Проблема развития воспитания заслуживает самого пристального рассмотрения, так как, по сути, речь идет о завтрашнем дне России, ценностных ориентирах нашего общества, а по большому счету - национальной безопасности страны, корни которой кроются в воспитании, творческом развитии, гражданском становлении подрастающего поколения.
Развитие воспитания в системе образования России в последние годы по праву стало одним из приоритетных направлений в деятельности образовательных учреждений всех типов и видов.
Немалую роль в воспитании, развитии, социализации ребенка играют учреждения дополнительного образования детей. Дополнительному образованию в современном общественно-педагогическом сознании отводится роль одного из ведущих средств личностного, физического и духовного воспитания детей. Главная цель системы дополнительного образования - создание условий для свободного выбора каждым ребенком той деятельности, которая удовлетворяет его познавательные, творческие интересы, и способствует его профессиональному самоопределению.
Учреждения дополнительного образования детей в современной системе образования детей особо выделяется как инновационное. Его инновационность в особом демократизме образовательной деятельности, гуманистичности педагогического процесса: добровольность участия ребенка в процессе его обучения и воспитания, свобода выбор видов, форм образовательной деятельности, субъективность в ее организации, личностно ориентированная образовательная деятельность, авторская, творческая позиция педагога и т.д. Специфичность данного типа образовательных учреждений и в том, что, прежде всего, в их инновационной образовательной деятельности и формируется новый тип педагога дополнительного образования.
Муниципальная система дополнительного образования района на сегодняшний день включает в себя Дом Детского творчества , МОУ ДО «Батыревская детско-юношеская спортивная школа» и МОУ ДО «Батыревская детская школа искусств» с охватом 1381 учащихся и предоставляет детям нашего района возможность заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и биолого-экологической деятельностью, спортом и исследовательской работой - в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями. За годы существования этой системы произошли важные изменения в программно - методическом обеспечении дополнительного образования детей: педагоги дополнительного образования разрабатывают авторские дополнительные программы, стремясь создать условия для развития творческой активности детей, опираясь на местный материал и условия, реализуя при этом собственный профессиональный потенциал. Сегодня дополнительное образование в России все более определенно начинает рассматриваться как неотъемлемая часть образовательного процесса школы. Возрастает его значимость. Одна из важных особенностей дополнительного образования детей – его воспитательная доминанта, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное» а значит, и более эффективное воспитание. В кружках и секциях есть условия для самовыражения, самоутверждения личности ребенка.
Развитие кружков и секций, активизация детских общественных организаций и объединений, умение увлечь детей творческими делами играет существенную роль в снижении количества случаев подросткового пьянства, наркомании и преступности.
Дом Детского творчества - учреждение дополнительного образования детей в районе, где реализуются различные направления воспитательной работы. Он был преобразован в 2001 г. на базе Дома Пионеров.
Для обеспечения занятости детей во внеурочное время в 2005-2006 учебном году при ДДт была организована работа 32 объединения с охватом 500 детей в ДДТ и школах района, д/с «Солнышко». А в этом учебном году 36 кружков с охватом 550 детей. Ежегодно Контингент воспитанников увеличивается. Реализовались дополнительные образовательные программы по следующим направлениям:
-технического творчества
-спортивного,
-эколого-биологического,
-туристско-краеведческого,
-художественного творчества, прикладного творчества,
В учреждении работают 28 педагогов. Из них 6 основных и 22 по совместительству. 24 педагога имеют высшее образование, 4 педагога- среднее специальное.
С большим энтузиазмом, оригинальными творческими идеями работают педагоги дополнительного образования. Хочется отметить работу кружков:
«Фотодело» - педагог дополнительного образования Майков П.И.- Долгоостровская СОШ
«Лозоплетение» - педагог д.о. Романов Н.В.-Первомайский ЦО
«Фольклорный» -педагог д.о. Сорокина Е.Ф.- -//-
«Моделирование »-педагог д.о.Андреева О.В.- Тарханская СОШ
«Танцевальный»-педагог д.о.Михайлова А.В. –БСШ №2, Логунова П.Л., Медведева М.В.
«Вязание»-педагог д.о. Мустаева Ю.И.- Дом детского творчества
Театральная студия «Веснушки» -методист ДДТ. Адикина А.К.
Туристический кружок-педагог Волков В.В.-Алманчиковская СОШ.
Краеведческий кружок-педагог Езюкова А.Г.-Шаймурзинская СОШ,
Экология- Квасова Н.С.
Воспитанники этих кружков становились постоянными участниками и призерами районных и республиканских выставок, олимпиад, конкурсов, фестивалей: «Наука Творчество Развитие», Олимпиад по краеведению, «Ростки Возрождения», Лауреаты 12 фестиваля тюркских народов в Турции.
ДДТ является открытой социально-образовательной средой структурой в системе образования района. Это означает возможность оценить результаты своей работы как внутри учреждения, так и в социально-культурной среде.Педагоги дополнительного образования приняли участие в республиканском конкурсе методических разработок по дополнительному образованию детей «Методическая ярмарка» и в республиканском конкурсе образовательных авторских программ по дополнительному образованию детей.
На сегодняшний день перед педагогами дополнительного образования стоит задача повышения качества образования: сохранность и увеличение контингента школьников, комфортность их самочувствия и умелое использование школьных знаний, умений, навыков, определяемых не сравнением с требованиями программы и учебного плана, а в сопоставлении с природными способностями, возможностями школьников, показателями их личностного развития.
ДДТ занимает ведущее место в организации культурно-массовой деятельности с учащимися образовательных учреждений района, основываясь на системно - деятельностного и личностно-ориентированного подходов к воспитанию. В соответствии с планом проводились разнообразные конкурсы, выставки, фестивали, олимпиады и другие массовые мероприятия.
Батыревским ДДТ было проведено 26 районных мероприятий, участвовали на 15 республиканских конкурсах. Традиционным стало проведение районных туров различных конкурсов, олимпиад, слетов. Что дает возможность достигать более результативного участия на республиканском уровне.
Например: в ноябре прошла районная олимпиада по краеведению. В олимпиаде принимали участие обучающиеся 6 и 9 классов. Всего участвовали 12 команд с охватом 30 учащихся. По итогам олимпиады призовые места заняли Балабаш-Баишевская, Долгоостровская и Большечеменевская средние и Сугутская, Тарханская, Шаймурзинская основные общеобразовательные школы. Мешков Андрей, ученик 6 кл. Б.Баишевской СОШ занял 3 место на республиканской олимпиаде по краеведению.
В целях сохранения и приумножения национального культурного наследия, пропаганды местных народных традиций, приобщения детей, учащейся молодежи к ценностям духовной культуры народа 1 марта 2006 года в культурно - досуговом центре с.Батырево состоялся 5 районный детский фестиваль фольклора «Печек сес путене» «Перепелочка» .
Всего на фестивале принимали участие 24 коллектива с общим охватом 400 учащихся. Лушие коллективы - победители районного фестиваля фольклорные коллективы Шаймурзинской СОШ /рук. Чурбанов Г.И./, «Фольклорный» кружок ДДТ при Первомайском ЦО /рук. Сорокина Е.Ф./, - Алина Кудрявцева, ученица 7 класса Тарханской СОШ (руководитель Путяков В.П.)
-Ансамбль Детской школы-искусств (руководитель Макарова В.В.) участвовали на зональном смотре 18 марта в с. Шемурша и на республиканском Гала-концерте 20 мая в Красноармейском районе. Они удостоились звания «Лауреатов».
В целях совершенствования содержания, форм и методов туристско-краеведческой работы с учащимися, повышения познавательного интереса к истории и культуре родного края, привитие навыков коммуникативной культуры и создание предпосылок для личностного роста учащегося среди детей среднего школьного возраста 23 марта 2006 года в Доме детского творчества прошла районная конкурс- игра «Ростки возрождения», посвященный символам чувашской государственности.
Для участия в районном конкурсе команды подготовили домашнее задание: творческие работы (стихи, рассказы, эссе, произведения изобразительного и декоративно- прикладного искусства) на тему: «Овеянные славою флаг наш и герб». Также в конкурсе- игре были проведены следующие конкурсы:
-визитка- представление команды «Овеянные славою флаг наш и герб»
-викторины: « История моего Отечества», «Культура родного края», «Родная природа».
Всего в конкурсе принимали участия 17 команд с общим охватом 140 учащихся.
В доме Детского творчества 21 марта прошел районный этап республиканского конкурса творческих работ учащихся, который проводится в рамках «Марша парков (международных дней в поддержку заповедников и национальных парков).
В конкурсе приняло участие 12 общеобразовательных школ района: Участниками Конкурса стали юные литераторы, художники, фотографы в возрасте до 17 лет, посвящающие свое творчество сохранению дикой природы и улучшения качества окружающей среды. Лучшие работы были направлены на республиканский конкурс «Марш парков». По итогам рес. конкурса 2 место в номинации «Декаративно - прикладное искусство» занял Волков Денис, уч.11 кл. Большечеменевской СОШ, «Художественное творчество» - 2 место Матюшкин Иван, ученик 9 кл. Баишевской СОШ, 3 место в номинации « Литературное произведение» Максимова Нина, ученица 9 кл.Тарханской СОШ, 2 место –«Коллажные работы»- Сидорова Любовь, ученица 7 кл. Тарханской СОШ.
районная выставка фотографий о туризме «Люди идут по свету…».
В конкуре приняли участие авторы, независимо от возраста, места учебы или работы. На конкурс были представлены как черно-белые, так и цветные фотографии.
В конкурсе приняло участие 7 школ района:
В настоящее время в Батыревском районе идёт активный поиск путей развития детского движения, как важнейшего фактора воспитательного процесса. Благодаря творческому подходу сложилась определенная система работы детских организаций и объединений, которая даёт неплохие результаты.
В период перестройки в нашем районе, как и по всюду, произошел распад единой пионерской организации. Тогда в школах были созданы различные по форме и направлениям детские общественные организации.
Наиболее успешно в настоящее время действуют такие школьные детские объединения, как «Наследие» Тарханской СОШ, руководителем которой является ст. вожатая Сымова О.А., «ДОМ» Батыревской СОШ №1, рук - зам. директора по воспитательной работе Терентьева И.А., «Юные Джалильцы» Долгоостровской СОШ, рук - ст. вожатая Тазетдинова З.Ш., «Сеспель сескисем» Б.Баишевской СОШ, рук - зам. директора по воспитательной работе Козлов А.И., «Аргамак» Тат.Сугутской СОШ, рук.- ст.вожатая Вахитова Ч.И. и т.д.
Для лучшей координации и оказания методической помощи, взрослыми, т.е. вожатыми, зам. директорами по воспитательной работе, коллективом Дома детского творчества, методистами информационно-методического центра районного Отдела образования была высказана идея объединения всех реально существующих детских объединений в единое объединение. Таким образом, 11 апреля 2006 года при Доме детского творчества была создана БАТЫРЕВСКАЯ РАЙОННАЯ ДЕТСКое ОБЩественное объединение «ПЛАНЕТА ДЕТСТВА».
В этот союз по своей инициативе вошли все 28 существующих детских школьных объединений и организаций района со своими программами деятельности. Они действуют в соответствии со своими уставами и положениями. Их деятельность многообразна, разномасштабна, разнонаправленна. Реальными руководителями школьных общественных объединений стали ст. вожатые или зам. директора по воспитательной работе. Также в нашем районе организованы отряды «Юных космонавтов» при ТОйсинском ЦО, «Юных геологов» при Тарханском СОШ.
В целях объединения в союз самостоятельных, равноправных детских организаций и объединений, чтобы не пропасть по одиночке, сделать свою жизнь веселой и нескучной, 17 мая 2006 года впервые состоялся слет-фестиваль детских организаций и объединений района.,
Так же были проведенырайонный конкурс рисунков среди 1-8 классов на тему «Мир без войны» и сочинений среди 9-11 классов на тему «Нам дороги эти позабыть нельзя», посвященный ко дню Победы, районного детского конкурса «Рисунок-поздравление».
Участвовали на республиканском комплексном слете юных экологов, краеведов и туристов 17-19 мая 2006г.в г.Чебоксары (в Заволжье). Туда отправилась наша команда туристов и экологов кружка «Туризм» ДДТ при Алманчиковской СОШ руководителем педагог дополнительного образования Волков В.В., она в общем зачете заняла 6 место из 18 команд.
Так же 18-19 мая 2006 г. в городе Алатырь состоялся республиканский фестиваль детских общественных организаций и объединений. Для участия в работе фестиваля пригласили победителей районного конкурса социальных проектов «Моя инициатива»- команду Батыревской СОШ №1.
Прошел традиционный туристический слет учащихся при проведении районных юнармейских игр «Зарница» и «Орленок».
В этом учебном году коллективом ДДТ было организовано 14 мероприятий с кружковцами и учащимися школ района. Приняли участие в 11 республиканских мероприятиях. Есть неплохие достижения: Завоевали 1 место на Республиканской выставке прикладного творчества в номинации «Космические корабли» кружок «Технического моделирования» ДДТ при Тойсинском ЦО рук. Свинцов В.Г., 1 место в номинации Лучшее сочинение «И Все это о ней…» в конкурсе «Сердце матери» Шагарова Анна, ученица 11 кл. Тарханской СОШ.
Дом Детского творчества организует свою деятельность с детьми в течении всего календарного года. В летние каникулы вот уже 4 года методисты ДДт организуют каждую среду недели различные конкурсы, игры: Праздник «Сладкое дерево».Игра «Ищем клад» Конкурс «Марафон игр» Соревнование «Рыбак рыбака видит издалека»
День Нептуна, Эстафета «Ромашка».
Дом детского творчества – учреждение дополнительного образования детей в районе, где реализуются интересы и способности детей. Это мастерская детского успеха.
Под руководством умелых, творческих педагогов в Доме детского проводились очень много мероприятий с кружковцами. Это «Осенний карнавал», «Новогоднее представление», «Мисс Очаровашка», «Мисс Дома детского творчества», «День юмора и смеха», «Мисс Баба Яга», «Богатыри светлого ума» и многое другое.
Ведется методическая работа. В течении года проводились семинары, совещания, направленные на реализацию программ развития личности, повышения качества эффективности педагогического мастерства педагогов дополнительного образования, старших вожатых и зам. по воспитательной работе.
Основная проблема, с которым сталкивается в процессе образовательной деятельности коллектив Дома детского творчества - это несоответствие здания требованиям времени, отсутствие библиотеки, актового зала, недостаточное финансирование и материально-техническое обеспечение.
Батыревская детско-юношеская спортивная школа работает с 1974 г. директор школы - Платонов Валерий Георгиевич. Является основным центром формирования у подрастающего поколения навыков здорового образа жизни и приобщения массовому спорту, а так же отбору и прогнозирования в спортивных секциях. Воспитывает спортивный резерв нации.
В настоящее время ДЮСШ функционируют 6 отделений: вольной борьбы, велосипедного спорта, легкой атлетики, тяжелой атлетики, гиревого спорта, армрестлинга. В 36 группах спортивной школы занимаются всего 595 учащихся средних и основных общеобразовательных школ района, которых тренируют 16 штатных и 6 по совместительству тренеров- преподавателей. Из них один тренер-преподаватель имеет почетное звание «Заслуженный тренер Чувашской Республики» (Камалтдинов Абдулла Минзарифович, вольная борьба, Полевобикшикский филиал), 1 тренер-преподаватель имеет высшую квалификационную категорию (Афанасьев Валерий Семенович, велоспорт, Норваш Шигалинский филиал), 7 – 1 квалификационную категорию, 5 - вторую кв. категорию. Два тренера-преподавателя школы имеют звание « Мастер спорта СССР» ( Давыдов Александр Георгиевич, тяжелая атлетика и Афанасьев Валерий Семенович, велоспорт – оба Норваш Шигалинский филиал ДЮСШ ).6 тренеров-преподавателей носят звание « Мастер спорта России» (Камалтдинов Абдулла Минзарифович- национальная борьба ,Полевобикшикский филиал, Трифонов Николай Трифонович- гиревой спорт, Норваш Шигалинский филиал, Самарин Юрий Васильевич -греко-римская борьба, Шаймурзинский филиал, Осипова Валентина Николаевна -велоспорт, Тарханский филиал , Шашкова Анна Александровна – велоспорт, Шаймурзинский филиал, Алексеев Алексей Вячеславович- гиревой спорт, Сугутский филиал спортивной школы).
Центральная база МДОУ «Батыревская ДЮСШ» расположена по адресу: с.Батырево, пр.Ленина, д.18. Здесь работают отделения вольной борьбы, легкой атлетики (тренер Эриванова С.А.), тяжелой атлетики (тренер Иванов К.В.) для занятий оборудованы тренировочные залы, имеется спортивный зал, но спортивная база оставляет желать лучшего. Также за каждым тренером закреплены и привлечены к занятиям в ДЮСШ по месту жительства в 2006 году 30 подростков состоящих на учете в ПДН Батыревского РОВД. Так же в районе функционируют филиалы в Н-Шигалинской, Шаймурзинской, Тарханской, Б-Чеменевской, Б-Баишевской, Шыгырданской, Сугутской, П-Бикшикской СОШ; Первомайском ЦО, Бахтигильдинской, Н-Ахпердинской, Ст-Тойсинской ООШ.
Двум выпускникам спортивной школы за достигнутые успехи в спорте Ирине Калентьевой (маунтинбайк) и Минсеиту Тазетдинову (греко-римская борьба) присвоено звание «Заслуженный мастер спорта России». 11 выпускников выполнили нормативы мастера спорта международного класса СССР и России по различным видам спорта.
Более 50 выпускников имеют звание « Мастер спорта»
За 2005-06 учебный год подготовлено спортсменов массовых разрядов –326 чел, спортсменов мастеров спорта - 1, передано в школу олимпийского резерва –1 чел.
Наиболее больших успехов в 2005-06 учебном году добились победитель первенства Приволжского федерального округа по вольной борьбе КМС Налиба Марат (Шыгырданская СОШ), победитель первенства ЧР по тяжелой атлетике Пагунов Александр(Норваш Шигалинская), победитель первенства ЧР по гиревому спорту Мишин Дмитрий(Сугутская СОШ), неоднократные победители первенств ЧР по армспорту Синеева Алена, Калмыкова Юлия (Новоахпердинская ООШ), Алеева Алсу
(Батыревская ООШ), призеры первенства ЧР и этапов Кубка России по велоспорту Григорьев Евгений, Матвеев Анатолий (Норваш Шигалинская СОШ), Пазитова Марина, Емельянова Надя (Шаймурзинская СОШ).
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Батыревская детская школа искусств»- центр эстетического воспитания учащихся, где основной задачой педагога является приобщение ребенка к удивительному и прекрасному миру музыки и художественного творчества, научить понимать этот мир и наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности детей, помочь через художественное восприятие музыкальных образов осознать связь музыкального искусства с окружающим миром, сформировать нравственно-эстетическое отношение к нему, стремлению активно, творчески сопереживать воспринимаемое.
Она была открыта в 1962 году. Директором школы искусств 28 лет является Ширтанов Владимир Ильич. На 6 отделениях: «Фортепиано», «Баян», «Домра-гитара», «Фольклорно-народное», «Художественное», «Хореографическое» обучаются 236 детей из разных деревень и сел района. Филиалы организованы в селах Сугуты, Тойси, Тарханы и Новокотяки. В школе искусств работают 18 педагогов, из них высшее образование имеют 15 человек, а среднее специальное 3 педагога. Три заслуженных работника Чувашской Республики, 1 заслуженный учитель ЧР, 1 кавалер знака за достижения в культуре, член союза художников России, член геральдического общества России- Шакиров Митхат Алимзянович.
Большое внимание в школе уделяется проведению досуговых мероприятий с детьми и проведению отчетных концертов, выступлений.
Воспитанники и педагоги школы искусств активно участвуют во всех культурно-досуговых мероприятиях района, республиканских конкурсах и фестивалях « Цветы Чувашии», «Перепелочка», «Родные напевы» и т. д. В прошлом учебном году эстрадный ансамбль «Радуга» /рук. Рубцова Галина Игоревна/, инструментальная группа, хор заняли призовые места на зональном конкурсе «Родные напевы», Спинова Екатерина стала лаурятом фольклорного фестиваля Перепелочка, танцевальная группа «Евгения» стала лаурятом 12 Международного детского фестиваля тюркских народов, который проходил в Турции, Диплом 2 степени на « Республиканском фестивале-конкурсе среди хореографических коллективов Чувашии «Задорный каблучок» и многих др.
Ежегодно выпускники школы искусств поступают в ВУЗЫ и СУЗЫ на художественные и музыкальные отделения. Лидером таких воспитанников является педагог Прохоров Борис Константинович Сугутский филиал, за 38 лет педагогической деятельности 28 его воспитанников выбрали профессию музыканта.
Развитие системы дополнительного образования детей зависит от успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового, программно-методического, психологического, материального характера.
Открытие в базовых школах творческих объединений, проводящих многоплановую и разностороннюю работу, деятельность которых носит комплексный характер. Например, «центр русской, чувашской (национальной) культуры», который может объединять музыкальные, художественные коллективы, группы, увлекающиеся этнографическим краеведением, сбором материалов по истории и культуре родного края. Вокруг такого центра достаточно легко построить работу творческих объединений, которые, сохраняя специфику, учитывали бы общую направленность и стратегическую линию.
Улучшение материальной базы дополнительного образования в районе.
3.Стимулирование включения педагогов в научную работу.
4.Создание комфортной обстановки, способствующей творческому и профессиональному росту педагогов. Необходимо моральное и материальное поощрение педагогов за успешную работу.
5.Усовершенствование образовательных программ.
6.Привлечение квалифицированных кадров для работы на селе.
В современных условиях выделяются совершенно новые ведущие принципы деятельности учреждений дополнительного образования и ставятся задачи-
- Совершенствования системы дополнительного образования по обнавлению содержания образовательной деятельности
- Обобщению и внедрению в методическую практику инновационных форм деятельности методической службы учреждений дополнительного образования детей
- Повышения профессиональной квалификации и творческой активности методистов и педагогов системы дополнительного образования
-Являться опорным образовательным учреждением, осуществляющим сетевое взаимодействие муниципальных, региональных и федеральных учреждений
- Реализации функций организационно- методических центров для образовательных учреждений всех типов и видов, осуществления программно- методического обеспечения воспитательных систем
- Организации работы с одаренными детьми
- создание на базе УДО Центров Новых воспитательных технологий.