В Православном календаре имеются особые дни – дни поста. Самый главный - Великий Пост, в 2009 году - с 2 марта по 18 апреля. Следующий бывает каждый год перед праздником Первоверховных апостолов Петра и Павла. Это один из четырех многодневных завещанных постов назван в память апостола Петра. Продолжительность Петрова поста зависит от Пасхи и в 2009 году составит 27 дней, с 15 июня по 11 июля. Следующий многодневный пост мы соблюдаем с 14 по 28 августа, это - Успенский пост. А в конце года, с 28 ноября по 6 января продолжается Рождественский (Филиппов) пост.
По существу своему пост – есть подвиг и связан с верою и дерзновением, это порыв души, ищущей чистоты, стремящейся преодолеть свою греховность и освободить дух от рабства телу. «Кто не любит поста, - говорят святые, - тот и на другие подвиги ленив, нерадив, бессилен и показывает этим расслабление своей души, неспособной укрощать греховные поползновения плоти и управлять ею».
Главная задача поста – это покаяние, сокрушение о грехах. Современный человек массу времени уделяет своему телу: каждый день принимает душ, используя разнообразные шампуни, мыла, дезодоранты, умащивает тело кремами. А наша душа? Она также нуждается в очищении, которое возможно только через покаяние на исповеди. Представим себе на одну минуту, что мы моемся только раз в году или еще реже. А ведь именно так мы поступаем в отношении души - главного нашего сокровища, данного нам Богом. Тело умрет, а душа будет жить вечно. Вспомним об этом в дни Рождественского поста и совершим каждый свой маленький подвиг во имя Христа.
Пост – это усиленная молитва за болящих, страждущих. Только тогда пост имеет духовный смысл, когда он соединен с молитвой, делами милосердия, воздержанием от удовольствий. В эти дни надо ограничивать себя в развлечениях и вообще стараться их избегать.
Петров и Рождественский посты не так строги, как Великий или Успенский. Но и в его дни не едят мяса, молочных продуктов, яиц, а в среду и пятницу не употребляют рыбы. После дня памяти святителя Николая Чудотворца, 19 декабря, рыбу едят только в субботу и воскресенье, а со 2 января ее не употребляют уже до самого праздника.
Сила и действенность поста может оцениваться по силе лишения себя чего-либо и жертве. Известно, что и из постной пищи можно приготовить изысканные блюда и таким образом в какой-то мере удовлетворить свое сластолюбие и алчность. Надо помнить, что кающемуся в своих грехах, неприлично постом есть сладко и обильно.
Нужно знать меру поста. Для физически здоровых людей основой поста считается воздержание в пище. Здесь можно различить несколько степеней физического поста: отказ от мяса; отказ от молочного; отказ от рыбы; отказ от масла; лишение себя пищи вообще на какие-то сроки. Естественно, что на последние степени поста могут идти лишь здоровые люди и по благословению батюшки. Но и в воздержании необходимо проявлять благоразумие и рассудительность. Один святой сравнил наше тело с ослом, которого если перекормишь, то начнет брыкаться, а если не докормишь, то может сдохнуть с голоду. По словам Кассиана Римлянина, «крайности с той и другой стороны равно вредны – и излишество поста, и пресыщение чрева». Святой говорил о том, что, чрезмерно утомив себя постом, можно впасть в страсть чревоугодия. Притом, неумеренное воздержание вреднее пресыщения, так как приводит к бессилию.
Если человек постится так, что не может уже молиться из-за телесной немощи, то это значит, что разумная грань осталась далеко позади. Как говорил пустынник Никифор, Господь требует не голода, а подвига. Подвиг – это то, что может человек сделать самого большого по своим силам, а остальное – по благодати. Силы наши теперь слабые, а подвигов больших с нас Господь не требует.
Общее правило воздержания состоит в том, чтобы каждый сообразно с силами, состоянием тела и возрастом, пищи вкушал столько, сколько нужно для поддержания здоровья, а не сколько требует желание насыщения. Мы можем соблюсти меру поста, питаясь в определенное время и не дозволяя себе перекусывать на ходу (то же, кстати, советуют и врачи). Не забудем и совета преп. Антония Великого: «Употребляй самую простую и дешевую пищу».
Нарушающим пост по болезни или иной немощи, следует помнить, что здесь может иметь место и какая–то доля маловерия и невоздержания. Нужно быть честным по отношению к себе: отказываясь от поста из-за боязни ослабить здоровье, мы проявляем при этом болезненную мнительность и маловерие. Если есть возможность, посоветуйтесь с батюшкой, как вам соблюдать пост, если же такой возможности нет, рассчитывайте свои силы.
В тех случаях, когда по болезни или по большому недостатку в продуктах питания, человек не может соблюдать обычные нормы поста, то пусть сделает в этом отношении все, что сможет, например: откажется от всяких развлечений, от телевизора, от сластей или любимых блюд, будет поститься хотя бы в среду и пятницу.
Господь велит скрывать свой пост от окружающих. Если вы волею случая оказались в гостях и вам подали скоромную пищу, снизойдите к угощающим вас и этим сохраните любовь. Мы не должны укорять окружающих в пренебрежении постом. Про московского митрополита Филарета рассказывали такой случай. Как – то он пришел к своим духовным детям как раз к обеду. За столом подали скоромное, хотя день был постный. Виду не подал митрополит и, не смущая хозяев, вкусил поданное.
Бывает так, что в семье не все придерживаются поста. Не упрекайте своих близких: пост дело добровольное, возможно, придет время и они познают сладость воздержания.
Для православного верующего, отдающего приоритет душе над телом, пост всегда желанен. Время воздержания он воспринимает с духовной радостью. Кто хоть однажды предпринял попытку попоститься, и не ради похудения, а ради Бога, тот знает, насколько радостно это состояние. |
Пост существовал во времена Ветхого завета, христиане же стали поститься с самого основания Церкви. Древнейшие из церковных писателей утверждают, что апостолы установили первый 40-дневный пост в подражание пророку Моисею и Спасителю, которые постились 40 дней в пустыне. Отсюда появилось название Великого поста – Четыредесятница. Церковные историки считают, что в том виде, в котором Великий пост существует сегодня, сложился постепенно и окончательно оформился, когда вошло в обычай крестить новообращенных на Пасху и готовить их к принятию Таинства продолжительным постом. Из чувства братства и любви вместе с ними в этом посте стали принимать участие и все верующие.
Уже в IV веке Великий пост существовал повсеместно. Пост был очень строгим. Древний христианский писатель Тертуллиан рассказывает, что разрешались только хлеб, сушеные овощи и фрукты, и то не раньше вечера. В течение дня не пили даже воду. На Востоке сухоядение держалось до XII века. Любая радость и веселье считались нарушением поста. Общее правило заключалось в воздержании от возбуждающей пищи и умеренном употреблении даже разрешенных продуктов.
В XVI и XVII столетиях строгость соблюдения поста прочно вошла в русское общество, став составной частью самой религиозной жизни народа. На первой неделе Великого поста шумная русская столица словно засыпала. Никто без нужды не появлялся на улице. Магазины в первые три дня были закрыты. Никто не продавал, не покупал, все неопустительно присутствовали за богослужением, носили простую одежду. Православный русский народ с большой любовью нес подвиг поста. Но гораздо труднее было воздержаться от спиртных напитков. И для того, чтобы предотвратить пьянство и разгул во время Великого поста, стрельцы, по велению царя, опечатывали все питейные заведения, и они были закрыты вплоть до пасхальной среды.
Кроме воздержания, в пище и питии, уставом во время поста предусматривалась усиленная молитва с поклонами. Так, по Студийскому уставу полагалось ежедневно 240 земных поклонов. Предписывались поклоны большие и средние. По учению святых отцов поклоны, как и пост, имели ту же задачу — “томить плоть свою, да не воюет на дух”.
Особое внимание древние проповедники уделяли принятию Святых Тайн, они увещевали верующих причащаться как можно чаще, чтобы не дать диаволу доступа к душе. Исторические документы свидетельствуют, что благочестивые и богобоязненные христиане приобщались Святых Таин каждую неделю Великого поста.
Наивысшим подвигом во время поста считалось милосердие к ближним. Каждому христианину вменялось Церковью проявлять постоянную заботу о своих братьях, находящихся в бедности. Милостыня бедным на Руси рассматривалась как необходимая спутница говенья, придающая ему нравственную ценность.
Церковный устав Древней Руси строго предписывал соблюдение чистоты супружеской жизни. Особое воздержание соблюдалось в Великом посту и перед причащением Святых Таин, согласно слову апостола Павла, советовавшего супругам иметь воздержание по взаимному согласию во время поста и молитвы.
Отличительной особенностью духовной жизни русского народа было благочестие. Духовным идеалом людей того времени был монах-“подвижник”, всецело посвятивший себя служению Богу. Причем монастырский уклад жизни не был чем-то извне насаждаемым, а, наоборот, вытекал из внутренней, сердечной потребности глубоко верующего русского народа. Внешняя строгость была лишь проявлением сосредоточенности на внутренней “невидимой” брани, стремления очистить себя от всякой нечистоты для единения с Богом. Поэтому и в рамках строго уклада жизни русские люди чувствовали себя естественно, свободно и просто. |
2 марта — начало Великого поста 2009 года. Длится он 7 недель и неразрывно связан с праздником Пасхи. Пост готовит нас к великому и светлому празднику, очищая и освящая душу через покаяние и причащение.
Люди, далекие от духовной жизни, часто спрашивают, зачем Церковь ввела в свой годичный круг посты, почему человек должен ограничивать себя в пище? На этот вопрос мы попросили ответить настоятеля Шелтозерского Спасо-Рождественского прихода иеромонаха ДОСИФЕЯ (Ларионова).
— Если человек не имеет определенных рамок и считает, что ему позволительно всегда и во всем удовлетворять любое свое желание, тогда в принципе он существует, так же, как существует животное, которое если, например, набредает на пищу, то обязательно ее съест, а не будет, глядя на лакомый кусочек, убеждать себя в том, что в данный момент ему это делать не надо. Но человек тем и отличается от животного, что имеет разум, которым руководствуется в своей жизни.
В Православной Церкви четыре поста и среди недели два постных дня – среда и пятница. Пост идет на пользу человеку, даже если он еще не начал жить полноценной духовной жизнью. Потому что ничто так не закаляет его характера, как постные дни, в этом я убедился на своем малом опыте. Матушка Параскева, которая трудится на Валаамском подворье в Санкт-Петербурге, готовит пищу для духовенства, как-то рассказывала мне, что в годы гонения на Церковь она работала поваром в ресторане и в дни Великого поста часто разносила на подносе блюда с аппетитно пахнущим куриным мясом. И ее это нисколько не соблазняло.
Если вы хотите закалить свою волю, то пост вам в этом особенно поможет. Важно и то, что это приобретенное в посту качество вы можете использовать во время борения страстями. Ведь современный человек находится среди многих искушений. И выработанная во время поста стойкость помогает ему побороть любое из них.
Утесняя свое чрево, вы оставляете в своей душе место для благодати Божией, готовите себя для ее восприятия. Святой Серафим Саровский советовал вставать из-за стола без чувства сытости. «Оставляй место для Духа Божия», — говорил преподобный.
Но порой человек не находит успокоения в посту, потому что его пост часто сопряжен только с ограничением пищи и образовавшийся от физического поста в его душе пространство не наполняется духовными приобретениями. И человек не понимает, почему он стал таким раздражительным, почему недоволен собой. Происходит это и с христианами, которые только начинают нести подвиг поста каждые среду и пятницу. По выражению святых отцов, пост, как птица, которая возносится к небу. Эта птица должна иметь два крыла, одно крыло – это ограничение в пище, а другое – молитва.
Записала Ольга СИДЛОВСКАЯ |
Существуют правила трапезы, определяемые Церковным уставом - они очень строгие и обычно исполняются в монастырях, а также некоторыми мирянами по благословению духовника. Эти правила можно найти в Православном церковном календаре, ежегодно издаваемом Русской Православной Церковью. Для мирян существует несколько степеней послабления поста - это зависит от возраста человека, его рода занятий, состояния здоровья и многих других факторов. В приведенной ниже таблице приведена примерная схема трапезы в пост. Синим цветом выделено то, что можно вкушать по уставу, зеленым - что можно вкушать мирянам как послабление устава.
Масленица: мясо есть нельзя, но всю неделю во все дни можно вкушать молочную пищу и яйца.
Весь Великий пост: нельзя есть мясную, молочную пищу и яйца. Болящим, ослабленным людям можно взять у духовника благословение на послабление поста - хотя бы на молочное в некоторые дни.
1, 4, 7 седмицы Великого поста с понедельника по пятницу включительно - сухоедение, пища даже без растительного масла. Мирянам разрешается вкушать вареную пищу, в виде исключения разрешается растительно масло.
2, 3, 5, 6 седмицы с понедельника по пятницу: по уставу - вареная пища. Мирянам разрешается пища с растительным маслом. В виде исключения в понедельник, вторник, четверг мирянам можно вкушать рыбу.
В Великую (Страстную) Пятницу по уставу ничего не едим. Мирянам - сухоедение.
В Великую Субботу - сухоедение, пища даже без растительного масла. Мирянам разрешается вкушать вареную пищу, в виде исключения разрешается растительное масло.
По субботам и воскресеньям по уставу разрешается пища с растительным маслом. Мирянам в виде исключения можно вкушать рыбу.
В Вербное воскресенье и Благовещение по уставу разрешается рыба. |