Антикризисные меры, предпринятые Кабинетом Министров Чувашской Республики, позволили обеспечить сбалансированность бюджета Чувашской Республики, сохранить социальные гарантии населению республики и в полном объеме исполнить расходные обязательства Чувашской Республики.
Благоприятным фактором является возобновление роста экономики. За январь – сентябрь т.г. индекс промышленного производства к соответствующему периоду 2009 года составил 114,2%, в том числе по виду деятельности «Обрабатывающие производства» – 115,1%, «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды» – 106,0%. Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», в январе-сентябре 2010 года к аналогичному периоду прошлого года составил 104,5%. Построены жилые дома общей площадью 471,3 тыс.кв. метров, что на 6,4% больше, чем в январе - сентябре 2009 года. Общий оборот розничной торговли в январе - сентябре 2010 года по сравнению с январем - сентябрем 2009 года вырос (в сопоставимых ценах) на 6,4%, объем оказанных населению платных услуг – на 1,7%.
В условиях роста экономических показателей консолидированный бюджет Чувашской Республики за январь - сентябрь 2010 года по доходам исполнен в объеме 26677,5 млн. рублей, или на 79,1% к годовым плановым назначениям, в том числе по собственным доходам (налоговые, неналоговые доходы и доходы от приносящей доход деятельности) – 16257,8 млн. рублей и 75,7% соответственно, безвозмездным поступлениям – 10419,7 млн. рублей и 85,1%. К аналогичному периоду 2009 года консолидированный бюджет Чувашской Республики по доходам в целом исполнен с ростом на 6,6%, в том числе по собственным доходам – на 22,8%, из них по налоговым доходам – на 25,1%. Вместе с тем, по сравнению январем - сентябрем 2009 года снижены поступления в консолидированный бюджет Чувашской Республики по акцизам на алкогольную продукцию на 34,1% (обусловлено остановкой деятельности филиалов ФГУП «Росспиртпром»), налогам, сборам и регулярным платежам за пользование природными ресурсами – на 11,2% и налогу на имущество физических лиц – на 2,8%.
Республиканский бюджет Чувашской Республики за январь - сентябрь 2010 года по доходам исполнен в объеме 21543,7 млн. рублей, или на 80,2% к годовым плановым назначениям, в том числе по собственным доходам – 11124,0 млн. рублей и 76,1% соответственно, безвозмездным поступлениям – 10419,7 млн. рублей и 85,1% соответственно. К аналогичному периоду 2009 года республиканский бюджет Чувашской Республики по доходам в целом исполнен с ростом на 4,2%, в том числе по собственным доходам – на 25,2%, из них по налоговым доходам – на 28,4%.
Консолидированные бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов за январь – сентябрь 2010 года исполнены в целом по доходам в объеме 10859,5 млн. рублей, или на 73,9%, в том числе по собственным доходам - 5133,8 млн. рублей и 74,8% соответственно, безвозмездным поступлениям – 5725,7 млн. рублей и 73,1% соответственно.
Сравнительно лучше исполнены бюджеты по налоговым и неналоговым доходам в г. Алатыре (83,1%), г. Новочебоксарске (80,4%), Вурнарском (79,3%), Шумерлинском (79,0%), Алатырском (78,9%), Моргаушском (78,4%) районах. Ниже сложились показатели в Янтиковском (68,9% к годовым назначениям), Козловском (71,0%), Марпосадском (71,8), Шемуршинском (73,6%), Урмарском (74,4%), Порецком (75,4%), Аликовском (75,8%) районах.
К аналогичному периоду 2009 года консолидированные бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов исполнены по собственным доходам в целом с ростом на 17,7%, в том числе по налоговым и неналоговым доходам – на 18,6%.
Сравнительно лучше исполнены бюджеты по налоговым и неналоговым доходам к аналогичному периоду 2009 года в Шумерлинском районе (164,5%), г. Новочебоксарске (133,5%), г. Чебоксары (123,3%), г Шумерля (123,0%), Алатырском районе (115,1%).
Ниже: в Красночетайском (98,5%), Урмарском (99,5%), Шемуршинском (95,9%), Козловском (100,4%), Аликовском (103,8%), Янтиковском (106,4%).
Наибольший удельный вес в структуре налоговых платежей консолидированных бюджетов муниципальных районов и бюджетов городских округов занимают налог на доходы физических лиц – 64,5%, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности – 13,9%, земельный налог – 12,3%, налог на имущество физических лиц – 2,4%.
Поступление налога на доходы физических лиц в бюджеты муниципалитетов за январь - сентябрь 2010 года составило 1913,7 млн. рублей, или 73,0% к плановым годовым назначениям. Рост к аналогичному периоду 2009 года на 6,7%. Сравнительно лучше исполнены по налогу на доходы физических лиц бюджеты Шумерлинского (116,2%), Алатырского (112,4%), Красноармейского (111,6%) районов, г. Новочебоксарска (110,3%).
Ниже уровня аналогичного периода 2009 года поступление данного налога в Шемуршинском (85,3%), Аликовском (94,3%), Урмарском (95,3%), Марпосадском (95,4%), Красночетайском (95,5%), Янтиковском (96,0%), Козловском (98,4%), Ибресинском (99,0%) районах.
При этом снижение поступления налога на доходы физических лиц допущено при росте среднемесячной начисленной заработной платы работников по организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства, на 1 октября 2010 года по сравнению с 1 октября 2009 года в Шемуршинском районе на 15,0%, Янтиковском – на 13,0%, Урмарском – на 10,6%, Красночетайском – на 8,8%, Марпосадском – на 8,0%, Ибресинском – на 6,9%, Козловском – на 6,1%, Аликовском – на 5,5%.
В указанных районах, за исключением Ибресинского, Козловского и Марпосадского районов, наблюдается по сравнению с началом 2010 года снижение уровня безработицы.
Поступление единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в бюджеты муниципалитетов за январь - сентябрь 2010 года составило 412,8 млн. рублей, или 78,8% к плановым годовым назначениям. Рост к аналогичному периоду 2008 года на 14,0%, 2009 года – на 10,7%. Ниже аналогичного периода 2009 года поступление данного налога в Вурнарском (99,7%) и Моргаушском (98,2%) районах.
При этом со стороны Кабинета Министров Чувашской Республики оказывается значительная государственная поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства. Законом Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» на 2010 год на эти цели в рамках республиканской целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике на 2010-2020 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 марта 2009 г. № 105, предусмотрены средства в объеме 163,7 млн. рублей.
Поступление земельного налога в бюджеты муниципалитетов за январь - сентябрь 2010 года составило 365,3 млн. рублей, или 73,0% к плановым годовым назначениям. Рост к аналогичному периоду 2009 года – на 45,1%.
Сравнительно лучше исполнены бюджеты по земельному налогу к аналогичному периоду 2009 года в Алатырском (221,8%), г. Чебоксары (189,8%), г. Новочебоксарске (132,1%), Марпосадском (117,8%), Урмарском (115,8%) районах.
Ниже: в Красночетайском (35,6%), Порецком (39,1%), Аликовском (53,4%), Янтиковском (53,6%), Козловском (79,9%), Шемуршинском – (81,6%), Ибресинском (95,2%) районах.
При этом следует отметить, что сумма налоговых льгот, предоставляемых по данному налогу нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, значительна, в ряде муниципальных образований превышает исчисленную сумму налога к уплате. Так, согласно налоговой отчетности формы № 5-МН «О налоговой базе и структуре начислений по местным налогам за 2009 год» сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет, за 2009 год в целом по муниципалитетам составила 387,919 млн. рублей, а сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением налоговых льгот по налогу нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, – 371,843 млн. рублей.
В 2009 году сумма налоговых льгот по земельному налогу, предоставленных нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, к сумме, исчисленной к уплате, составила в Урмарском районе – 299,4% (сумма к уплате 1,999 млн. рублей, сумма льгот 5,985,0 млн. рублей), Красноармейском – 244,9% (4,434 млн. рублей и 10,861 млн. рублей), Марпосадском – 232,6% (5,707 млн. рублей и 13,277 млн. рублей соответственно), Батыревском – 172,0% (9,703 млн. рублей и 16,689 млн. рублей), г. Шумерля – 161,9% (13,953 млн. рублей и 22,512 млн. рублей), Канашском районе – 144,0% (4,218 млн. рублей и 6,074 млн. рублей), г. Чебоксары – 108,4% (183,920 млн. рублей и 199,459 млн. рублей), Аликовском – 102,3% (2,22 млн. рублей и 2,272 млн. рублей соответственно), Шемуршинском – 93,1% (2,86 млн. рублей и 2,663 млн. рублей соответственно), Козловском – 89,0% (5,245 млн. рублей и 4,666 млн. рублей соответственно)..
При этом, если с 2007 по 2009 год сумма земельного налога, исчисленная к уплате, в целом по республике увеличилась на 11,6%, то сумма налоговых льгот – почти в 3 раза.
Поступление налога на имущество физических лиц в бюджеты муниципалитетов за январь - сентябрь 2010 года составило 70,7 млн. рублей, или 70,5% к плановым годовым назначениям. Снижение в целом по республике против аналогичного периода 2009 года – на 2,8%. Особо значительное снижение допущено в Порецком районе – на 32,5%, г. Новочебоксарске – на 15,7%, Яльчикском районе – на 9,9%, г, Чебоксары – на 9,5%, Вурнарском – на 6,1%.
Сравнительно лучше исполнены бюджеты по налогу на имущество физических лиц к аналогичному периоду 2009 года в Ибресинском районе (144,5%), г. Канаше (138,5%), Урмарском (135,1%), Янтиковском (129,4%), Козловском (125,2%) Аликовском (115,2%), Красночетайском (114,5%), Шемуршинском (105,8%), Марпосадском (105,7%) районах.
Налоговые поступления представляют собой важный источник формирования финансовых ресурсов муниципального образования. В зависимости от их объема определяются возможности территории относительно управления экономикой, поддержания производственной, социальной и финансовой инфраструктуры, выполнения социальных программ. Немаловажное значение при этом имеет скорость движения данных финансовых потоков.
Перед вновь избранными органами местного самоуправления стоят серьезные задачи по улучшению динамики налоговых поступлений в местные бюджеты и повышению налоговой культуры населения.
Мобилизация воспроизводственных возможностей реального сектора экономики и сокращение его теневой составляющей – являются основными приоритетами повышения уровня налогового потенциала хозяйственного комплекса территории муниципального образования. Необходимо улучшать качество налогового администрирования, активизировать налоговый потенциал, использовать методы планирования и прогнозирования налоговых поступлений.
Очень важно наладить целенаправленную работу с населением по устранению стимулов к коррупции и уклонению от уплаты налогов.
Повышению налоговой культуры граждан будет способствовать широкое информирование населения о налоговом законодательстве и его применении.
Высокую эффективность в деле формирования налоговой культуры, повышению финансовой грамотности населения демонстрируют возможности средств массовой информации и социальной рекламы.
Имущественные налоги (на имущество, земельный, транспортный) являются наиболее устойчивым источником доходов для бюджета муниципального образования, поскольку значительно в меньшей степени, чем ресурсные платежи или налоги на прибыль и НДС, зависят от мировой конъюнктуры цен на углеводородное сырье и от финансового состояния организаций. Перед органами местного самоуправления стоят задачи по вовлечению в налоговый оборот максимально возможное количество объектов и субъектов обложения имущественными налогами, в том числе за счет обеспечения качественного информационного обмена между всеми участниками налогового администрирования.
Необходимо совершенствовать порядок работы соответствующих органов. Развитие информационных технологий, внедрение новых электронных сервисов значительно облегчают работу налоговых и иных служб в данном направлении. Кроме этого, повышение налоговой культуры налогоплательщиков это не только залог их добросовестного отношения к добровольному исполнению налоговых обязательств, но и фактор снижения расходов на контролирующие функции налоговых органов.
В целом, повышение уровня налогового потенциала территории муниципального образования республики и совершенствование механизмов его реализации является комплексной проблемой, успешное разрешение которой позволит значительно улучшить социально-экономическое положение населения Чувашской Республики.
Важно отметить, что в 2011 году в связи с внесением изменений в налоговое законодательство доходная часть бюджетов муниципальных образований уменьшится (в связи с изменением порядка и сроков уплаты не поступит налог на имущество физических лиц, уменьшится поступление земельного налога). Кроме того, с 2011 года вступают в силу изменения, внесенные в Налоговый кодекс Российской Федерации, ограничивающие суммы задолженности для обращения в суд с исковыми заявлениями для взыскания с физического лица имущественных налогов (свыше 1,5 тыс. рублей).
Учитывая вышеизложенное, администрациям районов и городов совместно с налоговыми органами необходимо принять действенные меры по:
- обеспечению поступления налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты муниципальных образований;
- сокращению задолженности по их уплате в бюджет;
- увеличению доходной части бюджетов муниципальных образований за счет дополнительных источников;
- повышению финансовой грамотности и налоговой культуры населения.