Задания второго тура филологической олимпиады по русскому языку
9 класс
1.В какой из пар рифмы нет?
Алфавит- позвонит, повод- газопровод, документ- инструмент, каталог- некролог.
2.Сколько раз звуки, составляющие слово воз ,встречаются при чтении пословицы На всякого мудреца довольно простоты? Какими буквами и в каких словах эти звуки обозначаются на письме?
3.Всегда ли имели один и тот же корень существительные свидетель и глагол видеть?
4.Написать фразеологизмы , имеющие в своем составе имена числительные.
5.Восстановите пословицы и поговорки.
.., избы не срубишь
.. , иногда и по шерсти.
.. , а дело лучше
.. , да без ума сделано.
.. , так и хлеб на столе.
6. Какое значение имело слово перекладных в предложении «…Находился я в мелком чине, ехал на перекладных и платил прогоны за две лошади» (А.С. Пушкин).
7. Какие прилагательные можно образовать из числительного два и существительных ?
Глава (голова), знак , лицо, смена ,смысл , ствол , ведро, год , месяц ,
мотор , неделя , акт.
8.Как называются жители указанных ниже городов? Образуйте форму именительного падежа множественного числа .
Псков, Курск , Тула , Великий Новгород , Нижний Новгород.
9.Раскройте скобки.
Два (большой) словаря, две (большой) книги, два (большой) озеро.
10. Какой научный труд написан каждым из названных
русских лингвистов?
«Русское литературное произношение»(1950).
« Российская грамматика»(1755).
« Введение в языкознание»(1947) .
«Толковый словарь живого великорусского языка»(1863-1866) .
«Русский синтаксис в научном освещении»(1914) .
М.В.Ломоносов, В.И.Даль, Р.И.Аванесов, А.А. Реформатский , А.М. Пешковский.
11. Составьте диктант в виде связного текста , в котором будет употреблено как можно больше слов на правило «Слитное и раздельное написание не с различными частями речи».
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики
Задания второго тура филологической олимпиады по русскому языку
10 класс
1. В каком из глаголов ударение стоит не на том же месте, что и у остальных?
Бомбардировать, премировать, баловать, транспортировать, гравировать.
2. Даны слова: люк, яр, лён. Определите, что получится, если звуки, из которых состоят эти слова, произнести в обратном порядке.
3. Одинаково ли значение суффикса в словах носатый, бородатый , усатый ?
4 .Написать фразеологизмы, имеющие в своем составе местоимение.
5. Восстановите пословицы и поговорки.
Работе время ...
Слов много…
Учись доброму...
Добро помни...
Кто везет …
6. Как называются жители указанных ниже городов? Образуйте формы именительного падежа мужского и женского рода.
Великие Луки , Вологда, Омск, Смоленск.
7.От приведенных имен существительных образуйте имена существительные женского рода. Охарактеризуйте стилистическую окраску последних.
Профессор , ткач , прыгун , врач , певец , гимнаст.
8. Какой падеж в грамматике М.Смотрицкого назывался сказательным? Объясните свой ответ.
9. В черновом варианте романа в стихах «Евгений Онегин» в строфе, заканчивавшей
«Письмо Татьяны», были строки, не вошедшие в окончательный текст:
И думала : что скажут люди?
И подписала Т.Л.
Почему современный читатель, не знакомый со старыми названиями букв русского алфавита , не сможет правильно понять пушкинскую рифму? Аргументируйте свой ответ.
10. Прочитайте предложение Алексей последним усилием воли подавил в себе боль и, когда зверь вырвал его из сугроба, вскинул пистолет (Б.Полевой). Какие слова надо вставить в главное предложение, чтобы придаточное времени превратилось в определительное.
11. Составьте диктант в виде связного текста , в котором будет употреблено как можно больше слов на правило «-н- и –нн- в различных частях речи».
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики
Задания второго тура филологической олимпиады по русскому языку
11класс
1. В каких словах ударение падает на последний слог?
Апостроф, досуг, завсегдатай, квартал, колосс, облегчить , эксперт, силос.
2. В каких выражениях сохранились старые названия русских букв? Приведите примеры.
3. Каково происхождение слова восвояси?
4. В каком из этих слов приставка стоит после корня?
Руководитель , кинолюбитель, газопровод, двустволка.
5. На чем основана языковая пара в следующих парах слов? Каким термином она обозначается?
топор-ропот
камыш- мышка
дупель- пудель
Запишите соответствующую пару для каждого слова: архаизм , барокко, директор
6. Приведите пословицы и поговорки , в составе которых есть слово ум.
7. Как называются жители указанных ниже городов? Образуйте формы именительного падежа мужского и женского рода.
Архангельск, Томск , Пермь, Санкт-Петербург , Хабаровск.
8. Какую синтаксическую функцию не может выполнять глагол молчать, в отличие от глагола говорить.
9. Сколько смыслов имеет предложение За окном автомобиля поля, перелески и деревеньки сменили городские дома и шумные улицы?
10. Известно , что русским словам черпак и мёрзнуть в сербском языке (родственном русскому) соответствуют црпак и мрзнути. Как перевести на сербский слова черта и перст?
11. Составьте диктант в виде связного текста , в котором будет употреблено как можно больше предложений на правило «Правописание приставок».