Поставленная в национальном проекте цель – обеспечение доступности качественного образования – суть образовательной политики в республике.
Сегодня все осознают, что двигаться вперед, рассчитывая только на сырьевые запасы, невозможно, это отражено и в проекте, и в Послании Президента России. С этой точки зрения у Чувашии нет шансов разбогатеть – она расположена на географически и экономически невыгодной территории. Стимулирование инновационной деятельности, развитие интеллектуального капитала стало одним из важнейших приоритетов еще с 1996 г., когда была принята первая постсоветская республиканская программа – Президентская программа « Новая школа». Наша республика и Батыревский район пошли по пути создания эффективной сети современных базовых школ. На данный момент в районе в 34 школах обучается 5634 учащихся. Средняя наполняемость классов -17 учеников ( по республике -19.9 , по Туруновской начальной школе -11.3 ), на 1 учителя приходится 9 учеников ( по республике- 11, по Туруновской школе – 7).
В 9 базовых школах сконцентрировались финансовые, материально- технические, педагогические ресурсы. Это дало возможность организовать в них полноценное предпрофильное и профильное обучение. Учащиеся знакомятся с различными профессиями, проходят психолого-педагогическую диагностику, анкетирование и получают консультацию по выбору профиля обучения в старшей школе. На селе профильное обучение ведется на базе кустовых крупных школ.
Для обеспечения доступности к получению качественного образования с 2002 года действует республиканская программа « Школьный автобус». В Батыревском районе на 21 автобусе перевозят 954 учащихся, в том числе и наших учащихся, которые учатся в Батыревской СОШ №1. И учащиеся, и родители рады этому. Все эти меры проводились для того, чтобы решить проблему достижения качественного образования.
Реструктуризация сети школ в сочетании с ведением единого госэкзамена увеличили возможности выпускников школ, особенно сельских, для поступления в вузы. В нашем районе по результатам ЕГЭ в этом году в вузы поступили почти 60% выпускников. Мы думаем, что в этом есть заслуга и начальной школы.
Ещё одним традиционным показателем качества образования являются результаты участия учащихся на различных интеллектуальных конкурсах, состязаниях. И наши учащиеся удостоены получать грамоты, дипломы и приглашения на новогодние праздники в г. Чебоксары. И в этом году из 34 учащихся 13 предъявили желание участвовать на республиканском конкурсе « Русский медвежонок ». Также каждый год наши третьеклассники и четвероклассники участвуют на районной интеллектуальной игре для младшеклассников.
В последние годы в образовательный процесс активно внедряются информационные технологии. На начало нового учебного года в среднем по республике один современный компьютер приходится на 21 учащегося (в районе-23, по школе -12) . Все школы в рамках реализации приоритетного национального проекта « Образование» подключены к широкополосному бесплатному Интернету, имеют собственные сайты, в том числе и наша школа. Таким образом, ребятами осваиваются такие способы деятельности как умение искать, систематизировать и использовать информацию.
Все вопросы образования решаются не сами по себе, а комплексно в совокупности с иными социально- экономическими проблемами. Так, закупили школьные автобусы- появилась потребность строить дороги, а следом – открывать новые рейсы и для сельчан стали доступными современные социальные услуги, стал развиваться малый бизнес, в село приходит другой уровень культуры.
Комплексность решения всех проблем позволила нашей республике в этом году выиграть конкурс на реализацию Комплексного проекта модернизации образования (КПМО).
В рамках реализации приоритетного национального проекта « Образование» и Комплексного проекта модернизации образования наша школа на днях должна получить мебель для первоклассников.
Еще один приоритет, связанный с созданием равных условий для обеспечения доступного качественного образования- перевод образовательных учреждений на нормативное подушевое финансирование. В первую очередь, школа стала экономически самостоятельнее, научилась формировать и исполнять бюджет. За счет экономии средств и привлечения дополнительных средств появились возможности расширения диапазона образовательных услуг, стимулирования повышения качества работы. Чем больше привлечет школа учеников, тем больше у нее денег.
Реализация национального проекта стала мощным стимулом для нового всплеска инновационного развития школ, творческой активности учителей. За два года государственную поддержку из федерального бюджета получили 66 школ и 224 учителя, в том числе из нашего района: Первомайский и Тойсинский центры образования и 2 учителя.
Положительным моментом стало и то, что в проекте большое внимание уделено теме воспитания. 7706 классных руководителей, в районе -331, в нашей школе -4, получают дополнительное вознаграждение за классное руководство. Учитывая, что до этого труд классного наставника оценивался небольшой суммой, думаю, что это должно изменить качество воспитательной работы в школе.
Разработаны и внедряются в практику различные проекты по организации воспитательной работы. Проведено много конкурсов на лучшие инновационные проекты в области воспитания. В районе стало традиционным проведение конкурса « Самый классный классный».
Одной из самых эффективных условий для дальнейшего продвижения вперед- введение новой системы оплаты труда работников школ. Новая система оплаты труда работников общеобразовательных учреждений введена в республике с 1 сентября 2007 года и складывается из двух частей фонда оплаты труда: базовой и стимулирующей, определяющейся в зависимости от качества и результативности труда. Фонд стимулирования выплачивается за эффективность и качество работы. Полная схема новой системы оплаты труда в экспериментальном режиме введена в 30 школах республики, в нашем районе –Тойсинский центр образования.
Реализация нацпроекта повлияла на дальнейшее развитие государственно- общественной системы управления образованием. Родительское сообщество- это колоссальная созидательная сила в создании серьезного общественного мнения. На начало нового учебного года в школе создан совет школы, который влияет не только на организацию учебного процесса, но и распределение стимулирующей части оплаты труда, за качество и эффективность работы.
Хотела бы в конце подчеркнуть, что, только объединив усилия школы, родителей, общественности мы сможем воспитать достойных граждан нашей страны и помочь нашим детям в будущем достичь успехов и на профессиональном поприще, и в личной жизни.