократизм и коррупция, неравномерность и непредсказуемость развития экономики как в территориальном плане, так и во временном, слабую материально-техническую базу: нехватку помещений, оборудования, современных технологий, квалифицированных кадров, правовой поддержки бизнеса, финансовые проблемы и т.д.
В перечень основных задач государственного управления в данной сфере входят и льготное кредитование, и строгое соблюдение антимонопольного законодательства, и меры защиты от недобросовестной конкуренции.
Одной их наиболее насущных проблем является недостаточное развитие информационного обмена по оси «государство-МСБ». Речь идет о наличии целого комплекса задач: от создания полноценной, регулярно обновляемой базы данных о состоянии МСБ до поиска эффективных форм диалога государства и предпринимателей с целью создания платформы прогрессивного развития малого и среднего предпринимательства в современной России.
Одной из важнейших инициатив государства в этой сфере стало намерение организовать Федеральные статистические наблюдения за субъектами малого и среднего предпринимательства.
Данные, полученные в результате наблюдения, лягут в основу расчета базовых таблиц «Затраты-Выпуск», которые позволят прогнозировать эффективное развитие российской экономики и оценить роль и перспективы развития МСБ, сформировать рекомендации по государственным инициативам поддержки МСБ.
Сплошное наблюдение – это не просто статистическое мероприятие, а крупный общенациональный проект, объединяющий широкие слои экономически активного населения. Успешная реализация данного проекта будет способствовать не только решению задач развития МСБ, но и станет основой для экономического роста в масштабах всей страны, повышения благосостояния граждан России.
Статистический сборник
Малое и среднее предпринимательство в России, 2009г.