Центру дополнительного образования детей отдела образования администрации Батыревского района исполнилось 50 лет. Сотни детей, школьников прошли через разнообразные кружки Дома пионеров, став взрослыми, приводят сюда своих детей.
Здесь каждый находит дело по душе: одни танцуют, рисуют, вышивают, занимаются лепкой и мягкой игрушкой, других влечет мир науки, исследований, третьи занимаются спортом.
Дети бегут сюда, для них Центр – дом, где все их любят, ждут. Атмосфера творчества царит повсюду, светятся радостью и гордостью глаза у ребят за выполненную работу. Центр предоставляет возможность самоутвердиться, занимаясь в творческих объединениях, участвуя в олимпиадах, конкурсах. Многие ребята становятся победителями.
Опытные, внимательные, творческие педагоги-наставники продолжают открывать для ребят мир прекрасного, помогают им подниматься по ступенькам мастерства, преодолевать трудности, формируют активную жизненную позицию.
Профессиональное прогнозирование, осуществление учебно-воспитательного процесса на основе инновационных методик, передовых технологий было и остается главной задачей Дома творчества, который делает все, чтобы девчонки и мальчишки уже сегодня открывали здесь мир своего будущего.
Центр - самое старейшее учреждение дополнительного образования Батыревского района, был открыт приказом по Батыревскому РОНО от 4 февраля 1958 года в помещении районного Дома культуры. Заведующей была назначена Феизова (Салеева) Зекия Шефигулловна. Самый первый кружок «Изготовление цветов» вела Лялькина Александра Васильевна.
С сентября 1958 года Дом пионеров занимал здание по улице Ленина. С 1958 по 1963 годы директором Дома пионеров работала Краснова Мария Александровна.
В 1963 году было построено большое двухэтажное здание в парке культуры и отдыха села Батырево. В нем было 8 больших кабинетов для проведения кружковых занятий и актовый зал.
За эти годы неоднократно менялось его название.
15.11.2001 года - переименован в Батыревский муниципальный районный Дом детского творчества, а с 10 января 2007 года – Центр дополнительного образования детей отдела образования администрации Батыревского района.
Центр дополнительного образования детей - многопрофильное УДО, работающее над реализацией своего основного предназначения – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, удовлетворению социальных и личностно-значимых потребностей средствами дополнительных образовательных программ и услуг.
Успех деятельности в решающей мере зависит от сплоченности педагогического коллектива. Педагоги Центр дополнительного образования детей – это единомышленники, люди активные и творческие, каждый из них вносит в общее дело что-то новое, интересное. Созданные педагогами Центра условия помогают каждому ребенку от 6 до 18 лет реализовать себя в творческой деятельности с опорой на собственные склонности и интересы, возможности и способности, ценностные ориентации и субъективный опыт. Решение поставленных задач осуществляет педагогический коллектив из 28 педагогов, из них 12 – педагоги высшей и первой квалификационной категории.
Работает педагогический коллектив с 500 воспитанниками в 31 творческих объединениях по 5 направлениям.
Деятельность Центра дополнительного образования детей направлена на выполнение поставленных целей и задач, исходящих из Концепции модернизации российского образования, Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года, возможностей системы дополнительного образования, Программы развития Центра дополнительного образования детей и в рамках темы деятельности педагогического коллектива –: «Творческая образовательная среда - для развития духовно развитой, интеллектуальной, свободной и активной личности».
В Центре ребенок имеет право на свободу выбора форм образования, времени образования, направления деятельности, педагога, самостоятелен в осуществлении конкретного дела, которое каждый выбирает сам. В творческих объединениях Центра детям предоставляется полная свобода, поскольку дополнительное образование по своей сути – инновационная сфера, где нет системы школьных оценок, нет таких часто пугающих ребенка понятий, как “ты должен”, “ты обязан”, нет классно-урочной системы, нет жесткой сетки учебного плана. К нам они приходят отдохнуть, пообщаться, заняться любимым делом.
Системообразующей деятельностью учреждения является творчество. Мы видим воспитательную задачу в постепенном превращении деятельности детей, которую они организуют совместно со взрослыми, в созидательную самодеятельность.
В содержании деятельности Центра дополнительного образования детей выделяются пять основных, тесно взаимосвязанных направлений:
образовательная деятельность,
творческая деятельность,
социально-педагогическая деятельность,
организационно-массовая работа,
инструктивно-методическая деятельность.
Деятельность детских творческих объединений осуществляется по следующим направленностям:
спортивно-техническое;
художественно-эстетической;
туристско-краеведческое;
патриотическое;
эколого-биологическое
– и определяется образовательными программами дополнительного образования детей и учебным планом.
Учебный план Центра позволяет в ходе образовательного процесса качественно решать учебно-воспитательные задачи, дает возможность более полно учитывать индивидуальные интересы, склонности и способности обучающихся, способствует самореализации, самоопределению, духовно-нравственному развитию личности, поиску, поддержке и развитию детской творческой одаренности, формированию здорового образа жизни.
При составлении учебного плана учтены основные принципы обновления содержания дополнительного образования:
личностная и профильная ориентация;
гуманизация, целесообразность, обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческой деятельности детей;
адаптация их к жизни в обществе;
формирование духовно-нравственной и общей культуры;
организация содержательного досуга;
оптимизация объема учебной нагрузки;
усиление в содержании образования деятельностного компонента.
Вся деятельность в учреждении дополнительного образования организуется на основе вариативных, гибких, постоянно обновляющихся программ различного уровня и направленности. В учебный план включены программы с одно-, двух-, трехгодичными сроками обучения, различные по направленностям деятельности, учитывающие возраст детей.
Учебный план отражает образовательную деятельность и направленность, учитывающую социальный заказ региона, постоянно изменяющиеся индивидуальные, социокультурные и образовательные потребности детей от 5 до 18 лет, их родителей, социальной сферы в целом, реализует идею интеллектуального, духовно-нравственного и творческого развития личности, решает образовательные задачи, стоящие перед Центром конкретный период его деятельности.
Общее содержание образовательных программ представляет собой трехуровневую систему, где на каждом уровне свои цели и задачи, позволяющие осуществлять постепенный переход от выявления интересов и способностей детей через общее развитие личности на основе дифференцированного подхода до творческой деятельности, специализированной или профилированной, и профессионального самоопределения. При этом используются разнообразные педагогические технологии, методы, приемы и формы организации занятий с учетом деятельностного подхода: метод проектной деятельности, технологии игрового обучения, воспитания, духовной культуры личности, здоровьесберегающие технологии, технологии саморазвития, личностно-ориентированного, проблемного обучения и др., групповые теоретические и практические занятия, индивидуальная работа с обучающимися.
Все программы составлены с учетом того, какие знания, умения, навыки получают воспитанники в результате обучения в творческих объединениях, направлены на практическую профильную деятельность, на развитие ребенка и его способностей. Также при составлении программ учитывалось то, что итогом работы большинства творческих объединений являются концерты, выставки, смотры-конкурсы, фестивали, соревнования.
Инструктивно-методическая работа с педагогами в Центре направлена на совершенствование профессионального мастерства, повышение эффективности занятий, совершенствование образовательно-воспитательного процесса, овладение педагогами новыми методиками и технологиями.
Педагоги успешно проводят работу по формированию творческих способностей детей, создают “ситуацию успеха” каждому ребенку, используют разнообразные типы и формы занятий, применяют различные методы, приемы, технологии, работают над обновлением и совершенствованием учебно-дидактического и учебно-методического обеспечения образовательных программ, участвуют в конкурсах методических идей и разработок.
Центр дополнительного образования детей является центром методической работы. Наши методисты осуществляют методическое обеспечение деятельности заместителей директоров по воспитательной работе, старших вожатых, классных руководителей школ района и организаторов детского движения. Под их непосредственным руководством работают районные семинары и МО для этой категории педагогических работников. Методисты активно используют различные формы методической работы: тематические, групповые и индивидуальные консультации, проблемные семинары, деловые игры, “круглые столы”, посещения школ. На семинарах педагоги знакомятся с лучшим опытом организации воспитательной работы с детьми, обсуждают ключевые вопросы воспитания, получают информацию о новинках педагогической литературы. Методисты осуществляют учебу актива, лидеров детских общественных объединений, подростков-волонтеров по профилактике алкогольной и наркозависимости. Много сил, энергии и творчества вкладывают методисты в организацию и проведение районных массовых мероприятий для школьников: “Моя инициатива”, “Зарница и Орленок”, “Фестиваль фольклора”, “Радуга искусств”, турслет, “Ростки возрождения”, слет детских объединений, «Марш парков», краеведческую, лесную, эколого-биологическую олимпиаду, КВН, акции «Зеленая планета», «Салют Победы», «Молодеж за здоровый образ жизни», слет ЮИД и др. Всего было проведено 59 районных мероприятий, организовали участие на 34 республиканских конкурсах. В летний период на базе Центра организуются различные конкурсы, соревнования, игры.
Меняется роль и место родителей в образовательно-воспитательном процессе Дома детского творчества. В сотрудничестве с родителями педагоги видят сегодня большие воспитательные возможности. Мы рассматриваем семью как одного из важнейших социальных заказчиков дополнительного образования. Отзывы родителей о Центре, анкетирование родителей, общение с родителями на родительских собраниях, результаты бесед педагогов с родителями дают возможность изучить их позицию, учитывать ее при организации работы, выборе форм и направлений деятельности.
Важным показателем результативности деятельности коллектива являются достижения детей, обучающихся в творческих объединениях, например в этом учебном году:
2-е место в республиканском фестивале воздушных змей;
3-е место в республиканской лесной олимпиаде;
2-е и 3-е место в Первенстве Чувашской Республики по авиационным моделям для закрытых помещений;
2-е место на Республиканском фестивале детского и молодежного художественного творчества «Радуга искусств»,
1-е место на Республиканской акции «Ракеты на старт».
Воспитанники Центра традиционно являются активными участниками республиканских и районных конкурсов, выставок, фестивалей, соревнований.
Педагоги Центра дополнительного образования детей ежегодно принимают участие в республиканских и районных конкурсах, конференциях, семинарах, 3 педагога являются участниками республиканского конкурса авторских программ.
Результатом деятельности педагогического коллектива мы считаем мнение детей и родителей о нашем Центре.