Батыревский район Чувашской РеспубликиОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Задания для проведения олимпиады по биологии

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://batyr.cap.ru/

Задания для проведения олимпиады по биологии

 

9 класс

Задание 1.

Задание включает 20 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным.

1. Водоросли, которые благодаря своей пигментации, наиболее приспособлены к фотосинтезу на большой глубине:

а) красные;             

б) зеленые;             

в) бурые;                  

г) золотистые.

2. Бычий цепень и печеночный сосальщик относятся к:

а) одному отряду;                

б) разным отрядам одного класса;

в) разным классам одного типа;                 

г) разным типам.

3. Муха цеце является переносчиком трипаносом, вызывающих у человека:

а) сонную болезнь;  

 б) восточную язву;    

  в) малярию;             

  г) кокцидиоз.

4. Сувойка относится к организмам:
а) многоклеточным;
б) одноклеточным;
в) колониальным;
г) симбиотическим.

5. Из перечисленных признаков, общим для клеток растений и животных является:
а) наличие хлоропластов;
б) 46 хромосом в клетке;
в) химический состав;
г) наличие пластид.

6. Организмы животных подавляют развитие вирусов за счет продукции:

а) антибиотиков;  

б) интерферона; +   

в) лизоцима;                

г) гормонов.

7. Потенциал покоя у большинства нейронов создается благодаря работе каналов, специфичных для ионов:

а) хлора;                

б) натрия;                  

 в) калия;                     

 г) магния.

8. Придаточные почки побега расположены на:
а) листе или в пазухе листа;
б) листе и междоузлии;
в) листе и верхушке побега;
г) верхушке побега и в пазухе листа.

9. Мутовчатое расположение листьев у:
а) вороньего глаза;
б) одуванчика;
в) подорожника;
г) все верно.

10. Ланцетника открыл и описал

а) Николай Осипович Ковалевский

б) Владимир Онуфриевич Ковалевский

в) Александр Онуфриевич Ковалевский

г) Авраам Трамбле

11. Имеет длинную мускулистую глотку способную высовываться наружу:
а) планария;
б) бычий цепень;
в) аскарида;
г) печеночный сосальщик.

12. Вставочный рост побега характерен для:
а) одуванчика;
б) бамбука;
в) папоротника;
г) подорожника.

13. Частью луковицы, в которой откладываются запасные питательные вещества, является (-ются):
а) донце;
б) почка;
в) видоизмененные листья;
г) сухие чешуи.

14. На рисунке изображены силуэты хищных птиц. Из них луню принадлежит:

а)1;                      

6)2;                 

 в)3;                       

 г) 4.

15. Слюнные железы, постоянно вырабатывающие секрет:

а) околоушные и подчелюстные;         

б) подчелюстные и подъязычные;

в) подъязычные и мелкие;                   

 г) мелкие и околоушные.

16. Из названных насекомых известны уже с каменноугольного периода:

а) жуки;           

б) бабочки;                  

в) муравьи;                   

г) поденки.

17. При недостатке витамина К:

а) выпадают волосы

б) выпадают зубы

в) ухудшается зрение

г) нарушается свертываемость крови

18. Комнатная муха может быстрее, чем человек приспособиться к изменяющимся условиям внешней среды, потому что:

а) имеет меньшие размеры

б) хорошо летает

в) имеет быструю смену поколений

г) имеет личиночную стадию

19.  Колючка боярышника – это:

а) видоизмененный побег

б) видоизмененный прилистник

в) видоизмененный лист

г) результат разрастания периферических слоев клеток стебля

20. Плод капусты:

а) сухой односемянный

б) сочный многосемянный

в) сухой многосемянный

г) ) сочный односемянный

 

Задание 2.

Задание включает 20  вопросов с несколькими вариантами ответа (от 0 до 5-ти). Индексы правильных ответов внесите в матрицу.

1. Лишайники:

а) могут поселяться на голых скалах и способны поглощать влагу всей поверхностью тела;

б) могут восстанавливаться из части слоевища;

в) имеют стебель с листьями;

г) с помощью придаточных нитевидных корней удерживаются на скалах;

д) представляют собой симбиотический организм.

2. Размножение с помощью луковиц может осуществляться у:

а) тюльпанов;               

б) нарциссов;                   

в) ирисов;               

г) лилий;               

д) гиацинтов.

3. Частью зародыша семени гороха не является:

а) кожура;                   

б) семядоли;                                  

в) эндосперм;

г) зародышевый корешок;                                                  

 д) зародышевый стебелек с почечкой.

4. Для семян растений класса однодольных также, как и  для двудольных характерно наличие:
а)  зародышевого корешка;
б) зародышевого стебелька;
в) почечки;
г) эндосперма;
д) двух семядолей.

5. Функция газообмена стебля березы возможна благодаря:
а) устьицам;   
б) волокнам;
в) сосудам;
г) чечевичкам;  
д) ситовидным трубкам.

6. Для папоротникообразных характерны следующие признаки:

а) улиткообразное почкосложение

б) членистый стебель

в) сорусы

г) спороносные колоски

д) споры с элатерами

7. Прямыми потомками риниофитов могут считаться:

а) хвощевидные

б) плауновидные

в) папоротниковидные

г) голосеменные

д) покрытосеменные

8. Простейшие (Protozoa)  могут передвигаться с помощью:

а) псевдоподий

б) жгутиков

в) ресничек

г) щупалец

д) параподий

9. 4-х камерное сердце имеют:

а) ящерицы

б) черепахи

в) крокодилы

г) птицы

д) млекопитающие

10. Из акклиматизированных в стране пушных зверей были завезены из      Северной Америки:

а)ондатра

б) американская норка

в) енот-полоскун

г) нутрия

д) енотовидная собака

11. Летучие мыши (представители отряда рукокрылых) могут питаться:

а) нектаром

б) насекомыми

в) плодами

г) рыбой

д) кровью людей и животных

12. К реликтовым особенностям гаттерий относят:

а) наличие «третьего глаза»

б) мощную чешую с пластинками

в) сохранение венозной пазухи в сердце

г) долгожительство (до 50 лет)

д) обитание  в норах

13. В различные геологические периоды в образовании морских рифов принимали участие:

а) цианобактерии

б) кораллы

в) мшанки

г) археоциаты

д) плеченогие

14. Височная кость человека:

а) является костным вместилищем органа слуха

б) является костным вместилищем органа равновесия

в) имеет каналы, в которых проходят сосуды

г) имеет каналы, в которых проходят нервы

д) образует сустав с челюстью и соединяется со скуловой костью

15. Гормоны человека могут быть:

а) пептидами

б) производными аминокислот

в) производными стероидов

г) производными жирных кислот

д) производными углеводов

16. В состав фауны каменноугольного периода входили животные:

а) поденки

б) стрекозы

в) стегоцефалы

г) крокодилы

д) динозавры

17. Из названных аминокислот придают белкам суммарный положительный заряд:

а) аргинин

б) метионин

в) лизин

г) гистидин

д) изолейцин

18. Нижняя паракарпная ягода свойственна:

а) крыжовниковым

б) кактусовым

в) гвоздичным

г) маковым

д) крестоцветным

19. Метелка встречается у:
а) винограда

б) сирени

в) бузины

г) таволги

д) калины

20. Корни могут выполнять функции:

а) поглощения воды и минеральных веществ

б) синтеза гормонов, аминокислот, алкалоидов

в) вегетативного размножения

г) образования почек

д) образования листьев

 

Задание 3.

 Задание на определение правильности суждений. Выберите номера правильных суждений.

1. Морские гребешки передвигаются реактивным способом.

2. Грудными плавниками все рыбы действую как веслами.

3. Растения составляют более 90% биомассы нашей планеты.

4. Пиноцитоз осуществляется только клетками животных, грибов и бактерий.

5. Рибосомы имеются в клетках всех живых организмов.

6. Из споры папоротника развивается гаметофит.

7. Яркую окраску имеют животные, хорошо защищенные от хищников.

8. Явление паразитизма известно во всех царствах живой природы.

9. При переходе из горизонтального положения в вертикальное у человека артерии ног сужаются.

10. Химические канцерогены индуцируют рак, вызывая мутации ДНК.

 

ОТВЕТЫ:

Задание 1

1а, 2в, 3а, 4б, 5в, 6б, 7в, 8б, 9а, 10в, 11а, 12б, 13в, 14б, 15в, 16г, 17г, 18в, 19а, 20в.

Задание 2.

  1.  

а,б,д

11.

а-д

  1.  

а, б, г, д

12.

а,в

  1.  

а, в

13.

а,б,в,г,д

  1.  

а,б,в,г

14.

а,б,в,г,д

  1.  

а,г

15.

а,б,в,г

  1.  

а,в

16.

а,б,в

  1.  

а,б,в

17.

б,в,г

  1.  

а,б,в

18.

а,б

  1.  

а,г,д

19.

а-д

  1.  

а,б

20.

а,б,в

 

Задания 3

Правильные ответы:1,5,6,7,8,9,10

 

Рекомендации по оценке заданий №№ 1-3[1]

Задание 1. Тесты с одним правильным (открытым) ответом  оцениваются в 1 балл. В задании к этим тестам должно быть указано, что учащиеся на каждый вопрос должны выбрать только один ответ, который они считают наиболее полным и правильным. В этом случае за каждый правильный ответ ученик получает 1 балл, если ответ неверный, то ученик баллов не получает (0 балов). В этих тестах ученик не может отмечать два ответа, как правильные. Ученик, отметивший два ответа, получает 0 баллов, даже в том случае, если один из отмеченных ответов правильный. Это показатель того, что ученик не уверен в своих знаниях и пытается угадать правильный ответ.

Задание 2. В тестах с несколькими правильными (открытыми) ответами применяется другая методика обсчета. Ученики должны знать, что в этом типе тестов все предложенные ответы могут быть правильными или, наоборот, все неправильными, или один (два, три) ответ правильный, а остальные неправильные. Другими словами, сочетание правильных и неправильных ответов может быть различным, но ученик должен выбрать лишь те ответы, которые он считает правильными.

  В этом типе тестов целесообразно каждый ответ оценивать в 0,5 балла. Например, если в тесте предлагается 5 вариантов ответов, то он оценивается в 2,5 балла (0,5 х 5 = 2,5), если 6 вариантов, то – 3 балла и т.д. Но, следует учесть, что если мы будем оценивать в 0,5 балла только правильные ответы, то ученики быстро поймут, что, даже не зная ответа на тест можно получить баллы, если отметить, например, все ответы как правильные. Рассмотрим этот вариант на примере следующего тестового задания:

К вегетативным органам растения относят:
а) корень; +
б) стебель; +
в) лист; +
г) цветок;
д) плод.

В этом тесте правильными будут ответы а, б и в. Если ученик укажет эти ответы как правильные, то получит 2,5 балла. Но, предположим, что ученик, не зная ответа на этот тест, отметит все ответы как правильные, то ему надо будет поставить за этот тест 1,5 балла, так как ответы а, б, и в будут правильными. И даже, если ученик не будет выполнять тест и не отметит ни одного правильного ответа, то ему необходимо будет дать один балл, так как ответы г и д неправильные и их не следовало указывать.

Чтобы избежать такой ситуации и более объективно оценивать результаты тестирования, при проверке этих тестов следует снимать 0,5 балла за каждый неправильный ответ. В этом случае обсчет результатов будет следующим. Предположим, ученик указал ответы б и в как правильные.  В этом случае он допустил одну ошибку, не указав ответ а. Следовательно, результат будет следующим: 0,5 балла х 4 (правильные ответы б, в, г, д) = 2 балла – 0,5 балла (один неправильный ответ) = 1,5 балла.

Если ученик отметит, например, ответы в и г, то допустит 3 ошибки (не отметил ответы а и б   и указал неправильный ответ г). Следовательно, его результат (0,5 х 2) – (0,5 х 3) = – 0,5 балла.

Многие учителя считают, что такая методика очень сложна. На самом деле это не так. Ведь цена ошибки равна – 1. Следовательно, если тест оценивается в 2,5 балла, а ученик допустил в нем 4 ошибки, то результат обсчета будет следующим 2,5 – 4 = – 1,5 балла.

Задания 3 на выбор правильного суждения оцениваются следующим образом: целесообразно за каждый правильный ответ давать один балл, а за каждую ошибку один балл снимать. В этом случае, например, задание, состоящее из 10 суждений, оценивается в 10 баллов. Если ученик допустит одну ошибку, то результат будет следующим: 9 (число правильных ответов) – 1(одна ошибка) = 8 баллов. Следовательно, цена ошибки равна 2. Отсюда, если ученик допустил 2 ошибки, то он получает 6 баллов (10 – 4), если 5 ошибок, то – 0 баллов (10 – 10), если 6 ошибок – (-2) и т.д. 

Аналогичным образом оцениваются работы учащихся 10-11 кл.

 

 

 



[1]ПасечникВ.В., Швецов Г.Г. Методические рекомендации по составлению олимпиадных заданий    школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по биологии, 2008

 

 

Система управления контентом
429350, с.Батырево, пр.Ленина, д.5
Телефон: 8(83532) 61-3-15
Факс: 8(83532) 61-2-15
E-Mail: batyr@cap.ru
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика