В соответствии с Законом Чувашской Республики от 04.06.2007 № 14 «О противодействии коррупции», постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.12.2007 № 348 «О порядке проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Чувашской Республики и их проектов», Уставом Батыревского района Чувашской Республики, письмом Министерства юстиции Чувашской Республики от 11.03.2008 № 02/11-293,
Собрание депутатов решило:
1. Утвердить:
- Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Батыревского района Чувашской Республики и их проектов (приложение № 1);
- Методические рекомендации по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Батыревского района Чувашской Республики и их проектов (приложение № 2).
2. В целях проведения антикоррупционной экспертизы решений Собрания депутатов Батыревского района Чувашской Республики и их проектов создать рабочую группу (приложение № 3).
3. Настоящее решение вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования в районной газете «Авангард».
Глава Батыревского района |
|
Н.И.Глухов |
Приложение № 1
к решению Собранию депутатов Батыревского района
Чувашской Республики
от 15.04.2008 № 5
ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ
ПРАВОВЫХ АКТОВ БАТЫРЕВСКОГО РАЙОНА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
И ИХ ПРОЕКТОВ
I. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок определяет процедуру проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Батыревского района Чувашской Республики и их проектов в целях выявления и устранения несовершенства правовых норм, которые повышают вероятность коррупционных действий, а также порядок участия граждан и организаций в проведении антикоррупционной экспертизы действующих актов и проектов актов.
1.2. Антикоррупционной экспертизе подлежат решения Собрания депутатов Батыревского района, постановления главы Батыревского района, нормативные правовые акты органов местного самоуправления сельских поселений Батыревского района (далее - действующий акт) и проекты данных актов (далее - проект акта).
1.3. Субъектами проведения антикоррупционной экспертизы действующих актов и проектов актов являются: в Собрании депутатов Батыревского района Чувашской Республики – рабочая группа по проведению антикоррупционной экспертизы (далее – рабочая группа), в Администрации Батыревского района - ответственные лица за проведение антикоррупционной экспертизы (далее - ответственные лица).
1.4. Для целей настоящего Порядка используются следующие основные понятия:
- коррупциогенные нормы - нормы, содержащие коррупционные факторы;
- коррупциогенный фактор - явление или совокупность явлений, порождающие коррупцию или способствующие ее распространению;
- превентивные антикоррупционные нормы - положения нормативных правовых актов Чувашской Республики, специально направленные на предотвращение коррупции.
II. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы
действующих актов и проектов актов
2.1. Антикоррупционная экспертиза действующих актов и проектов актов проводится: в Собрании депутатов Батыревского района Чувашской Республики – рабочей группой, в Администрации Батыревского района - ответственными лицами.
Рабочая группа создается решением Собрания депутатов Батыревского района Чувашской Республики. Ответственные лица определяются в распоряжении главы Батыревского района Чувашской Республики по основной деятельности.
Рабочая группа по согласованию с Собраниями депутатов сельских поселений района проводит антикоррупционую экспертизу решений Собраний депутатов сельских поселений района и их проектов.
Ответственные лица по согласованию с главами сельских поселений района проводят антикоррупционную экспертизу постановлений и распоряжений глав сельских поселений района и их проектов.
2.2. Рабочая группа и ответственные лица проводят антикоррупционную экспертизу:
действующих нормативно-правовых актов;
подготавливаемых проектов актов.
В целях ускорения и налаживания планомерной работы по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов решением Собрания депутатов Батыревского района Чувашской Республики - для рабочей группы, распоряжением главы Батыревского района – для ответственных лиц, могут утверждаться графики проведения экспертиз.
2.3. Антикоррупционная экспертиза проектов актов проводится рабочей группой ответственными лицами в срок до 5 рабочих дней, а особо сложных - 10 рабочих дней.
Антикоррупционная экспертиза действующих актов проводится рабочей группой и ответственными лицами в срок до 15 рабочих дней.
2.4. Антикоррупционная экспертиза действующих актов и проектов актов проводится в соответствии с Методическими рекомендациями по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Батыревского района Чувашской Республики и их проектов (далее - Методические рекомендации).
2.5. Должностные лица администрации Батыревского района, разработавшие проекты актов (далее - разработчики), оформляют результат антикоррупционной экспертизы проекта акта записью в пояснительной записке, подтверждающей проведение разработчиком антикоррупционной экспертизы и отсутствие в проекте коррупционных норм.
По результатам проведенной рабочей группой или ответственными лицами антикоррупционной экспертизы проекта акта и при выявлении коррупциогенных факторов составляется заключение.
В случае, если при проведении ответственными лицами антикоррупционной экспертизы проекта акта в его тексте коррупционных норм не выявлено, им осуществляется визирование проекта без составления заключения.
В случае, если при проведении антикоррупционной экспертизы действующего акта выявлены коррупциогенные нормы, рабочей группой или ответственными лицами совместно с разработчиками данного акта составляется заключение по прилагаемым формам № 1 и № 2 к настоящему Порядку.
2.6. В заключении отражаются следующие сведения:
перечень норм, отвечающих признакам коррупционности в соответствии с коррупциогенными факторами;
рекомендации по изменению формулировок правовых норм для устранения коррупциогенности;
наличие в действующем акте (проекте акта) превентивных антикоррупционных норм и рекомендации по их включению.
2.7. Заключение о коррупциогенности действующего акта (проекта акта) направляется рабочей группой или ответственными лицами руководителю структурного подразделения администрации Батыревского района, разработавшему проект акта.
2.8. Руководитель структурного подразделения администрации Батыревского района по результатам заключения о коррупциогенности действующего акта, разработанного им проекта акта обязан в целях ликвидации или нейтрализации коррупциогенных факторов соответственно подготовить проект решения о внесении изменений в действующий акт, доработать соответствующий проект акта с учетом вышеуказанного заключения.
III. Порядок участия организаций и граждан
в проведении антикоррупционной экспертизы действующих актов
и проектов актов
3.1. Организации и граждане вправе обратиться в органы местного самоуправления Батыревского района с ходатайством о проведении антикоррупционной экспертизы действующего акта.
3.2. Рабочая группа и ответственные лица по обращениям организаций, граждан проводят антикоррупционную экспертизу действующего акта в соответствии с настоящим Порядком и Методическими рекомендациями в течение 15 рабочих дней.
Заключение по результатам антикоррупционной экспертизы действующих актов в обязательном порядке направляется организациям, гражданам, направившим ходатайство о её проведении.
3.3. Структурные подразделения администрации Батыревского района Чувашской Республики в целях обеспечения участия организаций и граждан в проведении антикоррупционной экспертизы проектов актов при их разработке вправе, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики, обязаны:
размещать информацию о разработке проекта акта в сети Интернет на официальном сайте Администрации Батыревского района;
размещать проект акта в сети Интернет на официальном сайте Администрации Батыревского района;
рассматривать предложения, поступившие от организаций и граждан;
проводить публичное обсуждение проекта акта.
3.4. Рабочая группа и должностные лица администрации Батыревского района, ответственные лица вправе направлять действующие акты, проекты актов на независимую антикоррупционную экспертизу, которая проводится саморегулируемыми или иными организациями, осуществляющими свою деятельность в соответствующей сфере.
3.5. По инициативе общественных объединений, а также граждан может быть проведена общественная антикоррупционная экспертиза действующих актов, проектов актов.
Материалы общественной антикоррупционной экспертизы подлежат рассмотрению рабочей группой и ответственными лицами в порядке, установленном пунктом 3.2 настоящего Порядка.
Приложение
к Порядку проведения антикоррупционной экспертизы
нормативных правовых актов Батыревского района
Чувашской Республики
Форма № 1
Администрация Батыревского района Чувашской Республики
Заключение по результатам проведения антикоррупционной экспертизы
____________________________________________________________________________
(наименование нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта ) Батыревского района Чувашской Республики
_________________ № ______
(дата)
С. Батырево
№ пп |
Коррупциогенный фактор* |
Норма анализируемого проекта нормативного правого акта |
Возможные коррупционные проявления |
Предложения и рекомендации ** |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
Лица, ответственные за проведение антикоррупционной
экспертизы (эксперты):
______________________ (Ф.И.О.)
______________________ (Ф.И.О.)
______________________ (Ф.И.О.)
Разработчик (проекта) акта ______________________ (Ф.И.О.)
* Коррупционные факторы указываются в соответствии с Методическими рекомендациями по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Батыревского района и их проектов.
** В указанной графе указывается также наличие в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) Батыревского района Чувашской Республики превентивных антикоррупционных норм и рекомендации по их включению.
Приложение
к Порядку проведения антикоррупционной экспертизы
нормативных правовых актов Батыревского района
Чувашской Республики
Форма № 2
Собрание депутатов Батыревского района Чувашской Республики
Заключение по результатам проведения антикоррупционной экспертизы
____________________________________________________________________________
(наименование нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта ) Батыревского района Чувашской Республики
_________________ № ______
(дата)
С. Батырево
№ пп |
Коррупциогенный фактор* |
Норма анализируемого проекта нормативного правого акта |
Возможные коррупционные проявления |
Предложения и рекомендации ** |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
Члены рабочей группы:
______________________ (Ф.И.О.)
______________________ (Ф.И.О.)
______________________ (Ф.И.О.)
Разработчик (проекта) акта ______________________ (Ф.И.О.)
_____________________________________________________________________________
* Коррупционные факторы указываются в соответствии с Методическими рекомендациями по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Батыревского района и их проектов.
** В указанной графе указывается также наличие в нормативном правовом акте (в проекте нормативного правового акта) Батыревского района Чувашской Республики превентивных антикоррупционных норм и рекомендации по их включению
Приложение № 2
к решению Собрания депутатов Батыревского района
Чувашской Республики
от 15.04.2008 № 5
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ НОРМАТИВНЫХ
ПРАВОВЫХ АКТОВ БАТЫРЕВСКОГО РАЙОНА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
И ИХ ПРОЕКТОВ
I. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях выявления наиболее типичных и формализованных проявлений коррупциогенности в нормативных правовых актах Батыревского района Чувашской Республики и их проектах (далее - нормативный правовой акт) и определяют методику проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, основные коррупциогенные факторы.
1.2. Цели проведения антикоррупционной экспертизы:
выявление в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов, создающих возможности совершения коррупционных действий и (или) принятия коррупционных решений;
выработка предложений и рекомендаций по устранению в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов, включению в него превентивных антикоррупционных норм.
1.3. Предметом антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов являются:
соблюдение установленной законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики компетенции при регулировании правоотношений;
полнота правового регулирования правоотношений;
соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, иным нормативным правовым актам федеральных органов муниципальной власти, Конституции Чувашской Республики, законам Чувашской Республики и иным нормативным правовым актам органов муниципальной власти Чувашской Республики;
соблюдение установленного порядка разработки и принятия нормативного правового акта.
1.4. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов проводится рабочей группой или ответственными лицами по реализации антикоррупционной политики.
Рабочая группа или ответственные лица вправе направить нормативный правовой акт на независимую антикоррупционную экспертизу, которая проводится саморегулируемыми или иными организациями, осуществляющими свою деятельность в соответствующей сфере.
II. Методика проведения антикоррупционной экспертизы
нормативных правовых актов
2.1. При проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов выявляются и оцениваются следующие коррупциогенные факторы:
а) широкие дискреционные (реализуемые по собственному усмотрению) полномочия органов местного самоуправления Батыревского района Чувашской Республики и их должностных лиц (например, отсутствие сроков для совершения должностными лицами обязательных действий в отношении граждан и организаций, оценочные формулировки обстоятельств, являющихся основанием для совершения таких действий, возможность должностного лица по своему усмотрению начинать и завершать юридические процедуры);
б) повышенные требования к лицу, предъявляемые для реализации его права (например, большой перечень документов, которые необходимо представить для реализации прав, необходимость получения большого числа согласований, экономически необоснованные размеры платы за оказание муниципальных услуг, установление большого числа специальных признаков, которыми должно обладать физическое лицо или организация для занятия определенным видом деятельности или получения муниципальной поддержки);
в) отсутствие административных процедур (например, недостаточно четкое установление порядка принятия должностным лицом решений, отсутствие гарантий прав физического лица или организации на представление необходимых документов и пояснений);
г) отсутствие или дефекты конкурсных процедур при предоставлении какого-либо права или преимущества, выделении физическим лицам и организациям средств из бюджета Батыревского района (например, отсутствие механизма обеспечения достаточного количества участников конкурса, низкая информированность потенциальных участников конкурса о его проведении, недостаточный период времени между объявлением конкурса и окончанием приема заявок участников, необоснованное применение закрытого конкурса, отсутствие четких критериев конкурсного отбора);
д) большое количество отсылочных (бланкетных) норм (например, необоснованное наделение органа местного самоуправления Батыревского района правом разрабатывать и принимать нормативные акты);
е) наличие в нормативном правовом акте пробела в правовом регулировании отношений, которые призван регулировать данный нормативный правовой акт;
ж) коллизии правовых норм (например, несоответствия между нормативными правовыми актами, разными по юридической силе или имеющими одинаковую юридическую силу);
з) наличие юридико-лингвистической коррупциогенности (например, использование в нормативном правовом акте неясных формулировок, терминов, понятий и категорий оценочного характера);
и) отсутствие положения, предусматривающего ответственность должностного лица за правонарушения;
к) отсутствие механизма контроля за деятельностью органов местного самоуправления Батыревского района и их должностных лиц.
2.2. Лицом, проводящим антикоррупционную экспертизу или рабочей группой нормативного правового акта (далее - эксперты), могут быть выявлены и иные коррупциогенные факторы.
2.3. В ходе проведения антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта эксперты оценивает коррупциогенные факторы, указанные в пункте 2.1 настоящих Методических рекомендаций, в их совокупности, степень их влияния на уровень коррупциогенности нормативного правового акта, рассматривает возможность устранения или уменьшения действия данных факторов.
В случае выявления в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов, устранение или уменьшение действия которых невозможно, эксперты обосновывают это в отношении каждого фактора в отдельности и предлагает возможные способы нейтрализации коррупционных рисков.
2.4. В случаях, установленных Порядком проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Батыревского района Чувашской Республики и их проектов, по результатам проведения антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта экспертами составляется заключение по каждому нормативному правовому акту.
Приложение № 3
к решению Собранию депутатов Батыревского района
Чувашской Республики
от 15.04.2008 № 5
СОСТАВ
рабочей группы по проведению антикоррупционной экспертизы
решений Собрания депутатов Батыревского района Чувашской Республики и их проектов
1. |
П.Н.Никофоров |
- председатель постоянной комиссии Собрания депутатов Батыревского района Чувашской Республики по бюджету и экономике, аграрной политике, земельным и имущественным отношениям;
|
2. |
Р.А.Абдулвалеев |
- председатель постоянной комиссии Собрания депутатов Батыревского района Чувашской Республики по законности, правопорядку, депутатской этике и местному самоуправления;
|
3. |
Н.А.Тинюков |
- председатель постоянной комиссии Собрания депутатов Батыревского района Чувашской Республики по социальным вопросам, жилищно-коммунальному хозяйству, строительству, транспорту, связи, торговле, общественному питанию, бытовому обслуживанию и предпринимательству;
|
4. |
В.И.Барышников |
- председатель ревизионной комиссии Собрания депутатов Батыревского района Чувашской Республики;
|
5. |
Л.В.Храмов |
- главный специалист-эксперт отдела организационно-контрольной и кадровой работы администрации Батыревского района Чувашской Республики. |