Батыревский район Чувашской РеспубликиОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ ПРАВОСЛАВНОГО ВОИНСТВА

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://batyr.cap.ru/

 

Архистратиг Михаил – Небесный воин

Архангел Михаил в Писании именуется «князем», «вождем воинства Господня» и изображается как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное наименование «архистратиг», то есть старший воин, вождь. В книге Откровения Архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против диавола и прочих взбунтовавшихся ангелов. И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним (Апок. 12, 7-9). Св. Архангел Михаил считается в Церкви покровителем во время вражеских нападений и духовной брани.

С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. Предстательства за русские города Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным под предводительством Архистратига.

В 1126 г. половцы предприняли очередной набег на Русь, воспользовавшись смертью своего главного противника, Великого князя Владимира Мономаха. Навстречу врагу выступил его сын – князь Ярополк Владимирович, и, как пишется в летописи, «поганые были побеждены силою Честного Креста и святым Архангелом Михаилом».

Через сто лет, в 1225 г., Силы Небесные во главе с Архангелами Михаилом и Гавриилом вновь помогают потомкам Владимира Мономаха одержать победу над ратями иноплеменных – князь Ярослав (в крещении Феодор) отразил натиск литовцев.

В начале 1237 г. войско хана Батыя, беспощадно разрушая русские селения и города, продвигалось по направлению к Великому Новгороду. Желанная добыча находилась всего в 100 верстах, как вдруг татары повернули своих коней и устремились обратно, отбросив свое намерение взять богатый торговый город Столь неожиданное избавление от неминуемой смерти сами новгородцы восприняли как чудо, дарованное Богом через Архистратига Небесных Сил – святого Архангела Михаила. Об этом событии повествуется и в Волоколамском патерике, где преподобный Пафнутий Боровский передает ученикам рассказ, слышанный им от его деда Мартина, бывшего татарского баскака. Бог защитил Новгород явлением Архистратига Михаила, который возбранил Батыю идти на него. Придя к Киеву и увидев изображение Архангела на стене церкви, Батый сказал своим князьям: «Сей мне возбранил пойти на Великий Новгород».

8 сентября 1380 г. состоялась знаменитая Куликовская битва или, как ее назвал русский народ, «Мамаево побоище». В этот решающий для русской истории день само Воинство Небесное сражалось на стороне ратей Великого князя Димитрия Ивановича. «Видели верные,– повествует летопись, – Ангелов, помогающих христианам, и святых мучеников полки, и воина великого Христова Георгия, и славного Димитрия, и великих князей русских святых Бориса и Глеба, с ними же был и воевода полка Небесных Сил великий Архистратиг Михаил. Видели поганые тресолнечныя полки и пламенные их стрелы, летящие на них, и падали от страха Божия и от оружия христианского. Вознес Бог десницу Великого князя Димитрия Ивановича на победу».

Осенью 1608 г. во время осады Троице-Сергиевой обители польско-литовскими войсками святой Архистратиг Михаил явил свою помощь защитникам монастыря. Подробное описание посещения Архангелом Лавры дано в «Сказании Авраамия Палицы на об осаде Троице-Сергиева монастыря».

Так, когда в день его памяти (8 ноября) во время вечерни ядро попало в икону Троицкого собора, то на той же вечерне архимандриту явился Архангел Михаил, с лицом сияющим, со скипетром в руках и пригрозил врагам: «Вскоре Всесильный Бог воздаст вам отмщение».

Защитники обители разом воодушевились, когда с Божией помощью удалось уничтожить страшную пищаль противника, а затем во время боевой вылазки малого отряда захватить множество оружия, побив и взяв в плен изрядное число поляков. Эту победу отряд смельчаков сумел одержать только благодаря вмешательству и поддержке свыше, поскольку противник превосходил осажденных в монастыре по численности в несколько раз.

Многие люди видели с монастырских стен помогавшего троицким защитникам чудесного воина. Лицо его блистало как солнце, а конь под ним был как молния. Это возмездие Божие свершилось 9 ноября.

Русские люди возводили множество храмов во имя Архистратига Михаила, дающего победу над врагами, посягавшими на наши земли, которые нам приходилось непрестанно защищать следуя заветам предков, «чтобы не перестала память родителей наших и наша свеча бы не угасла».

Главный собор Архистратига Михаила в Кремле (изначально построен в 1333 г., в современном виде – в 1508 г.) с конца XVII в. стал великокняжеской усыпальницей. Здесь и поныне покоятся останки Великих князей, Царей династии Рюриковичей и Дома Романовых.

 

Георгий Победоносец – покровитель русской военной мощи

Святой Георгий († 303) – родом из Каппадокии (Малая Азия), поступил на службу в римское войско, во время гонений на христиан объявил себя христианином, обличал императора Диоклетиана в нечестии и после великих мучений был обезглавлен, не дожив до 30 лет. Воссоединившись с Воинством Небесным как Победоносец, он прославился чудесами заступничества.

Одно из них – убиение змея, пожиравшего жителей Бейрута.

Память великомученику празднуется 23 апреля/6 мая и 26 ноября/9 декабря в день освящения храма в честь св. вмч. Георгия в Киеве († 1051).

Святой великомученик Георгий Победоносец почитался на Святой Руси с самого начала христианства. Он стал небесным покровителем нескольких великих созидателей русского государства и русской военной мощи.

Сын св. равноапостольного кн. Владимира, Ярослав Мудрый, во святом Крещении Георгий († 1054), много способствовал почитанию святого в Русской Церкви. Он построил город Юрьев, основал Юрьевский монастырь в Новгороде, воздвиг церковь св. Георгия Победоносца в Киеве. Князь заповедал во всей Руси ежегодно отмечать день освящения этой церкви Киевским митрополитом Иларионом 26 ноября 1051 г. как праздник св. вмч. Георгия. И народ исполнял завет мудрого князя, любовно назвав праздник «Юрьев день» или «осенний Егорий».

Имя св. Георгия носил основатель Москвы Юрий Долгорукий († 1157), создатель многих Георгиевских церквей, строитель города Юрьева-Польского. В 1238 г. борьбу с монгольскими ордами возглавил Вел. князь Владимирский Юрий (Георгий) Всеволодович († 1238, память 4 февраля), сложивший голову в битве на реке Сити. Память о нем как о Егории Храбром, защитнике родной земли, отразилась в народных былинах. Первым Вел. князем Московским в период собирания земли Русской вокруг Москвы, был Юрий Данилович († 1325) – сын св. Даниила Московского, внук св. Александра Невского.

Образ св. Георгия Победоносца – всадника, поражающего змия, – стал гербом Москвы и включен в Российский герб.

В 1769 г. для русских офицеров и низших чинов был учрежден знаменитый Военный орден святого Георгия Победоносца, ставший самой почетной боевой наградой – он давался не за чин или родовитость, а только за конкретные подвиги в военное время. Статус определял исключительность этой награды: «Ни высокий род, ни прежние заслуги, ни полученные в сражениях раны не приемлются в уважение при удостоении к ордену Святого Георгия за воинские подвиги; удостаивается же оного единственно тот, кто не только обязанность свою исполнял во всем по присяге, чести и долгу, но сверх сего ознаменовал себя на пользу и славу российского оружия особенным отличием».

Кавалерами ордена могли стать только исключительно храбрые воины. Это единственный российский орден, который было положено носить не снимая: «Сей орден никогда не снимать, ибо заслугами оный приобретается».

Орден за почти 150-летнюю историю давался крайне редко. Так, знаками первой степени было награждено всего 25 человек, среди них А.В. Суворов (за Рымник, 1789 г.), Г.А. Потемкин-Таврический (за Очаков, 1788 г.), М.И. Кутузов-Смоленский (за победу в войне 1812 г.). Последнее награждение первой степенью было в 1878 году, их удостоились Великие князья – Михаил Николаевич (командующий Кавказской армией) и Николай Николаевич-старший (верховный главнокомандующий) за победу над Турцией.

Полными кавалерами ордена святого Георгия (четырех степеней) стали М.И. Кутузов-Смоленский, М.Б. Барклай-де-Толли, И.Ф. Паскевич-Эриванский и И.И. Дибич-Забалканский.

Единственной женщиной, награжденной орденом святого Георгия, стала сестра милосердия Раиса Михайловна Иванова, удостоенная знаком четвертой степени посмертно, в Первую мировую войну.

До первой мировой войны фамилии всех Георгиевских кавалеров заносились на мраморные доски на стенах Георгиевского зала Большого Кремлевского дворца в Москве.

Со временем был установлен праздник кавалеров ордена св. Георгия, и «Юрьев день осенний» – 26 ноября (9 декабря) – стал одним из самых почитаемых праздников у русских военных. В этот день в Зимнем Дворце устраивался торжественный прием. На молебен и к царскому завтраку приглашались все находившиеся в Петербурге кавалеры ордена. Во Дворце проходила процессия из ветеранов севастопольской кампании, турецких войн, кавказских и туркестанских походов – история России в лицах, свидетели боевой ее славы. В конце процессии шел Государь со свитой...

В современной России орден святого Георгия Победоносца возрожден в государственной наградной системе, однако награждение им не производилось ни разу.

В Москве частицы мощей св. вмч. Георгия находятся в храмах, посвященных св. Георгию – на Соловецком подворье (Садовническая ул., 6, м. «Новокузнецкая»), в Старых Лучниках (Лубянский пр., 9, м. «Лубянка», «Китай-город»), на Поклонной горе (площ. Победы, 36, м. «Кутузовская»), а также в храме сошествия Святаго Духа на Лазаревском кладбище (ул. Советской армии, 12а, м. «Рижская», далее авт. 84, трол. 18, 42 до ост. «Кинотеатр "Гавана"».

 

Святой Феодор Стратилат был воеводой (стратилатом) в г. Ираклее на побережье Черного моря. Своей благочестивой жизнью и кротким управлением он расположил к себе сердца горожан, и многие язычники принимали веру Христову. Ликиний, правящий в этой области, начал принуждать Феодора поклониться идолам, а когда святой категорически отказался это сделать, то его стали пытать, затем распяли на кресте и выкололи глаза. Ночью ангел явился мученику, снял его с креста и исцелил. Найдя св. Феодора здоровым, слуги Ликиния уверовали во Христа. Уверовали и многие язычники, так как в это время больные исцелялись, бесы из людей изгонялись; даже кто только прикасался к одежде святого, становился здоровым. Узнав об этом, правитель приказал обезглавить мученика. Это свершилось 8 (21) февраля 319 г. А 8 (21) июня тело великомученика было с ве ликим торжеством перенесено в Евхаиды, где совершались бесчисленные чудеса и исцеления болящих, во славу Христа.

 

Святой Феодор Тирон, то есть воин-новобранец, во время гонений на христиан при нечестивом царе Максимиане принял Христову веру и сжег один языческий храм, за что после «великих» мучений был сожжен на костре около 306 г. Память его празднуется 17 февраля (2 марта).

В первую субботу Великого поста совершается память св. вмч. Феодора в связи с чудом, которое произошло в царствование Юлиана Отступника. Однажды этот нечестивый правитель замыслил тайно осквернить христиан. Он знал, что в первую седмицу Великого поста христиане соблюдают особенную чистоту и каются в своих согрешениях. Он повелел константинопольскому градоначальнику ежедневно в течение первой седмицы осквернять припасы, продаваемые на рынках, кровью идольских жертв, от которых христиане всегда обязаны воздерживаться. Господь послал святого мученика Феодора к архиепископу Евдоксию, чтобы сообщить ему о коварстве царя и посоветовать тем, кто не имеет запасов продуктов, приготовить коливо – кушанье из зерен пшеницы, чечевицы и ячменя, смоченных водой и медом, – и тем избавиться от затруднений. С тех пор Церковь постановила в первую субботу Великого поста освящать коливо в память чуда и прославляет святого Феодора Тирона.

 

Святой Иоанн Воин († IV в.) служил в войске императора Юлиана Отступника и был послан преследовать христиан. Однако вместо этого он предупреждал верующих о грозящем аресте и освобождал заключенных, оказывал помощь не только гонимым христианам, но всем нуждающимся, упражнялся в посте и молитве, посещал больных и утешал скорбящих. Претерпев немалые страдания, скончался в старости и благочестии. Память ему празднуется 30 июля (12 августа).

Молитва св. мученику Иоанну Воину

О, мучениче Христов Иоанне Воине! Храбрый во бранех, и скорый заступник православных христиан в бедах и напастях их, по данной благодати от Бога! Буди нам поборник крепок на вся видимыя и невидимыя враги наша. Воинству нашему на враги победу даруй, да смирятся противящийся нам и вразумятся, и Бога ис тиннаго познают и святую Его Церковь Православную. Мы же, грешнии, да сподобимся прославляти Господа Спаса нашего во Царствии Его вкупе с тобою во веки. Аминь.

 

Святой Андрей Стратилат, тайно исповедовавший христианство, прославился в царствование Максимиана своей храбростью, одержал чудесную победу над персами и тем обратил ко Христу 2593 своих воинов, приняв с ними Святое Крещение в Кили кийском Тарсе. Когда правитель узнал о вере воина Андрея, его схватили и привели на суд, где святой дерзновенно исповедал Христа, за что и был подвергнут тяжким страданиям. Страх перед народом, любящим св. Андрея, заставил мучителя освободить его и дружину, с которой св. Андрей отправился в Армению. В одном из ущелий Таврских гор они были застигнуты преследователями и умерщвлены (284–305). На месте мученической кончины святых страдальцев появился источник, вода которого имела целебную силу. Память святых мучеников – 19 августа/1 сентября.

 

Святой великомученик Димитрий Солунский был правителем Фессалонийской области. Еще в отроческие годы став добрым христианином, Димитрий посвятил себя проповеди Слова Божия среди язычников и искоренению идолопоклонства. Около 306 г., приняв «великие» мучения за Христа, он был умерщвлен. Обретенные мощи святого стали источать миро, помазание которым исцеляло множество людей. Память его – 26 октября (8 ноября).

 

 Адмирал Феодор Ушаков

4-5 августа 2001 года в Санаксарском Рождества Богородицы монастыре Саранской епархии состоялись торжества, посвященные канонизации святого праведного воина Феодора (Ушакова), адмирала Российского флота. Впервые в истории христианства в лике святых прославлен флотоводец, мощи которого будут покоиться в соборе Рождества Богородицы в раке, имеющей форму корабля.

Федор Федорович Ушаков (1745–1817) – выдающийся русский военачальник, доблестный флотоводец, покрывшим себя неувядаемой славой, был человеком высокой духовной жизни, исполненным необыкновенной чистоты, подлинным подвижником благочестия. С Божией помощью, благодаря покровительству Небесных Сил адмирал Ушаков провел 40 кампаний,– в их числе сражение у о-ва Тендры, у мыса Калиакрия, взятие крепости Корфу, – в которых не только не потерпел ни одного поражения и не потерял ни одного корабля, но и построил множество новых, утвердив славу России как великой морской державы. Ни один из его матросов не попал в плен к неприятелю. Он был сторонником суворовской школы воспитания защитников Отечества. Русский народ знал: где Ушаков – там победа. Как и генералиссимус Суворов, Ушаков стал символом непобедимой мощи русского воинства.

«Жизнь – Родине, душа – Богу» – эти слова как нельзя более полно характеризуют житие и деяния адмирала Российского флота Ф.Ф. Ушакова.

В 1810 году знаменитый флотоводец переезжает в деревню Алексеевка неподалеку от Санаксарского монастыря, где ведет углубленную духовную жизнь, сопровождающуюся широкой благотворительной деятельностью и помощью обездоленным. Будучи племянником знаменитого санаксарского старца Феодора, адмирал Ушаков был частым богомольцем в Санаксарском монастыре, подолгу оставался в нем, неукоснительно посещая все монастырские богослужения.

С началом Отечественной войны 1812 года Ф.Ф. Ушаков совместно с темниковским протоиереем Асинкритом Ивановым устраивает госпиталь, жертвует средства на содержание 1-го Тамбовского пехотного полка.

Адмирал Ф. Ушаков скончался 2 (15 октября) 1817 года. По его желанию погребение состоялось в Санаксарском монастыре «подле сродника его из дворян, первоначальника обители сия иеромонаха Феодора». Память о великом русском флотоводце, истинном христианине всегда сохранялась в обители.

Александр Невский - самый популярный и любимый российский святой. Еще со школы мы знаем, что он прославился победами над шведами и рыцарями Тевтонского ордена (битва на Чудском озере). Во все времена, даже в годы советской власти, Александра Невского почитали как защитника земли русской. А для москвичей имя святого благоверного князя имеет особый смысл. Когда Александр Невский расширил границы российских земель, он завещал Москву любимому младшему сыну Даниилу. И впервые в истории нашего государства Москва стала столицей при святом благоверном князе Данииле (Александровиче) Московском.
 
Перед Александром Невским преклонялись все российские цари. Особенно почитал святого Иоанн Васильевич Грозный, а Михаил Романов даже венчался на царствие с посохом Александра Невского. Петр I и вовсе объявил Невского своим личным небесным покровителем и приказал перевезти его мощи в Петербург*.
 
Но именно в Московском Кремле был освящен первый храм во имя Александра Невского, стоявший возле колокольни Ивана Великого. К сожалению, от храма остался только иконостас - его перенесли в собор Покрова Богородицы на рву (Красная площадь, дом 2). Это, пожалуй, лучшее сейчас место в столице, где можно обращаться к святому покровителю воинов. А в начале ХХ века у нас было около двадцати церквей и часовен, посвященных Александру Невскому**.
 

Покровители

 

моряков:

 

- Святитель Николай архиепископ Мирликийский Чудотворец. Святитель во время своей жизни оказывал помощь людям, даже совсем его не знавшим. Однажды корабль, плывший из Египта в Ликию, был застигнут сильнейшей бурей. На нем сорвало паруса, сломало мачты, волны готовы были поглотить корабль, обреченный на неминуемую гибель. Никакие силы человеческие не могли ее предотвратить. Одна надежда — просить помощи у святителя Николая, которого, правда, ни один из этих моряков никогда не видел, но все знали о его чудесном заступничестве. Погибающие корабельщики стали горячо молиться, — и святитель Николай появился на корме у руля, стал управлять кораблем и благополучно привел его в гавань.

На Руси храмы святителю Николаю чаще всего ставились на торговых площадях русскими купцами, мореходами и землепроходцами, почитавшими чудотворца Николая покровителем всех странствующих на суше и на море.

 

Вооруженных сил, военных:

 

- святой Великомученик Георгий Победоносец, которого называют так за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности.

 

- преподобный Илия Муромец Печерский – был уроженцем города Мурома, подвизался в Киево-Печерской обители и скончался около 1188 г. Народное предание отождествляет его со знаменитым богатырем Ильей Муромцем, о котором пелись русские былины. Также считает и ряд историков.

 

Ракетчиков и артиллеристов:

 

- святая великомученица Варвара Илиопольская - Святую Варвару казнил ее же отец - Диоскор. Возмездие Божие не замедлило постичь обоих мучителей. Мартиана (правитель города Илиополь Финикийский) и Диоскора: они были сожжены молнией. Официальный день ракетных войск стратегического назначения отмечается в день празднования памяти великомученицы Варвары – 17 декабря.

Система управления контентом
429350, с.Батырево, пр.Ленина, д.5
Телефон: 8(83532) 61-3-15
Факс: 8(83532) 61-2-15
E-Mail: batyr@cap.ru
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика