Батыревский район Чувашской РеспубликиОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

«Работа с проблемными ситуациями»

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://batyr.cap.ru/

 

 

Шаг второй:

 

            Негативное целеполагание: «Что вы хотите прекратить или чего избежать?»

            Негативное целеполагание – техника достаточно спорная, если иметь в виду, что активное привлечение внимания к любой (неважно – позитивной или негативной) цели обычно имеет результатом то, что эта цель начинает нас притягивать…

 

            = Не думайте о том, как сейчас стоят ваши ноги! Ни в коем случае не думайте о своих ногах!! -  Ну-ну… =

 

            Однако как промежуточный этап, как ступень при переходе к позитивному целеполаганию определение «чего вы не хотите» есть процедура возможная и не опасная. Если, оперативно определившись с тем, от чего вы хотите избавиться, вы все свое внимание позже тщательно и глубоко посвящаете тому, что для вас нужно и привлекательно, то никаких неожиданных сбоев ваша психика вам не выдаст.

            Хорошо, но зачем же все-таки так необходимо негативное целеполагание?!

            Психология стоит на неочевидной для обыденного сознания предпосылке, что любое переживает возникает не просто как реакция на жизненную ситуацию за этим стоит какой-то личностный выбор. Кроме этого, по природе и изначально, любое человеческое поведение мудро и целесообразно. В данном случае это означает: если вы что-то переживаете, вам это зачем-то нужно, в этом есть какой-то мотив, какая-то скрытая выгода. Есть что-то глубоко неистребимо сладкое в том, чтобы в ситуации неудачи чувствовать себя одиноким и несчастным, которого покинули все.

 

            = Как минимум, после этого существенно легче разрешить себе лишний стаканчик, хотя с точки зрения печени это категорически нельзя. =

 

            Что-то тянет (сейчас неважно – что!) человека раз за разом прокручивать возможный негативный финал предстоящих трудных переговоров, и кажется невозможным не злиться (читай: «злить-ся, злить себя») перед необходимостью сообщить своему другу, оказавшемуся плохим сотрудником о его увольнении. Несложный психоанализ – и мотивы оказываются не такими уж и таинственными.

            Соответственно у вас должно быть два решения: не только решение двигаться вперед (ваша позитивная цель), но и твердое решение прекратить раз за разом возвращаться в ваш любимый тупик (негативное целеполагание). Пока вы не внесете в этот пункт определенность, есть опасность, что вас все время будет к вашему негативу (любимому негативу) – тянуть. Если же вы напишите свое решение определенно и уверенно, это поможет вам прекратить ненужные сомнения. Вы будете четко знать, что вам - не нужно.

 

            Я хочу прекратить чувствовать себя ….

 

 

Шаг третий:

 

            Определите противоположность проблемному состоянию, сформируйте позитивный образ искомого результата: «Что противоположно проблемному состоянию? Как вы хотите себя чувствовать?»

 

            Это просто. На этот вопрос вы ответите всегда и – спасибо негативному целеполаганию! – теперь уже позитивным образом. Например, если вы хотите прекратить чувствовать себя под стрессом и давлением, то ваша формулировка будет теперь, скорее всего: « Я хочу взамен чувствовать себя расслабленно, свободно!»

 

            Итак, я хочу взамен чувствовать…

 

            Вы сделали уже много, у вас появился позитивно сформулированный образ желаемого состояния. Это хорошо, но это – только начало. Пока это только слова, которые еще не стали мотором. Пока это только семечко, из которого должен вырасти цветок. Пока это правильная, но еще пустая рамка, которая теперь должна наполниться жизнью, то есть плотностью, глубиной, красками, вкусом и запахом. Когда вы сделаете это, вам не нужно сознательно тянуть себя к достижению искомого результата – образ результата, такой уже свой, такой живой, нужный и вкусный, сам будет тянуть вас к себе, самым естественным образом привлекая ваше внимание.

            Итак, ваша очередная задача – сформулировать максимально чувственный богатый образ будущего результата. Это будет сделано за два следующих шага. Итак…

 

Шаг четвертый

 

            Найдите подходящий аналог, модель, образец искомого состояния в своей жизни или жизни известных вам других людей. «В каких жизненных ситуациях у меня бывает искомое состояние? Кто из известных мне людей в состоянии достичь желаемого состояния, сходного с моим?»

            Оба эти вопроса работают в одном направлении: они помогают вам найти ту живую модель, которая подскажет вам способ воплощения сформированного вами образа, укажет тот конкретный маркер, который будет говорить о том, что желаемое вами – реально, достижимо.

            Все просто: если что-то могут делать люди вокруг вас – значит, скорее всего, это можете и вы. Так же как: если искомое вам состояние у вас когда-то было или бывает, если вы используете его в какой-то пусть другой, но аналогичной ситуации – значит, это в принципе в ваших силах и вам нужно только перенести свое, известное вам состояние в новую ситуацию. Когда вы нашли подходящий образец – многое облегчается.

            Например, вы помните, как у вас хорошо пошло обучению вождению автомобиля. Возможно, ваш инструктор был стихийным психологом, потому что он действовал очень грамотно. Вы сели за руль – он предложил вам расслабиться и почувствовать себя за рулем уютно. Вы не торопясь повозились с сиденьем, подладили его под себя, поиграли с расположением рук на руле, понажимали на педали – просто так! – и обнаружили, что у вас вполне это получается.

            Теперь, когда вам нужно осваивать компьютер, вы очень кстати вспомнили этот свой удачный опыт. Да? Аналогично, когда вы почувствуете себя полным идиотом в деле приучения к компьютеру вашей младшей сестренки, это воспоминание также сослужит вам прекрасную службу. Это как раз то, что вам нужно.

            Итак, я хочу действовать или быть как…

 

 

Шаг пятый

 

            Действуя по образцу, в чувствах и мыслях воссоздайте способ и технику, работающие в вашей проблемной ситуации. «Что, ориентируясь на образец, вы можете использовать для воспроизведения искомого состояния?»

            Действительно, почему, за счет чего это работает – там? Что из механизмов, способов и правил я могу использовать для воспроизведения искомого состояния?

            … Итак, вы сели за руль, и ваш инструктор предложил вам расслабиться и почувствовать себя за рулем уютно. Вы не торопясь повозились с сиденьем, подладили его под себя, поиграли с расположением рук на руле, понажимали на педали – просто так! – и обнаружили, что у вас вполне это получается. Потом, улыбнувшись вам и приободрив, инструктор заверил вас, что сегодня вам не удастся сломать или разбить машину, как бы ни старались. Вы поняли, что это правда, и стали спокойнее слушать дальнейший инструктаж. Скоро машина стала понятной, обжитой и достаточно простой. Вы услышали, что и как нужно делать. Вы повторили, что и как вы сделаете. Потом вы закрыли глаза и представили, как вы это делаете. После начали делать это в реальности, и, как бы ни дергалась машина и сколько бы ни глох мотор, инструктор вас уверял, что у вас чудесные успехи и вы продвигаетесь потрясающими темпами.

 

            = И вы почему-то начинали ему верить. =

 

            Теперь, действуя по образцу, воссоздайте способ и технику, как превратить компьютер для вашей сестренки из страшного монстра, полного опасных звуков и выпадающих объявок о ее полной несостоятельности, - в ее милого, удобного и понятливого друга?

            Ну что же…  По образцу – так по образцу… Правильно, во-первых, вы предложили ей организовать кофе на двоих, который вы вместе будете вкусно потягивать до т после каждого успешного шага. Теперь, не торопясь, потягивая кофе, предложили ей поискать самое уютное расположение на стуле, с вариантами, как ей удобнее быть -  с прямой спинкой или в положении расслабленно откинувшись. Когда она поняла, что, по крайней мере, привлекательно и удобно сидеть за компьютером она уже умеет, вы сообщили ей главное: «Что бы ты сегодня за компьютером ни делала, у тебя не хватит умения сделать с ним что-то такое страшное, что я не мог бы без труда восстановить!» Этот тезис, повторенный позже в нескольких ситуациях, когда она в страхе, со скрюченными в воздухе руками, замирала, исключительно успешно возвращал ее к жизни, а вкусный кофе продолжал создавать атмосферу уюта и комфортного существования… И так далее.

 

            = Похоже? =

 

            Надеюсь, по приведенной модели вам несложно будет воссоздать стиль, как можно успешно обучать самого себя новому, трудному, ввергающему вас в панику и тупость, но очень нужному делу.

            Итак, для воспроизведения нужного мне состояния я могу использовать…

 

 

Шаг шестой:

 

            Сделайте инвентаризацию своих ресурсов, исходя из своих максимальных возможностей. «Что вы уже имеете для достижения желаемого состояния, а что вам следует использовать в большей степени?»

 

            В соответствии с исходными принципами психологии в каждом из нас есть все, и нужно только уметь открыть и использовать необходимое. Все, что вам нужно для достижения желаемого состояния, у вас уже есть, когда-то и где-то вы это уже делали. Значит, вы это можете, и надо просто делать это в данной ситуации и в большей степени!

            Возможно, ранее вы уже рассказывали себе, чего у вас нет и чего вы не можете, и, удачно вспоминая нужные ситуации, были вполне убедительными. Но сейчас вам предлагается другое: собрать перед своим вниманием все, что у вас есть для достижения цели, сделать полную инвентаризацию своих ресурсов, внимательно перечислить себе все свои знания, умения, возможности и продумать, как вы можете использовать их максимально эффективным образом.

 

            Итак, в моем распоряжении уже есть…

 

            Я хочу быть более…

 

 

Шаг седьмой:

 

            Действуйте «как если бы». «Если бы у вас уже было полностью полученное желаемое состояние, что и как бы вы начали чувствовать и делать?»

 

            Фокус, радость и сила этого, последнего шага состоит в том, что вам предлагается сделать его «как если бы», то есть в игровом стиле, легко, не нагружая себя ненужной ответственностью.

            У вас уже все есть. У вас есть нужный вам образец, вам несложно вспомнить и сделать живым свое искомое переживание, вы знаете, как оно может и должно работать в вашей ситуации, вы собрали все свои необходимые ресурсы – значит, вы готовы делать реальные шаги. Только приделайте себе крылья, используйте магическое «как если бы», через которое дети мгновенно превращают себя в королей, разведчиков и героев, делают себя победителями – и побеждают. Можете закрыть глаза, прочувствовать еще раз искомое состояние, представить себе картинку будущего действия, представить себя – совершающего эти действия и – разрешите себе сделать то, что вы могли бы сделать!

            Играйте в жизнь, в самую веселую и крутую игру на свете, используйте рамку «как если бы», и тогда вместо того, чтобы застревать в проблеме и маяться в решении, - вы легко двигаетесь вперед, к результату!

 

            Итак, если бы я уже достиг своего желаемого состояния, я бы …

 

 

            Погрузившись в желаемое состояние, прочувствуйте «как если бы» - и начинайте жить им и делать прямо сейчас!

 

 

Резюме всего курса:

 

  1. Сведите проблемную ситуацию к конкретному проблемному состоянию: «Какое проблемное состояние я хочу изменить?»

 

  1. Негативное целеполагание: «Что я хочу прекратить или чего избежать?»

 

  1. Определите противоположность проблемному состоянию, сформируйте позитивный образ искомого результата: «Что противоположно проблемному состоянию? Как я хочу себя чувствовать?»

 

  1. Найдите подходящий аналог, модель, образец искомого состояния в своей жизни или жизни известным вам других людей. «В каких жизненных ситуациях у меня бывает искомое состояние? Кто из известных мне людей в состоянии достичь желаемого состояния, сходного с моим?»

 

  1. Действуя по образцу, в чувствах и мыслях воссоздайте способ и технику, работающие в вашей проблемной ситуации. «Что, ориентируясь на образец, я могу использовать для воспроизведения искомого состояния?»

 

  1. Сделайте инвентаризацию своих ресурсов, исходя из своих максимальных возможностей. «Что я уже имею для достижения желаемого состояния, а что мне следует использовать в большей степени?»

 

  1. Действуйте «как если бы». «Если бы у меня уже было полностью полученное желаемое состояние, что и как бы я начал чувствовать и делать?»
Система управления контентом
429350, с.Батырево, пр.Ленина, д.5
Телефон: 8(83532) 61-3-15
Факс: 8(83532) 61-2-15
E-Mail: batyr@cap.ru
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика