Около полуночи в квартире тревожно зазвенел телефон. Сообщили, что брата «скорая» доставила в больницу. Его сбила машина. Он в тяжелом состоянии, очень хочет видеть нас.
Весть нежданная. В таких случаях ничего не остается, как поспешить к несчастному. И мы с супругой Марьей Максимовной заторопились в больницу, в реанимационное отделение.
— Тяжелый случай. Надежды на спасение почти нет, — сообщают врачи.
— Повидать бы. Нельзя ли к нему? — спрашиваю врачей. Реаниматоры посовещались и согласились:
— Так и быть, повидайтесь.
Я у постели брата. При виде меня руки его пошевелились. Сам хочет что-то сказать, но силы, оставили его, губы будто бы запечатаны, не могут выдавить ни звука.
— Братан, мы к тебе с Марьей пришли. Ты узнаешь меня? — спрашиваю у него.
Но брат молчит.
— Братан, ты меня узнаешь? Узнаешь ты меня, брат мой? — спрашиваю вновь и вновь. Голова его пошевельнулась, из глаз потекли слезы, но язык так и остался безмолвным.
Так ни с чем и пришлось покинуть реанимационное отделение. Но душа все волнуется, не находит себе места. В голове роются беспокойные мысли. Всю ночь почти не сомкнули глаз. Утром рано не выдерживаю, звоню в больницу.
— Спасти не удалось. Ваш брат скончался сразу же после вашего ухода, — слышу ответ.
Как же так? Человек прошел Отечественную войну, несколько раз был ранен, как говорится, в объятиях смерти бывал и жив остался. А тут, в Чебоксарах, сбила машина, и ...
Брата похоронили. Тогда-то и вспомнилась вся его жизнь, трудная и беспокойная.
Еще в школе он увлекался рисованием. Своими рисунками он удивлял всю деревню.
В 1930 году брат поехал в Казань в Татарский техникум искусств. В каникулы всегда возвращался в деревню, в Большие Арабузи Батыревского района. Работал в колхозе: жал, молотил. Помогал выпускать стенную газету. Рисовал портреты передовиков страды. Был любимцем деревни.
В 1933 году, после окончания техникума, письмом сообщил, что призван в Красную Армию. Мама перекрестилась и сказала:
— Боже мой, и Виктор вырос, стал солдатом. Лишь бы было все спокойно, лишь бы не было войны.
А время шло, проходили годы. Началась вторая мировая война. Виктор вместе со всеми отправился на войну в августе 1941 года. Сначала закончил Ульяновское пехотное училище, после чего получил звание старшего лейтенанта и был отправлен на фронт. Там он отличался смелостью и отвагой. Об этом свидетельствуют его архивные бумаги.
Брат не любил рассказывать о фронте, о боевых действиях.
— Вместе со всеми дошел до Берлина. Было очень трудно. В любую минуту могла настигнуть смерть. Зимой, бывало, спали на снегу. Никто не думал, что останется жив. Как бы ни было тяжело, выдюжили, выстояли. Надо было одолеть лютого врага. У всех была одна думка: жизнь или смерть. Пока сердце стучит, буду помнить сражения за Ясную Поляну Толстого, за Ригу, за Берлин ...— говорил иногда брат Виктор.
В архиве брата сохранилась фронтовая газета «На разгром врага» за 17 февраля 1943 года, где большими буквами было написано: «Рота товарища Давыдова бесстрашно отражала врага».
За храбрость и отвагу в сражениях Виктор награжден орденами Красной Звезды и. Отечественной войны I степени, медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина» и другими медалями.
После войны работал художником в разных местах. Вышел на пенсию. На заслуженный отдых ушел с медалью «Ветеран труда».
Родной брат и теперь перед глазами.
Василий ДАВЫДОВ-АНАТРИ, народный поэт Чувашии.
Виктор Давыдов
Гвардейск. Автопортрет Виктора Давыдова, 1948 г..