Современный социальный заказ системе образования направлен на саморазвитие личности ребенка. Конечным результатом обучения выпускника школы должны стать: готовность к самоопределению, способность к рефлексии результатов своего труда, а также умение находить решение, выход из различных ситуаций. В связи с этим изменились требования к труду учителя: от умений транслировать и формировать программный объем знаний - к умениям решать творческие задачи, формировать многомерное сознание, развивать способности к самореализации путем сочетания творческого, личностно – ориентированного, исследовательского, проектного подходов. Труд учителя виден в расширении форм социальных и культурных практик на основе идеи креативного потенциала личности ребенка, предоставив ему возможность выбора. А мастерство учителя проявляется в умении возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы учащихся в процессе обучения. Состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности учащихся разнообразными, творческими, продуктивными. Я в своей работе считаю наиболее эффективным и приемлемым применение проектно-исследовательских технологий в процессе обучения биологии. Суть этой технологии: стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, решению этих проблем, умению практически применять полученные знания. Необходимость внедрения этой технологии, на мой взгляд, заключается в том, что он дает возможность результативного проектирования учебного процесса.Это технология творческой деятельности. Реализация проектной технологии начинается с разработки проекта освоения большой темы или раздела, или конкретной деятельности. Дети распределяются в группы по интересам, намечают цели и задачи будущей учебной или исследовательской деятельности. Таким образом, становятся подлинными субъектами образовательной деятельности. Каждому находиться задание по интересам: кто–то становиться лидером–организатором, кто-то составляет план работы, кто-то работает художником-оформителем, кто-то ведет исследовательскую работу, проводит опыты. Вот поэтому на этом этапе я практикую технику чтения пометками на полях. Знак «+» означает, что материал знаю, «?» -не знаю, придется проработать, «!» - интересный материал, нужно поискать дополнительную информацию.. Это техника вдумчивого чтения и аналитического мышления. На этом этапе роль педагога резко меняется – перестает быть центральной, он лишь регулирует, определяет общее направление, контролирует время, дает консультации, помогает. Лично я превращаюсь для детей в старшего советника и друга. В моих уроках всегда царствуют демократические отношения, полное понимание и разумная свобода. Мы с учениками разработали большое количество урочных и исследовательских проектов. Также с ребятами разработали два социальных проекта по благоустройству школьного двора, который уже реализован, и деревни.
Прежде содержание образования ассоциировалось с вербальным учебным материалом с готовыми решениями проблем, а сегодня – это также деятельность школьников, их переживания и отношение к изучаемому материалу. Если в содержание образования включается деятельность, поиск, чувства и переживания, анализ и обсуждения школьников, то должны меняться и критерии успешности образовательного процесса. Что в итоге будут оцениваться не только знания, но и другие показатели: участие в дискуссиях, умение сформулировать и отстоять свою точку зрения, сбор материала из различных источников, активность, умение задавать вопросы, отвечать на вопросы по существу проблемы, умение выразить свое отношение к изучаемому материалу, самостоятельность при добыче информации и участие в общественно полезной деятельности. Мотивация усиливается благодаря творческому характеру учебной деятельности, самостоятельности, ответственности ученика перед членами своей группы. В группе происходит формирование толерантности, то есть все считаются с мнением соседа.
Работая в малых группах учащиеся разговаривают, размышляют, анализируют и делают выводы. У них развивается коммуникативное мышление. Использую технику критического мышления, которая помогает разделять изучаемый материал на блоки, выявлять самые главные моменты. С лидерами проще работать: они всегда целенаправлены, имеют интерес к изучаемому объекту, ведут за собой других. А вот со слабенькими учениками посложнее, их труднее заинтересовать и мотивировать. Я стараюсь им уделять самое главное - внимание и дать посильную работу. Никогда они не сидят без дела и их работа всегда оценивается. Некоторые слабоуспевающие ученики показывают себя с хорошей стороны при внедрении практических проектов по благоустройству территории.
Применяя проектно – исследовательские технологии (ПИТ) я использую интерактивные стратегии преподавания и методы кругового взаимодействия. ПИТ – система интегрированных процедур в образовательном процессе. Эта технология включает в себе многие известные методы и способы активного обучения: метод проектов, метод погружения, мозговые штурмы, опытная работа, деловые игры, поисковой эксперимент, анализ источников, групповые работы учащихся, связь с национально-региональным компонентом. Содержание школьного курса биологии помогает мне формировать у учащихся все уровни познания. При изучении ботаники и зоологии в 6-7 классах ученики проходят ученический уровень, когда они занимаются под моим руководством. Здесь уже весь алгоритм задан, нужно идти по ним, решая те или иные проблемы. Например, определить по рисунку, к какому семейству относится данное растение или же по тесту учебника найдите ответ на такой-то вопрос.Или сравните схемы пищевой связи водоема и широколиственного леса , сделайте выводы. Учащиеся начинают по памяти выполнять задания: сформулируйте закон, дайте определение термина, опишите пищевую связь, найдите отличительные особенности нескольких процессов. В 6-8 классах я начинаю учить детей методике работы с научной информацией: составление картотеки (набор аннотаций), доклады, рефераты. Объемы информационных работ следует жестко ограничивать, следуя по принципу: слов должно быть мало, мыслям должно быть тесно. При изучении человека и основ общей биологии в 8-9 классах, с учетом преемственности, они переходят на эвристический и творческий уровни. Сюда относятся решение проблемных ситуаций, участие в дискуссиях, умение сформулировать и отстоять свою точку зрения, сбор материала из различных источников, активность, умение задавать вопросы, отвечать на вопросы по существу проблемы, умение выразить свое отношение к изучаемому материалу, самостоятельность при добыче информации. Участие на олимпиадах, конкурсах, составление научно-исследовательских работ способствуют формированию у учеников творческого уровня. Под планированием исследований понимается серия творческих заданий для учащихся . Например:
- Составьте план исследования состояния окружающей среды деревни. Используя в качестве индикаторов состояние деревьев, питьевой воды, воздуха, почвы, местонахождение и санитарное состояние свалок. Используйте данные мониторинга погоды, проводимые учащимися в школе под руководством учителя географии. Выполняя такие задания, ученики начинают создавать межпредметные проекты. Применение этого метода – посильная и доступная работа для учителя, и для учащихся. Дает возможность учащимся искать интересующий материал выбирать самое главное, анализировать, выстраивать систему доказательств, сделать выводы, защищать свою работу. Повышается уровень овладения знаниями, учащиеся учатся работать в коллективе, решая познавательные, творческие задачи в сотрудничестве.
Ребята на уроках биологии разработали творческие проекты, которые не имеют детально проработанной структуры. Они только намечаются и далее развиваются, подчиняются интересам участников проекта. Например: при проведении проектного урока по законам генетики одна ученица сделала схему наследования двух признаков в своей семье: рыжая окраска волос и веснушки на лице. Здесь же были размещены фотографии 3 – х поколений. Таким же образом была представлена схема решения задачи по наследованию признака дальтонизма у мужчин в следующей семье. А информационные проекты, которые мы разрабатываем, направлены на сбор информации о каком – то объекте: «Заповедные территории Чувашской Республики», «Лекарственные растения вокруг нас», «Проблема чистой воды в деревне», «Эволюционное учение».. Исследовательские проекты требуют хорошо придуманной структуры проекта, обозначение ее целей, социальную значимость. Здесь необходимо продумать экспериментальные и опытнические работы, методы обработки результатов. Например, проект « Изучение свалки бытовых отходов» имеет цель исследования, карту – схему свалки, анкету (мнение о свалке), рекомендации по устройству свалок и включает практическую деятельность участников. Проектная деятельность имеет практическую направленность и социальную значимость, и отличается четко обозначенными с самого начала результатами деятельности участниками проекта. К таким проектам можно отнести наш здоровьесберегающий проект «Просто быть здоровым», «Благоустроенный школьный двор», « Моя деревня – моя колыбель». Практический результат очевиден: это благоустроенный школьный двор; чистая и зеленая деревня; дети, ведущие здоровый образ жизни. Таким образом, использование проектно – исследовательской технологий – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности.