КОНТРОЛЬНО – СЧЕТНЫЙ ОРГАН БАТЫРЕВСКОГО РАЙОНА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
СТАНДАРТ ВНЕШНЕГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
«ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ
РЕЗУЛЬТАТОВ ФИНАНСОВОГО АУДИТА»
утвержден распоряжением Председателя Контрольно-счетного органа Батыревского района Чувашской Республики от 03 февраля 2014 года № 02
|
1. Общие положения.
1.1. Стандарт внешнего муниципального финансового контроля СФК «Общие правила проведения и оформления результатов финансового аудита» (далее - Стандарт) подготовлен в целях реализации ст. 11 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
1.2. Стандарт разработан в соответствии с Общими требованиями к стандартам внешнего государственного и муниципального финансового контроля, утвержденными Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 12.05.2012 № 21К (854)).
1.3. Стандарт разработан на основе СФК 4310 «Проведение и оформление результатов финансового аудита», утвержденного Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 28 ноября 2008 года № 52К (629)).
1.4. Стандарт предназначен для применения сотрудниками контрольно-счетного органа Батыревского района Чувашской Республики, привлеченными специалистами и независимыми экспертами (далее – проверяющие), участвующими при проведении контрольных мероприятий, программы которых включают вопросы проверки ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, достоверности финансовой отчетности, а также соблюдения законов и иных нормативных правовых актов при использовании средств бюджета Батыревского района и муниципальной собственности.
1.5. Целью Стандарта является определение содержания, единых требований к организации и проведению финансового аудита.
1.6. Задачей Стандарта является установление общих правил и процедур подготовки, проведения и оформления результатов финансового аудита.
1.7. Основные термины и понятия:
финансовый аудит – финансовый контроль законности использования средств бюджета Батыревского района, а также муниципальной собственности;
муниципальные средства – совокупность средств бюджета Батыревского района и муниципальной собственности;
объекты контроля – органы местного самоуправления и муниципальные органы, муниципальные учреждения и унитарные предприятия муниципального образования, иные организации, на которые распространяются полномочия контрольно-счетного органа Батыревского района Чувашской Республики;
уровень существенности - предельное значение ошибок, отклонений в отражении показателей бухгалтерского (бюджетного) учета, бухгалтерской и бюджетной отчетности, начиная с которого квалифицированный пользователь с большой степенью вероятности не может использовать показатели бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности при оценке использования муниципальных средств объектом контроля и перестанет быть в состоянии делать на их основе правильные выводы (принимать решения);
ошибка - искажение в бухгалтерском (бюджетном) учете, бухгалтерской и бюджетной отчетности, в том числе неотражение какого-либо числового показателя или нераскрытие какой-либо информации;
учетная политика объекта контроля – принятая им совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности).
2. Содержание финансового аудита
2.1. Сущность финансового аудита заключается в проведении проверок операций с муниципальными средствами, совершенных объектом контроля, а также их учета и отражения в бухгалтерской и бюджетной отчетности (далее – финансовая отчетность) в целях установления достоверности отчетных данных, соответствия законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, муниципальным правовым актам.
2.2. К финансовому аудиту относятся контрольные мероприятия, целью проведения которых является определение:
правильности ведения и полноты отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете использования муниципальных средств объектом контроля;
достоверности финансовой отчетности объекта контроля об использовании муниципальных средств;
соответствия использования муниципальных средств объектом контроля, а также его хозяйственной деятельности законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, муниципальным правовым актам;
2.3. При проведении финансового аудита проверяются документы, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность объектов контроля, а также их финансовая и иная отчетность, отражающая использование муниципальных средств.
3. Подготовка финансового аудита
3.1. Подготовка финансового аудита проводится в соответствии с правилами, определенными стандартом СФК «Общие правила организации и проведения контрольного мероприятия», и осуществляется посредством предварительного изучения темы и объектов финансового аудита.
3.2. В ходе подготовки к проведению финансового аудита проверяющие должны изучить нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок ведения учета и подготовки отчетности, а также законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие финансово-хозяйственную деятельность объекта контроля.
3.3. Для выбора целей финансового аудита и вопросов проверки проверяющие должны:
получить необходимую информацию о деятельности внутреннего контроля объектов контроля (по возможности);
выявить области, наиболее значимые для проверки;
определить уровень существенности;
оценить риски.
3.4. Определение состояния внутреннего контроля объекта контрольного мероприятия заключается в проведении, по возможности, предварительной оценки степени эффективности его организации, по результатам которой устанавливается, насколько можно доверять и использовать результаты деятельности внутреннего контроля при планировании объемов и проведении контрольных процедур на данном объекте.
3.5. Выявление областей, наиболее значимых для проверки, осуществляется с помощью специальных аналитических процедур, которые состоят в определении, анализе и оценке соотношений финансово-экономических показателей деятельности объекта контрольного мероприятия.
3.6. Оценка уровня существенности заключается в установлении тех пороговых значений или точки отсчета, начиная с которых обнаруженные нарушения в отчетной информации объекта контроля способны оказать существенное влияние на достоверность его финансовой отчетности, а также повлиять на решения пользователей данной отчетности, принятые на ее основе.
3.7. Оценка рисков заключается в том, чтобы определить существуют ли какие-либо факторы (действия, события), оказывающие негативное влияние на формирование и использование муниципальных средств в проверяемой сфере или на финансово-хозяйственную деятельность объекта контрольного мероприятия, следствием чего могут быть нарушения и недостатки, в том числе риски возникновения коррупционных проявлений в ходе использования муниципальных средств и имущества.
3.8. По результатам указанной работы в соответствии с выбранными целями и вопросами проверки определяются содержание, объем и сроки проведения контрольных процедур на объектах контроля и в установленном порядке составляются программа контрольного мероприятия и рабочий план проведения проверки.
3.9. На этом же этапе необходимо выбрать методы сбора фактических данных и информации, которые будут применяться для формирования доказательств в соответствии с поставленными целями и вопросами контрольного мероприятия.
4. Проведение проверки объекта контроля
4.1. Процесс проведения финансового аудита объекта контроля в зависимости от целей и вопросов его программы может включать в себя проверки: учетной политики, ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, достоверности финансовой отчетности, соблюдения законов и иных нормативных правовых актов.
В ходе указанных проверок может проводиться оценка системы внутреннего контроля и внутреннего аудита объекта контроля, которая с учетом иной информации используется для выявления факторов, влияющих на риск существенных искажений, недостатков и нарушений, которые могут встретиться в финансовой отчетности и финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля.
4.2. Проверка учетной политики
4.2.1. Целью проверки учетной политики является определение ее соответствия требованиям нормативных правовых актов и специфике деятельности объекта контроля, а также ее влияния на достоверность данных бухгалтерского (бюджетного) учета и финансовой отчетности.
4.2.2. В ходе проверки проверяющие должны установить:
наличие у объекта контроля учетной политики для целей организации и ведения бухгалтерского учета;
соответствие порядка утверждения учетной политики и ее осуществления требованиям нормативных правовых актов, в том числе своевременность утверждения учетной политики;
полноту и соответствие положений учетной политики специфике деятельности объекта;
утверждение рабочего плана счетов бухгалтерского учета и форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций;
утверждение и выполнение порядка проведения инвентаризации;
утверждение и выполнение правил документооборота и технологии обработки учетной информации;
соблюдение порядка контроля за хозяйственными операциями, а также других решений, необходимых для организации бухгалтерского учета;
обоснованность внесения изменений в учетную политику.
4.2.3. При проведении проверки учетной политики следует также определить соответствие:
элементов (структуры) учетной политики положениям (стандартам) по бухгалтерскому учету (инструкции по бюджетному учету);
выбранных методов учета нормативно закрепленному перечню;
фактически применяемых методов учета и внутреннего контроля особенностям финансовых и хозяйственных операций, целям контроля и способам, закрепленным в учетной политике.
При проведении проверок особое внимание следует уделить вопросам отражения в бухгалтерском учете объектов контроля операций, связанных с муниципальными средствами.
4.2.4. При выявлении изменений в учетной политике проверяющие должны установить их соответствие приказам (распоряжениям) руководителя объекта контроля с учетом того, что эти изменения могут иметь место в случаях:
изменений законодательства Российской Федерации, нормативных актов по бухгалтерскому (бюджетному) учету;
разработки новых способов ведения бухгалтерского учета;
существенного изменения условий деятельности объекта контроля (реорганизация, изменение видов деятельности и т. п.).
4.2.5. Проверяющим следует оценить последствия изменения учетной политики. Изменения, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности объекта контроля, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности.
Информация о них должна включать: причину изменения учетной политики; оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год); указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному, скорректированы.
4.3. Проверка ведения бухгалтерского (бюджетного) учета
4.3.1. В ходе проверки ведения бухгалтерского (бюджетного) учета проверяющие прежде всего должны установить:
правомерность осуществленных финансовых и хозяйственных операций по формальному критерию, критерию законности, принципу целевого характера бюджетных средств;
правильность отражения их в отчетности в соответствующих суммах;
4.4.7. Проверяющим следует учитывать, что в случае, если нормативные документы в каких-то аспектах не позволяют достоверно и добросовестно отразить состояние дел, как это предписано нормативными правовыми актами, объект контроля вправе указать на это в пояснительной записке к отчетности.
4.5. Проверка соблюдения законов и иных нормативных правовых актов
4.5.1. При проведении финансового аудита осуществляется проверка соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих использование муниципальных средств, а также выполнения требований нормативных правовых актов, которые определяют форму и содержание бухгалтерского (бюджетного) учета и финансовой отчетности.
При этом необходимо исходить из того, что несоблюдение положений законов и других нормативных правовых актов может оказать существенное влияние на результаты использования объектом контроля муниципальных средств, его финансово-хозяйственной деятельности и их отражение в финансовой отчетности.
4.5.2. При проведении оценки вероятности несоблюдения объектом контроля нормативных правовых актов еще на стадии подготовки к проведению финансового аудита следует определить наличие и влияние таких факторов, как сложность или противоречивость существующих правовых норм, принятие новых законов, частое внесение изменений в действующие нормативные правовые акты, регулирующие сферу деятельности объекта контроля.
Необходимо также установить, имеет ли объект систему внутреннего контроля, способную предотвратить или выявить имеющиеся нарушения нормативных правовых актов. Наличие такого контроля и его действенность должны учитываться при определении объема процедур по проверке соблюдения требований нормативных правовых актов в ходе финансового аудита.
4.5.3. В зависимости от целей и вопросов программы финансового аудита в ходе его проведения проверяется соблюдение объектом контроля норм налогового и бюджетного законодательства, установленного порядка организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления финансовой отчетности, а также положений нормативных правовых актов, регламентирующих использование муниципальной собственности.
4.5.4. В ходе проведения финансового аудита проверяющий должен определить, нарушает ли какое-либо действие или бездействие руководства или сотрудников объекта контроля положения нормативных правовых актов. При этом следует иметь в виду, что отдельные факты их несоблюдения могут быть связаны с ошибками, допущенными в финансовой отчетности, то есть, являются результатом непреднамеренных погрешностей. В то время как другие факты могут содержать признаки злоупотреблений и иных противоправных действий.
4.6. Оценка эффективности системы внутреннего контроля и аудита
4.6.1. В период проведения финансового аудита объекта контроля проверяющие могут оценить состояние системы внутреннего контроля, которая должна формироваться объектом контроля в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях определения эффективности и степени надежности функционирования.
4.6.2. В ходе проверки необходимо определить, в какой мере система внутреннего контроля и аудита объекта контроля выполняет свою основную задачу по обеспечению законности использования муниципальных средств и прозрачности экономической информации.
В зависимости от результатов оценки эффективности системы внутреннего контроля и аудита объекта контроля проверяющие могут скорректировать в соответствующую сторону содержание и объем контрольных процедур, необходимых для достижения целей финансового аудита.
4.7. Выявление искажений в бухгалтерском (бюджетном) учете и финансовой отчетности
4.7.1. В процессе выполнения контрольных и аналитических процедур на объекте контроля, а также при оценке их результатов проверяющие должны учитывать риск существенных искажений в финансовой (бухгалтерской) отчетности, возникающих в результате ошибок или преднамеренных действий сотрудников объекта контроля.
4.7.2. Примерами ошибок являются:
ошибочные действия, допущенные при сборе и обработке данных, на основании которых составлялась финансовая отчетность;
неправильные оценочные значения, возникающие в результате неверного учета или неверной интерпретации фактов;
ошибки в применении принципов учета, относящихся к точному измерению, классификации, представлению или раскрытию.
4.7.3. Искажения, являющиеся следствием преднамеренных действий, могут возникать в процессе составления финансовой отчетности и (или) в результате неправомерного использования активов.
Проверяющие должны учитывать, что в процессе составления финансовой отчетности могут осуществляться преднамеренные действия, направленные на искажение или неотражение числовых показателей либо нераскрытие информации в финансовой отчетности в целях введения в заблуждение ее пользователей. Признаками таких действий при составлении финансовой отчетности считаются:
фальсификация, изменение учетных записей и документов, на основании которых составляется финансовая отчетность;
неверное отражение событий, хозяйственных операций, другой важной информации в финансовой отчетности или их преднамеренное исключение из данной отчетности;
нарушения в применении принципов бухгалтерского учета.
Неправомерное использование активов может быть осуществлено различными способами, в том числе путем совершения противоправных действий в сфере обращения с муниципальными средствами, инициирования оплаты объектом контроля несуществующих товаров или услуг. Как правило, такие действия сопровождаются вводящими в заблуждение бухгалтерскими записями или документами для сокрытия недостачи активов.
4.7.4. При проведении финансового аудита проверяющим необходимо учитывать, что на возможность наличия искажений в результате преднамеренных действий помимо недостатков самих систем учета и внутреннего контроля, а также невыполнения установленных процедур внутреннего контроля могут указывать следующие обстоятельства:
попытки руководства объекта контроля создавать препятствия при проведении проверки;
задержки в предоставлении запрошенной информации;
необычные финансовые и хозяйственные операции;
наличие документов, исправленных или составленных вручную при их обычной подготовке средствами вычислительной техники;
хозяйственные операции, которые не были отражены в учете надлежащим образом в результате распоряжения руководства объекта контроля;
отсутствие выверки счетов бухгалтерского учета и другие.
Поэтому проверяющие, исходя из результатов оценки наличия указанных обстоятельств, должны осуществлять процедуры контроля таким образом, чтобы обеспечить достаточную уверенность в том, что будут обнаружены существенные для отчетности искажения, являющиеся результатом преднамеренных действий.
4.7.5. Если в ходе финансового аудита проверяющие обнаружили искажение и выявили признаки наличия преднамеренных действий, которые привели к данному искажению, необходимо провести соответствующие дополнительные процедуры проверки и установить их влияние на отчетность.
При этом проверяющие должны исходить из того, что данный факт искажения может быть не единичным. В случае необходимости следует скорректировать характер, сроки проведения и объем контрольных процедур.
5. Оформление результатов финансового аудита
5.1. Подготовка и оформление результатов финансового аудита проводится в соответствии с общим порядком подготовки и оформления результатов контрольного мероприятия, установленным соответствующим стандартом финансового контроля «Общие правила организации и проведения контрольного мероприятия».
Завершающая стадия финансового аудита включает обобщение и оценку результатов проверки правильности ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, выполнения требований законов и иных нормативных правовых актов по формированию доходов и использованию бюджетных средств, а также составленной финансовой отчетности для их отражения в акте проверки.
5.2. В акте по итогам финансового аудита наряду с определенными соответствующим стандартом положениями приводится перечень форм отчетности, которые изучались и проверялись на определенную дату, указывается период, за который составлена эта отчетность, а также излагаются результаты проверки и дается оценка применяемых объектом контроля принципов бухгалтерского учета.
5.3. Выявленные в ходе проверки ошибки и искажения необходимо сгруппировать в зависимости от их существенности и значимости. Должностным лицам объекта контроля следует предоставить возможность исправить то, что можно исправить в бухгалтерском (бюджетном) учете и отчетности, уплатить доначисленные налоги, скорректировать финансовые результаты деятельности организации и другие показатели. В акте эти замечания отражаются с указанием принятых мер.
5.4. По результатам проверки проверяющие фиксируют в акте, насколько состояние бухгалтерского (бюджетного) учета и финансовой отчетности отвечает требованиям законодательства, а также в какой мере отчетность объекта контроля отражает его финансовое положение.
5.5. Отчет о результатах контрольного мероприятия должен содержать подробные сведения о выявленных нарушениях законодательства, отклонениях от установленного порядка ведения бухгалтерского учета, существенных нарушениях в составлении отчетности и других проверенных аспектах деятельности объекта контроля.
5.6. В отчете по итогам финансового аудита содержатся выводы, в том числе:
об учетной политике;
о ведении бухгалтерского (бюджетного) учета;
о достоверности финансовой отчетности и правильности отражения в ней финансового положения объекта контроля;
о системе внутреннего контроля и аудита.