Когда хорошо подготовленный спортсмен стабильно показывает высокие результаты – это естественно. Но вот он, при всей великолепной подготовке и нормальном самочувствии, вдруг стал допускать сбои. И еще сбои. В чем дело? Врач осматривает: все нормально, функциональных отклонений нет. Тренер и массажист видят: тело в полном порядке. Но – проиграл слабейшему. Но – сошел с дистанции. В чем дело? Видимо, причина – в психологии спортсмена.
Возможно, в неадекватных притязаниях или заниженной самооценке, повышенной тревожности или психической травме…
Все эти причины объединяет одно: они не дают нормально работать. И тогда зовут психолога. Психолога зовут тогда, когда у человека появляется психология и начинает мешать ему работать.
Потому что, если она не мешает ему качественно работать, кто будет просто так, зазря платить деньги психологу?
Это кажется парадоксом, но в работе хорошо сделанного предприятия и во взаимодействии его профессионально подготовленных сотрудников психологических моментов нет, как нет их у компьютера или счетной машинки. Руководитель отдал распоряжение, распоряжение выполнено, руководителю доложили. Какая тут психология? Но бывает и по-другому, и, как правило, все обстоит очень по-другому на предприятиях, где рабочих отношений – нет. Известно, какое психологическое мастерство высочайшего класса требуется от руководителя при работе в женском коллективе, где сотрудницы не всегда работают, но всегда отношаются. Также, если у работника трудный характер, просто так с ним не договоришься: при общении с ним требуется психология. А если это работник вышколенный (т.е. прошедший хорошую школу), с ним все просто: у него характера нет.
Для примера. Ну, какой характер у официанта в элитном ресторане? Как только у него появится «характер», его просто уволят. И правильно сделают: на работе от него требуется не демонстрация его характера, а понимание политики руководства и качественное обслуживание клиентов.
Рабочие отношения и психология несовместимы
На работе чем меньше психологии – тем лучше. Но для того, чтобы сделать предприятие, где отношения по-настоящему рабочие, где сотрудники заняты делом, а не отношаются между собой, потребуется настоящее, практическое владение прикладной психологией.