ПРОГРАММА
ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В БАТЫРЕВСКОМ РАЙОНЕ
НА 2011 - 2015 ГОДЫ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование Программы |
– |
Программа поддержки малого и среднего предпринимательства в Батыревском районе на 2011-2015 годы |
Основания для разработки Программы |
– |
Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»; Закон Чувашской Республики от 4 июня 2007 г. № 8 «О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года»; постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 марта 2009 г. № 105 «О Республиканской программе государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике на 2010–2020 годы»
|
Муниципальный заказчик |
– |
Администрация Батыревского района
|
Основной разработчик |
– |
Координационный совет по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства в Батыревском районе
Отдел экономики и имущественных отношений администрации Батыревского района |
Цель и задачи Программы |
– |
создание условий для устойчивого развития малого и среднего предпринимательства в Батыревском районе на основе формирования эффективных механизмов его муниципальной поддержки.
Задачи Программы:
совершенствование системы муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства в отраслях реального сектора экономики;
развитие информационной инфраструктуры в целях получения субъектами малого и среднего предпринимательства экономической, правовой, статистической и иной информации, необходимой для их эффективного развития;
формирование условий для развития малого и среднего предпринимательства в производственно-инновационной и научной сферах;
развитие механизмов финансово-имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
|
Важнейшие целевые индикаторы и показатели
|
– |
прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства в отчетном периоде по отношению к аналогичному периоду предыдущего года от 1,0 процента в 2011 году до 8,0 процента в 2015 году;
увеличение доли:
работников, занятых в малом и среднем предпринимательстве, до 44,0 процента в общей численности работников организаций;
продукции (работ, услуг), произведенной малыми и средними предприятиями до 608,0 млн.рублей в год;
налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства до 16,0 процента;
обеспечение занятости населения в сфере малого и среднего предпринимательства;
повышение образовательного уровня участников предпринимательской деятельности
|
Сроки реализации |
– |
2011–2015 годы
|
Перечень основных мероприятий |
– |
совершенствование внешней среды развития малого и среднего предпринимательства и взаимодействие органов местного самоуправления Батыревского района с общественными объединениями предпринимателей;
развитие малого и среднего предпринимательства в области инноваций;
развитие механизмов финансово-имущественной поддержки малого и среднего предпринимательства;
кадровое обеспечение малого и среднего предпринимательства
|
Объемы и источники финансирования Программы |
– |
планируемый объем финансирования Программы составляет 27050 тыс. рублей, из них средства:
федерального и республиканского бюджета Чувашской Республики в пределах бюджетных ассигнований,
бюджет Батыревского района – 50 тыс. рублей,
внебюджетных источников – 27000 тыс. рублей
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социальной и бюджетной эффективности |
– |
устойчивое развитие малого и среднего предпринимательства во всех отраслях реального сектора экономики; развитие малых и средних инновационных предприятий; насыщение товарного рынка Батыревского района конкурентоспособными отечественными товарами и услугами; обеспечение занятости населения; повышение образовательного уровня участников предпринимательской деятельности;
прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства в отчетном периоде по отношению к аналогичному периоду предыдущего года от 1,0 процента в 2011 году до 8,0 процента в 2015 году;
увеличение доли:
работников, занятых в малом и среднем предпринимательстве, до 44,0 процента в общей численности работников организаций;
продукции (работ, услуг), произведенной малыми и средними предприятиями до 608 млн. руб. к 2015 году;
налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства до 16,0 процента
|
Система организации контроля за выполнением Программы |
– |
контроль за ходом выполнения Программы осуществляет Администрация Батыревского района.
Исполнители мероприятий Программы представляют:
ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в отдел экономики и имущественных отношений администрации Батыревского района статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации мероприятий Программы;
ежегодно до 15 февраля до 2016 года информацию о ходе реализации мероприятий Программы в отдел экономики и имущественных отношений администрации Батыревского района.
Отдел экономики и имущественных отношений администрации Батыревского района:
ежегодно к 1 марта до 2016 года представляет информацию о ходе реализации мероприятий Программы в финансовый отдел администрации Батыревского района;
ежегодно до 1 июля года, следующего за отчетным, представляет главе администрации Батыревского района справку о развитии малого и среднего бизнеса в Батыревском районе за отчетный год;
по окончании срока реализации Программы готовит до 1 марта 2016 г. и представляет главе администрации Батыревского района справку о выполнении Программы, эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.
|
Введение
Программа поддержки малого и среднего предпринимательства в Батыревском районе на 2011-2015 годы (далее – Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Законом Чувашской Республики от 4 июня 2007 г. № 8 «О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года», постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от
от 31 марта 2009 г. № 105 «О Республиканской программе государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике на 2010–2020 годы».
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программным методом
В настоящее время вопросы поддержки малого и среднего предпринимательства приобретают особое значение, так как создание условий для устойчивого развития малого и среднего бизнеса может смягчить последствия финансового кризиса, обеспечить дополнительную занятость и рост производства.
Разработка Программы обусловлена актуальностью вопросов создания благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, устранения административных барьеров, финансовой и имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на среднесрочную перспективу, а также необходимостью совершенствования механизмов реализации политики органов местного самоуправления Батыревского района в части поддержки малого и среднего предпринимательства и более тесной ее взаимосвязи с общими задачами социально-экономического развития района на среднесрочную перспективу с учетом имеющегося положительного опыта реализации предшествующей программы.
Предпринятые меры позволили добиться в сфере развития малого и среднего предпринимательства в Батыревском районе неплохих результатов. Численность работающих в сфере малого и среднего предпринимательства по состоянию на 01.01.2010 составила 3403 человек, в том числе 1041 индивидуальных предпринимателей, увеличилась на 0,9% по сравнению с 2008 годом. Доля работающих в сфере малого и среднего предпринимательства в общей численности работающих в экономике района увеличилась с 36,9% в 2008 году до 40,7% в 2009 году. В 2009 году представителями малого и среднего предпринимательства отгружено товаров собственного и несобственного производства на сумму 360,0 млн. рублей или 111,1% к уровню 2008 года.
Вклад малого и среднего предпринимательства в экономику района с каждым годом становится более весомым. Увеличиваются общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства, численность работающих и ее доля в общей численности занятых в экономике района (рис. 1). Растет объем выпускаемой продукции, работ и услуг, улучшаются их ассортимент и качество за счет внедрения новых технологий. Увеличиваются налоговые поступления во все уровни бюджета, все больше проявляется стремление предпринимателей к цивилизованному ведению бизнеса.
Рис.1. Динамика численности работников, занятых в малом бизнесе,
чел.
|
Сложившаяся отраслевая структура распределения малых и средних предприятий в республике свидетельствует о развитии предпринимательства преимущественно в сфере торговли и общественного питания (38,0 процента). Сельское хозяйство является одним из секторов экономики, где малые и средние предприятия имеют достаточно сильные позиции – 35,0 процента, обрабатывающим производством занято 18,0 процента от общего числа малых и средних предприятий, в строительстве – 11,0 процента и на прочих предприятиях – 8,0 процента (рис. 2).
Рис.2. Структура основных видов деятельности субъектов малого предпринимательства
|
Проведенный выше анализ показывает, что решение имеющихся в развитии малого и среднего бизнеса проблем требует усиления роли органов исполнительной власти Батыревского района и создания новых механизмов в сфере муниципальной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства с применением программных методов.
Муниципальная политика поддержки малого и среднего предпринимательства является самостоятельным системным направлением социально-экономической политики района. Она строится на принципе создания благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект.
В практической деятельности малое и среднее предпринимательство сталкивается с определенными трудностями, среди которых неустойчивость и незавершенность законодательной базы, регулирующей деятельность малого и среднего предпринимательства, усложненность системы сбора налогов, недостаточность собственного капитала и оборотных средств, трудности с получением банковских кредитов, нехватка квалифицированных кадров, сложности с арендой производственных площадей, высокая арендная плата и др.
Перспективы развития малого и среднего предпринимательства как в Чувашской Республике, так и в Батыревском районе напрямую зависят от решения перечисленных проблем.
Для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в решении проблем, влияющих на активное развитие предпринимательства в Батыревском районе, сформирована система поддержки малого и среднего предпринимательства.
1. Нормативно-правовое обеспечение
Нормативно-правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Батыревском районе осуществляется в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Чувашской Республики, указами Президента Чувашской Республики и постановлениями Кабинета Министров Чувашской Республики.
Нормативными правовыми актами Батыревского района в данной сфере являются:
Постановление главы администрации Батыревского района от 27.05.2002 г. № 272 «О Координационном совете по поддержке и развитию малого предпринимательства в Батыревском районе».
Постановление главы Батыревского района от 28.11.2008г. №488 «Об утверждении Порядка передачи в аренду объектов недвижимости, включенных в перечень муниципального имущества Батыревского района ЧР для предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства».
Постановление главы Батыревского района от 27.07.2010 №385 «О создании рабочей группы по содействию в проведении сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства»
Постановление главы Батыревского района №165 от 09.04.2008г. «Об утверждении Порядка предоставления грантов субъектам малого предпринимательства Батыревского района на создание и развитие собственного бизнеса»
для предоставления муниципальной поддержки субъектам малого предпринимательства»
2. Муниципальная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку.
В целях проведения целенаправленной политики по содействию развития малого бизнеса, принятию согласованных решений и оперативному разрешению различных проблем в сфере малого бизнеса, а также созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности в районе действует Координационный совет по поддержке и развитию малого предпринимательства.
На заседаниях Совета обсуждаются проблемы, формирующиеся в среде малого предпринимательства с целью выработки предложений, направленных на развитие предпринимательской активности среди населения района.
Также рассматриваются нормативно-правовые акты администрации района, непосредственно затрагивающие проблемы малого предпринимательства.
Кроме того, администрацией района оказывается консультационная помощь представителям малого бизнеса.
В соответствии с решением Собрания депутатов Батыревского района от 30.11.20096г. №2 приняты ставки арендной платы за землю: юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям без образования юридического лица, под объектами производственной сферы (промышленность, строительство (в т.ч. строительство жилья), транспорт, энергетика, складские объекты и др.) с понижающим коэффициентом доходности в местный бюджет 0,5.
Выделяются земельные площади под строительство объектов малого предпринимательства, предоставляется в аренду муниципальное имущество.
Представители малого бизнеса участвуют в конкурсе по перевозке пассажиров и выигрывают тендер. Благодаря малому бизнесу улучшено движение районного автотранспорта по перевозке пассажиров на маршрутных линиях и службы такси.
Для информационной поддержки малого бизнеса на сайте администрации района имеется раздел «Малое предпринимательство», где размещается вся информация, касающаяся малого бизнеса. Оформлен стенд «Поддержка малого бизнеса в Чувашской республике».
3.1. Финансовая поддержка
В Батыревском районе субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляется финансовая поддержка:
Предоставление грантов начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса в соответствии с постановлением главы Батыревского района от 09.04.2008 № 165 «Об утверждении Порядка предоставления грантов субъектам малого предпринимательства Батыревского района на создание и развитие собственного бизнеса».
3.2. Имущественная поддержка
В соответствии с законодательством Российской Федерации оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления также вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В целях реализации на территории Батыревского района законодательства Российской Федерации приняты следующие нормативные правовые акты:
Постановление главы Батыревского района от 28.11.2008г. №488 «Об утверждении Порядка передачи в аренду объектов недвижимости, включенных в перечень муниципального имущества Батыревского района ЧР для предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства».
Сформирован Перечень недвижимого имущества, предназначенного для предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства
3.3. Информационная, консультационная поддержка
В 2007–2009 годах и в первом полугодии 2010 года субъектам малого и среднего предпринимательства были оказаны следующие виды информационной, консультационной поддержки:
1) в районе организовано и проведено 5 дней малого и среднего предпринимательства с участием представителей Министерства экономического развития Чувашской Республики, Канашского филиала 7507, МИ ФНС России №2 по Чувашской Республике;
2) проведены бесплатные обучающие семинары для начинающих предпринимателей;
3) ежегодно проводились конкурсы среди субъектов малого и среднего предпринимательства по номинации «Лучший предприниматель года».
4) в целях формирования положительного имиджа предпринимательской деятельности проводилась информационная поддержка через освещение аспектов предпринимательской деятельности в средствах массовой информации.
4. Муниципальные закупки
Субъекты малого и среднего предпринимательства принимают активное участие в поставках продукции для муниципальных нужд Батыревского района. С каждым годом увеличивается количество субъектов малого и среднего предпринимательства, принимающих участие в выполнении муниципального заказа, растет объем закупаемой у субъектов малого и среднего предпринимательства продукции.
В 2009 году с поставщиками – субъектами малого предпринимательства заключено 627 муниципальных контрактов и сделок на общую сумму 130,3 млн. рублей (60,4 процента от общей стоимости заключенных контрактов и сделок). В конкурсах и в других способах размещения заказов для муниципальных нужд Батыревского района принимало участие более 1,0 тыс. субъектов малого предпринимательства.
В районе приняты все меры по обеспечению доступа предприятий малого и среднего бизнеса к конкурсным процедурам. Информация о формировании, размещении и исполнении муниципального заказа является открытой и общедоступной. Полная информация о проводимых муниципальных закупках размещается в обязательном порядке в информационном бюллетене «Государственный заказ Чувашской Республики» и на официальном сайте «Государственный заказ Чувашской Республики» в сети Интернет. На сайте также размещаются информация о планируемых закупках, сведения о заключенных муниципальных контрактах и нормативная база по вопросам размещения заказов.
II. Цель, задачи и сроки реализации Программы
Целью Программы является создание условий для устойчивого развития малого и среднего предпринимательства в Батыревском районе на основе формирования эффективных механизмов его муниципальной поддержки.
Задачами Программы являются:
совершенствование системы муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства в отраслях реального сектора экономики;
развитие информационной инфраструктуры в целях получения субъектами малого и среднего предпринимательства экономической, правовой, статистической и иной информации, необходимой для их эффективного развития;
формирование условий для развития малого и среднего предпринимательства в производственно-инновационной сфере;
развитие механизмов финансово-имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Решение задач определено мероприятиями Программы, изложенными в приложении № 1 к настоящей Программе.
Реализация мероприятий Программы позволит существенно усилить роль малого и среднего предпринимательства в социально-экономическом развитии Батыревского района в том числе:
обеспечить увеличение прироста количества субъектов малого и среднего предпринимательства в отчетном периоде по отношению к аналогичному периоду предыдущего года от 1,0 процента в 2011 году до 8,0 процента в 2015 году;
увеличить:
долю работников, занятых в малом и среднем предпринимательстве, до 44,0 процента в общей численности работников организаций;
объем продукции (работ, услуг), произведенной малыми и средними предприятиями до 608 млн.руб. к 2015 году;
долю налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства до 16,0 процента;
обеспечить занятость населения в сфере малого и среднего предпринимательства;
повысить образовательный уровень участников предпринимательской деятельности.
Сроки реализации Программы – 2011–2015 годы.
III. Перечень программных мероприятий
Мероприятия Программы сгруппированы в следующие разделы:
1. Совершенствование внешней среды развития малого и среднего предпринимательства и взаимодействие органов местной власти Батыревскго района с представителями малого и среднего бизнеса
В ходе реализации мероприятий данного раздела предусмотрены комплексный анализ и дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы Батыревского района в сфере малого и среднего предпринимательства путем внесения изменений в действующие акты и подготовки новых законодательных и иных нормативных правовых актов Батыревского района.
Разделом также предусмотрено проведение мероприятий по осуществлению маркетинговых исследований по проблемам субъектов малого и среднего предпринимательства; устранению административных барьеров, оказывающих негативное влияние на развитие малого и среднего предпринимательства; оказанию правовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства;
В настоящее время субъекты малого и среднего предпринимательства осуществляют деятельность во всех отраслях экономики Батыревского района. Их вклад в развитие отрасли в определенной мере зависит от заинтересованности органов местного самоуправления в сотрудничестве с бизнесом. В связи с этим большое значение приобретают взаимодействие власти и бизнеса, дальнейшее содействие саморегулированию предпринимательства на основе развития профессиональных и общественных ассоциаций и объединений предпринимателей для решения отраслевых проблем и консолидации деятельности по защите интересов. В рамках этого направления предусматривается оказание содействия установлению и развитию деловых контактов предпринимательских сообществ и координации их действий, а также установлению контактов по обмену опытом между российскими и зарубежными отраслевыми и общественными объединениями и ассоциациями предпринимателей. Взаимодействие будет осуществляться на основе соглашений, договоров о сотрудничестве и совместной деятельности отраслевых и общественных объединений и ассоциаций предпринимателей с органами местного самоуправления Батыревского района по социально-экономическому развитию отраслей и территории. Такая форма цивилизованных отношений предусматривает соблюдение интересов сторон и взаимную ответственность. Одной из эффективных форм взаимодействия может быть участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства в рабочих группах, советах, коллегиях при органах местного самоуправления Батыревского района.
Эффективная реализация муниципальной политики в сфере малого и среднего предпринимательства невозможна без формирования благоприятного общественного мнения о предпринимателях, пропаганды цивилизованного предпринимательства не только как источника удовлетворения насущных материальных потребностей, но и как достойного образа жизни. Для решения этой задачи необходимы привлечение средств массовой информации, проведение рабочих встреч, семинаров, круглых столов, тренингов, конкурсов по различным номинациям, а также организация единых экспозиций для участия субъектов малого и среднего предпринимательства в выставках-ярмарках, проведение дней малого и среднего предпринимательства в сельских поселениях района униципально района го и среднего и т.д.
В целях разработки стратегии развития малого и среднего предпринимательства на среднесрочную и долгосрочную перспективы, получения достоверной информации о сфере малого и среднего предпринимательства Программой предусмотрены проведение анализа динамики развития и выработка механизма сбора информации о деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Одним из механизмов сбора информации о деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства становится ведение реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших муниципальную поддержку Батыревского района, которое осуществляется администрацией Батыревского района и использование информации из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку Чувашской Республики, который ведет Министерство экономического развития и торговли Чувашской Республики.
2. Развитие малого предпринимательства в отраслях экономики
Суть данного раздела заключается не только в простом увеличении количества субъектов малого предпринимательства, но и существенно усилить роль малого бизнеса в социально-экономическом развитии Батыревского района, что способствует:
созданию дополнительных рабочих мест;
насыщению рынка качественными и доступными по цене товарами и услугами;
увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;
привлечению инвестиций в экономику Батыревского района;
росту доходов и уровня социальной защищенности работников, занятых в предпринимательской сфере;
повышению образовательного уровня участников предпринимательской деятельности;
развитию взаимовыгодных связей обрабатывающих предприятий с субъектами малого бизнеса.
3. Развитие малого и среднего предпринимательства в области инноваций
Особое внимание муниципальной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства должно быть направлено на содействие развитию инновационной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Мероприятиями Программы предусматривается развитие венчурного финансирования инновационных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства.
В целях расширения деловых связей предпринимателей Батыревского района, привлечения инвестиций в развитие малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере предусмотрено ведение базы данных по малым и средним предприятиям, работающим в инновационной сфере, и осуществление мониторинга инновационных разработок субъектов малого и среднего предпринимательства для их предоставления потенциальным инвесторам.
Для вовлечения субъектов малого и среднего предпринимательства в инновационные процессы мероприятиями Программы предусмотрено предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства консультационной и организационной поддержки при оформлении патента на изобретение (полезную модель) и осуществлении сертификации изделия.
Наиболее эффективным инструментом повышения конкурентоспособности промышленного производства являются кластерные технологии, не только отражающие отраслевую специфику и приоритеты, но и тесно привязанные к условиям и стратегиям развития территорий.
4. Развитие механизмов финансово-имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
Задачами Программы в данной области являются расширение возможностей и упрощение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым и имущественным ресурсам посредством развития и совершенствования форм финансовой и имущественной поддержки, осуществляемых администрацией Батыревского района.
Так, в рамках муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства реализуются мероприятия по финансовой, имущественной и консультационно-правовой поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, а также содействию подготовке и повышению квалификации кадров для малого и среднего бизнеса различных отраслей народного хозяйства.
В условиях финансового кризиса наиболее действенными являются финансовые механизмы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. На сегодняшний день финансовая муниципальная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется виде предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса.
Программой предусмотрено постепенное внедрение новых финансовых механизмов:
с 2011 года – предоставление грантов молодым гражданам на поддержку проектов в сфере малого предпринимательства;
с 2012 года – возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с реализацией программ по энергосбережению, включая затраты на приобретение и внедрение инновационных технологий, оборудования и материалов, а также затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на присоединение к объектам электросетевого хозяйства, предоставление субсидий малым и средним предприятиям для частичной оплаты образовательных услуг.
В соответствии с законодательством Российской Федерации Программой также предусмотрены мероприятия по развитию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, а именно:
создание районного бизнес-инкубатора для решения таких проблем предпринимательства, как дефицит пригодных и доступных производственных и офисных площадей для ведения бизнеса, высокие издержки на администрирование бизнеса (бухгалтерское, правовое, финансовое сопровождение).
Батыревский район активно участвует в конкурсах на получение субсидий из республиканского бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства. С 2008 года в бюджет Батыревского района дополнительно на поддержку малого предпринимательства были привлечены средства в объеме 1,45 млн. рублей. До конца 2010 года предполагается освоить 600 тыс.руб., поступивших район из республиканского бюджета в рамках поддержки муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства. И в дальнейшем предусматривается активное участие Батыревского района в республиканских конкурсах на получение субсидий из республиканского бюджета на развитие малого и среднего предпринимательства.
На 2011–2015 годы определены следующие приоритетные виды деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в Батыревском районе:
строительство в части жилищного строительства в рамках реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»;
ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования, а также предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг в части бытового обслуживания населения;
сельское хозяйство;
обрабатывающие производства в части производства пищевых продуктов;
производство потребительских товаров, сувенирной продукции с национальной символикой.
Кроме того, поддержка будет оказываться субъектам малого и среднего предпринимательства, реализующим инновационные проекты, обеспечивающие внедрение новых технологий, выпуск принципиально новой продукции.
Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства предполагает формирование перечней имущества, находящегося в муниципальной собственности, для предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также совершенствование порядка расчета годовой арендной платы путем установления льготных коэффициентов за пользование находящимися в муниципальной собственности объектами недвижимости; расширение возможностей субъектов малого и среднего предпринимательства в доступе не только к муниципальному имуществу, но и к имуществу крупных предприятий путем ведения единого реестра муниципального имущества и имущества крупных предприятий, не задействованных в хозяйственном обороте.
При оказании муниципальной имущественной поддержки начинающим субъектам малого предпринимательства в форме размещения в бизнес-инкубаторе приоритетными являются виды деятельности субъектов малого предпринимательства, за исключением видов деятельности, осуществляемых субъектами малого предпринимательства, категории которых установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации.
5. Кадровое обеспечение малого и среднего предпринимательства
Предусмотрены мероприятия по проведению семинаров по вопросам поддержки и развития малого и среднего предпринимательства для руководителей и специалистов органов местного самоуправления сельских поселений в целях обеспечения преемственности политики поддержки малого и среднего предпринимательства на уровне сельских поселение, содействие подготовке менеджеров для субъектов малого и среднего предпринимательства различных отраслей народного хозяйства посредством повышения квалификации, разовых лекций и семинаров.
Для становления «молодежного» предпринимательства предусматриваются обучение и профессиональная ориентация молодежи, сельского населения на базе специально разрабатываемых программ, обучающих, учебно-консультативных семинаров, бизнес-встреч по вопросам малого и среднего предпринимательства.
В целях соблюдения требований законодательства о труде и совершенствования трудовых отношений, улучшения условий труда и обеспечения техники безопасности работающих в малом и среднем бизнесе будет продолжено обучение руководителей организаций малого и среднего предпринимательства и индивидуальных предпринимателей по вопросам охраны труда и основам трудовых отношений посредством проведения республиканских семинаров-совещаний по охране труда с руководителями и специалистами малых и средних предприятий, разработки методических рекомендаций, обучения по охране труда и аттестации рабочих мест по условиям труда.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Источниками финансирования Программы являются федеральный бюджет, республиканский бюджет Чувашской Республики в пределах бюджетных ассигнований, бюджет Батыревского района в размере 50,0 тыс.руб., внебюджетные источники – 27000,0 тыс.руб.
Объем финансирования Программы подлежит ежегодной корректировке исходя из возможностей бюджетов всех уровней.
V. Механизм реализации Программы и контроль
за ходом ее выполнения
Управление реализацией Программы осуществляет отдел экономики и имущественных отношений администрации Батыревского района, который обеспечивает согласованность действий по реализации программных мероприятий, целевому, эффективному использованию бюджетных средств, осуществляет взаимодействие исполнителей Программы на принципах государственно-частного партнерства, а также общий контроль за реализацией Программы.
Исполнители мероприятий Программы ежеквартально не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и ежегодно к 5 февраля до 2016 года представляют информацию о ходе реализации мероприятий Программы в отдел экономики и имущественных отношений администрации Батыревского района.
Отдел экономики и имущественных отношений администрации Батыревского района до 1 марта ежегодно до 2016 года представляет в финансовый отдел администрации Батыревского района доклад о ходе работ по реализации Программы и эффективности использования финансовых средств.
По окончании срока реализации Программы отдел экономики и имущественных отношений администрации Батыревского района до 1 марта 2016 г. представляет в главе Батыревского района доклад о выполнении мероприятий Программы, эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации.
Информация о ходе и итогах реализации Программы открыта для широкой аудитории и размещается на сайте администрации Батыревского района.
VI. Оценка социальной и бюджетной эффективности Программы
Эффективность Программы определяется соотношением позитивных изменений, произошедших в малом и среднем предпринимательстве вследствие проведения мер, и затрат на реализацию этих мер.
В качестве целей управления, определяющих критерии оценки эффективности, приняты такие количественные показатели, как прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства; увеличение доли работников, занятых в малом и среднем предпринимательстве, в общей численности работников предприятий и организаций; увеличение доли продукции, работ (услуг), произведенных малыми и средними предприятиями, в валовом региональном продукте; увеличение доли налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства, которые базируются на данных статистического наблюдения, а также сведениях, получаемых в ходе реализации Программы.
Реализация Программы позволит:
обеспечить устойчивое развитие малого и среднего предпринимательства во всех отраслях реального сектора экономики;
развить малые и средние инновационные предприятия;
насытить товарный рынок Батыревского района конкурентоспособными отечественными товарами и услугами;
обеспечить занятость населения;
повысить образовательный уровень участников предпринимательской деятельности.
Индикаторы ожидаемой эффективности реализации мероприятий Программы приведены в нижеприведенной таблице.
Индикаторы ожидаемой эффективности
реализации мероприятий Программы
Наименование |
Значение индикатора по годам |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Прирост количества субъектов малого и среднего предпринимательства в отчетном периоде по отношению к аналогичному периоду предыдущего года, процентов
|
1,0 |
1,5 |
4,0 |
6,5 |
8,0 |
Доля работников, занятых в малом и среднем предпринимательстве, в общей численности работников организаций, процентов
|
42,5 |
42,5 |
43,0 |
43,5 |
44,0 |
Объем продукции, (работ, услуг), произведенной малыми и средними предприятиями, млн.руб.
|
435,6 |
479,0 |
527,0 |
553,0 |
608,0 |
Доля налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства, процентов |
15,0 |
15,1 |
15,6 |
15,7 |
16,0 |
_____________