Что делает жизнь человека основательной, стабильной?
Жильё, хорошо оплачиваемая работа, крепкое здоровье, возможность дать детям хорошее образование. Именно такие критерии предусматривают 4 национальных проекта, объявленные в России год назад. Их комплексная реализация - необходимое условие улучшения жизни каждого человека, а значит, и благосостояния России. Наш синергетический подход к решению образовательных проблем (да и не только образовательных!) позволяет создать условия для обеспечения современного содержания образования, доступности качественных образовательных услуг. «После хлеба самое важное для народа - школа» - под этими известными словами подписались бы, наверное, все те, кто действительно заботится о будущем и своей семьи, и своей страны. В послании Госсовету Чувашской Республики Президент нашей республики Н.В.Фёдоров говорит:
«…неблагополучие в жизни вызвано не столько экономическим, сколько нравственным разорением. Смута затронула главное – дух российского народа. Подрыв духовной основы общества и длящаяся годами неопределенность превратились в орудие разрушения. Но я бы хотел подчеркнуть, что даже высокий уровень жизни в условиях бездуховности счастья не приносит, более того - приводит и отдельного человека, и цивилизации на край гибели… Там, где в погоне за меркантильно-материальным забыли о Душе, о Морали, там приходит конец и стабильности, и материальному благополучию. Чувашия - и исторически, и географически, и этнически - находится на стыке цивилизаций. Повышая уровень материальной жизни наших граждан, мы должны осознавать, что всё-таки и главное, и основа для счастья и гармонии – это духовность. Только сила нашей духовности сохранит наш этнос, наш народ, защитит его природную колыбель, обеспечит здоровое потомство для будущего...»
В последние годы в нашем районе произошли большие изменения по улучшению условий обучения и воспитания в учреждениях образования. Созданы ресурсные центры в Батыревской СОШ №1, Первомайском центре образования, Тойсинском центре образования. Это не просто декларация, а реальное качественное изменение учебно-материальной базы этих учреждений. Только для того, чтобы перечислить, что получили эти школы за последние два-три года, понадобится не менее часа. Сегодня мы начали работать по оснащению других школ. Буквально в конце этого - начале следующего года некоторые школы получат современную школьную мебель. В ближайшее время в ряде школ появятся кабинеты физики, географии, химии со всем необходимым современным оборудованием и материалами. Если несколько лет назад для нас был диковинкой медиапроектор, то сегодня в трех школах уже есть интерактивная - очень «умная» доска. В школах нашего района в учебном процессе используется около 250 ПК. В этом году начался процесс подключения компьютеров школ к широкополосному ИНТЕРНЕТУ. В нашем районе не останется ни одна школа, которая бы не была подключена к Интернету, включая и начальные школы. Этим наше Министерство, наш Президент как бы нам говорят: «Дорогие учителя, милые ученики, пользуйтесь огромными образовательными ресурсами всего мирового сообщества, учитесь, развивайтесь и потом помогите своему народу, своей Республике, своей Родине!» Участвуя в Российском конкурсе лучших школ и лучших учителей наши педагоги Абейдуллова Г.Г (Шыгырданская СОШ) и Табакова М.З. (Тойсинский ЦО), два наших центра образования Первомайский и Тойсинский смогли стать победителями этого конкурса. Итогом конкурса стало пополнение бюджетов школ по 1 млн. рублей, а учителей – по 100 тыс. рублей.
Всем нам сегодня не безразлично, как и на каком уровне организован учебный и воспитательный процесс. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. Мы с вами понимаем - основы духовного развития ребенка закладываются в семье. С самого раннего детства у детей формируются определенные представления о природе, об отношениях между людьми, об окружающем мире, которые в первую очередь зависят от родителей, их поведения и общения с детьми. Известно, что духовный облик ребенка складывается под влиянием духовного облика родителей. В этой связи хочу отметить, что в этом году еще 5 детей нашли свою семью в нашем районе. Это очень хорошее изменение, если учесть, что до 2005 года под опеку детей, не имеющих родственных связей, не брали вообще. В 2005 году появилась одна такая семья. В этом году уже 5. Хочется надеяться, что те пять детей, которые приобрели себе опекунов в этом году (а между строк мне хочется читать – «родителей») найдут тепло, уют и ласку в этих семьях.
Общеобразовательные учреждения по-прежнему остаются одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Вашему вниманию я хочу предоставить некоторые цифры. В нашем районе функционируют 15 средних, 11 основных, 8 начальных общеобразовательных школ. В них обучается 6071 учащийся. С ними работают 15 заместителей директоров школ по воспитательной работе, 26 старших вожатых, 12 социальных педагогов, 9 психологов, 357 классных руководителей. В школах действуют 34 родительских комитета в составе 240 человек. С детьми работают более 30 тренеров-преподавателей, педагогов дополнительного образования.
Как видим из выше перечисленных цифр, в воспитательно-образовательном процессе занято немалое количество людей, и ими проводится очень большая работа. Так, например, члены родительского комитета оказывают посильную помощь в организации учебно-воспитательного процесса в школе: организуют дежурства во время крупных зрелищных мероприятий по месту жительства, проводят рейды, организовывают культурный досуг с родителями. В населенных пунктах работают созданные при ОУ родительско - педагогические патрули. Практически в каждой школе района смогли сохранить лучшие традиции в организации внеурочной работы с обучающимися. В школах сложились разнообразные формы взаимодействия с семьей: формы трудовой, познавательной деятельности и досуга: совместные праздники, соревнования, конкурсы. Широкое распространение получили семейные праздники: День Матери, спортивная семья, День семьи. На протяжении ряда лет проходит традиционная акция «Молодежь за здоровый образ жизни», в рамках которой проводятся соревнования по различным видам спорта, организовываются встречи с врачами, сотрудниками РОВД, которая проходит с октября по декабрь месяц. Активную работу в этом направлении проводят Балабаш-Баишевская, Д.Островская, Тат.Сугутская, Тарханская, Шаймурзинская, Яншиховская школы. В районном конкурсе «Правовой марафон» участвовали 24 команды разных школ района, из них призовые места заняли команды Первомайского ЦО, Б.Чеменевской СОШ, БСШ №2, Яншиховской ООШ, Ст.Ахпердинской СОШ, Шыгырданской ООШ. В конкурсе агитационных сценических программ «Здоровому – все здорово» из 17 команд призовые места заняли команды Батыревской №1, Б.Баишевской, Н-Шигалинской средних школ, Тойсинского и Первомайского центров образования. В районном конкурсе детских и молодежных общественных организаций и объединений «Моя инициатива» призовые места заняли детская организация «ДОМ» Батыревской СОШ №1 с проектом «Мы выбираем здоровье», детская организация «Надежда» Бахтигильдинской ООШ - «Превратим раны земли в райские уголки», детская организация «Наследие» Тарханской СОШ - «Так ли страшен птичий грипп». Реализуется комплекс районных целевых программ, ориентированных на воспитание подрастающего поколения: «Дети Чувашии», «Патриотическое воспитание», «Формирование установок толерантного сознания», «Семья», «Молодежь Батыревского района». В этом году утверждена подпрограмма районной целевой программы развития образования «Модернизация системы воспитания детей и молодежи в Батыревском районе на 2006-2010 годы». Стратегическими ориентирами реализации подпрограммы являются создание творческой образовательной среды для воспитания духовно развитой, интеллектуальной, свободной и активной личности, формирование высококвалифицированного корпуса педагогов-воспитателей.
В рамках выполнения подпрограммы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ведется целенаправленная работа по профилактике правонарушений несовершеннолетних: учет детей из «группы риска», несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, а также учет неблагополучных семей.
В районе проводится огромное количество мероприятий с учащимися: различные конкурсы, спортивные соревнования, юноармейские игры, предметные олимпиады, акции Все это организовывается под руководством опытных наставников – учителей, педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей. Все же в этом ряду особое место занимает классный руководитель. Трудно переоценивать роль классного руководителя в формировании ребенка как Личности. Введение в рамках национального проекта дополнительного вознаграждения классным руководителям подтверждает востребованность государством важнейшей функции школы - воспитания. Вознаграждение - это не добавка к зарплате, не подарок, а стимул и материально обоснованное требование к тому, чтобы классные наставники вместе с родителями формировали в детях стремление к истинно духовным ценностям. Хочется верить, что материальное стимулирование за классное руководство в конечном итоге материализуется в хорошие поступки детей, станет меньше сломанных судеб, хулиганства, социального сиротства. У нас есть с кого брать пример: это победитель конкурса «Классный-классный-2006» - учительница Батыревской средней школы №1 Андреева Наталья Борисовна, 8 лучших классных руководителей школ Батыревского района - участники республиканского конкурса «Лучший классный руководитель – 2006» и многие другие.
Воспитание - категория вечная. Все лучшее в человеке дается воспитанием, и все плохое дается тоже воспитанием. Дело в том, что невоспитания нет вообще. Взрослые постоянно воспитывают ребенка: своим общением, своим преподаванием, своей личностью. Каждый воспитатель формирует ребенка не по частям, он имеет дело с целостной личностью.
Сегодня практически каждая семья сталкивается с трудностями того или иного плана. Часть семей способна осознать проблему и самостоятельно найти выход из создавшейся кризисной ситуации. Но, к сожалению, есть семьи, где проблемы не осознаются и тем самым загоняются внутрь. Этому способствует низкий уровень педагогической компетентности родителей. Одной из актуальных проблем является рост так называемых неблагополучных семей и семей «группы риска». Очень часто в неблагополучных семьях дети болеют, т.к. из - за постоянной напряженности в семье ребенок расплачивается неврозами и др. болезнями. Нередко дети из неблагополучных семей становятся на путь преступления. Таким образом, ребенок, не найдя своего места в семье, не может его найти и в жизни. К сожалению, казавшиеся даже «благополучными» родители не все владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка. И получатеся, осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. В таких семьях могут возникнуть проблемы межличностных отношений между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи. Создавшееся положение наряду с другими объективными и субъективными причинами способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных явлений в детской, подростковой и молодежной среде. В своем выступлении на совещании по реализации приоритетных национальных проектов в Приволжском Федеральном округе Президент Чувашской Республики Н.В. Федоров напомнил о чувашской пословице "Плохой урожай хлеба – беда на год, плохие дети – горе на всю жизнь". Чтобы не допустить этого, деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка должна быть успешной; а это возможно только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и, таким образом, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу на построение взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенке нравственные ценности, ориентированные на построение разумного образа жизни.
Во время летних каникул 2006 года около 1500 детей с радостью посещали 22 оздоровительных лагеря с дневным пребыванием и 29 лагерей труда и отдыха. Центром занятости трудоустроено на временные рабочие места 232 подростка.
В целях организации разнообразной досуговой деятельности детей в летний период в населенных пунктах организованы сводные разновозрастные отряды. Ребята разных возрастов были объединены по месту жительства, по улицам. С детьми проводились различные игры, соревнования, конкурсы и экскурсии. Перед населением ставили концерты, спектакли… Наиболее активно работали в летний период сводные отряды учащихся Батыревской средней школы №2, Тойсинского центра образования, Д.Островской, Шыгырданской средней, Алманчиковской, Б.Чеменевской, П. Бикшикской, ТатСугутской, Кзыл-Чишминской школ.
Образовательными учреждениями проводится работа по профилактике девиантного поведения учащихся, с неблагополучными семьями. Но в то же время говорить, что мы делаем все возможное - преждевременно. В подтверждение слов хочу назвать несколько цифр. Произошел рост подростковой преступности на 23%. Всего несовершеннолетними в текущем году совершено 21 преступление. В совершении преступлений участвовали 25 несовершеннолетних, из них 18 учащихся школ (17 АППГ). В 2006 году совершили правонарушения учащиеся Первомайского ЦО, Тарханской СОШ, Сигачинской ООШ, Батыревской СОШ №№ 1 и 2, Тойсинского ЦО, Полево-Бикшикской СОШ. Традиционно нет правонарушителей среди учащихся Тат.Сугутской, Шаймурзинской, Новокотяковской, Кзыл-Чишминской, Красномайской, Староахпердинской, Старотойсинской школ.
В образовательных учреждениях организованы детские общественные объединения и органы ученического самоуправления, ими было охвачено 66% учащихся. Наиболее успешно в настоящее время действуют такие школьные детские объединения, как «Наследие» Тарханской СОШ, руководителем которой является ст. вожатая Сымова О.А., «ДОМ» Батыревской СОШ №1, руководитель - зам. директора по воспитательной работе Терентьева И.А., «Юные Джалильцы» Долгоостровской СОШ, рук.- ст. вожатая Тазетдинова З.Ш., «Сеспель сескисем» Б.Баишевской СОШ, рук.- зам. директора по воспитательной работе Козлов А.И., «Аргамак» Тат.Сугутской СОШ, рук.- ст.вожатая Вахитова Ч.И. и т.д.
В настоящее время в Батыревском районе идёт активный поиск путей развития детского движения как важнейшего фактора воспитательного процесса. Благодаря творческому подходу сложилась определенная система работы детских объединений, которая даёт неплохие результаты.
Для лучшей координации и оказания методической помощи вожатыми, заместителями директоров по воспитательной работе была высказана идея объединения всех реально существующих детских объединений. Таким образом, 11 апреля 2006 года при Доме детского творчества было создано Батыревское районное детское общественное объединение «ПЛАНЕТА ДЕТСТВА».
В этом году состоялся I Слет - фестиваль детских организаций и объединений района. И наверняка надолго сохранится в памяти участников фестиваля «Костер дружбы», мастер-класс В.Г.Свинцова по обучению изготовления воздушных змеев и др.
В Указе Президента Чувашской Республики "О Годе духовного просвещения" ставится задача стимулирования социальной и творческой активности молодежи, потребности в интеллектуальном и культурном обогащении. Неоценимую роль в воспитании, развитии, социализации ребенка играют учреждения дополнительного образования детей. Дополнительному образованию в современном общественно-педагогическом сознании отводится роль одного из ведущих средств личностного, физического и духовного воспитания детей.
Уважаемые участники собрания! Дорогие коллеги!
Мы живем в яркое, стремительное, резко меняющееся время истории. Семья, школа, общественность – все, кто причастен к воспитанию ребенка, делают многое для формирования у детей не только знаний, но и моральных категорий. Но говорить, что сегодня в этих вопросах у нас все благополучно – неправильно и вредно..
Мы обращаемся к вам, уважаемые родители!
Каждый ребенок с первых дней своей жизни проходит первую и самую главную школу – школу семьи. И вы, родители, - первые и самые важные, судьбоносные учителя. Не упускайте тот период времени, когда ваши дети верят, что родители знают и могут все. Не обманите их надежды и доверия! Помогите узнать и понять ребенку его родословную, каким он родился, каким должен быть как разумное существо. Внушайте своему ребенку добрым словом, делом и убеждайте своим примером, что каждый в состоянии сделать жизнь кому-то в своем окружении светлее, теплее, добрее. Упражняйте своего ребенка в сочувствии, в соучастии, побуждайте с малых лет к занятиям физической культурой. Помогите понять и полюбить свой дом, уклад его жизни, его порядки и семейные традиции. Помогите своему ребенку полюбить землю, на которой стоит его дом, по которой ходили его предки и оставили ее нам в наследство. Трудно переоценить роль семейной школы: школы матери и отца. Помните: кто слеп дома, тот и за его стенами ничего не увидит.
Уважаемые педагоги! У вас трудное дело и высочайшая ответственность. Сотрудничая с семьей, помогите детям постичь смысл жизни, в выборе способов достижения жизненных целей. Вместе с семьей покажите, что свобода не означает вседозволенность, что свобода обязывает быть осмотрительным, думать о тех, кто рядом. Этот длительный процесс, уважаемые коллеги, требует от нас терпения, внимания, понимания и веры в свои силы и возможности детей. Проблема духовно-нравственных ценностей сегодня, как никогда, актуальна.
А цель наша очевидна: «От здоровья нравственного и физического к процветанию нации».