Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта -
http://batyr.cap.ru/
Сын пастуха запомнил навсегда.
И он возглавил к знаниям поход
Бесправного народа своего...
Сказал татарский молодой поэт,
Что Яковлев и ныне - Прометей,
Несущий людям знания и свет.
И этот свет все ярче и сильней.
Г.Ефимов «Начало пути»
К 170-летию со дня рождения И.Я.Яковлева в Батыревской центральной библиотеке проведена беседа «Выдающийся просветитель и гуманист».
Заведующая отделом обслуживания Наталия Ракова рассказала читателям библиотеки о просветительской деятельности И.Я.Яковлева.
Иван Яковлевич Яковлев - выдающийся деятель культуры и просвещения чувашского народа второй половины 19 и начала 20 веков. Его полувековая деятельность является продолжением замечательных традиций русского просветительства, заложенных лучшими представителями интеллигенции России.
Просветитель и гуманист, И.Я Яковлев, основавший Симбирскую чувашскую учительскую школу Казанского учебного округа, которая существовала более 50 лет, одновременно занимался переводческой и научной деятельностью. Переводческая деятельность Яковлева, в которую он вовлек преподавателей и учащихся своей школы, была замечена в самых высоких государственных сферах. Им переведены и изданы учебные пособия Л.Толстого, Ф.Петрушевского, А.Баранова и других авторов, произведения русских и зарубежных писателей. Его же заботами издан на чувашском языке весь Новый Завет, переведен Ветхий Завет, за что Британское Иностранное Библейское Общество в Лондоне приняло его в число своих почетных членов.
Его учительской школой подготовлено более 1000 учителей для работы в национальных учебных заведениях, в числе которых двадцать пять процентов составляли русские, украинцы, мордва, марийцы, татары и представители других национальностей.
И. Я. Яковлев и его последователи открыли более четырехсот чувашских школ, построили на свои средства немало зданий для учебных заведений и церквей, выработали качественно новый, высокий уровень преподавания в школах. Деятельность Яковлева, его Симбирская чувашская учительская школа послужили зарождению и развитию чувашской художественной литературы, возникновению зачатков национального музыкального, театрального и изобразительного искусств. Из этой школы вышли выдающиеся деятели науки и искусства, видные государственные и военные деятели, замечательные педагоги.
Его общественно-просветительская деятельность как крупного специалиста в сфере просвещения коренных народов Поволжья и Урала была известна в высших правительственных сферах царской России. Он вел переписку с обер-прокурорами Святейшего Синода Д.А.Толстым, К.П.Победоносцевым, В.К.Саблером и другими по вопросам организации школ, церковных приходов. В октябре 1912 года встречался с императором Николаем II, которому подарил Новый Завет на чувашском языке.
Многолетняя деятельность И.Я.Яковлева на благо России и чувашского народа оценена пятью орденами и четырьмя медалями. Кроме того, в 1904 году ему по высокому повелению был присвоен чин действительного статского советника, а также он стал выслужным потомственным дворянином.
О деятельности И.Я.Яковлева известно далеко за пределами России и Чувашской Республики. Об этом свидетельствуют документальные данные, архивные источники, которые хранятся в различных городах нашей страны, в Кембриджском и Берлинском университетах, в Академиях наук Венгрии, Франции, в архивах Британского и Иностранного Библейского Общества в Лондоне и т.д.
Не только в Чувашской Республике, но и в других регионах изучение жизни и наследия выдающегося просветителя ведется уже десятки лет. Но до сих пор его многогранная деятельность не исследовалась с точки зрения исторической культурологии. Величайшей заслугой И. Я. Яковлева является создание чувашского алфавита на основе кириллицы - новой чувашской письменности, издание нескольких сотен книг учебной, религиозной, сельскохозяйственной, медицинской, музыкальной, методической и другой литературы на чувашском, а также частично на русском и татарском языках.
То, что было сделано им для чувашского народа, И. Яковлев считал сделанным и для русского и других народов. Он никогда не противопоставлял интересы своего народа интересам других, выступал поборником дружбы народов. Более того, он считал, что только сближаясь с русским народом, сливаясь с Матерью - Россией, чуваши могут сохранить себя как народ. «Поэтому-то одной из задач создававшейся мной школы, — писал И. Яковлев, — было всячески содействовать сближению между народами русским и чувашским на почве школьной программы, жизни, быта».