Характеристика проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Борьба с инфекциями, управляемыми средствами вакцинопрофилактики, является одной из важных проблем в охране здоровья населения как в Чувашской Республике, так и в районе. В настоящее время повсеместно реализуется расширенная программа иммунизации, направленная на снижение заболеваемости дифтерией, коклюшем, корью, туберкулезом, эпидемическим паротитом, врожденной краснухой, вирусным гепатитом В, ликвидацию полиомиелита и кори.
Необходимость подготовки и реализации подпрограммы "Вакцинопрофилактика" (далее - подпрограмма) вызвана рядом факторов социально-экономического характера, влияющих на эпидемиологическую ситуацию в районе по инфекциям, управляемым средствами специфической профилактики. Экономический ущерб от этих инфекционных заболеваний за 2008 год в Чувашской Республике составил 670,3 млн. рублей.
В Чувашской Республике в 2008 году зарегистрировано 210173 случая заболеваний гриппом и ОРВИ, показатель заболеваемости ими составил 16386,9 на 100 тыс. населения. Удельный вес гриппа и ОРВИ в общей инфекционной и паразитарной заболеваемости составил 86,5%, а экономический ущерб - 632,1млн. рублей, или 82,7% от всего ущерба, нанесенного инфекционными болезнями (764,7 млн. рублей).
Сохраняется 95-процентный охват детей профилактическими прививками. Заболеваемость дифтерией, корью в 2008 г. не зарегистрированы. В течение последних лет в республике сохраняется положительная тенденция увеличения показателей охвата вакцинацией против коклюша детей в возрасте 1 года (с 94,0% в 2000 году до 96,3% в 2008 году), ревакцинацией против коклюша и дифтерии в возрасте 24 мес. (соответственно с 93 и 94 процентов в 2000 году до 96,7 и 96,4 процента в 2008 году).
В Батыревском районе охват вакцинацией против коклюша детей в возрасте 1 года 100%, ревакцинией 96,5%. Охват вакцинацией детей против краснухи 103%, ревакцинацией 99%, охват вакцинацией детей против дифтерии 100,6%, ревакциницией 97,3%.
С 2001 года в республике введена иммунизация детей против краснухи. В рамках реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в течение 2006-2007гг. против краснухи дополнительно иммунизировано 133840 детей и женщин до 25 лет. В результате проведения дополнительной иммунизации удельный вес защищенных от краснухи (суммарно привитые + переболевшие) детей в возрасте от 1 года до 17 лет по сравнению с 2005 годом повысился с 42,3% до 97,8%. Следствием проведения дополнительной иммунизации населения стало снижение заболеваемости краснухой в 2008 году в сравнении с 2005 годом в 135 раз (с 444,4 до 3,3 на 100 тыс. населения).
В республике за 3 года в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения дополнительно привито против вирусного гепатита в 164721 взрослый от 18 до 55 лет и 167327 детей, что позволило повысить охват всего населения иммунизацией против гепатита В с 7,4% в 2005 году до 34,9% в 2008 году, в т.ч. детского населения – с 33,2% до 99,0%. Итогом этого явилось снижение заболеваемости острым вирусным гепатитом В в 2008 году в 2,6 раза в сравнении с 2005 годом (с 10,24 до 3,98 на 100 тыс. населения), а также отсутствие случаев заболеваний среди детей до 14 лет на протяжении последних 2-х лет.
В Батыревском районе в 2008 году иммунизировано против гепатита В 4735 чел.
В предэпидемический период в 2008 году проводилась массовая иммунизация населения против гриппа лиц из группы риска (детей, посещающих дошкольные учреждения и учащихся школ, работников лечебно-профилактических и образовательных учреждений, лиц старше 60 лет) – всего привито 189595 человек. С учетом привитых за счет других источников финансирования количество привитых против гриппа составило 219447 человек или 17,1% населения республики.
В Батыревском районе в 2008 году против гриппа по нац.проекту охвачено 4730 человек, за счет средств местного бюджета 2000 чел.
Благодаря иммунизации населения против гриппа в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения за последние два года в республике отмечается невысокий уровень пораженности населения гриппом, медленное нарастание эпидподъема, его незначительная интенсивность, а также снижение удельного веса циркулирующих вирусов гриппа с одновременным возрастанием активности прочих респираторных вирусов.
В республике реализуется постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 13 "Об усилении мероприятий по профилактике кори" в части дополнительной иммунизации против кори взрослого населения до 35 лет. С 2003 по 2007 гг. в рамках дополнительной иммунизации против кори взрослого населения с 18 до 35 лет за счет местного бюджета и иных средств вакцинировано 63228 и ревакцинировано - 20636человек. В рамках реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения против кори в 2008 году привито 20865 человек. Удельный вес иммунных по сравнению с 2007 годом в этой возрастной группе возрос с 82,2% до 97,5% в 2008 году.
В ряде детских дошкольных учреждений района и школах не созданы в полном объеме условия для обеспечения "холодовой" цепи при хранении и транспортировке препаратов для вакцинопрофилактики: недостаточно термоконтейнеров, обеспеченность холодильниками для хранения вакцин составляет 90 процентов.
Требуется развитие системы информирования населения о мерах предупреждения распространения инфекций, управляемых средствами специфической профилактики.
В сложившихся условиях проблема профилактики вакциноуправляемых инфекций может быть успешно решена только при осуществлении комплекса организационных, медицинских, экономических, правовых и других мер, предусмотренных подпрограммой.
II. Основные цели и задачи подпрограммы.
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы
Целью подпрограммы является снижение уровня заболеваемости инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики.
Задачами подпрограммы являются:
совершенствование методов профилактики инфекций, управляемых средствами специфической профилактики;
совершенствование методов контроля проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий;
совершенствование системы транспортировки вакцин;
оснащение медицинских учреждений современным медицинским и технологическим оборудованием.
Подпрограмма реализуется в 2010–2020 годах.
Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации подпрограммы приведены в приложении № 1 к подпрограмме.
III. Мероприятия подпрограммы
В рамках подпрограммы предусматриваются:
мероприятия по достижению и поддержанию нормативного уровня охвата населения профилактическими прививками против инфекций, управляемых средствами специфической профилактики, гриппа;
совершенствование государственного контроля за проведением профилактических и противоэпидемических мероприятий;
создание эффективной системы транспортировки и хранения вакцин;
подготовка кадров по вопросам иммунопрофилактики инфекционных болезней;
развитие системы информирования населения о значении иммунопрофилактики.
Перечень мероприятий подпрограммы представлен в приложении № 2 к подпрограмме.
IV. Обоснование ресурсного обеспечения подпрограммы
Финансирование мероприятий подпрограммы осуществляется за счет средств местного бюджета, внебюджетных источников.
Объемы и источники финансирования подпрограммы представлены в приложении № 2 к подпрограмме.
Исходя из возможностей бюджета Батыревского района Чувашской Республики объемы средств, направляемых на реализацию подпрограммы, могут уточняться.
V. Механизм реализации подпрограммы
Муниципальным заказчиком – координатором подпрограммы является МУЗ «Батыревская ЦРБ».
МУЗ «Батыревская ЦРБ» ежегодно к 15 февраля до 2021 года представляют информацию о ходе реализации мероприятий подпрограммы в Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики и Администрацию Батыревского района.
МУЗ «Батыревская ЦРБ» ежегодно к 1 марта до 2021 года представляет информацию о ходе реализации мероприятий подпрограммы в Отдел экономики и имущественных отношений администрации Батыревского района.
VI. Результаты реализации подпрограммы.
Оценка социальной и бюджетной эффективности подпрограммы
Оценка эффективности реализации подпрограммы проводится с учетом следующих показателей:
сохранение 95-процентного уровня охвата детей профилактическими прививками;
снижение заболеваемости дифтерией до 0,08 случая на 100 тыс. населения;
исключение случаев возникновения заболеваний полиомиелитом;
снижение заболеваемости корью до 0,08 случая на 100 тыс. населения.
Предполагается, что общий экономический эффект от реализации мероприятий подпрограммы будет достигнут за счет улучшения эпидемиологической ситуации в республике.
Социальный эффект от реализации мероприятий подпрограммы будет выражен в снижении социальной напряженности в обществе вследствие угрозы распространения инфекций, управляемых средствами специфической профилактики.
___________