Профессор живописи
Алексей Афанасьевич Кокель (1880-1956гг)
Изобразительное искусство России в начале XX в. проживает противоречивый и сложный период. Россия того периода представляла собой большой, готовый к извержению вулкан. Революционные события 1905 года, Октябрьская Революция 1917 года, гражданская война, придают изобразительному искусству новое дыхание, определенную свежесть как в составе творческой интеллигенции, так и в формировании новых художественных школ. Это время регистрации «Заката» одной художественной школы и фсплеска других. И все это происходит на волне неоднозначных социальных преобразований. На смену имперских амбиций приходит коммунистическая идеология.
В такое непростое время приходит становление А.А. Кокеля, как художника живописца, в лучших традициях передвижничества. Он воспитывается под непосредственным руководством таких выдающихся
художников-педагогов как: П.П. Чистяков, И.Е. Репин, В.Е. Маковский, Д.Н. Кардовский. Он оказывается в центре русской демократической культуры в силу своего огромного таланта, большого жизнелюбия, пытливого ума.
А.А. Кокель родился 1 марта 1880г. в провинции: селе Тарханы Буинского уезда Симбирской губернии (ныне Батыревский район Чувашской Республики). Глубинной это село назвать нельзя, потому как оно было волостным центром со школой, двуглавой церковью со своим удельным лесничеством.
Любовь к изобразительному искусству пробудилась в нем с раннего детства. Рисовал он грифелем, милые сердцу уголки родной природы (благо есть леса и реки), виды села, местную церковь. Во время учебы в местной школе он любил перерисовывать иллюстрации с учебников. Учился отлично. Вслед за братом пошел в Симбирскую чувашскую учительскую школу. Однако учиться здесь ему помешала болезнь. Из-за простуды у него начался туберкулез костей.
Кокель обладал красивым голосом, поэтому сельский священник определил его в церковный хор. Здесь он увлекается рисованием икон. Позже стал писать их на заказ. На вырученные деньги отец покупал ему книги, иллюстрированными лучшими художниками того времени.
Из-за болезни ему было отказано в устройстве в иконописную мастерскую Кеиво-Печорской лавры, куда он был рекомендован Тарханским лесничим Левченко. Несмотря на лишения и болезнь дальнейшая его творческая судьба складывается довольно удачно.
Новым управляющим лесничеством становится Вячеслав Иосифович Раубе, присланный из Петербурга. Вместе с ним переезжает в Тарханы и его жена Мария Васильевна, женщина образованная, располагающая огромной библиотекой и богатым собранием гравюр и шедевров мировой живописи. Она была художницей-любительницей и имела художественные пособия для самостоятельных занятий. Была лично знакома с одним из организаторов и руководителей Товарищества передвижных выставок В.Е. Маковским.
Благодоря этой женщине доступ к библиотеке А.Кокеля становится свободным.
Художественное развитие А. Кокеля получает новый импульс и более профессиональное направление. Наряду с работами с натуры он много копирует с репродукций картин известных художников. Здесь происходит его первое знакомство с образцами мировой художественной культуры.
Лето 1899 года приносит в Поволжье большие испытания на выживаемость. Наступала сильная засуха, разгулялась эпидемия и эпизоотия. Бедствие унесло жизни почти половины населения и всего домашнего скота. Начинается голод. Обостряется болезнь А. Кокеля. На борьбу с эпидемией из Петербурга в Поволжье посылают студентов медицинских и ветеринарных институтов. В группе, направленной в Тарханы оказывается и Мария Варганова студентка Женского медицинского института, близкая родственница В.И. Раубе. По ее настоянию решено было срочно оперировать А. Кокеля в Петербурге, а после выздоровления - устроить на учебу в Академию художеств.
Альбом с работами самобытного художника из Тархан Варгановой был представлен в Петербурге А.Н. Кардовскому. Кардовский.будучи любимым учеником П.П. Чистякова и помощником И.Е. Репина по индивидуальной мастерской в Петербургской Академии художеств провести испытания юному дарованию, чтобы выявить реальную его подготовленность для обучения на академическом уровне и просит его выполнить еще несколько карандашных портретов с натуры.
Можно себе представить насколько сильна была его тяга к прекрасному.
Несмотря на тяжелую болезнь, превозмогая боли от раскрывшихся ран, он все
же выполняет портреты. Наиболее удачным оказался портрет отца. Д.Н. Кардовский, оценивая его натурные работы, отмечает высокую грамотность исполнения и неизбывную жизнерадостность автора.
Другой альбом через художницу любительницу Н.П. Ротаст был передан ректору Высшего художественного училища Академии художеств В.Е. Маковскому. Просматривая небольшие по размерам рисунки А. Кокеля В.Е.
Маковский скажет :«... Линия подвижная и певучая, штрих четкий, точный и уверенный. В ere рисунках просматривается портретная схожесть, характерность и типичность образов». Он признал навыки и умения, которые приобрел юноша в Тарханах самостоятельным путем, вполне достаточными для продолжения занятий в стенах Академии. Однако, для зачисления его в училище ему не доставало необходимого общего образования. Тогда Академией художеств руководил сын В.Е. Маковского - А.Е. Маковский.
Его определяют в Нормальную рисовальную школу при Академии художеств.
Первое знакомство с Петербургом происходит в октябре 1899 года. А. Кобель несколько месяцев проживает в Зимнем дворце, у коменданта-брата Тарханского лесничего В.И. Раубе.
Параллельно с лечением он много работает. Рисует с натуры декор здания Зимнего, виды горда. Внимательно и с интересом изучает собрания крупнейшего ныне художественного музея России. Понравившиеся работы пробует копировать акварелью, чаще карандашом. Он часто посещает отделы античного искусства. У А. Кокеля оставили неизгладимые впечатления на всю жизнь полотна Леонардо Да Винчи, Рембрандта (впечатлении от увиденного позже отзывается в его полотнах). Конечно, он с удовольствием посещал и Русский музей. Любил подолгу останавливаться у картин К.П.Брюллова, А.А.Иванова, И.Н.Крамского, И.Е.Репина (из воспоминаний А.Кокеля. Личный архив).
Петербург произвел на А.Кокеля огромное впечатление. Великий город с красивыми зданиями, широкими улицами, после бедного, с черными избами родного села. Контраст казался ошеломляющим. Он здесь остро ощутил несправедливость в социальном положении людей. Казалось, что все человеческое у деревенских жителей , в том числе у отца с матерью, было придавлено. Так горька и тяжела была их жизнь. Позже он об этом напишет в своих воспоминаниях: «...Не помню, чтобы мои близкие смеялись громко, пели когда-либо в обществе...Казалось, что-то тяжелое лежит у них на сердце...». Эта несправедливость социальная отразится в его творчестве очень скоро, еще в дипломной работе, которая принесет ему ощутимый успех. Он был натурой романтичной. Мечтая написать значительные картины и на вырученные деньги выстроить многоэтажный дом в родном селе для всех и развести вокруг него яблоневый сад.
К занятиям в Нормальной рисовальной школе А. А.Кокель приступил 1сентября 1900 года. Также систематически он занимается и в домашней мастерской В.Е. и А.Е. Маковских. Но вскоре, из-за обострения болезни, съезжает в Тульскую губернию к Вере Александровне Писаревой, много помогавшей нуждающимся молодым художникам, писателям, музыкантам. Здесь А.Кокель познакомился с И.Е. Грабарем, жившим у Писаревых. Занятия возобновились лишь осенью 1901 года. А.Кокель входит в самую гущу революционных событий столицы. Эти события не могли не отразиться на его воспитании, образовании и развитии. Кокель под влиянием революционных событий и творчества своих учителей (В.Е.Маковский: «Осужденный», «Заключенный», «Революционерка перед судом», «9 января...», «Губернатор») задумал написать большую картину в год окончания им Академии художеств в Петербурге. В годы учебы происходит близкое знакомство А.А. Кокеля с И.Е.Репиным. Он часто бывал в его мастерской в Пенатах. Видел у него запрещенные царской цензурой к публичной демонстрации картины «Кровавое воскресенье», «Шествие рабочих...»... Здесь он встречается со многими видными деятелями культуры: Ф.И. Шаляпиным, Л. Андреевым. Благодаря И.Е. Репину он ознакомился с В.А. Серовым. Как он же А.Кокель делает натурные зарисовки событий 9 января: «Кровавое воскресенье» на дворцовой площади 1905 года.
В знак протеста против преступлений царизма А.В.Серов выходит из состава действительных членов Академии. А.А.Кокель отмечает в своих записках, что такая решительность великих учителей определила характер его жизни и творчества на все последующее время. А.А. Кокель окончил курсы Нормальной рисовальной школы 10 мая 1904 г. и с 15 января того же года держал экзамен на живописный факультет Высшего училища живописи, скульптуры и архитектуры шестым номером в качестве вольнослушателя. Одновременно 15 сентября 1904 года он поступает на высшие педагогические курсы при Академии, которые окончил менее чем за 2 года - 20 апреля 1906 года. Курсы давали право на преподавание рисования, что давало возможность иметь постоянный заработок.
Он еще подрабатывает ретушированием фотоснимков в фотоателье. На время обострения болезни, летом он выезжает в Ярославль к врачу А.И.Виноградовой, на Урал, в семью С.А.Писаревых. При помощи инспектора Академии Я.Д.Андреева отправлялся и на академическую дачу.
Первые 2 года он учился в общих классах, где занятия по специальности вели профессора В.Е Савинский, И.И.Творожеников, П.Е.Мясоедов и др. Они старались развивать их индивидуально по способностям. В общих классах он находился до весны 1906 года и должен был выбрать для себя индивидуальную мастерскую у кого-либо из профессоров. Однако, Академия, в связи с событиями первой русской Революции весь 1905 год и первую половину 1906 года фактически не работала. Многие учащиеся разъехались по разным регионам России и участвовали в революционных выступлениях на местах. По распространению революционной пропаганды А.Кокель выезжал в Уфимскую, Казанскую и Симбирскую губернии. Там он встречается с рабочими и крестьянами, ведет агитационную работу, много пишет. Долго он находился на соляных промыслах Строгановых и на старых демидовских заводах. Здесь он делает зарисовки и фотоснимки, которые в последствии применяет для крупномасштабной работы «На соляных промыслах». В Казани встречается с чувашами, учившимися в Инородческой учительской семинарии. Побывал он и в Казанской художественной школе. В этот год в казанскую художественную школу поступают воспитанники частной школы К.Н. Братынской Н.К. Сверчков, М.С. Спиридонов и М.А. Адриянов;(в 1912 году они поступят в Академию, где А. Кокель стал их первым наставником). Побывал он также в Пензенском художественном музее и в художественной школе.
Этим же летом в родных Тарханах А.Кокель организовывает первую выставку своих произведений; на ней были представлены работы, созданные им в допетербургский период и в годы обучения в нормальной рисовальной школе Академии - карандашные зарисовки, этюды акварелью и маслом.
На этих работах изображается жизнь и быт рабочих, национальные типы, обычаи и обряды тарханских крестьян, пейзажи. Особое место занимает «Портрет чувашской женщины». Она изображается в национальном наряде на фоне окна в яркий солнечный день «Портрет самой революции в Чувашии»,-назвал работу ученик Академии A.M. Любимов. Этот портрет получил высокую оценку и у И.И. Бродского, знавший автора картины мастерской И.Е. Репина.
Именно «Портрет Чувашской женщины» решил дальнейшую творческую судьбу А. А. Кокеля: в 1906-1907 учебном году он был зачислен в индивидуальную мастерскую И.Е. Репина в Петербургской Академии художеств.
Здесь требования к учащимся были высокие. Однако, ко времени спада первой русской революции, условий для работы не стало. И. Репин, не терпевший казенного духа в преподавании, насаждавшийся царским двором, окончательно оставил Академию. Однако он не оставил ее учеников.Ежемесячно приезжал к ним, знакомился с академическими заданиями, с эскизами будущих картин. «Все что делалось в Академии, - пишет А. Кокель,-его глубоко интересовало. Ко мне он особенно часто заходил, когда я перешел к конкурсной работе». Картина конечно удалась. После выставления ее в Академии он получает специальное приглашение к нему в Куоккала. И с тех пор почти каждую среду (это был его приемный день), вплоть до 1916 года А. Кокель бывает у него. По рекомендации И.Репина Кокель, начиная с 1910 года, выставляется в «Союзе молодежи», а затем и «Товариществе передвижных художественных выставок».
После ухода И. Репина из Академии руководителем его мастерской был назначен Д.Н. Кардовский. По словам Кокеля система его преподавания целиком держалась на рисунке. «Все - от рисунка, - любил повторять он, а основой правильного рисунка является тон ».
В эскизах картин А. Кокеля Д.Н. Кардовский отмечал его умение тонко передавать прямо из жизни взятые темы и сюжеты. У художника уже тогда отмечалось умение подмечать в жизни все, несколько высмеивая. К тому же учебные рисунки и живописные этюды постоянно совершенствовались, и они шли уже в Академии на «отлично». Д.Н. Кардовский ставил А. Кокеля в пример другим.
Около трех лет ушло у Кокеля на создание картины «В чайной». Она- одна из лучших реалистических произведений в искусстве России предреволюционных лет. Жизнь тогдашней России лучше всего раскрывается в картине «В чайной». Сюжет картины прост. Вот какое ее описание дано в газете «Правда» от 5 января 1913 года: Картина очень хорошо» написана, выдержана в колорите. Изображается группа из трех лиц: за прилавком маленькой чайной крупный рыжий хозяин в русской рубахе и жилетке дает сдачу стоящей перед ним с подносом в руке девушке -подростку. Хозяин, видимо, зубоскалит. На сереньком, грустном личике девушки не отражается ничего, кроме усталости и крайней робости. Хрупкая, тоненькая девичья фигурка, самодовольный хозяин и пытливо глядящая хозяйка освещены пучком желтого света висячей лампы». Высоко оценивая художественные достоинства картины, «Правда» подчеркивает: «Из ста с лишним художников только двое отметили в искусстве общественные темы и настроения. Из двух только один удачно справился со своей задачей- это А. Кокель». В журнале «Солнце России» за 1913 год в номере 21, с помещенной в ней цветной репродукцией картины подчеркивается, что картина А.А. Кокеля является продолжением традиции русской демократической живописи с ее смелой постановкой социальной проблемы (гневным осуждением несправедливости, проповедью высокого гуманизма).
В газете «Вечернее время» (№ 303 от 15 ноября 1912г.) И.Е. Репин пишет о конкурсной выставке в Академии: «Дрябло все как-то и вяло и на самом конкурсе, и в работах учеников мастерских, вспоминается только ... с большой силой полотно того художника (А. Кокеля), который написал картину «В чайной», в ней есть оригинальность и типичность». В многочисленных отзывах петербургских газет и журналов, посвященных конкурсной работе 1912г., единодушно отмечается, что в картине А. Кокеля «много наблюдательности и правды», «своеобразного и интересного», «несомненно, перед А.А. Кокелем развернется большая будущность»...
Эту картину для Музея Академии приобрели после демонстрации на Международных художественных выставках в Венеции и в Мюнхене. Видимо сыграли свою роль и публичные выступления И.Е. Репина, который объявил о своем намерении купить картину А. Кокеля для себя. Отлично окончив Академию, А. Кокель получает право на пенсионерскую поездку в страны Европы для дальнейшего профессионального совершенствования. Однако, эта поездка состоялась не на академические, а на частные средства. За границу АА Кедель выехал вместе с художником С.Н. Зеньковым.
Сначала Кокель посетил Германию. В Берлине и Дрездене он осмотрел все тогдашние художественные выставки и музеи. Затем во Франции, в Париже, изучал собрания Лувра, Люксембургского музея, выставки Солона, частные выставки. Свершив поездку в Версаль, писал этюды, занимался в вечерней студии, которую местные художники называли академической (в отличие от студий «свободных» художников, последователей модернизма). После Парижа через Швейцарию А. Кокель прибыл в Милан, затем во Флоренцию и дальше в Рим. Здесь он прожил пять месяцев, занимаясь живописыо и осмотром достопримечательностей древнейшего города. Начинает работу над большой картиной «Итальянцы», которая впоследствии вместе с другими полотнами пенсионерского периода была представлена на академической весенней выставке 1914 года в Петербурге и имела огромный успех. По пути на Капри он остановился в Неаполе, посетил Геркуланум и Помпею, поднимался на Везувий, выполнил множество зарисовок и этюдов. Естественно, во время путешествия он встречался со многими видными людьми творческой интеллигенции, в том числе Нерусской. Там он, на Капри, познакомился с А.М.Горьким, который увидев его высокое мастерство, заметил в нем лицо нового пролетарского искусства.
Hа Капри А.Кокель начал писать огромную картину «Рыбачий берег» , выполнил много этюдов, для чего ездил в Сорренто и Пэстум. В январе 1914г. он выехал на родину. По пути остановился в Равенне, поработал в Болонской Академии художеств, осмотрел музеи и дворцы Венеции. Последняя остановка была в Вене. Проехав через Варшаву, в феврале того же года А.А. Кокель возвращается в Петербург.
Здесь он активно включается в художественную жизнь. Была устроена его персональная выставка.
Художник затем живет в Москве и Твери, пишет по частным заказам портреты, ряд сюжетных полотен и пейзажей. В журналах того времени, в частности «Солнце России» в числе лучших работ А. Кокеля репродуцированы «В кухне», «Семейный портрет», «Берег Волги». Условия для творческой работы оставались крайне тяжелыми: не было ни мастерской, ни постоянной работы, ни квартиры. В письме из Твери, направленном 6 ноября 1915 г. И.Е. Репину А.А. Кокель просит ему помочь. Он просит своего учителя содействовать в назначении его на место преподавателя в Харьковской Художественной школе, в которой было объявлено вакантное место. Вся дальнейшая его жизнь прошла в Харькове, где 40 лет он преподавал в местной художественной школе.
Харьковская художественная школа (училище) была открыта в сентябре 1912 года и находилась в ведении Академии художеств. Здесь подобрался сильный педагогический коллектив, в основном ученики ПП Чистякова и ИЕ Репина В числе ведущих преподавателей были A.M. Любимов, АИ Титов, СМ Прохоров, профессор истории искусств Ф.И Шмидт, анатомии- В.П Воробьев и др. Они вынесли на своих плечах основную тяжесть организации данного художественного учебного заведения (тогда директором был А.М. Любимов).
Для А.А. Кокеля в Харькове началась активная творческая жизнь. Помимо художественного училища, в котором он работал, здесь были городская декоративная школа, общество Грамотных, товарищество Харьковских художников, куца вошел и А. Кокель. Помимо училища он преподает изобразительное искусство в Первом рабочем вечернем техникуме, в Художественно - профессиональной школе, в коммунальном институте, в инженерно - строительном институте. В числе других художников - реалистов Украины А.А. Кокель был введен в состав Комитета по реорганизации художественного образования. После октябрьских событий 1917 года Наркомпрос предложил студенчеству переизбрать весь старый педагогический состав. На пост директора (ректора) училища был назначен А.А. Кокель. Под его руководством училище преобразуется в художественный институт, существующий и поныне. В 1922 году А.А. Кокель утверждается в звании профессора. В годы гражданской войны он возглавляет изосекцию в Военно - окружном комитете, выполняет плакаты военно - политического характера., панно, лозунги, портреты деятелей большевизма. Расписывает агитвагоны, с которыми выезжает на фронт. По его эскизу на центральной площади г.Харькова было выполнено громадное панно «Как деникинская сволочь празднует свою временную победу» - одно из лучших агитационно - художественных созданий в советском искусстве того времени. Оно было выпущено в свет в виде открытки и разошлось по всей стране. Октябрьская революция, при всей своей неоднозначности социальных преобразований, дала таки мощный импульс развитию изобразительного искусства Молодые художники, вдохновленные революционными идеями строительства нового общества, создавали созвучной эпохе преобразований, понятный огромной массе нового зрителя произведения.
Когда город заняли белогвардейцы, А. Кокель был снят со всех постов, изгнан из училища. В 1919 году, дойдя с Красной Армией до Брянска, он заболел плевритом, лечился в Москве. После выздоровления он некоторое время работал в Чувашии в основном над темами из жизни крестьян. «Чувашская сюита» как раз была задумана им в этот год и работа над ней, судя по сохранившимся наброскам, продолжалась до последних дней
Имея предписание явиться для работы в художественном училище, он снова возвращается на Украину.
В первые годы Советской власти художественная жизнь на
Украине, как и повсюду в стране, была сложной и противоречивой. В Наркомпросе, в управлении искусств, утверждается разного рода «новаторы», пытающиеся создать новые формы искусства в противовес к реалистическому искусству. Это, конечно, было вызвано поисками новых, более эффективных форм воздействия на массы, с поиском более поворотливых, гибких форм монументального искусства быстро реагирующих на события эпохи. В связи с этим в г. Харькове закрывается художественный институт и на его месте организуется Государственный завод художественной индустрии. Естественно, А. Кокель и другие «чистые художники» были уволены из института. Художники реалисты Харькова выступили сплоченной группой против творений футуристов и всякого рода формалистов. (Особенно резвую борьбу ведет Ассоциация художников Червонной, представителем которой был А.А. Кокель. Художники Ассоциации ставят своей главной задачей изображение в реальных образах все многообразие революционной деятельности, новую жизнь правдивую летопись новой эпохи. Народный художник страны герой соц. Труда В.И.Косиян вспоминает: «И неудивительно, что во главе Ассоциации, самой передовой здесь организации творческих работников 20-х годов, оказался А.А. Кокель. Его сила заключалась не в шумных декларациях и не в игнорировании сделанного за прошлый век, а в создании того , что ведет вперед , в будущее , что развивает и возвышает человека».
В 20-30 годах многочисленные произведения А.А. Кокеля экспонируются почти на всех выставках Украины и страны. Печать того времени высоко оценивает его картины «Вид на Святогорск», «Вид на кременец», «Колхозный базар», «Награждение ударниц», «На соляных промыслах», «К.Е. Ворошилов у танкистов». Успехом пользуются его портреты «Старый рабочий», «Шахrep», «Колхозник», автопортреты
Художника. В 1935 году в г. Чебоксарах и г. Горьком, на
художественной выставке, посвященной 15 - летаю Чувашской
автономии, он показывает картину «Ликбез», отражающую коренные преобразования в жизни и сознании трудящихся страны. О ней высоко отозвались газеты «Правда», художники И.Э. Грабарь и А.А. Рылов, московский журнал «Наши достижения» под редакцией A.M.Горького. Художник П.И. Касиян вспоминает об еще одной его картине - « На посту. Страж. революции». Стоит у дверей ревкома красногвардеец в кожухе - не в армейской форме. Ведь не всем давали шинели, их не хватало. Но какая высокая правда! Нельзя сравнить этого солдата ни с тем, который стоит в Ватикане, ни с тем, который охраняет королевский дворец в Лондоне. «Это советский солдат - самой сильной – непобедимой, потому что она защищает интересы своего народа». Вот это и есть большая сила реализма.
В начале Великой Отечественной войны семья А.А. Кокеля переживает трудный период. Жена его, Анна Афанасьевна уже почти год не вставала с постели. Сын Роман, 17 лет, заболел воспалением легких. Ему самому сделали операцию на глаза (последствия болезней, перенесенных в детстве), после которой ему были запрещены всякие физические нагрузки. Тем не менее, художник хлопочет об эвакуации. Однако, выехать из Харькова не удаюсь, художник остался в оккупированном городе и пережил весь ужас «нового порядка». Он должен был уничтожить весь личный архив, в котором хранились его переписки с видными людьми, фоторепродукции и статьи. Картины революционного содержания были закопаны в разных местах и в основном погибли. Из оставшихся работ многие были распроданы им на базаре на пропитание. После освобождения Харькова Советской Армией художник записывается в ополчение, а сын, будучи солдатом, погиб недалеко от родного города.
В послевоенные годы А.А. Кокель участвует во многих выставках Украины. Вот как об одной из них вспоминает В.Ф. Яценко - заслуженный деятель искусств Украины «В 1944 году организовали съезд художников Украины, где были М Сарьян, С. Герасимов и др. Было много художников - фронтовиков. ... Но было особо теплое и уважительное отношение участников съезда к А.А. Кокелю. Из их работ в Музее русского искусства организовали выставку. В городе сплошные руины, лежал в развалинах. А на душе ничем невыразимая радость, приподнятое настроение: ведь изгнали врага с нашей земли, началась мирная жизнь, мы могли продолжать творить. Алексей Афанасьевич был как никогда весел, молод, быстр, настроен по -боевому. Как художник, он в эти послевоенные годы сделал очень много». Печать того времени отмечает его произведения «Зима 1942 года», «Дорога на Павлово поле», «Военный патруль», «Партизан», «На уборочной» . В акварели и гуаши выполняются несколько композицией из «Чувашской сшиты» - «Лунная дорога», «Лебединое озеро», «Свадьба». Пером; - тушью, итальянским карандашом делает несколько автопортретов. Наиболее крупной работой этого периода стала «Отдых бойцов», выполненная по наблюдениям в одном из полков после освобождения Харькова. Все послевоенное время он заведует кафедрой рисунка в художественном институте, ведет научно-методическую работу, готовит пособия по вопросам масленой живописи в институте, рисунки углем, карандашом, сангиной. Эти пособия иллюстрирует собственными творческими работами послевоенного времени:
Все, кто лично знал А.А. Кокеля, отмечают его поразительное трудолюбие и скромность. Педагогической работе А.А. Кокель отдал полвека своей жизни. Eго отличало высокое уважение к творческой личности ученика, умение развивать неповторимые особенности таланта каждого на основе высокой требовательности и разносторонней беспрерывной работы над собой. В его педагогике главенствующее место занимал рисунок, основа - основ в изобразительном искусстве. Он не забывал требовать еще и широкого образования художника Часто повторял слова П.П. Чистякова «Чувствовать, знать, уметь -полное искусство».
«Биография художника - это его творчество, его произведения,- вспоминает народный художник СССР В. И Касиян». Далее он отмечает: «Реализм А.А. Кокеля самого высокого свойства. На своих коллег и студентов он оказывал сильное воздействие. Его все любили, особенно студенты. Это - редкость, чтобы учащиеся так любили своего преподавателя. ...Кокель знал и умел очень много, о многом мог рассказать и многому научить. Студенты видели, что у А.А. Кокеля все получается хорошо, красиво. Если красиво, то и правильно, ибо в красоте заключается и добро и правда. Жить будет только красота. Красоте служил, красоту создавал, к красоте приобщал массу других людей Алексей Афанасьевич Кокель».
Большим событием в советском искусстве стало 100 - летие со дня рождения А.А. Кокеля, выдающегося художника, педагога, общественного деятеля. О нем много теплого было сказано в газетах Советская Чувашия от 1 марта 1980г. №52, «Коммунизм ялаве», также в печати Украины, где проходила его юбилейная выставка (было выставлено около 100 картин).
На родине Кокеля, в с. Тарханы, в марте 1980 г. открыта мемориальная доска, музей - усадьба и детская художественная школа им. Кокеля. Хроника выставок произведений А.А. Кокеля: Академическая - г. Петербург, 1912 г. («В чайной»); Международные в Мюнхене и Венеции, 1913 («В чайной») ; первая выставка картин «Союза искусств» - г. Харьков , 1918; Всеукраинская юбилейная выставка художников Червонной Украины-г. Харьков., 1927 («На посту»); Всеукраинская, посвященная 10-летию Октября - г. Харьков, 1928; первой выставки Черниговского филиала АХЧУ -г. Чернигов, 1928 («Старый рабочий, крестьянин»), передвижной -1929 -30 («Культпоход на Донбасс»); третьей всеукраинской - г. Харьков, 1930 («Насаждение ударницы»); современная украинская графика- г.Львов, 1932; посвященная 15 -летию Чувашской Автономии - г. Чебоксары, 1935 («Ликбез»); Четвертая всеукраинская - 1936 («Колхозный базар»); Художники Украины- родному Харькову - г. Харьков, 1944 г.
Основные работы: «В чайной» (1912), «Семейный портрет» (1914), «На посту» (1927), «Награждение ударницы» (1930), «Ликбез» (1935), «Колхозный базар» (1936), автопортрет (1939), «Зима» (1943).