День народного единства 4 ноября пришел на смену Дню согласия и примирения, который до 2005 года праздновался 7 ноября. События, происходившие 80 лет назад, никак не могли сделать 7 ноября Днем согласия и примирения.
Однако население России не радушно встретило новый праздник. По поводу его введения спорили общественные деятели, журналисты и обычные граждане. Появилось и много спорных вопросов, на которые сегодня стоит дать ответ.
Начнем с того, что даже День Победы начали праздновать не в 1946 году, а лишь в 1965 году. Практически ни один российский государственный праздник не может «похвастаться» тем, что он был введен сразу по факту события. Чем это объясняется, уже не нам судить.
4 ноября отмечался на протяжении столетий, вплоть до 1917 года. Дело в том, что еще в 1646 году указом царя Алексея Михайловича этот день был объявленным государственным праздником в память освобождения Российского государства от польско-литовской интервенции под руководством гражданина Кузьмы Минина и князя Пожарского.
Согласно православному церковному календарю в этот же день отмечается «Празднование Казанской иконе Божией Матери».
80 лет назад советская власть отменила все религиозные и связанные с религией праздники. 4 ноября также попал под раздачу. Потом этот день отмечали только православные церковники.
Таким образом, можно сказать, что День народного единства совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.
Было бы лукавством отрицать, что 4 ноября призван заменить 7 ноября, который из-за исторической подоплеки никак не мог быть Днем согласия и примирения. Идея сделать праздничным 4 ноября, как День народного единства, была подана Межрелигиозным советом России в сентябре 2004 года. Она была поддержана думским Комитетом по труду и социальной политике, и, таким образом, приобрела статус думской инициативы.
«Единая Россия» в лице Валерия Богомолова высказала поддержку инициативе. Осенью же 2004 года в Саратове прошел 8-тысячный митинг молодежи и представителей общественных организаций, в ходе которого прозвучала поддержка идеи установить празднование 4 ноября.
Авторами законопроекта, вносящего поправки в Трудовой кодекс РФ, об отмене празднования 7 ноября и введении 4 ноября, стали Валерий Богомолов, Олег Еремеев («Единая Россия») и Владимир Жириновский (ЛДПР).
На заседаниях Думы против законопроекта выступали только коммунисты. В третьем чтении законопроект был принят 27 декабря 2004 года. 327 депутатов проголосовали «за», 104 (все коммунисты) – против, 2 воздержались.
Смута не была революцией, войной или перестройкой. Она не началась в один день и закончилась не сразу. Отголоски Смуты слышались даже после избрания царем первого Романова – Федора Михайловича.
Взятие Китай-города стало началом изгнания поляков из Москвы. Конечно, можно было вспоминать подвиг Минина и Пожарского и в день взятия Кремля. А можно было отмечать день избрания или коронации Федора Михайловича Романова. Но наши предки установили в качестве праздника именно 4 ноября. И не нам ломать многовековую традицию.
Следует также отметить, что многие политики, ученые и журналисты негативно высказывались по поводу того, что праздник нужно отмечать не 4 ноября, а 1, 5, 6 или 10 ноября.
В пору, когда жили Минин и Пожарский, на Руси действовал Православный календарь. Позже был введен Григорианский календарь, благодаря чему все даты сместились на 13 дней. Действительно, Китай-город была взят 22 октября по старому стилю или 4 ноября – по новому. Кремль был взят 26 октября по старому и 8 ноября по новому.
Но в исторической науке есть и другие методы, которые используются крайне редко. Например, к дате по старому стилю прибавляется 10 дней. Отсюда и получаются 1 и 5 ноября. Вот только непонятно, зачем несогласным с 4 ноября было прибегать к практически неиспользуемым формулам?
Возможно, неприемлемым для некоторых показался тот факт, что светский праздник «совпал» с церковным праздником. Но нам никуда не уйти в этом празднике от присутствия «религиозного момента». Дело в том, что православие было официальной религией России в то время, многие ополченцы шли, движимые посылами богомольцев, и, по преданию, икона Казанской Божией Матери сопровождала поход Минина и Пожарского.
Мы действительно живем в светском государстве, и нам не стоит делать упор на религиозную составляющую праздника, равно как и полностью отрицать ее.
В конце концов, в этом празднике существенна не сама дата, но ее смысл. А именно то, что в далеком 1612 году многонациональный народ, руководимый не правительством, а собственным чувством долга, объединился, поднялся, собрался с последними силами и спас Отечество.
В наше время постоянно слышны разговоры о том, что России просто необходима национальная идея. В Российской империи ее суть заключалась в уваровской формуле «Православие, самодержавие, народность», в Советской России – «Пролетарии всех стран соединяйтесь». А в Российской федерации одни только разговоры вокруг да около и какие-то неудачные предложения. За всей этой суетой как-то позабылась идея национального единства, державшая страну целостной веками. Но государство, наконец, поняло, что сила России – в единстве.
Именно в подвиге Минина и Пожарского четко выражено единство всех национальностей (славян, татаров, черемисов и пр.), всех сословий (крестьян, торговцев, служилых, богомольцев), городов со столицей. Поэтому Днем народного единства могла стать только дата 4 ноября, а не день взятия Казани.
Этот праздник, возможно, и мог бы внести напряженность и непонимание между Россией, Польшей и Литвой, если бы мы делали упор именно на освобождении Москвы от польско-литовских захватчиков. Но в том-то и дело, что праздник носит позитивный характер. Для нас ценна наша способность к единению, которая наиболее четко проявилась в борьбе с иностранными интервентами.
«Это ведь не день освобождения, а день сплочения России. И 4 ноября – это первый шаг для вашей страны», – говорят литовские дипломаты.
«Это российский праздник, и мы уважаем его. А Смута – это история. Так она сложилась», – более сдержанно высказываются польские дипломаты.
Конечно, и польские, и литовские историки имеют разные точки зрения на события 400-летней давности. Равно как и российские. И это их право, как ученых. Однако, это не говорит о том, что день 4 ноября может внести напряжения между странами. Потому что главным все-таки остается смысл (единство), а не повод (освобожде
Почти 4 столетия назад в начале ноября народное ополчение во главе с купцом Мининым и воеводой Пожарским прогнало польских интервентов из Москвы и положило начало конца так называемому Смутному времени.
В Смуту как раз беспредельничали Лжедмитрии, не могли разделить властные полномочия между собой бояре все , а Речь Посполитая уже планировала, где и что на Руси возведет, когда приберет ее к рукам.
Тянулось это долго, и если бы у польской шляхты осуществились планы, то не жить нам с вами ни в СССР, ни в России. Кто его знает, кем бы мы сейчас были?..
Ополчение Минина и Пожарского уникально тем, что это единственный пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил сам народ, без участия власти как таковой. Она тогда оказалась конкретным банкротом.
Народ скидывался на вооружение последними грошами и шел освобождать землю и наводить порядок в столице. Воевать шли не за царя – его не было. Рюрики закончились, Романовы еще не начались. Наши пра-пра-пра-пра-много раз пра-деды шли воевать за землю, и они победили. Тогда объединились все сословия, все национальности, деревни, города и метрополии.
Этот день по праву называют Днем народного единства. Другого такого дня в русской истории не было.