Дляначала хотелось бы остановиться на социально-экономической картинерайона.
В соответствии со Стратегией социально- экономического развития до 2020 года в районе Чувашской Республики должно быть обеспечено повышение качества жизни населения путем укрепления экономических основ муниципального образования через развитие высокотехнологичных производств и формирования активной жизненной позиции батыревцев. Район активно участвует во многих федеральных и региональных программах, направленных на улучшение качества жизни сельчан. Уверенно занимает лидирующие позиции по производству сельскохозяйственной продукции в республике.
На территории района успешно действует около 4 тыс. представителей малого и среднего бизнеса, который охватывает все отрасли экономики, имеются два специализированных предприятия: , действуют около десяти стабильно развивающихся сельскохозяйственных предприятий .Функционирует около десяти строительных организаций. Действует обширная сеть торговых центров и предприятий общественного питания. Проведён мониторинг востребованности рабочих профессий в районе.
В структуре вакансий работников, заявленных работодателями в центр занятости населения на июль 2015 года– 276 человек, из них 76% потребность в кадрах рабочих специальностей. В связи с этим встаётвопрос о проблемах и перспективах профильного обучения в общеобразовательных учреждениях Батыревскогорайона, а также о нехватке специалистов рабочих специальностей, которые являются потребностью экономики района. Такой подход позволил нам выделить максимально актуальные направления обучения именно для нашегорайона. Необходимо создать новуюмодель профессиональной ориентации молодёжи.
Организация профильного обучения в общеобразовательных учреждениях предоставляет учащимся возможность спроектировать свое будущее.
Отделом образования, соцразвития, информобеспечения и архивного дела создана система мониторинга реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения в общеобразовательных учреждениях района. Система непрерывного профильного образования в школах строится по двум направлениям: предпрофильная подготовка учащихся 9 класса и профильное обучение в 10 – 11 классах.
Предпрофильная подготовка учащихся осуществляется для всех девятиклассников и включает в себя: информационно-разъяснительную работу, профориентацию и преподавание элективных курсов по выбору.
В целях осознанного выбора школьниками элективных курсов во всех школах района для учащихся 8 класса в апреле – мае проводятся ярмарки курсов по выбору, в ходе которых учащиеся могут ознакомиться с содержанием курса и выбрать наиболее интересные для себя.
Элективные курсы -обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, помогающие построить наиболее углубленную индивидуальную образовательную траекторию учащихся. Необходимо отметить, что строить эту траекторию необходимо уже со второй ступени обучения, то есть с пятого класса.
Информационно-методическому центру и Центру диагностики и консультирования необходимо создать банк элективных (предметных, надпредметных, профориентационных, психологических курсов), что позволит обеспечить широкий спектр курсов по выбору, преподаваемых в общеобразовательных учреждениях района.
Анализ ситуации показывает, что ежегодно только 40% учащихся продолжают обучение в 10 классах. Остальные поступают в учреждения начального и среднего профессионального образования. Наиболее активны в этом направлении такие школы, как:Первомайская, Бахтигильдинская, Новооахпердинская, Полевобикшикская средняя и основные школы.
Неотъемлемой частью предпрофильной подготовки является психолого-педагогическое сопровождение учащихся, реализуемое в 9 образовательных учреждениях района, где в штатном расписании школ есть ставка педагога-психолога. Значимую роль в профессиональном самоопределении школьников может играть введение социальной практики.
Совместно с казённым учреждением Чувашской Республики «Центр занятости населения Батыревского района» Государственной службы занятости населения Чувашской Республики школы организуют социальную практику подростков: в основном это: сбор лекарственных растений, работа по уборке, ремонту на территории школ. Ежегодно в районе создаются подростковые трудовые бригады на основе добровольного объединения несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет из числа учащихся общеобразовательных школ, изъявивших желание в свободное от учебы время и в период летних каникул принять участие втрудовых бригадах.Положительный эффект будет достигнут, если руководители предприятий и организаций района, главы поселений пойдут навстречу заинтересованной молодёжи в поисках трудовой практики.
В текущем учебном году в 19 общеобразовательных учреждениях предпрофильная подготовка осуществляласьчерез сетевую модель, в которую входят учебные учреждения и предприятия нашего района и г. Чебоксары. Проводятся встречи с представителями разных профессий, экскурсии в учебные учреждения и на предприятия. Отметим, общее качество предпрофильной подготовки по результатам основного государственного экзамена (ОГЭ) на хорошем уровне, кроме английского языка и обществознания.
Профильным обучением, организованным 15 средними общеобразовательными школами в 2014-2015 учебном году, охвачено 252 десятиклассника и 291 одиннадцатиклассник.
При определении профилей обучения, реализуемых школой, основными условиями являются:
• социальный запрос (в т.ч. учет потребностей социума);
• кадровые возможности;
• материальная база;
• перспективы получения профессионального образования выпускниками.
В каждом общеобразовательном учреждении создана комиссия, утвержденная постановлением администрации Батыревского района по организации индивидуального отбора обучающихся при приёме либо переводе в образовательные организации района для профильного обучения.
В таблице приведены профильные предметы по школам и сведения о количестве учащихся, сдавших ЕГЭ по профильным предметам.
Самым востребованным среди учащихся, получающих среднее образование, стал социально-гуманитарный профиль (его выбрали 41,4% старшеклассников). Большая поступаемость в ВУЗы по этому профилю у Батыревской средней школы №1- 91% и у Батыревской средней школы №2-75% выпускников. Естественнонаучный профиль набирает свой оборот: впервые за последние 3 года данный профиль стал востребованным у 16,6% школьников. Наибольшая поступаемость по этому профилю у учащихся Батыревской средней школы №1 -62%.
В качестве образовательной траектории учащиеся практически не выбирают физико-математический, естественно-математический, физико-химический профили.
Если после 9 класса особой популярностью пользуются обществознание (36% учащихся) и биология (14% учащихся), то после 11 класса выпускники предпочитают сдавать обществознание (57%), физику (24%), и также – биологию (22%). Выбор выпускниками профиля подготовки начинает совпадать с реальными запросами экономики на технических специалистов.
Особенно низкий процент учащихся, выбравших ЕГЭ по профилю в ТойсинскойиПервомайской средних школах.
70 % учащихся сдали 3 и более экзаменов в форме ЕГЭ. Наводит на серьёзные размышления вопрос.касаемый уровня освоения образовательного стандарта на профильном уровне
Конечно, район достиг определённых успехов по показателям ЕГЭ.
Анализ результатов по русскому языку и математике показывает, что самые высокие результаты показали выпускники Батыревской СОШ №2 (общий средний балл по двум предметам- 65,5), Большечеменевской СОШ (62), Норваш Шигалинской СОШ (60,5). .
(Количество «стобалльников» составило 3 человека: Токмакова Юлия, Галялтдинова Чулпан и Каштанова Надежда, выпускники Батыревской средней общеобразовательной школы №1. Они - воспитанники учителей русского языка и литературы Майриной Альбины Николаевны и Ёлкиной Ольги Григорьевны.
Выявлены пробелы в профильном обучении учащихся. Доля выпускников, не сдавших ЕГЭ по математике профильного уровня (до пересдачи),составляет по району 16,4%, что на 4% выше республиканского показателя. Свои результаты вы видите на слайдах.
Имеется недоработка с учащимися по выбору профильных предметов.
Без профильной подготовки сдавали ЕГЭ по физике 29% выпускников. В результате 8% учащихся также не добились успеха.
Также без профильной подготовки сдавали ЕГЭ по биологии 18% выпускников. В результате 9% учащихся не преодолели минимальный порог.
47 учащихся школ из 166, выбравших обществознание для сдачи в форме ЕГЭ по выбору, (это 28% учащихся), сдавали ЕГЭ по обществознанию, без профильной подготовки. В результате 31 выпускник (это18% учащихся) набрали баллов меньше минимального количества, установленного Рособрнадзором, то есть меньше установленного порога.
Настала необходимость поднять профильное обучение на более высокую и качественную ступень.
Нужно, чтобы в каждом общеобразовательном учреждении на каждого ученика был разработан индивидуальный образовательный маршрут ребёнка. Для составления грамотного эффективного маршрута должна вестись совместная работа учителей-предметников, классных руководителей, родителей учащихся, педагогов-психологов и социальных педагогов, а также Центра диагностики и консультирования.
Для организации индивидуального профильного маршрута необходимы три составляющие: кадры, учебники, сетевые учителя.
Учитель профильной школы обязан не просто быть специалистом с высшей квалификационной категорией, прошедшим курсы по профильному обучению, соответствующим профилю и специализации своей деятельности, но и должен обеспечивать:
- вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса (проектирование индивидуальных образовательных траекторий);
- практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов (освоение проектно-исследовательских и коммуникативных методов).
В районе всего шесть учителей прошли курсы повышения квалификации по профильному обучению.
Обратите внимание на работу школ с вузами по заключению договоров.
Самореализации учащихся профильных классов способствует организация внеурочной деятельности школьников.В целях повышения правовой культуры и выявления одаренных детей в декабре 2014 года прошел 1 этап республиканской олимпиады «Я ‑ гражданин России», в которой приняли участие школьники, изучающие обществознание и право на профильном уровне.
Занятость детей дополнительным образованием помогает в решении выбора профиля.
Кружки посещают дети в возрасте от 5 до 18 лет. Воспитательный процесс Центра дополнительного образования детей способствует личностному развитию обучающихся и включает в себя формирование взаимоотношений в коллективе, общественной активности, эстетического вкуса, интеллекта и познавательной активности.
В работе Центра дополнительного образования детей видны наивысшие показатели учащихся как в районе, так и в республике. Старшеклассники представляют свои исследовательские работы на школьных, районных и республиканских научно-практических конференциях. На конференции «Наука.Творчество.Развитие.» наибольшее количество призовых мест завоевали учащиеся Батыревской средней школы №1, Татарско-Сугутской средней школы, Шыгырданской средней школы №1.
Из года в год назначаются именные стипендии главы администрации Батыревского района 5 учащимся общеобразовательных учреждений района, обладающим высокими гражданскими качествами, проявляющим особый талант, одаренность, достигшим высоких результатов.
Ежегодно на базе образовательных учреждений Батыревского района во время летних каникул функционируют оздоровительные лагеря с дневным пребыванием детей по профильным программам. В 2015 году в оздоровительных лагерях за 2 смены отдохнули 743 ребенка.
Не менее важным остаётся вопрос дальнейшей социализации выпускников 9,11 классов.
Изучение образовательных и трудовых траекторий выпускников основной школы района – это, прежде всего, возможность рассмотрения уровня привлекательности профессионального образования, как на территории Чувашской Республики, так и за ее пределами.
Анализ траекторий выпускников 9 классов показывает, что из них 99,7% успешно включаются в жизнь (продолжают образование или работают).По данным мониторинга за последние 3 года наблюдается рост поступаемости выпускников 9 классов в средние специальные учебные заведения от 33% до 45%. Таким образом, выбор жизненной траектории выпускника 9 класса ориентирован на дальнейшее образование: профильные классы средних школ или учебные заведения среднего профессионального образования.
В системе образования Батыревского района и Чувашской Республики с 2006 года проводится мониторинг образовательных и трудовых траекторий выпускников 11 классов. При выборе образовательной траектории выпускники выбирают уровень профессионального образования, учебное заведение, специальность. Некоторые после школы сразу трудоустраиваются, кто-то идёт на службу в армию. Как позитивную следует рассматривать тенденцию получения всеми выпускниками 11 класса определённого статуса. Это ещё один показатель социализации. Педагогическим работникам и руководителям средних общеобразовательных школ вместе с родителями эффективнее работать с учащимися 9 классов при переходе в 10 класс, чтобы учащиеся после 11 класса не проходили заново программу 10-11 класса в средних специальных учебных заведениях.
Выявилась странная картина несоответствия выбора профиля, экзамена и поступления в вуз. Необходимо задуматься о более эффективной системной трёхлетней работе по профилизации учащихся. Просьба заместителей директоров по учебно-воспитательной работе сделать подобный мониторинг на каждого выпускника за 3 года обучения.
Далее предлагаем вашему вниманию таблицу «Профильное обучение и рынок труда». Эта таблица сама за себя отвечает всем и призывает задуматься.
На основании Устава администрация Батыревского района каждый год заключает трёхсторонние договора между выпускниками и «ЧГПУ им.И.Я.Яковлева» и «ЧГУ им.И.Н.Ульянова». За последние 3 года с «ЧГПУ им.И.Я.Яковлева» были заключены 24 договора о целевом обучении, а с «ЧГУ им.И.Н.Ульянова 43 договора. Предприятия и организации района нуждаются в молодых квалифицированных кадрах.
Мы надеемся, что после завершения учёбы наши выпускники вернутся в район и повлияют на улучшение социально- экономического уровня в районе.
Анализ работы, проводимой отделом образования, социального развития, информационного обеспечения и архивного дела и общеобразовательными учреждениями, позволяет сделать вывод о том, что в районе обеспечивается развитие системы профильного образования.
Задачи на 2015-2016 учебный год
При отмеченных положительных тенденциях развития профильного образования, наиболее значимыми определяем следующие:
1. Центру диагностики и консультирования внести качественные изменения в систему управления предпрофильной подготовкой и профильным обучением; продолжить работу по организации семинаров с целью обмена и распространения лучшего опыта общеобразовательных учреждений в области профильного образования.
2. Информационно-методическому центру и Центру диагностики и консультирования необходимо создать банк элективных (предметных, надпредметных, профориентационных, психологических курсов).
3. Центру по работе с молодёжью создать новую модель профессиональной ориентации молодёжи.
4. Руководителям общеобразовательных учреждений продолжить введение различных форм профильного обучения учащихся, в том числе дистанционного образования школьников сетевыми учителями.
5. Заместителям директоров по учебно-воспитательной работе общеобразовательных учреждений промониторировать качественные изменения профессиональной компетенции педагогов, занимающихся профильным обучением.