Уважаемые учителя, воспитатели, ветераны педагогического труда!
Мы на пороге нового учебного года. Современный мир все более осознает важность образования. В наши дни это не только процесс приобретения знаний, но и средство для решения задач экономического развития района, увеличения доходов населения. В конечном счете, образование - инструмент повышения качества жизни.
Понимание этого должно составлять основу деятельности всех, кто, так или иначе, причастен к развитию системы образования в Батыревском районе.
2005-2006 учебный год проходил под знаком активной реализации приоритетного национального проекта "Образование" в рамках Года духовного просвещения. Педагоги района, педагогические коллективы успешно трудились над реализацией задач, стоящих перед ОУ района. В центре внимания находилась работа по реализации Послания Президента Чувашской Республики Государственному Совету Чувашской Республики «Думать по-новому, работать творчески». Педагогические коллективы школ района искали в этом деле свои подходы.
Постулат «богатство зависит не от ископаемых, а от управления» для нас – формула жизни. Потому и участвовали в различных образовательных проектах, строили оптимальную образовательную сеть, внедряли программу «Школьный автобус», закупали в школы современные компьютеры и электронные программные средства, учреждали премии и стипендии для одарённых учащихся. В районе результат внедрения инновационной деятельности очевиден: в 2006 году по внедрению инноваций приняли участие в 27 конкурсах республиканских, межрегиональных и российских конкурсах и завоевали 463 призовых места.
Смело включились школы района в участие в конкурсе образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные технологии.
В республиканскую комиссию по реализации проекта "Образование" были представлены материалы 2 общеобразовательных школ: Первомайского и Тойсинского центров образования и обе школы выиграли по 1 млн. рублей.
Несомненно, что таких школ у нас значительно больше, чем сегодняшних победителей. 2 школы- грантополучатели - не просто победители, а носители определённой миссии, которая одновременно и почётна, и сложна, и ответственна. Но главное - не получение денег. Куда важнее другое: превратить опыт лидеров в массовую практику. Школа-победительница может и должна стать современным образовательным методическим центром, транслятором передовых технологий. И это уже - забота руководителей.
По конкурсному отбору среди 312 лучших педагогов республики 2 учителя нашего района за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование, это Абейдуллова Гельсирень Гадельзяновна - учитель татарского языка и литературы Шыгырданской СОШ и Табакова Мария Зиновьевна - учитель чувашского языка и литературы Тойсинского ЦО удостоились премии Президента РФ - 100 тыс. рублей.
Для поддержки лучших в районе 5 ученикам учреждены специальные стипендии главы района. Лучшие учителя – победители районных конкурсов удостоены премий главы Батыревского района.
Конечно же, для движения вперёд необходимы дальнейшие изменения в управлении, содержании образования и новая система оплаты труда. Она должна находиться в прямой зависимости от качества, эффективности и результативности труда. Вопрос этот чрезвычайно важен, и хотя заработная плата учителя увеличилась в течение последних полутора лет в среднем на 35 процентов и составляла на 1 июня т.г. 4278 рублей, конечно же, она всё ещё мала.
Годы напряжённой работы убедительно свидетельствуют: ни одна новация сама по себе не приведёт к качественному изменению ситуации в целом. Путь только один - решать образовательные задачи комплексно, в совокупности с иными социально-экономическими проблемами, как это было, например, с реструктуризацией сети школ. Она дала существенный импульс для проявления педагогических и социальных эффектов внутри самого образования. Так, к примеру, создание базовых школ. В результате оптимизации сети сельских школ в районе создано 9 базовых школ, в том числе 3 ресурсных центра. Внедрены разнообразные модели образовательных учреждений. Все учреждения образования имеют статус юридического лица, самостоятельные бухгалтерии и собственные лицевые счета.
В прошлом учебном году базовые школы района активно работали по внедрению предпрофильного и профильного обучения для учащихся школ своего округа, что позволило организовать гибкую специализированную подготовку учащихся на старшей и средней ступени образования. Неплохо в этом направлении работают базовые школы: Батыревские СОШ №1 и №2, Тойсинский и Первомайский центры образования.
Значительную выгоду получила в результате реструктуризации и система дошкольного образования, главная задача которого – выравнивание стартовых возможностей дошкольников. За прошедшие годы, расширяя основную сеть и внедряя более динамичные формы обучения в районе охват детей дошкольным образованием увеличили до 68 процентов. В условиях повышенного внимания федерального руководства к вопросу демографического развития мы должны и дальше активно работать по созданию условий для получения каждой семьёй доступного дошкольного образования.
Очевидны и внешние эффекты реструктуризации. В течение 2002-06 годов в районе было реструктурировано 16 школ. Программа «Школьный автобус» вызвала необходимость строительства новых дорог, а дороги - это новые автобусные маршруты. В школах нашего района 13 школьных автобусов по 31 маршруту перевозят более 600 учащихся.
По президентской программе «Дорога к школе» к 9 деревням построены хорошие дороги. Газифицированы 36 учреждений образования.
По прошествии лет видно, что многие направления нашей деятельности были бы обречены на провал, не будь настойчивости в последовательном внедрении информационных технологий. В последние годы в основном решены проблемы насыщения учреждений образования компьютерным оборудованием. На 1 сентября 2006 кол-во компьютеров составляет – 239. На 1 компьютер – 25 учеников по району. В школах района впервые появились спутниковые антенны, мультимедийное оборудование, все средние школы подключились к сети Интернет.
Достичь существенного прорыва в экономике страны, материальном благополучии граждан без значительного изменения ментальности, роста духовной просвещённости - невозможно! Не случайно 2006 год был объявлен Годом духовного просвещения.
Введение в рамках национального проекта дополнительного вознаграждения классным руководителям подтверждает востребованность государством важнейшей функции школы - воспитания. Вознаграждение - это не добавка к зарплате, не подарок, а стимул и материально обоснованное требование к тому, чтобы классные наставники вместе с родителями формировали в детях стремление к истинно духовным ценностям. Т.е. задача проекта - повышение уровня воспитывающего влияния школы на молодёжь. При этом классный руководитель должен быть центральной фигурой, организатором всей воспитательной работы, которую ведёт педагогический коллектив школы. На основе этого «стержня» и нужно выстраивать обновлённую систему работы с детьми. Вместе с тем нельзя забывать, что институт классного руководства не снимает ответственности за воспитание и с других участников образовательного процесса.
Предстоящий учебный год ставит перед учительством района продолжить работу по развитию новых институтов гражданского общества, таких как попечительские и управляющие советы, нам необходимо улучшить работу районного совета попечителей, развивать систему современного менеджмента в образовании. И, конечно, реализовать одно из самых главных замыслов национального проекта – поддерживать тех, кто хорошо работает, кто является лидером в образовании района.
Уважаемые учителя, воспитатели, ветераны педагогического труда! Поздравляю вас с началом нового учебного года! Я выражаю искреннюю признательность и благодарность всем работникам образования за самоотверженный труд и терпение, душевную теплоту и любовь к юному поколению. Благодаря вам, настоящим педагогам, система образования сумела сохранить свой потенциал для всестороннего развития. И в дальнейшем в решающей степени от вашего труда, от того, чему и как вы обучаете своих воспитанников, зависит будущее. Главное, что вы любите школу, учеников, и это помогает вам преодолеть любые трудности на пути освоения самой благородной профессии на земле.
Желаю вам, дорогие наши учителя, благополучия, веры в самих себя, любви, творчества.