Совершается этот обряд до рассвета. Старшая в доме из женщин ровно в два часа приносит из амбара крупы. Старший из мужчин приносит воду из реки или колодца. Крупа и вода стоят на столе до тех пор, пока не истопится печь, и до них никто не касается, так как это считается дурным признаком.
Когда приходит время затирать кашу, вся семья садится за стол, а старшая женщина, размешивая кашу, приговаривает: «Сеяли, растили гречу все лето; уродилась каша греча и крупна и румяна; звали-позывали нашу гречу во Царьград побывать, на княжеский пир пировать; поехала греча во Царьград побывать со князьями, со боярами, с честным овсом, с золотым ячменем; ждали гречу, дожидали у каменных врат; встречали гречу князья и бояре, сажали гречу за дубовый стол пир пировать; приехала наша греча к нам гостевать».
После этого все вставали из-за стола, а хозяйка с поклоном ставила кашу в печь. Когда каша поспевала, вынимая ее из печи хозяйка приговаривала: «Милости просим к нам во двор со своим добром». Сразу осматривали — полон ли горшок. Если каша вылезет из него — это предвещает беду всему дому. От треснувшего горшка хорошего ждать тоже не приходилось. После снятия пенки смотрели и на кашу — коли она красная, полная, будет счастье, и урожай, и талантливая дочь. Если же каша мелкая да белая — быть беде. Хорошую кашу съедали на завтрак, плохую же вываливали в реку.
В разных краях были свои особенности этого обряда:
Дети, рассыпая зерна ярового хлеба, говорят: «Уроди, Боже, всякого жита по закрому, что по закрому да по великому, а и стало бы жита на весь мир крещеный». Старшая женщина в доме собирает зерна с пола и хранит до посева.
Дети поселян перед обеднею ходили по домам сеять из рукава или из мешка разные семена, и в это время пели особенную засевальную песню: «Ходит Илья на Василья, носит пугу житяную. Де замахне — жито росте, житу пшеницю всяку пашницю. У поле ядро, а в доме добро».
Другие при засевании говорят: «На счастье, на здоровье, на новое лето, роди, Боже, жито, пшеницю и всякую пашницю» или: «уж дай ему Богъ, зароди ему Бог, чтобы рожь родилась, сама в гумно свалилась, из колоса осьмина, из полузерна пирог — с топорище долины, с рукавицу ширины!»
Посыпальщику дают что-либо в подарок, а разбросанные им зёрна тщательно собирают, хранят до весны и при посеве яровых смешивают с прочими семенами. Когда посыпальные зерна будут собраны, — по роду и количеству их заключают о том, какие именно хлеба дадут на будущее лето больший или меньший урожай. Иногда кормят этими зернами кур, и по их клеву гадают о будущем плодородии нив.
Был известен и обряд хождения по домам. Ходили толпами под окна просить пирогов. Впереди всех шла девица, называемая мехоноскою; она несет кошель для пирожного сбора, она предводит толпу и распоряжается дележом сбора. Подобные обходы в течение святок проводились трижды: в рождественский сочельник, под Новый год и накануне крещения. Каждая семья ожидала колядовщиков, приготавливала для них угощение и с неподдельным удовольствием выслушивала колядки: Коляда, коляда! А бывает коляда накануне рождества. Коляда пришла, Рождество принесла.
Если хозяйка выносила угощение, благодарили: У доброго мужика Родись рожь хороша: Колоском густа, Соломкой пуста!
Если же угощения не подавали, могли пропеть и такое: У скупого мужика Родись рожь хороша: Колоском пуста, Соломкой густа! или: На двор чертей, на огород червей! Коляда. Моляда. Уродилась Коляда! Кто подаст пирога — Тому двор живота, Еще мелкой скотинки Числа бы вам не знать! А кто не даст ни копейки — Завалим лазейки. Кто не даст лепешки — Завалим окошки, Кто не даст пирога — Сведем корову за рога, Кто не даст хлеба — Уведем деда. Кто не даст ветчины — Тем расколем чугуны!
Общее праздничное настроение и желание, чтобы в наступающем году жилось хорошо, делали людей щедрыми, терпимыми, гостеприимными. После шумного, веселого обхода домов молодежь собиралась в посиделочной избе и устраивала общую пирушку — съедали все, чем их одарили односельчане. Молодежь, «разодетая в новые рубахи, чтоб избежать неурожая, собравшись в избе, пляшет под дуду, слушает сказки, перекидывается загадками, а главное — рядится, или „покручивается“, и гадает о своей судьбе». Есть предание, что на Васильев вечер ведьмы крадут месяц, чтобы он не освещал их ночных прогулок с нечистыми духами. Основным праздничным блюдом на Васильев день был поросенок, которого зажаривали целиком, так же готовили зайца и петуха. Наши предки верили, что жаркое из поросенка обеспечивает благополучие на грядущий год, мясо зайца ели, чтобы быть проворными, как заяц, а петуха — чтобы быть легкими, как птица. В наше время в ночь с 13-го га 14-е многие празднуют наступление старого Нового года, возрождая обычай в этот вечер звать гостей на щедрое угощение. Жаркое из свинины или курятины будет в этот день особенно уместным на вашем праздничном столе. | | |