Новый проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», предложенный для всенародного обсуждения, принимается с целью:
- создания правовых условий для обновления и развития российской системы образования в соответствии с современными запросами общества и государства (использование дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе, обучение по интегрированным образовательным программам, экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования, образовательное кредитование обучения и др.)
- систематизации законодательства в области образования (в настоящее время отношения в сфере образования регулируются большим количеством законодательных и других нормативных правовых актов);
- устранения пробелов и закрепления новых образовательных институтов и практик, апробированных в рамках приоритетного национального проекта, комплексного проекта модернизации образования (конкурсное выявление и поддержка лидеров, инвестиции в сферу образования и адресность инструментов ресурсной поддержки и др.);
- приведения действующего законодательства в соответствие с международными правовыми актами, участниками которых является Российская Федерация (Болонская декларация, Международная стандартная классификация уровней образования и др.).
В законопроекте закрепляются современные требования к образованию, связанные с внедрением в образовательную практику новых форм реализации и освоения образовательных программ, образовательных технологий, форм и методов обучения, в частности впервые на законодательном уровне в нем выделены отдельные статьи, посвященные:
кредитно-модульной системе организации образовательного процесса и системе зачетных единиц (кредитов);
сетевому взаимодействию при реализации образовательных программ, включая механизм зачета результатов освоения отдельных частей образовательной программы в сторонних организациях;
использованию дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе;
обучению по интегрированным образовательным программам;
образовательным и информационным ресурсам в образовательном процессе и др.
Также впервые на уровне федерального закона регламентированы условия ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования.
С учетом международной практики, различающей понятия формального, неформального, информального образования законопроектом устанавливается, что образование может быть получено, как посредством обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне таких организаций, в том числе путем самообразования, семейного образования. Получение образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах обучения.
При этом экстернат рассматривается как форма, обеспечивающая возможность прохождения лицами, получающими семейное образование, самообразование и др., промежуточной и итоговой аттестации в имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях.
В законопроекте введено новое понятие «организации, осуществляющие образовательную деятельность», к которым относятся собственно образовательные организации и иные организации, осуществляющие обучение. Это связано с тем, что законопроектом расширен круг субъектов, имеющих право на ведение образовательной деятельности, в том числе закреплены правовые возможности доступа "необразовательных" организаций к образовательной деятельности.
В частности, предусматривается, что научные организации и иные организации, в том числе созданные в форме коммерческих организаций, могут осуществлять образовательную деятельность в качестве дополнительной к своей основной деятельности по программам профессиональной подготовки и дополнительным профессиональным образовательным программам, а также программам профессионального обучения, имеющим целью подготовку рабочих.
Кроме того, выделена отдельная статья, посвященная регламентации правового положения индивидуальных предпринимателей, ведущих образовательную деятельность.
Одной из значительных новаций законопроекта является изменение и упорядочение типологии образовательных организаций.
Законопроектом предусматривается, что общеобразовательные организации могут быть двух видов:
1) общеобразовательная школа - вид общеобразовательной организации, которая реализует основные общеобразовательные программы одной или нескольких ступеней общего образования на базовом уровне и (или) на профильном уровне;
2) коррекционная общеобразовательная школа - вид общеобразовательной организации, которая реализует основные общеобразовательные программы одной или нескольких ступеней общего образования на базовом уровне и обеспечивает квалифицированную коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, их социальную адаптацию и интеграцию в общество.
При этом закрепляется возможность установления субъектами Российской Федерации по согласованию с Минобрнауки России иных видов и, при необходимости, категорий общеобразовательных организаций.
Привычные существующие в настоящее время виды общеобразовательных учреждений "гимназия", "лицей", "центр образования" будут использоваться в качестве специальных наименований общеобразовательной организации.
Справочно. На 01 сентября 2010 г. в 503 школах республики обучается 125,0 тыс. учащихся, из них 12,6 тыс. – первоклассники (на 0,4 тыс. больше, чем в прошлом году). На протяжении ряда лет остаются стабильно высокими основные показатели качества образования: средний балл ЕГЭ-2010 по математике в республике составляет 51,8 (РФ – 43,70), по русскому языку - 62,87 (РФ – 58,0).
Высокий уровень конкурентоспособности выпускников школ подтверждается тем, что поступаемость в вузы составляет 69,8% (в 2009 – 68,3), в т.ч. сельских школьников – 63,7% (в 2009 – 62,5%). В 2010 году каждый четвертый выпускник стал студентом известных вузов России.
В новом законопроекте дошкольное образование получило статус уровня образования наряду с другими уровнями непрерывной системы российского образования. Для дошкольного образования, так же как и для других уровней образования, устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты. Государственная аккредитация дошкольных образовательных организаций исключена. Значительно сокращено количество видов дошкольных образовательных организаций – до двух (было 8): «детский сад» и «коррекционный детский сад». За муниципальными образованиями закреплено финансовое обеспечение (за счет средств бюджета муниципальных районов и городских округов) предоставления дошкольного образования частными образовательными организациями, расположенными на территории муниципального образования. Отдельно прописано, что программы дошкольного образования, а также услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста могут оказываться в рамках индивидуальной педагогической деятельности и в форме семейного образования. Расширился перечень лиц, которые могут посещать детские сады бесплатно (добавлены категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
Направленные предложения по внесению изменений в Закон «Об образовании» в части передачи полномочий субъектам Российской Федерации по финансовому обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования не нашли отражение в законопроекте.
К ведению субъектов РФ отнесены полномочия по финансовому обеспечению общедоступного и бесплатного дошкольного образования только в общеобразовательных учреждениях.
Полномочия по финансовому обеспечению общедоступного и бесплатного дошкольного образования в дошкольных образовательных учреждениях отнесены к органам местного самоуправления, что ущемляет права детей и работников на получение равного финансирования на расходы, связанные с реализацией образовательных программ.
Справочно: Общая численность детей в возрасте от 1 до 6,5 лет в республике составляет 82,2 тыс. человек. Дошкольным образованием охвачено 53728 детей в возрасте от 1 до 6,5 лет, что составляет 66,7 %. В среднем по республике в городах детские сады посещают 80,5% детей, в селах – 47,5%. Функционируют 439 дошкольных образовательных учреждений. На начало 2010 года в очереди на получение места в детском саду было зарегистрировано 26750 детей, в т.ч. 14751 ребенок в возрасте от 1 до 6,5 лет, на 1 октября т.г. по данным органов управления образованием – соответственно 30749 и 20775.
В последние 2 года получили развитие вариативные формы дошкольного образования: созданы 2 домашних (г.Ядрин) и 8 семейных детских садов (г.г. Чебоксары и Новочебоксарск) как структурные подразделения муниципальных детсадов, более 30 частных центров игровой поддержки. В 2009 году открылся первый частный детский сад в г. Чебоксары. В 168 школах (33%) открыты 202 дошкольные группы на 4,0 тыс. мест, что в среднем заменило строительство 20 новых детских садов. В 2011 году запланировано строительство 6 дошкольных учреждений, в республиканском бюджете Чувашской Республики на эти цели предусмотрено 446,2 млн. рублей.
В 2011 году в республике стартует пилотный проект для 4,5 тыс. малоимущих семей «Предоставление пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, не посещающих образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования». Проект рассчитан на 3 года и будет реализовываться в городах Чебоксары и Канаш, Чебоксарском районе.
В законопроекте представлено понятие о категории лиц с ограниченными возможностями здоровья, закреплена ответственность государства и образовательных организаций за создание условий для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации. Развитие процессов инклюзии и интеграции, дистанционное образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья приобретают более конкретный правовой статус. Определены особенности предоставления общего и среднего профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидов. Закреплен правовой статус и основные направления деятельности образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи/ППМС-центров.
Справочно: В республике в настоящее время 14 636 детей в возрасте от 0 до 18 лет с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), что составляет 6 процентов от общего количества детей указанного возраста, в том числе более 3,9 тыс. детей-инвалидов (1,6% от общего количества детей).
Детей дошкольного возраста с ОВЗ - 9 798 (10,3% от всех дошкольников), в том числе только 1563 ребенка (16% от общего количества дошкольников с ОВЗ) получают специализированную помощь в коррекционных учреждениях, 5 тыс. детей (51%) посещают дошкольные учреждения и получают частичную коррекцию. Количество детей с ОВЗ школьного возраста – 4 838, из них 1933 (40 процентов от общего количества школьников с ОВЗ) обучаются в 14 республиканских специальных (коррекционных) школах и интернатных учреждениях. В образовательных учреждениях общего типа учатся 2905 чел. с ОВЗ, в том числе 14 процентов обучаются по индивидуальным образовательным программам на дому, около 6 процентов – в специальных (коррекционных) классах.
В законопроекте впервые дается перечень направлений дополнительных общеразвивающих программ: эколого-биологическая, военно-патриотическая, социально-педагогическая, социально-экономическая, естественнонаучная и др.
Учреждениям дополнительного образования детей дается право реализовывать основную образовательную программу дошкольного образования и осуществлять присмотр и уход за детьми дошкольного возраста в группах кратковременного пребывания. В образовательных организациях дополнительного образования могут реализовываться дополнительные программы для детей и осуществляться обучение взрослых и несовершеннолетних в смешанных группах. Образовательная деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ для взрослых лицензируется в упрощенном порядке. Особо выделено раннее выявление одаренных детей и молодежи, профессиональное становление и развитие обучающихся, основанное на возрастных, эмоциональных, интеллектуальных и физиологических факторах. Отдельной статьей определены пути реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта, в т.ч. по раннему выявлению и поддержке одаренных детей и молодежи
Справочно: В настоящее время в Чувашской Республике дополнительное образование детей организовано в 139 учреждениях различной ведомственной принадлежности. Функционируют 32 многопрофильных центра, дворцов, домов творчества, 2 технические станции, 26 детско-юношеских спортивных школ и др. 34 учреждения удовлетворяют индивидуальные образовательные запросы детей из сельской местности. В этих учреждениях действует 3251 объединение дополнительного образования (по данным на 01 января 2010 г.) для более 58 тысяч детей республики.
В системе профессионального образования самостоятельных учреждений начального профессионального образования (НПО) не будет. Программы НПО станут реализовываться как программы СПО 1-го уровня (подготовка квалифицированных рабочих). Вводится двухуровневое СПО (подготовка квалифицированных рабочих и подготовка специалистов среднего звена). Подготовка рабочих будет осуществляться не только в образовательных учреждениях, но и в учебных центрах профессиональной квалификации, на производстве. Послевузовское профессиональное образование (аспирантура, адъюнктура) по законопроекту реализовывается как уровень высшего образования – подготовка научно-педагогических кадров (позволяет получить квалификацию преподавателя высшей школы). Меняется перечень видов образовательных организаций высшего профессионального образования: федеральный университет, национальный исследовательский университет, университет, институт, колледж (академия отсутствует).
Справочно: Система профессионального образования Чувашской Республики включает: 17 учреждений НПО (8,3 тыс. учащихся по 46 профессиям), 27 учреждений СПО (20,5 тыс. студентов по 97 специальностям), 23 высших учебных заведений (68,1 тыс. студентов по 161 специальности (направлению подготовки). На базе 4 вузов действует аспирантура по 78 специальностям, на базе 2 – докторантура по 18 специальностям, на которых в 2009 году обучаются 812 аспиранта и 21 докторант. В целях обеспечения права на образование в течение всей жизни в республике действуют 6 учреждений, осуществляющих подготовку по программам начального и СПО, 3 учреждения СПО стали структурными подразделениями вузов. В республике Федеральных университетов и Национальных исследовательских университетов нет.
Законопроектом расширяется круг лиц, имеющих право осуществлять образовательную деятельность. Научные организации могут осуществлять образовательную деятельность в качестве дополнительной к своей основной по программам профессиональной подготовки и дополнительным профессиональным образовательным программам, а также программам профессионального обучения, имеющим целью подготовку рабочих. Кроме того, выделена отдельная статья, посвященная регламентации правового положения индивидуальных предпринимателей, ведущих образовательную деятельность.
Предусматривается бюджетное финансирование негосударственных образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, в пределах соответствующих ФГОС. Вводятся новые экономические институты в сфере образования: образовательное кредитование, формирование целевого капитала, предназначенного для финансового обеспечения образовательных организаций, коммерческая концессия (франчайзинг) в сфере образования, инвестиции в сфере образования.
Справочно: в Чувашской Республике образовательные кредиты выдаются Сбербанком России и Россельхозбанком