Батыревский район Чувашской РеспубликиОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Объемное видение

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://batyr.cap.ru/

 

 

            «Карта не равна территории» - этот прекрасный и емкий афоризм, известный ныне как флаг НЛП (нейролингвистическое программирование – эффективное психологическое направление), на самом деле принадлежит Карлу Роджерсу, основателю гуманистического подхода в психологии. Наша же задача как практиков – пользоваться такими удачными формулировками и, в данном случае, всегда помнить об ограниченности и узости нашего субъективного взгляда на ситуацию.

            Что же поможет нам сделать наше видение ситуации более широким, более объемным и, в этом смысле, более объективным? Ответ подсказывает практика звукозаписи: чтобы плоское монозвучание сделать стереофоническим, звук записывают с разных микрофонов и воспроизводят несколькими динамиками. Так же и здесь: рассмотрение (а позже – воспроизведение) ситуации с разных точек зрения и дает увеличение объемности и глубины видения.

 

            = Взгляд одного человека – просто его мнение, точа зрения группы – уже их правда, согласованное в культуре видение многих поколений – объективная реальность… =

 

            Основные позиции, с которых вы должны научиться видеть, воспринимать любую ситуацию, это:

·         Я

·         Другой

·         Сторонний наблюдатель

·         Система (Мир, Семья, Работа, Дом и т.д.)

 

 

Личный взгляд

 

            За столом сидело семеро детей, и милая воспитательница, держа в руках тарелку, с ложки давала им пробовать сладкую кашу. «Какая каша? Сладкая?» - каждый раз спрашивала она, и каждый ребенок с предельно довольной физиономией выговаривал: «Каша сладкая!» Да, каша была сладкой, но последнему ребенку воспитательница зачерпнула каши с того единственного места тарелки, где каша была горькой от соли. Итак, тем же жестом, той же ложечкой она зачерпнула ему каши, ребенок потянулся к ложечке и сжевал ее себе в рот… «Каша сладкая?» - тем же милым голосом спросила воспитательница. С ребенка сошло лицо, читалась только внутренняя полная растерянность, но рот его, сглотнув, ответил: «Каша сладкая!» И видно было, что это не то же самое, что трусость или хитрость. Трусливый и хитрый ребенок – это другое: он знает, что каша горькая, но говорит вслух нужное, чтобы не иметь ненужных разбирательств. Этот же внутренне растерял себя. Он в тот момент потерял свой личный взгляд и чувствовал то, что от него хотят, а нес свою правду.

            Многие люди живут так же. Они живут так, потому что от них этого ждут, делают то, что требуется, проводят время так, как принято, встречаются с теми, с кем повелось. И возвращаются в ту семью, которая сложилась. Они проживают жизнь – не свою, и не надо удивляться, что при малейшей возможности из этой жизни смотаться они этот шанс используют, как бы он ни назывался: рыбалка, компьютерные игры, казино или алкоголизм. Им неинтересно жить, потому что они потеряли свой личный взгляд.

            А сильный (внутренне сильный) человек выделяется в первую очередь наличием своего взгляда. Если вы – сильный человек, вы знаете свою правоту. Вы знаете свою силу. Вы знаете, что вам надо. Вы верите тому, что видите сами. Вы будете делать свой бизнес, потому что именно он вас привлекает. Вы будете жить с той женщиной, которая нужна вам, - и вы ощущаете это каждый раз всем своим телом. Как бы вы ни уважали своих друзей, вы сами знаете, что для вас интересно, а что – глупо, и уйдете из компании, которая вам сейчас не нужна.

            Имея свой взгляд, вы думаете и принимаете самостоятельные решения. Маленький человек не думает – думать он не умеет и боится, вместо этого он «знаете»: по сути, просто вспоминает и воспроизводит то, что когда-то сказали ему Большие люди. Только человек, имеющий свой личный взгляд, может по-настоящему думать. Авторитеты для него – это не боги, которые знают истину и запрещают думать по-своему, а другие интересные и сильные люди, к которым часто стоит прислушиваться.

            С интересом и уважением слушая других, сильный человек удерживает свой взгляд на ситуацию и поэтому всегда чувствуют свою правоту. Маленький человек всегда знает, что правота – не у него. Он может даже громко кричать, настаивать на своем мнении, но внутри себя он знает: его мнение ничего не стоит. Он не имеет своего взгляда.

            Как выработать свой, личный взгляд на происходящее? Личный взгляд начинается с личной позиции, так же как в боевых единоборствах эффективный удар начинается с надежной боевой стойки. Позиция – это те крепкие знания, которые стоят за вами, то, на что вы опираетесь, это место, откуда вы смотрите.

 

            = «Моя позиция состоит в том…» =

 

            Ценности и интересы – это куда вы устремлены, куда вы пробиваетесь, это ваши противники или ваши главные награды. Это ваш вектор силы.

 

            = «За это я готов биться…» =

 

            А ваш личный взгляд – это то, что вы видите в конкретной ситуации из своей позиции в направлении своих ценностей.

 

            = Я против. Мне надо! Я хочу!» =

 

            Чтобы выработать личный взгляд, в первую очередь нужно знать и помнить свои интересы. Для этого, ни много ни мало, среди множества самых разных привлекательных для вас вещей необходимо определить то, что вам по-настоящему важно, и после этого каждый раз в каждой ситуации себе это – напоминать.

            Одно из сильнейших упражнений, которое из просто успешного человека делает настоящего лидера, это задавание себе постоянного вопроса:

            «Что сейчас, здесь, в этой ситуации я хочу? Действительно хочу?»

 

            = Я хочу сейчас сидеть или стоять? Что я хочу сейчас, во время этого телефонного разговора? Есть ли смысл мне об этом спорить? Что я хочу есть, сидя за этим столом? Кто из этих людей в этой компании мне действительно нужен? Мне действительно интересно это предложение? Куда я хочу повернуть эту тему? Эта шутка для меня правда смешна? =

 

            Разработанные в психологии, этот прием и эта сильная техника получила название «Непрерывное желание».

            Естественно, не на всех своих желаниях стоит категорически настаивать и требовать их удовлетворять сразу все, вот прямо здесь и сейчас, но только тогда, когда вы их будете знать и начнете чувствовать, когда они будут уже просвечиваться сквозь вас, окружающие действительно почувствуют вашу личную силу.

 

            = Итак, какое задание вы поставите себе на завтра? Или на сегодня? А что вы действительно сейчас хотите? +

 

            Минута на размышление… Ваше решение?

Взгляд со стороны Другого

 

                                                                                  Если и существует секрет жизненного

                                                                                  успеха, то он  сводится к одному:

                                                                                  к умению поставить себя на место

                                                                                  другого.

                                                                                                                   Г. Форд

 

 

 

            Если личный взгляд – это первая позиция восприятия, то вторая позиция – это взгляд со стороны Другого. Вы можете быть предельно уверены в правильности своего взгляда и своего понимания происходящего, но это совершенно не значит, что эту ситуацию так же видит и понимает другой. А как бы сильно вы ни продвигали свое видение ситуации, без представления, как эту же ситуацию видят окружающие и ваш конкретный партнер, вы будете неэффективны. Умение и привычка видеть ситуацию со стороны Другого есть такое же обязательное и естественное для человека умение, как умение пользоваться ручкой или компьютером.

            В споре, кроме правоты своей, это умение помогает увидеть правоту собеседника, и вместо того, чтобы тупо упираться, вы можете его сильные стороны использовать в своих интересах. Если вы находитесь в конкурентных отношениях, то, имея необходимую информацию, вы сможете предугадать направление ударов и заранее выставить необходимую защиту. Если же возможно сотрудничество, то понимание интересов другой стороны даст вам возможность интересы свои и партнера успешно соединить.

 

            = Вы помните: «Лучшая сделка та, в которой учтены интересы обеих сторон». =

 

            Кроме того, если вы можете понять и почувствовать, чего опасается партнер, вы можете при необходимости его успокоить и поддержать, а в каком-то другом случае, напротив, на этих тревогах сыграть и подтолкнуть к нужным решениям. В конфликте понимание партнера дает возможность отмечать не только моменты, когда обидно наезжают на вас, но и когда вы допускаете аналогичные наезды на другую сторону. Поставив себя на место Другого, вы поймете, как в некоторых случаях вас трудно простить, и вы увидите, как глупо с вашей стороны так долго дуться.

            Итак, какие же техники помогают освоить умение воспринимать ситуацию глазами Другого? Основными являются техника «моделирование реакции» и «вчувствование» («впрыгивание»).

            Техника «моделирование реакции» предлагает поставить себя на место собеседника (хотя бы мысленно) и посмотреть на происходящее его глазами. А для этого достаточно только немного задуматься. Действительно, многие вещи оказывается возможным понять с помощью одной только головы, только задумавшись о том, чем представляется для другого человека та или иная ситуация, что ему важно, чего он боится и чего добивается и соответственно как он будет реагировать на те или иные наши действия или слова, обращенные к нему. «Моделирование реакций» и заключается в том, что вы задаете интересующие вам вопросы и сами же, ставя себя на место того человека, ищете на них ответы. Например,

            - Мне сейчас хочется поделиться своим. А что интересно ему?

 

            = Как правило, после этого вопроса самому себе вы начинаете слушать то, чем с воодушевлением хочет поделиться с вами собеседник. =

 

            Или:

            - Нужны ли партнеру мои оправдания?

 

            = М-да. Похоже, что нет. Хорошо, оправдываться прекращаем. =

 

            Вместо распространенных в жизни размышлений (а по сути, настаиваний) «как он реагировать ДОЛЖЕН» моделирование реакций предлагает исходить из реальности: как он реагировать скорее всего БУДЕТ. Критику люди воспринимать, может быть, и должны, но реагируют они на нее, как правило, наоборот – протестно. Моделирование реакции возвращает нас к реальности.

            Техника «моделирование реакции» настолько проста и эффективна, что все, кто ею воспользовался хоть раз, практикуют ею после этого постоянно, используя уже не как специальную технику, а как нечто само собой разумеющееся и, по сути, интуитивно. Это совершенно нормально, главное, чтобы все нужные вопросы самому себе были вовремя заданы.

            С другой стороны, при всех своих плюсах эта техника имеет и свои ограничения, поскольку с ее помощью удается предсказать только типичные реакции в типовых ситуациях. Как только ситуация поворачивается неожиданным боком или человек оказывается в сложных чувствах (или просто нам плохо знаком), одного только моделирования реакций оказывается недостаточно. Что тогда может помочь?

            Первое: специальная литература по акцентуациям личности, соционике и типоведению. Наука довольно громоздкая, но если в вашу голову влезет, то польза будет большая.

            Второе: умение считывать невербальные сигналы, определять состояние человека и соответственно его отношение к происходящему по непроизвольным импульсам его тела, движению его глаз, выражению лица и жестам.

            Эффективный человек ценит свою голову, но он знает и другие свои возможности. Развивая, в частности, в себе умение непосредственно, телесно чувствовать состояние другого человека. В психологии (конкретно, направление «Синтез-тезнология») эта техника называется «вчувствованием».

            Полезным подготовительным упражнением для освоения «вчувствования» являются отзеркаливание выражения лица собеседника, подстройка по телу ( позе, жестам, дыханию и ритмам) и копирование походок.

            Что касается собственно техники «вчувствования», то в ней работают не только ваши умные глаза, но и вся тонкая чувствительность вашего тела. Эта техника основывается на том, что человек воспринимает происходящее не только глазами и, шире, органами восприятия, но и всеми своими чувствами, пронося через доверие или сомнение, окрашивая радостью или тревогой, проживает происходящее всем своим телом. И самое точное понимание того, как Другой видит и переживает происходящее, возможно тогда, когда вам удается ощутить его переживания через свое тело, напитать свои чувства.

 

            = Как правило, этим путем в понимании окружающих пользуются дети и женщины, и именно они, далеко не всегда умея облечь свои ощущения в слова, по факту оказываются самыми тонкими психологами. =

 

            Если этой техникой вы еще не владеете, то можете себя поздравить: у вас впереди ценное приобретение.

            Упражнение «вчувствование» выполняется вдвоем с партнером, делать его можно стоя, можно сидя. Дайте друг другу руки, и пусть все ваше внимание будет на этих руках. Ваша задача почувствовать реальность и жизнь этих рук, ощутить, как можно жить с такими руками. Если бы эти руки были твои, как бы ты чувствовал себя? Попробуйте представить себе, что эти руки близки тебе, что они твое продолжение: твоя рука от локтя продолжается к кисти, ты втекаешь в эту руку дальше и дальше. Ты продолжаешься в этом человеке. Это тоже твои пальцы, твои руки. Тело этого человека становится твоим телом. У тебя вот этот нос, эти губы. На твоей голове вот эта прическа, вот так моргают твои глаза, у тебя вот такие уши, а лоб у тебя привычно собирается  в такие морщинки. Вот это твои плечи и это твоя грудь, ты ее такую носишь и сейчас ты ею дышишь – именно так… Ты каждое утро просыпаешься с этим лицом и телом, с ним ты выходишь на улицу, с таким выражением лица встречаешь людей, и это происходит каждый день…

            Для кого-то это упражнение изначально оказывается естественным и несложным, большинство же осваивает его не сразу. Вначале, чтобы физически ощутить реальность пребывания в теле партнера, вам будет требоваться, как минимум, несколько минут и почти обязательным оказывается физическое воспроизведение выражения лица партнера, повторение его позы и воспроизведение его жестов. Так же, вначале, ощущение погружения еще нестабильно, иногда возникают трудности и прямой протест против погружения в людей вам неприятных или сильно на вас непохожих. Позже, с отработкой, телесное погружение становится мгновенным, «вчувствование» становится «впрыгиванием», и вы легко это желаете не только в отношении людей, в чем-то похожих на вас, но и в отношении людей для вас далеких и трудных. Вы можете вчувствоваться на ходу, вы легко «впрыгиваете» в тело идущего человека, и тогда критерием оказывается прямо-таки знанием (телом знание), куда человек повернет и когда остановится…

            Другой критерий успешности «вчувствования» - физическое ощущение погружения в его тело, ощущение органичности его реакций, предугадывание его движений и слов, телесное чувство невозможности для партнера говорить или делать что-либо другое.

 

            = Прямое следствие этого – исчезновение раздражения и желания воскликнуть: «Я это не понимаю!» Вам уже понятно все, хотя не всегда еще понятно, что с этим делать. =

 

            Что дает этот прием, эта техника «впрыгивания», кроме снятия моментов раздражения и других протестных реакций? Это очень мощная техника, и дает она очень многое.

            Во-первых, она создает комфортный внутренний фон в общении: ощущение понимания партнера, взаимное ощущение контакта и повышение интереса к собеседнику. Во-вторых, она обеспечивает вам получение ценнейшей информации о внутреннем состоянии собеседника, его чувствах и желаниях. Вы чувствуете, как будет развиваться ситуация, у вас появляется возможность буквально предугадывать действия и слова ваших партнеров. Друзей и сотрудников это будет радовать всегда, а вот ваших противников, скорее, озадачивать.

 

 

Взгляд со стороны Стороннего наблюдателя

 

            Третья позиция восприятия – это взгляд со стороны Стороннего наблюдателя. Что нам дает этот взгляд, зачем нам нужно знать, как мы выглядим со стороны?

            Одна из самых дорогих и самых прибыльных вещей – это ваша репутация. Чтобы ее заработать, требуется не один день, но, уже полученная, и работать на вас она будет долгие годы. С другой стороны, 4ак в один момент может разбиться ваш автомобиль, так же и ваша репутация может в случае неаккуратных действий с вашей стороны исчезнуть в один миг. Единственное средство страховки – постоянный, всегда, взгляд на себя со стороны: как я выгляжу? Жесты? Как звучит мой голос? Подпись?

            Кроме отслеживания впечатления, которое вы производите на людей, взгляд со стороны Стороннего наблюдателя может помочь и во многих других случаях. Деловому подходу к жизни мешает субъективизм личного отношения, традиционными сторонами которого является «яканье», эмоциональное искажение картины ситуации и злоупотребление «двойным стандартом». Так вот, взгляд со стороны такой субъективизм существенно снижает.

            Яканье – это разновидность субъективизма, когда все, связанное со мной, мне представляется более важным или интересным: мои интересы важнее интересов других людей, мои успехи значительнее, а трудности – уважительнее.

 

            = В происшедшей накладке сегодня виноват кто угодно, кроме меня, устал сегодня больше всех, конечно, я, и зарплату в первую очередь надо платить именно мне. А другие – это вообще не люди. =

 

            Противоядием «яканью» могут выступать самые разные техники, среди которых сейчас мы отметим только «делегирование ответственности». Суть этой техники легко пояснить на примере.

            Представьте ситуацию: вы руководитель благотворительного фонда, что значит – к вам часто приходят очень пожилые и очень нуждающиеся люди с просьбами помочь именно им и только срочно. Если им помочь можно – это радость, но если людей больше, чем ваших возможностей, а говорить «нет» приходится вам лично… Отказывать – трудно.

            В этом случае прием «делегирование ответственности» может выглядеть следующим образом. Вы выслушиваете их, удостоверяетесь, что их просьба имеет разумное основание, после чего предельно конкретно выкладываете перед ними реальную бумагу. Документ. И объясняете:

            - Вот список двадцати людей, первоочередников на помощь, их фамилии и адреса. Напротив – их ситуация и обоснование необходимости им помощи. Чтобы дать пособие вам, я должен кого-то из них отсюда вычеркнуть. Вот вам красный карандаш. Кого вычеркнуть?

 

            = В этой ситуации красный карандаш мало кто берет в руки. =

 

            Если не воспринимать это как универсальное решение, а использовать как один из разумных приемов, помогающих людям обрести более объемное и объективное видение ситуации, то это решение достаточно сильное.           

            Аналогичным образом прием «делегирование ответственности» может быть использован в трудных ситуациях с детьми, когда они садятся вам на шею и начинают клянчить очередную дорогую игрушку.

            - Ты хочешь паровозик? Прекрасно. Какой тебе больше нравится? Красный? Хорошо. Тогда сегодня поговори с мамой и братом, выясни, а чего хотят они, мы составим список пожеланий и решим, когда кому что покупаем. Тебе вечером напомнить?

            Только учтите, что этот прием очень жесткий и может выработать у ребенка как уважение к потребностям других, так и ненависть к третьей позиции восприятия, которая лишает его игрушки. А-а-а!!!

            Эмоциональное искажение картины ситуации самым причудливым образом превращает правого в виноватого, виновного в жертву, мелочь раздувает до величины катастрофы, а настоящую проблему не видит в упор. Напротив того, очищенный от эмоций, бесстрастно объективный взгляд на ситуацию – это взгляд универсального бизнесмена, которому вам (а также вашим близким) надо учиться, и практика давно выработала для этого многочисленные способы. Самые известные из них – это требование временной отсрочки реакции, письменное изложение происшедшего и форма докладной записки.

            Временная отсрочка реакции: в британской армии согласно инструкции вам запрещена подача жалобы в день, когда инцидент произошел; вы можете сделать это только на следующее утро, когда эмоции отошли и более вероятен взгляд со стороны, как на вчерашнее.

            Письменное изложение происшедшего. То, что в устной речи заменяется выразительными глазами («Ну сами понимаете!»), на бумаге надо выразить точными словами. Приходится думать, да и зрители не поддерживают…

 

            = Короче, пока найдешь нужные слова, и эмоции остыли. =

 

            Требование в формулировании жалобы и претензии (неважно, письменном или устном) соблюдать сухой формат докладной записки также очень не случайно: этот формат, в отличие от лирических выплесков, настраивает на репортажное и куда как более объективное изложение происшедшего с указанием всех действующих лиц, четким построением временной последовательности событий и причинно-следственных связей.

 

            = Дата. Адрес и телефон. Паспорт (или документ, его заменяющий). Подпись. В какое место вставить свое возмущение?? =

 

            Привыкнуть к последовательному и привычному взгляду на себя со стороны помогает техника «речь в третьем лице». Обычная реакция построена так, что о себе мы говорим «я» (естественно), а о других – «они» (например). Но тогда легко возникает невозможность двойного стандарта: мне можно то, чего нельзя другим. Двойной стандарт – не всегда плохо: убежденность в необходимости полного равноправия – это только верование, распространенное, но пустое, и глава то ли фирмы, то ли семьи может и должен иметь некоторые права, недоступные для остальных членов. Это нормально.

            С другой стороны, важно держать этот пункт под контролем, чтобы не возникало очень естественного соблазна требования в отношении себя снижать. В любой организации есть правила общие, и если вы формулируете правила для всех, то эти правила и для вас.

 

            = Поскольку, если руководитель регулярно опаздывает на совещания сам, его призывы к обязательности всерьез не воспринимаются. =

 

            Так вот, техника «речь в третьем лице», когда вы говорите о себе как о человеке постороннем, говорите о себе (хотя бы во внутренней речи) в третьем лице, снимает субъективность личного отношения и дает возможность отнестись к себе объективно, как к любому другому.

 

 

 

Взгляд из позиции более высоких ценностей

 

            Четвертая позиция восприятия – взгляд на происходящее с точки зрения более высоких ценностей, которым вы выбираете быть приверженными. Это могут быть интересы вашей компании, фирмы, семьи и т.д. или просто те ценности, которые выходят за рамки ситуативных: ценности более высокого порядка.

            Например? Например, когда вы с трудом просыпаетесь утром, из первой позиции восприятия вы чувствуете только, что не выспались и под одеялом очевидно уютнее, чем зачем-то приподниматься. Хочется поспать еще – это и есть самая очевидная ситуативная ценность. Однако большинство взрослых людей находят в себе силы встать и даже вскоре пойти на работу.

 

            = Работа в данном случае – та самая ценность более высокого порядка. =

 

            Отсутствие (или недостаточная отработка) четвертой позиции восприятия рождает комплекс полевого поведения, когда человек, не имея внутренней программы, оказывается управляем любыми внешними обстоятельствами: его позвали – он пошел, ему показали – он увлекся, его задели – он завелся. Напротив того, привычный для вас взгляд из позиции более высоких ценностей обеспечивает стержень и направленность вашей деятельности, которая держится, несмотря ни на какие отвлечения. Учитывая, что некоторые отвлечения иногда устраиваются вам намеренно, именно чтобы сбить вас с намеченного вами пути, умение уверенно держать четвертую позицию восприятия оказывается исключительно ценным.

            И в этом отношении она очень похожа снова на первую позицию восприятия. Первая позиция – это ваш взгляд от себя лично, позиция предельно субъективная, четвертая позиция – ваше личное видение правильного взгляда на ситуацию, позиция подчеркнуто объективная. Эти два полюса по сути противоположны, как «Я хочу!» и «Нам надо!», как «Мне нравится!» и «А правильно так!», но внешне могут быть очень похожи, потому что в обоих случаях вы проталкиваете свой личный взгляд.

 

            = И вас когда-то будут сбивать с вашего правильного взгляда на другие правильные или совсем неправильные, но такие же личные взгляды на происходящее. =

 

            Типовая ситуация – конфликт со сферой обслуживания. Предположим, вы купили себе (вроде бы) прекрасные ботинки, но не прошло и недели, как подошва отклеилась. Можно, конечно, и починить, но магазин находится ближе, чеки у вас сохранились, так что разумнее потребовать замены. Право на вашей стороне, но вам никто не гарантирует, что в этом конкретном магазине на ваше требование заменить ботинки  (выраженное, естественно, в форме вежливой просьбы) вам сразу же улыбнутся и вручат другую пару. Вполне вероятно, что и продавец, и вызванный по вашей просьбе (такой же вежливой и такой же твердой) заведующий секцией будут упираться. Как это делается, вы, наверное, знаете.

            Вас могут отвлекать на размышления из позиции первой: «Посмотрите сами, это просто такая партия!»

 

            = а то и: «Вы всегда такой скандалист?» =

 

сбивать на вторую позицию: «Войдите в наше положение!»

 

            = или: «А откуда мы знаем, что эту вещь вы не испортили сами?» =

 

стыдить третьей: «Неужели вы не видите, как глупо вы выглядите?»

 

            = а также: «Посмотрите, какую очередь вы создали!» =

 

ваша задача здесь одна: не застревать ни на одной из этих точек зрения и активно продвигать взгляд свой:

 

            «Ваши действия противоречат правилам, и я хочу, чтобы эту вещь вы мне заменили. Пожалуйста, будьте любезны!»

 

            Чтобы вам ни говорили, вы держите перед своим взглядом свою цель, и, сколько бы ни было попыток вас от нее отклонить, вы к ней возвращаетесь:

 

            «Да возможно. Замените эту пару, пожалуйста!»

 

            По сложившейся традиции эту конкретную технику называют «техникой заезженной пластинки».

            Результат? На беседу обычно уходит не более десяти минут, итог ее достаточно предсказуем, и, скорее всего, ваша новая пара ботинок отслужит вам свой положенный срок.

            Но четвертая позиция восприятия – это не только удержание вами во внимании своих личных ценностей более высокого порядка, это также взгляд на ситуацию с точки зрения более широкой системы, куда эта ситуация включена как ее часть. Как это, например?  

            Для примера предложим рассмотреть печальную и очень житейскую историю: за регулярные прогулки и плохую работу (традиционный бардак в кладовке и грязный пол в женском туалете) шеф увольняет плачущую уборщицу тетю Машу.

            С точки зрения личного взгляда шефа (первая позиция восприятия), проблем, собственно, нет: в женский туалет ходить ему незачем, в его кабинете порядок, да и вообще лично он по натуре не то чтобы и чистюля.

            Далее: как человеку понимающему, ему совсем нетрудно взглянуть на ситуацию глазами тети Маши (вторая позиция), которой жить не на что, а здоровье совсем никуда.

            Более того, если вы на эту ситуацию увольнения посмотрите просто со стороны (третья ситуация), то увидите ситуацию очевидно некрасивую. Вы увидите, как стоит и плачет старая больная женщина, просит ее пожалеть и не выкидывать на улицу, за столом перед ней сидит здоровый парень и говорит ей какие-то недушевные слова, возможно и вежливые, но от которых она сжимается еще больше. Невооруженным глазом видно, что с его стороны это достаточно жестоко.

            Но теперь главный вопрос: а как эта ситуация выглядит с точки зрения нормального производственного процесса на фирме, выпускающей элитную женскую косметику (четвертая позиция восприятия)? Очевидно, что это просто выполнение текущих обязанностей руководителя, заботящегося о деле.

 

                        Практикум

 

            Чтобы отработать умение свободных позиционных переходов, вам предлагается упражнение «Ты – Мы – Он»: каждый день, когда позволяет ситуация, нужно говорить о себе в ином лице и числе. В качестве подсказок вам дается текст, который вы должны продолжить, основываясь уже на собственном опыте. Итак,

            Когда ты говоришь о себе во втором лице единственного числа, то уже со второй фразы ты чувствуешь полное превосходство над собеседником в разговоре

 

            = … Продолжи! =

 

            Когда вы говорите о себе во втором лице множественного числа, то первое, что вы обнаруживаете, что окружающие начинают подтягиваться и строиться рядами, а дальше запрягаются и норовят свалить. Вы…

 

            = продолжаете =

 

            Когда человек говорит о себе в третьем лице единственного числа, он обнаруживает, что становится удивительно легко шутить над собой, легко четко и внятно объяснять, что он хочет и что он будет делать…

 

            = Что он обнаруживает еще? =

 

            Когда мы говорим о себе в первом лице множественного числа, у нас возникает чувство единства с окружающими. Мы чувствуем себя во главе огромной армии и знаем, что за нашими плечами – сила.

 

            = Мы продолжаем: «…..» =

 

            А когда я говорю о себе: «Я!», я живу своей собственной жизнью!

 

            = Да? =

 

 

 

Система управления контентом
429350, с.Батырево, пр.Ленина, д.5
Телефон: 8(83532) 61-3-15
Факс: 8(83532) 61-2-15
E-Mail: batyr@cap.ru
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика