За последние годы потребительская кооперация существенно изменила направления деятельности, отдав приоритеты выполнению социальной миссии. Это вполне соответствует ее принципам, которая и по жизни и по закону является некоммерческой организацией. Такая негосударственная и не частная структура сегодня действительно является народной и помогает сельскому населению выжить в сложных экономических условиях.
В настоящее время потребительская кооперация Батыревского района объединяет хозяйство райпо с тремя филиалами - это «Тарханский», «Сугутский», «Первомайский» и общества с ограниченной ответственностью «Мечта», «Союз» и «Общепит Батыревский». По- другому, это- 86 магазинов, 14 предприятий общественного питания, 6 приемо-заготовительных пунктов, хлебозавод, колбасный, рыбный, швейный цеха, 7 аптечных пунктов, в т.ч. 6 ветеринарных , 3 парикмахерских, 1 пункт ремонта обуви, теплица, пасека, цех ремонта бытовой техники и телерадиоаппаратуры.
Райпо организует торговлю, оказывает услуги и в труднодоступных и глубинных населенных пунктах, где численность населения не превышает 100-150 человек.
На 2006 год райпо приняло для себя напряженные планы по всем отраслям и видам деятельности. И это себя оправдало. Общий объем розничного товарооборота составил 151 миллион 741 тыс. рублей, что больше уровня прошлого года на 21 миллион рублей или на 17%. Б сопоставимых ценах товарооборот райпо увеличился на 111 % в том числе:
по Хозяйство райпо т/об, составил 59368 тыс.руб. соп. 106,9%
по «Тарханскому» фил. т/об.составил 33130 тыс.руб.соп. 113,4% по «Первомайскому» фил. т/об. составил 28136 тыс.руб.соп. 123,1%
по «Сугутскому» фил. т/о составил 18162 тыс.руб соп 104,9%
по ООО «Общепит» т/об. сост. 12474 тыс.руб. сол. 96,2%
Плановое задание выполнили:
Хозяйство райпо - 102,0
«Тарханский» филиал - 100,1
«Первомайский» филиал - 107,1
Из 86 магазинов системы райпо обеспечили рост товарооборота 71 магазинов или 83%.
В реализации социальной миссии - борьбе с бедностью, которую ведет потребительская кооперация помимо материальной стороны, присутствуют и духовные начала, сострадание. В сети торговли района это проявляется и в общении за чайным столом, и в народных библиотечках магазинов и в развитии художественной самодеятельности. Сейчас в 18 магазинах работают библиотечки, в 26 магазинах организованы чайные столы, организована продажа ритуальных товаров.
Обустроены детские площадки возле магазинов с.Батырево, (около гастронома), в с. Первомайское и с.Тарханы, д.Кокшаново.
Ведь сельские жители часто, не имея другой формы общения, приходят в магазин не только за покупками , а чтобы пообщаться друг с другом, поделиться последними новостями. В этом тоже проявляется борьба за человеческие души. Здесь много общего со служителями религиозных конфессий. К примеру, третий год оказывается материальная и финансовая помощь в возведении храма в честь Державной иконы Божьей матери в районном центре с.Батырево.
Сегодня столичные сети больших торговых предприятий доходят и до сел, в частности до районных центров. Поэтому торговля отдельными видами товаров, как телевизоры, холодильники, мебель не представляется возможным. Только в районном центре с.Батырево открыли в прошлом году такие фирмы как «Эльдорадо», «Домо», «Лидер», «Электропарк» и др.
Поэтому часть торговых площадей по согласию Совета райпо сданы в аренду.
Заготовительная деятельность
Для селян особое место имеет сохранение и развитие заготовительной деятельности. За отчетный период закуплено сельскохозяйственной продукции на 26 млн.рублей, темп роста по сравнению с прошлым годом увеличился на 117%. Из общего объема закупок - от населения составляет 85%.
Плановое задание по заготовительной деятельности выполнило только хозяйство райпо на 169,9%.
Более 21 миллиона рублей составили выплаты населению за сданную сельскохозяйственную продукцию и сырье. Для жителей чувашских сел эти средства очень часто являются единственным заработком. Не редкие случаи, когда за счет этих средств люди ремонтируют хозяйство, покупают скотину. В этом видится участие потребительской кооперации в программе оздоровления села. Поэтому и развитию этой отрасли придается большое значение
За 2006 год закуплено молока от населения 2500 тонн, что на 300 тонн больше чем в 2005 году или 112,9% .плановое выполнение на 104%.
Наибольший объем по закупке молока достигли приемные пункты:
д.СтТойси (Зайцев СВ.) - 134тонны
д.Д.Остров -105 тонн
д.Абамза - 102 тонны
д.Тарханы - 101 тонна
д.Б.Чеменево - 103 тонны
По итогам республиканского конкурса по закупке молока за 2006 год Батыревское райпо заняло второе место в системе Чувашпотребсоюза, а в 2005 году занимало третье место.
Закуплено мяса от населения всего 96 тонн, по сравнению с 2005 годом больше на 226,6%.
Советом Чувашпотребсоюза подведены итоги республиканского конкурса «Лучшая кооперативная организация по закупке мяса и мясопродуктов за 2006 год» и Батыревское райпо в этом конкурсе заняло второе место.
С целью лучшей организации работы по заготовкам был объявлен двухмесячник по заготовкам макулатуры, тряпья, лектехсыръя, молока. Объявлены конкурсы среди школ, учащихся по заготовке лектехсырья. Особенно большую помощь оказали школа №2 с.Батырево и Тойсинская СОШ. Ставится задача максимально закупать все, что селяне предлагают на продажу со своих подворий.
Кооперативная промышленность
Произведено товарной продукции на 12 миллионов 460 тыс рублей - это 91,3% к соответствующему периоду прошлого года. Выработано 528 тонн хлеба и хлебобулочных изделий. 8,6 тонн кондитерских изделий, 29 тонн бараночных, 4,7 тонн сухарных, 18,8 тонн соленой рыбы, на 429 тыс.рублей швейных изделий.
Главная проблема производственных предприятий - это то, что большая часть из них строилась давно и сегодня основная часть технологического оборудования устарела, изношена физически и морально. Они нуждаются в модернизации и переоснащении.
Работа в этом направлении ведется. В 2006 году на улучшение оборудования и газификации затрачено более 350 тыс.рублей. Сегодня особое внимание требует социально значимая отрасль - хлебопечение. До 50% технологического оборудования требует в настоящее время замены. В этом году планируется обновить оборудование и установить ротационные печи.
Общественное питание
Оборот общественного питания за 2006 год составил 12 миллионов 474 тыс. рублей, что в сопоставимых ценах составляет 96,2% , план выполнен на 95,8%.
Из 13 предприятий 4 обеспечили рост оборота общественного питания в действующих ценах.
Оборот продукции собственного производства за отчетный период составил 5 миллионов 989 тыс.рублей, в сопоставимых ценах составляет 91,4%, удельный вес собственной продукции составил 48%.
Сегодня в предприятиях общественного питания можно привлечь посетителей качественным и разнообразным ассортиментом блюд, благоприятным режимом работы, современным интерьером, организацией досуга. Для этого планируется в 2007 году изменить интерьер обеденного зала в ресторане «Нива», произвести ремонт пельменной «Березка», довести газ до оставшихся не газифицированных, но заготовительной деятельности уплачено за год налогов в бюджетные и внебюджетные фонды в сумме 7млн. 170 тыс.рублей. предприятий, провести газ до кухонь.
Во всех проводимых в районе мероприятиях общественное питание принимает активное участие. В 2006 году организовано 57 выездных буфетов.
За отчетный год неоправданно снизился удельный вес продукции собственного производства в общем товарообороте. Меньше прошлого года выработано кондитерских изделий.
Финансовое состояние
Одно из важных условий стабильности, возможности развития, решения социальных проблем - обеспечение финансовой устойчивости всех отраслей хозяйственной деятельности. Чистая прибыль составляет 1млн 419 тыс.рублей. В то же время райпо получило убыток в сумме 12 тыс.рублей по заготовительной деятельности. Уплачено за год налогов в бюджетные и внебюджетные фонды в сумме 7 миллионов 170 тыс. рублей. За отчетный период получено льготных кредитов на сумму 7 млн. рублей. Уплачено процентов за пользование кредитами в сумме 973 тыс. рублей. За пользование заемными средствами населения 149 тыс. рублей.
Услуги, предоставляемые населению
Сегодня мы активизируем работу и в сфере услуг. Это молодая отрасль, она заняла свое место в экономике потребительской кооперации, предоставив возможность населению решать многие социальные вопросы. Важно не задавить эту отрасль, не обременять ее налогами, так как сама по себе она не всегда рентабельна.
Но за короткое время создана и действует 109 стационарных пунктов бытового обслуживания населения, в том числе пункт по ремонту обуви, раскрой ткани, три парикмахерские, два пункта ремонта телевизоров и бытовой техники, а также пунктов фотоуспуг, проката осеменения скота и др. Общий объем платных услуг населения составляет 415 тыс. рублей
Сейчас для нас важно так построить работу по организации услуг, чтобы житель каждого населенного пункта мог в своей деревне через систему заказов воспользоваться любой услугой, предлагаемой нашими магазинами.
Для сельского жителя очень важным социально значимым вопросом является снабжение медикаментами и ветпрепаратами. В этой системе мы имеем одну медицинскую аптеку, где оборот составляет за год 1 млн. 354 тыс. рублей, действует 6 ветеринарных пунктов. Их оборот составляет 1 миллион 200 тыс. руб. Оказываем ритуальные услуги. Освоили такой новый вид услуг как искусственное осеменение скота.
Текущий ремонт
За 2006 год проведены текущий и капитальный ремонты на сумму 2 млн. 650 тыс. рублей. Проведены текущие ремонты в с.Шыгырданы, в бывшем магазине хозмаг с.Батырево, в Н.Шигалях, в П.Шигалях, в Бакашево, в Чеменево, Х.Тварах, в столовой с.Первомайское. Но много предстоит еще сделать т.к. материально техническая база устарела.
Газифицировано 8 предприятий, на что израсходовано 872тыс.руб. В 2007 году планируется подвести газ к 20 объектам. Всего газифицировано за последние годы 41 объект по району.
На приобретение оборудования и обустройства магазинов после ремонта направлено средств в сумме 715 тыс. рублей. Приобретены в 2006 году три новых вида автомобиля: одна машина ГАЗ-3307 фургон- для Тарханского филиала, два УАЗА- для филиала «Первомайский». Всего использованы денежные средства на приобретение 773 тыс. рублей.
Задачи потребительского общества
Сегодня перед потребительским обществом стоят большие задачи, которые направлены нам дальнейшее развитие районного потребительского общества, улучшение качества обслуживания, повышение благосостояния пайщиков района.
Предусмотрен прирост объема розничного товарооборота общественного питания. заготовительного оборота, производства промышленной продукции, объема бытовых услуг.
Рост объемных показателей деятельности должен способствовать дальнейшему укреплению финансового состояния райпо.
Увеличение доли собственных оборотных средств, рентабельная работа всех отраслей должны стать основными направлениями деятельности на 2007 год.
Оплату труда работников, специалистов райпо необходимо ставить в зависимость от выполнения плановых показателей, конечных результатов деятельности.
Активно использовать современные методы маркетинга: дисконтные карты для постоянных покупателей, дегустации новых видов продуктов Шире организовать" выставки -продажи, которые позволят увеличить розничный товарооборот.
Весомый резерв - увеличение в торговом обороте доли непродовольственных товаров Это: расширение продажи мебели, крупно-габаритных товаров, сложно-бытовой техники, в том числе и в кредит.
За год максимально увеличить объемы производственной деятельности, для чего провести модернизацию производственных предприятий райпо, осуществить перепрофилирование простаивающих цехов на выпуск местных полуфабрикатов, повышать качество выпускаемых товаров, расширять их ассортимент, улучшать упаковку, шире использовать рекламу для сбыта продукции
Усилить работу по оснащению розничных торговых предприятий холодильным оборудованием, в том числе по договорам с поставщиками продукции для расширения ассортимента скоропортящихся продуктов.
Расширять сеть медицинских и ветеринарных аптеки аптечных пунктов, повсеместно
организовывать доставку лекарственных и ветеринарных препаратов в отдаленные и
малонаселенные пункты.
Активнее развивать сеть магазинов и отделов по продаже мяса и мясных полуфабрикатов. Использовать это направление как возможность увеличения закупок мяса у населения.
Для увеличения объемов продаж шире использовать прогрессивные методы торговли, гибкую систему ценообразования, обеспечить привлекательность магазинов райпо за счет более низких цен, организации работы магазинов по принципу «эконом».
В целях экономии средств на горюче смазочные материалы продолжить переоборудование автомашин на газомоторное топливо.
Особое внимание уделять культуре обслуживания, качеству предоставляемых услуг.