I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Здоровье населения, в том числе и психическое, является одним из наиболее важных показателей благосостояния республики, района. О том, насколько серьезной проблемой является состояние психического здоровья ее населения, свидетельствуют как показатели распространенности психических заболеваний, так и целый ряд их социальных, экономических, психологических, юридических и других последствий.
Качество психического здоровья населения представляет угрозу экономическому росту и обороноспособности страны.
Социально-экономические последствия психических расстройств:
• Потери общества вследствие утраты трудоспособности (кратковременной, среднесрочной, длительной и стойкой - инвалидность) людьми с психическими расстройствами;
• Потери общества вследствие снижения производительности и качества труда людей, страдающих психическими расстройствами;
• Ущерб от несчастных случаев и аварий, совершаемых людьми, страдающими психическими расстройствами;
• Потери общества от преждевременных смертей вследствие самоубийств. Количество суицидентов превышает число лиц, погибающих в дорожно-транспортных происшествиях;
• Безработица и преступность среди людей, страдающих психическими расстройствами;
• Высокие расходы на лечение больных с психическими расстройствами, особенно, если оно не было начато на ранних стадиях их развития.
Масштабы проблемы общественного психического здоровья в России:
В квалифицированной психолого-психиатрической помощи нуждается в настоящее время 15-20 % населения . Реально обращались за помощью 1231чел. в 2008 году.
Среди всех обращающихся за медицинской помощью в лечебно-профилактические учреждения общесоматической сети доля лиц с психическими расстройствами достигает 30-50 %.
Более 15 % всех освобождений от срочной службы в армии связаны с психическими расстройствами и отклонениями.
Среди увольняемых с военной службы по состоянию здоровья психическая патология составляет 1 случай в 2008 году.
Состояние психического здоровья населения района в значительной мере определено состоянием и уровнем функционирования социальной структуры района, поэтому проблема оказания психиатрической помощи должна рассматриваться и входить в общую социально-экономическую концепцию функционирования, обеспечения и развития Чувашской Республики.
В республике растет число психически больных, утративших семейные и социальные связи, навыки самостоятельного обслуживания, а также лиц, не имеющих постоянного места жительства. Растет число лиц, находящихся в психиатрическом стационаре более 1 года (в 2006 г. – 2 чел., в 2007 г. – 2 чел., в 2008 г. – 3 чел.). Процент повторной госпитализации за 2008 год 14/72 = 19,4%.
Вследствие отсутствия в штате психиатрических учреждений здравоохранения должностей социальных работников и психотерапевтов невелико число пациентов, охваченных бригадными формами оказания психиатрической помощи, следствием чего является недостаточное использование в психиатрической практике методов психосоциальной терапии и психосоциальной реабилитации. Последним, в свою очередь, объясняются частые госпитализации, длительное лечение и содержание пациентов в психиатрических стационарах. Отсутствуют возможности для проведения полноценной реабилитации лиц, страдающих психическими заболеваниями.
Поэтому необходимы введение в штатное расписание психиатрических учреждений здравоохранения должностей социальных работников, врачей-психотерапевтов, медицинских психологов; разработка и внедрение бригадных форм оказания психиатрической помощи в условиях психиатрических стационаров, дневных стационаров, психоневрологических диспансеров, оказание помощи на дому, а также совершенствование методов профилактики психических расстройств, в том числе в системе оказания первичной медико-санитарной помощи.
В Чувашской Республике остается высоким показатель суицидов. В 2008 г. данный показатель составил 42 на 100 тыс. населения (по оперативным данным Госкомстата ЧР). В структуре причин смерти жителей Чувашской Республики смерть от несчастных случаев, отравлений и травм, куда входят и суициды, занимает второе место после смертей от болезней системы кровообращения, опережая смерти от новообразований и болезней органов дыхания, что говорит об актуальности изучаемой проблемы. Мероприятия по совершенствование суицидологической помощи населению должны строиться с учетом региональных особенностей и культуральных представлений. Успешность решения задач профилактики суицидального поведения детей, подростков и взрослых существенно зависит от формы организации специализированной суицидологической помощи. В Чувашской Республике необходимо разработать и принять программу профилактики суицидов и открыть Кризисный стационар для лиц, находящихся в кризисной ситуации и с суицидальным поведением.
II. Основные цели и задачи подпрограммы.
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы
Целью подпрограммы является развитие комплексной системы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при психических расстройствах.
Задачами подпрограммы являются:
совершенствование методов профилактики психических расстройств, разработка и реализация консультативной помощи, обучающих программ для населения по вопросам охраны психического здоровья и профилактики суицидов;
совершенствование методов диагностики и лечения психических расстройств, внедрение бригадных форм работы в условиях психиатрического стационара, дневного стационара, психоневрологического диспансера и реабилитационного общежития;
внедрение современных методов психосоциальной терапии и психосоциальной реабилитации;
строительство и реконструкция специализированных медицинских учреждений, оказывающих психиатрическую помощь, их оснащение современным медицинским и технологическим оборудованием.
Подпрограмма реализуется в 2010–2020 годах.
Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации подпрограммы приведены в приложении № 1 к подпрограмме.
III. Мероприятия подпрограммы
В рамках мероприятий подпрограммы предусматриваются:
Организация мониторинга при психических заболеваниях;
Совершенствование организации профилактической помощи детям, страдающим психическими расстройствами;
Совершенствование организации специализированной психиатрической помощи лицам, страдающим психическими расстройствами;
Укрепление материально-технической базы психиатрической службы в лечебно-профилактических учреждениях;
Подготовка кадров психиатрической службы и общий лечебной сети.
Перечень мероприятий подпрограммы представлен в приложении №2 к программе
IV. Обоснование ресурсного обеспечения подпрограммы
Финансирование мероприятий подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики, местных бюджетов, внебюджетных источников.
Объемы и источники финансирования подпрограммы представлены в приложении № 2 к подпрограмме.
Исходя из возможностей республиканского бюджета Чувашской Республики объемы средств, направляемых на реализацию подпрограммы, могут уточняться.
V. Механизм реализации подпрограммы
Муниципальным заказчиком – координатором подпрограммы является МУЗ «Батыревская ЦРБ».
МУЗ «Батыревская ЦРБ» ежегодно к 15 февраля до 2021 года представляют информацию о ходе реализации мероприятий подпрограммы в Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики и Администрацию Батыревского района.
МУЗ «Батыревская ЦРБ» ежегодно к 1 марта до 2021 года представляет информацию о ходе реализации мероприятий подпрограммы в Отдел экономики и имущественных отношений администрации Батыревского района.
VI. Результаты реализации подпрограммы.
Оценка социальной и бюджетной эффективности подпрограммы
Оценка эффективности реализации подпрограммы проводится с учетом следующих показателей:
увеличение доли пациентов, охваченных бригадными формами оказания психиатрической помощи, в общем числе наблюдаемых пациентов до 45 процента;
снижение доли пациентов, нуждающихся в стационарной психиатрической помощи, в общем числе наблюдаемых пациентов до 15,3 процентов;
снижение средней продолжительности лечения больного в психиатрическом стационаре до 64,8 дней;
снижение доли повторных в течение года госпитализаций в психиатрический стационар до 20,0 процента.
Экономический эффект предполагается получить от снижения уровня инвалидности и смертности при психических расстройствах.
Социальный эффект от реализации мероприятий подпрограммы будет выражен в улучшении качества и увеличении продолжительности жизни, сохранении трудового потенциала, формировании здорового образа жизни, снижении социальной и психологической напряженности в обществе вследствие устранения угрозы распространения психических заболеваний.
____________