Сектор опеки и попечительства осуществляет переданные государственные полномочия по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних и в отношении недееспособных совершеннолетних граждан.
Состав отдела на 01 июля 2017 года - 3 человек (заведующий сектором, два ведущих специалистов-экспертов).
Выполнение функций органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних.
1.Защита прав и законных интересов несовершеннолетних, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и несовершеннолетних, находящихся под опекой или попечительством
1.1. Учет и устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По итогам первого полугодия 2017 года в Батыревском районе выявлено 2 ребенка изчисла детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; Это 1 ребенок по Шыгырданскому поселению, мать –одиночка признан недееспособной,(мать Юнусова Лейсан Рифкатовна, ребенок передан под опеку бабушке) и один ребенок-сирота по Первомайскому поселению (мать-одиночка умерла, ребенок передан дяде Чебоксарский район). Все дети переданы под опеку в семью. Аналогично в 2016 году был выявлен – один ребенок по Бикшикскому поселению (мать-одиночка отбывала наказание в местах лишения свободы со сроком 47 дней). Ребенок передавался под опеку бабушке. По истечении сроке пребывания матери в местах лишения свободы, ребенок возвращен в семью.
Для сведения в 2016 году всего было выявлено детей, оставшихся без попечения родителей 4. Из них мы уже говорили один ребенок в Бикшикском поселении, двое детей в Шаймурзинском поселении (родители лишены родительских прав – Трофимовы под опеку переданы бабушке Тимофеевой Марии Елизаровне) и один ребенок –сирота по Большечеменевскому поселению, Краснов Алексей).
За отчетный период в районе были усыновлены 2 детей из опекунских и приемных семей. Аналогично в 2016 году один ребенок. Но в 2015 году усыновили семерых детей-сирот и детей. оставшихся без попечения родителей. из них двое детей брат с сестрой, один ребенок-инвалид и один ребенок старше семи лет.
1.2. Учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По состоянию на 01.07.2017 на учете и контроле сектора опеки и попечительства состоят 118 детей, из них 30 дети- сироты. Из 118 детей - 69 детей воспитываются в 46 приемных семьях, 49 детей в 35 семьях опекунов и попечителей. Над 13 детьми опека оформлена с согласия родителей (по семейным обстоятельствам), и 22 ребенка в семьях усыновителей.
Сняты с контроля и учета 9 детей из числа подопечных, в связи с достижением 18 лет- 4 человек, с переменой места жительства- 3, и 2- в связи с усыновлением.
Дополнительно поставлены на учет- 4 подопечных ребенка, прибывших на постоянное место жительства в Батыревский район. Аналогично в 2016 году прибыло в наш район под опеку из других муниципалитетов – 4 ребенка.
Для сведения: в 2016 году состояло на учете и контроле – 137 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для сравнения по поселениям: большое количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей проживают на территории Батыревского сельского поседения – 27, далее по 14 детей в Норваш-Шигалинском и Бикшикском поселениях, по 9 детей- в Долгоостровском и Шыгырданском поселениях, 8 детей в Тойсинском поселении, 7 детей- Первомайском поселении. по шесть детей в Большечеменевском, Сугутском, Тарханском поселениях.
За отчетный период 2017 год были проверены условия жизни и воспитания 98 подопечных детей, и 8 усыновленных детей, составлены соответствующие акты.
Проводилась работа с опекунами по оформлению и сдачи отчета о хранении, использовании имущества подопечных за 2016 год. Принято и утверждено- 103 отчета.
Доступность дошкольного, среднего и высшего профессионального образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях попечителей, приемных родителей.
Из состоящих на учете 118 детей - посещают дошкольное образовательное учреждение – 19, общеобразовательные учреждения – 87 детей, являющих учащимися и студентами средних специальных учебных заведений и высших учебных заведений – 12, неорганизованны – 2, т.е. не достигли полутора лет.
В этом году аттестат об основном образовании получили – 10 детей, о среднем образовании – 3.
1.3 Социальная поддержка и социальное обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- Единовременные выплаты при всех формах устройства детей на воспитание в семью
- За отчетный период 2017 г. единовременные пособия при передаче ребенка в семью были выплачены 8 гражданам на 9 детей на общую сумму 142,965 руб. (на каждого ребенка по 16350.33 руб.)
- За отчетный период 2017 г - 2 усыновителям было назначено единовременное пособие при усыновлении в размере 300000 руб.
- Ежемесячные пособия, выплачиваемые опекунам (попечителям, приемным родителям) на содержание детей, пособие, получаемое детьми по месту учебы: по состоянию на 01.07.2017 государственную поддержку получают 118 детей- 100 % от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, 30 детей являются получателями пенсии по случаю потери кормильца, 10- по инвалидности.
- размер пособий на детей, воспитывающихся в семьях опекунов (попечителей), приемных семьях:
- дети в возрасте до 2 лет – 6199 руб.
- дети – инвалиды в возрасте до 2-лет – 6448 руб.
- дети в возрасте от 2 до 7 лет – 6448 руб.
- дети инвалиды от 2 до 7 лет – 7093 руб.
- дети в возрасте от 7 до 18 лет- 7082 руб.
- дети-инвалиды от 7 до 18 лет – 7789 руб.
В течение полугода 63 ребенка из числа 87 школьного возраста отдохнули в детских оздоровительных лагерях.
Ежегодно дети проходят диспансеризацию.
1.4 . Защита жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
За первое полугодие 2017 г. было проведено 1 заседание межведомственной комиссии администрации Батыревского района Чувашской Республики по обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Было рассмотрено 1 заявление о включении в список, 1 – заявление об исключении из списка в связи с переводом в другой муниципалитет.
По договору найма одному гражданину из числа детей-сирот предоставлено специализированное жилое помещение однокомнатную квартиру площадью 37.0 кв.м.
По состоянию на 01.07.2017 в списке состоит 49 человек, из которых старше 18 лет- 27 человек, т.е. у которых наступило право на получение специализированного жилого помещения. С каждым годом это число растет, так на конец 2017 года еще 4 детям исполнится 18 лет, в 2018 году – шест детей. в 2019 – шесть, в 2020 – шест детей.
На сегодняшний день неисполненных судебных решений по предоставлению социального жилья, вступивших в законную силу 3 и не вступивших в законную силу - 2 решения.
За отчетный период 2017 сектором опеки и попечительства была проведена проверка жилых помещений, право пользования в которых сохранено за 49 детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Все акты вложены в личные дела подопечных детей.
2.Работа с опекунами (попечителями), приемными родителями, усыновителями.
2.1. Контроль за семьями, усыновивших детей.
На 01.07.2017 на учете и контроле сектора состоят 22 ребенка, не достигших совершеннолетия, усыновленных посторонними гражданами. В течение года были обследованы жилищно-бытовые условия всех семей и составлены отчеты по результатам обследования. Нарушения не выявлены, дети воспитываются в полноценных семьях, усыновление (удочерение) соответствуют их интересам.
Все дети, усыновленные посторонними гражданами, в течение 3 лет, находятся на контроле сектора.
2.2. Осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей.
Надзор за деятельность опекунов и попечителей заключается:
- в обследовании жилищно-бытовых условий несовершеннолетних (2 раза в год),
- контроле за расходованием денежных средств, выплачиваемых опекунам на содержание детей (в конце года),
- контроле за прохождением несовершеннолетним углубленного медицинского осмотра,
- осуществлении охраны имущества ребенка: акты о сохранности закрепленного жилья,
- контакт с учителями, воспитателями образовательных учреждений.
При проведении плановых и внеплановых проверок осуществляется оценка жилищно-бытовых условий подопечного, состояния его здоровья, внешнего вида и соблюдения гигиены, эмоционального и физического развития, навыков самообслуживания, отношений в семье, возможности семьи обеспечить потребности развития подопечного.За первое полугодие 2017 года было составлено 98 актов обследования жилищно-бытовых условий несовершеннолетних подопечных.2.3. Подбор, учет и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание.
Ежедневно в рабочее время осуществляется прием граждан по вопросам передачи детей на воспитание в замещающие семьи, оказывается консультативная помощь по защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами к приему на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с марта 2015 года возложены на орган опеки и попечительства.
За отчетный квартал прошли обучение в «Школе приемных родителей» и получили свидетельства 5 граждан.
Заключение о целесообразности быть кандидатами в опекуны, приемные родители, усыновители получили - 8 граждан.
3.Профилактика социального сиротства
По-прежнему основной причиной сиротства является асоциальное поведение родителей. За отчетный период 2017 год в Батыревском районе лишений родительских прав не было, предупреждены судом о ненадлежащем исполнении родительских обязанностей и необходимости изменения образа жизни и отношения к детям - 4 родителя в отношении 5 детей, в отношении 1 родителя суд удовлетворил отмену ограничения родительских прав в отношении 4 детей.
Важным направлением деятельности сектора опеки и попечительства является возврат детей в кровные семьи.
Для сведения в 2016 году численность родителей лишенных, ограниченных родительских прав – 4 родителя в отношении 9 детей.
3.1.Участие в судебных заседаниях по защите прав и интересов несовершеннолетних.
На отчетный период специалисты сектора приняли участие в 56 судебных заседаниях:
№
|
|
Кол-во заседаний
|
-
|
Об отмене в ограничении родительских прав
|
2
|
-
|
Об определении места жительства ребенка
|
2
|
-
|
Определение порядка общения с ребенком
|
4
|
-
|
О предоставлении ребенку сироте жилого помещения из спецжилфонда
|
12
|
-
|
Лишение (ограничение) родительских прав
|
10
|
-
|
По защите имущественных и жилищных прав несовершеннолетних
|
20
|
-
|
Установление усыновления
|
2
|
-
|
Взыскание алиментов
|
2
|
-
|
Об отмене удочерения
|
2
|
За отчетный период в судебные органы были подготовлены заключения- 9:
- о целесообразности (нецелесообразности) лишения (ограничения) родительских прав- 4 (4 детей),
- о возможности отмены ограничения в родительских правах- 1 (4 детей),
- о целесообразности установления усыновления (удочерения)- 1 (1 детей),
- о целесообразности определения места жительства с одним из родителей- 1 (1 детей),
- об определении порядка общения с ребенком- 2 (2 ребенка).
Растет количество обращений родителей в суд по вопросам воспитания детей. За отчетный период 2017 год в судебных органах рассмотрено 4 исковых заявления. Для сравнения: за первое полугодие 2016 год- 2 дела.
На 01.07.2017 год в сектор поступило 10 информаций (за этот период 2016 год- 8) о неблагополучии в семьях. В результате, 2 семьи (3 детей) были поставлены на контроль и учет.
АНАЛИЗ
поступивших сообщений
в сектор опеки и попечительства администрации Батыревского района
о нарушении прав детей за первый квартал 2017 г.
Всего обращений с начала 2017 г.
|
10
|
из них:
|
|
о выявлении детей, оставшихся без попечения родителей
|
2
|
из образовательных организаций
|
3
|
из медицинских организаций
|
1
|
из организаций социального обслуживания
|
1
|
из органов внутренних дел
|
1
|
от граждан
|
2
|
4.Работа с документами, обращениями граждан.
За отчетный период 2017 специалистами сектора принято более 142заявлений по различным вопросам. Подготовлены проекты распоряжений и постановлений администрации Батыревского района, в том числе:
- по отчуждению имущества несовершеннолетних, получению денежных средств со счетов детей- 44;
- по вопросам учреждения опеки (попечительства) – 16;
- по изменению фамилии, имен – 1;
- по снижению брачного возраста – 1;
- о направлении в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – 1.
Выдано 23 разрешений несовершеннолетним на заключение трудового договора для работы в свободное от учебы время для выполнения легкого труда согласно статье 63 ТК РФ.
Выдано 1 заключения о возможности временной передачи ребенка в семью граждан, 8 заключений о возможности быть кандидатами в опекуны (приемные родители), усыновители.
Отчет о работе с совершеннолетними недееспособными или не полностью дееспособными гражданами.
На 01.07.2017 на учете и контроле отдела состоят 172 совершеннолетних недееспособных и 1 не полностью дееспособный гражданин.
В первом полугодии 2017 г. 18 граждан были признаны судом недееспособными в порядке, установленным гражданским процессуальным законодательством с участием специалиста сектора в качестве заинтересованного лица (16 судебных заседаний), над 18 гражданами установлена опека. В течение отчетного периода подготовлено 86 актов обследования жилищно-бытовых и материальных условий совершеннолетних недееспособных, состояния их здоровья, отношений в семье, возможности опекуна обеспечить потребности совершеннолетнего подопечного в уходе и лечении.
Специалистом сектора принято более 20заявлений по различным вопросам. Подготовлены проекты распоряжений и постановлений администрации Батыревского района, в том числе:
- по вопросам учреждения опеки (попечительства) – 8;
- по вопросам освобождения от исполнения обязанностей опекуна – 5.
При этом хочется сказать, что в деятельности сектора опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных граждан проводит недостаточную работу, это связано с загруженностью специалистов.
Проживающих в семьях совершеннолетних недееспособных 172. За этими гражданами, как и за несовершеннолетними по закону нужно обследовать жилищно-бытовые условия два раза в год, так же принимать годовые отчеты за использованием денежных средств недееспособного гражданина, что физически не успеваем. Большинство эти недееспособные граждане являются инвалидами с детства. И по исполнении 18 лет их признают недееспособными. Большинство матери оформляют опеку. Есть граждане, которым старше семидесяти лет, но еще являются опекунами, вот с них то мы и не может собрать отчеты за использованием денежных средств. Желающих переоформить опеку не имеются, если даже есть, то сразу отказываются, когда им объяснишь что нужно ежегодно сдавать отчеты, проходит диспансеризацию.
Просьба всем главам поселений, взять во внимание и контроль совершеннолетних недееспособных граждан и их семьи.