Три Спаса в августе все люди православные
Встречают с радостью и почестью всегда.
Поспели к сроку у природы, нашей Матушки,
Продукты нужные, полезная еда!
Первый - Медовый, Лакомка иль Спасовка -
Так величают его исстари, да-да.
Коль любишь мёд и ешь время от времени,
Уже не заболеешь никогда!
Ещё он тем хорош, что женщинам прощаются
Все их невымольные некогда грехи!
Покайтесь, милые! И с чистым сердцем праведным
Молите улучшения судьбы.
Второй Спас - Яблочный. Он - сказочный.
Он исполняет сокровенные мечты!
Возьми-ка яблочко, скажи слова заветные
И прошепчи над ним - чего желаешь ты.
Ещё Ореховый. То - третий Спас.
И будет с разными орехами запас!
И потому три Спаса люди чтут,
Что в закрома они добро несут!
(Светлана Хлопова «Три Спаса»)
Церковные праздники в старину составляли важную сторону общественной и семейной жизни. Крестьяне даже говорили: «Мы целый год трудимся для праздника». Праздник религиозным сознанием людей воспринимался как нечто священное, противоположное будням — повседневной жизни.
В августе месяце - три больших праздника в честь Спасителя, которые издавна на Руси называют Спасами.
Первый Спас - 14 августа, по народному выражению – «на воде».
Второй - 19 августа - «на горе».
Третий - 29 августа - «на полотне».
В Батыревской центральной библиотеке проведен час православия «Народная мудрость гласит о Спасах». Библиотекари рассказали пользователям библиотеки о трех Спасах.
Первый Спас – 14 августа
В Русской Церкви этот праздник соединился с событием Крещения Руси в 988 году. На первый Спас совершался крестный ход на водоёмы для освящения воды. В деревнях праздник отмечали без пышности — в эту пору крестьянину было не до веселья и гуляний, потому что устанавливался строгий двухнедельный Успенский пост.
Первый Спас еще называют Медовым Спасом. «На первый Спас и нищий медку покушает», «Первый Спас — лакомка» - так раньше говорили в народе. По народным приметам на Медовый Спас улетают ласточки и стрижи, что считается первым знаком приближающейся осени.
Второй Спас – 19 августа
В этот день празднуется чудесное Преображение Иисуса Христа на горе Фавор. В народе этот праздник называется «Яблочный Спас». Раньше в день Яблочного Спаса принято святить виноград. Но так как он не везде рос, то в церквах святили и яблоки, и груши, и сливы, и другие фрукты.
По народным приметам считалось, что если погода на Яблочный Спас хорошая, то зима будет холодная, если в день Яблочного Спаса идет дождь, то и осень будет дождливой, а если на Второй Спас сухо, то и осень будет сухой.
Третий Спас - 29 августа
Установлен в память перенесения Нерукотворного образа Господня в Константинополь. Значение Нерукотворного Спаса состоит в том, что когда Иисус Христос однажды умывался, он вытер свой лик полотняным полотенцем, на котором отпечаталось его лицо. Поэтому этот Спас и называется Нерукотворным.
В народе этот праздник называли Хлебным Спасом, так как в это время крестьяне заканчивали сбор зерна. Ещё его называли Ореховым Спасом. Про третий Спас в народе в старину говорили: «Спас хлеба припас», «Хорошо, если Спас на полотне, а хлебушек в гумне!»
Народные названия православных праздников тесно связаны с сезонными сельскохозяйственными работами (сбор меда, яблок, хлеба, орехов, ягод). А ещё в это время на Руси крестьяне завершали белить полотна, из которых потом шили себе одежду, скатерти, полотенца. Поэтому Ореховый Спас называется не только Хлебным Спасом, но еще и Полотняным Спасом, Спасом на Холсте.
Третий, Нерукотворный Спас — это последний праздник, который завершает Успенский пост. Но не стоит сводить смысл этих праздников лишь к освящению яблок и других фруктов: в первую очередь это -большие духовные праздники.