27 сентября Кабинет Министров Чувашской Республики на своем заседании рассмотрел проект Закона Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2007 год».
Законопроект подготовлен в соответствии с Посланием Президента Чувашии Н.Федорова «Думать по-новому, работать творчески» и Указом «Об основных направлениях бюджетной политики Чувашской Республики на 2007 год».
Проект бюджета республики формируется на фоне позитивных тенденций. Укрепление собственного налогового потенциала и использование стимулирующих механизмов в межбюджетных отношениях позволяет республике вести более активную социальную политику. В Чувашии нашли финансовое обеспечение мероприятий по реализации приоритетных национальных проектов. В этом году при поддержке группы Всемирного банка в республику дополнительно привлечены средства на 1 млрд. рублей. Рейтинговое агентство Moody’s присвоило Чувашской Республике как по национальной, так и по международной шкале рейтинг как региону, имеющему высокую кредитоспособность по сравнению с другими регионами.
Ежегодно темпы промышленного производства значительно опережают среднероссийский уровень. Так, рост промышленного производства в 2005 году по отношению к 2000 году в Чувашии составил 137,5 процента, в России этот показатель равен 126 процентам. При этом собственные доходы республики растут более высокими темпами по сравнению с федеральной помощью. Поэтому Чувашия сегодня имеет высокий кредитный рейтинг как по национальной, так и по международной шкале.
Доходная часть консолидированного бюджета республики на следующий год прогнозируется в сумме 19 772 773,4 тыс. рублей, расходная часть – 20 548 260,4 тыс. рублей. В целом расходная часть увеличивается на 15,6 процента. Дефицит республиканского бюджета сформирован в объеме 1 233 656,5 тыс. рублей, что составляет 13,2% к собственным доходам.
Одна из важных задач бюджетной политики – не снижать долю капитальных расходов несмотря на продолжение монетизации льгот и опережающий рост зарплаты бюджетников. В бюджетных расходах доля социально-культурной сферы увеличилась с 45 до 58,2 процента, эта тенденция будет продолжаться. На обеспечение социально-культурной сферы в следующем году планируется направить из консолидированного бюджета 12 620 749,9 тыс. рублей (61,4% от общей суммы), в том числе на образование – 5 014 565,0 тыс. рублей, культуру – 695 252,0 тыс. рублей, здравоохранение и спорт – 3 814 735,4 тыс. рублей, социальную политику – 3 096 197,5 тыс. рублей. Будет продолжена работа по реформированию управления бюджетными расходами с использованием принципов бюджетирования, ориентированного на результат.
Последовательно реализуется политика Президента Чувашской Республики Н.В.Федорова по повышению заработной платы в бюджетной сфере – за 5 лет она возросла в 5,1 раза. При этом потребительские цены за это время возросли в 1,9 раза.
В 2006 году работникам бюджетной сферы заработная плата в бюджетной сфере была повышена на 15 процентов, с 1 октября т.г. она возрастает еще на 11 процентов. Соответствующее решение Правительство приняло на этом заседании. При этом в сфере культуры рост заработной платы выше и носит стимулирующий характер. И в целом если заработная плата работников бюджетной сферы в Чувашии в этом году с учетом последнего повышения возросла на 30 процентов, то по России этот показатель – 26 процентов.
Заметное место в бюджете следующего года занимает реализация приоритетных национальных проектов, а также реализация ряда исторических по своему значению программ. В бюджетной политике Президента Чувашии приоритетным является ускоренное развитие общественной инфраструктуры. В короткие сроки реализована программа завершения газификации населенных пунктов, реализуется программа обеспечения населения качественной питьевой водой, значительными темпами ведется строительство жилья и объектов социально-культурной сферы. Предусматривается завершить программу строительства автодорог в республике за два года, в 2007-2008 гг., на что будет мобилизовано около 9 млрд. рублей.
По перспективному финансовому плану на 2007-2009 годы доля капитальных расходов на планируемый период должна быть неизменной (на уровне в среднем не менее 18,0% расходов республиканского бюджета).
Важным направлением останется действенная поддержка муниципальным бюджетам при проведении реформы местного самоуправления.
На заседании отмечено, что бюджет очень емкий, разнонаправленный, для его исполнения требуется колоссальная и кропотливая работа.
Николай Федоров подчеркнул: «В Чувашии реализуются очень крупные программы, которые требуют в том числе и привлечения в республику инвестиций на миллиарды рублей. Но все это основа для того, чтобы Чувашия становилась еще более привлекательной и комфортной для развития бизнеса, для жизни и работы как живущих в Чувашии, так и тех, кто будет приезжать в республику. И мы будем усиливать стратегию проведения сильной политики по строительству не какого-то там светлого будущего, а комфортной жизни сегодня».
Необходимо отметить, что Чувашская Республика стала участником экспериментального проекта Минфина России по казначейскому исполнению бюджетных средств.
Суть эксперимента в том, что операции по использованию субсидий и субвенций, направляемых из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации, а также по использованию средств бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых учреждениям Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, ранее осуществлявшиеся на лицевых счетах бюджетополучателей, открытых в органах Федерального казначейства, теперь будут проводиться через лицевые счета, открытые в Министерстве финансов Чувашской Республики и его территориальных органах.
4 октября 2006 года состоялось заседание комиссии Минфина России по выбору субъектов Российской Федерации, участвующих в эксперименте. На заседании принято решение о включении Чувашской Республики в числе трех субъектов Российской Федерации в состав участников данного эксперимента. Основными критериями при выборе субъектов федерации стали полное соблюдение требований федерального законодательства при исполнении бюджета, а также участие в программе реформирования региональных финансов и отсутствие кредиторской задолженности. По словам первого вице-премьера – министра финансов Чувашии Н.В.Смирнова, включение республики в состав участников эксперимента – это показатель доверия федерального центра к бюджетно-финансовой политике Чувашской Республики, в то же время это и большая ответственность.
Материал подготовлен на основе информации отдела пресс-службы Администрации Президента Чувашской Республики и сайта Министерства финансов Чувашской Республики