I. <Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан>
Принят Верховным Советом РФ 22 июля 1993г.
Раздел VII. Медицинская деятельность по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека
Статья. 35. Искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона
Каждая совершеннолетняя женщина детородного возраста имеет право на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона.
Искусственное оплодотворение женщины и имплантация эмбриона осуществляются в учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности, при наличии письменного согласия супругов (одинокой женщины).
Сведения о проведенных искусственном оплодотворении и имплантации эмбриона, а также о личности донора составляют врачебную тайну.
Женщина имеет право на информацию о процедуре искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона, о медицинских и правовых аспектах ее последствий, о данных медико-генетического обследования, внешних данных и национальности донора, предоставляемую врачом, осуществляющим медицинское вмешательство.
Незаконное проведение искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона влечет за собой уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Статья 36. Искусственное прерывание беременности
Каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям - при сроке беременности до 22 недель, а при наличии медицинских показаний и согласии женщины - независимо от срока беременности. Искусственное прерывание беременности проводится в рамках программ обязательного медицинского страхования в учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности, врачами, имеющими специальную подготовку.
Перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности определяется Министерством здравоохранения Российской Федерации, а перечень социальных показаний - положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Незаконное проведение искусственного прерывания беременности влечет за собой уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Статья 37. Медицинская стерилизация
Медицинская стерилизация как специальное вмешательство с целью лишения человека способности к воспроизводству потомства или как метод контрацепции может быть проведена только по письменному заявлению гражданина не моложе 35 лет или имеющего не менее двух детей, а при наличии медицинских показаний и согласии гражданина - независимо от возраста и наличия детей.
Перечень медицинских показаний для медицинской стерилизации определяется Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Медицинская стерилизация проводится в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, получивших лицензию на указанный вид деятельности. Незаконное проведение медицинской стерилизации влечет за собой уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
II. Закон Ивановской области <О правах и гарантиях граждан по созданию семьи и сохранению ее здоровья>
Принят Законодательным Собранием 10 декабря 1998 года, с изменениями от 22 апреля 1999 года
Настоящий Закон исходит из признания конституционного права граждан на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны и обеспечивает гарантии получения услуг по созданию здоровой семьи и ее планированию.
Статья 1. Правовая основа настоящего Закона
Правовую основу настоящего Закона составляют:
-
Конституция Российской Федерации;
-
Федеративный договор и Протокол к нему;
-
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан;
-
Постановление Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан";
-
Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации";
-
Семейный кодекс Российской Федерации; иные действующие законы Российской Федерации и Ивановской области.
Статья 2. Основные понятия
В настоящем Законе и законодательстве области в социальной сфере используются понятия:
1. репродуктивное здоровье - это состояние физического, психического здоровья и социального благополучия, определяющее способность к воспроизводству потомства;
2. репродуктивные права - это права граждан на охрану их репродуктивного здоровья и свободное принятие решений в отношении рождения или отказа от рождения ребенка в браке или вне брака, а также на медико-социальную информационную и консультативную помощь в этой сфере;
3. планирование семьи - это система социальных, культурных, правовых и медицинских мер, направленных на рождение здоровых и желанных детей, выбор времени деторождения в зависимости от возраста и состояния здоровья, профилактика абортов, заболеваний, передаваемых половым путем, сохранение репродуктивного здоровья, усвоение основ знаний о взаимоотношениях полов;
4. иные понятия в соответствии с действующим законодательством.
Статья 3. Основные принципы реализации репродуктивных прав
Граждане вправе реализовать репродуктивные права по своей воле и в своих интересах. Осуществление гражданами своих репродуктивных прав не должно нарушать права, свободы и законные интересы других граждан. Вопросы планирования семьи являются ее частным делом. Иностранные организации и инвесторы могут осуществлять деятельность в сфере репродуктивного здоровья населения, если она не противоречит законодательству Российской Федерации и правилам международных договоров в сфере охраны здоровья граждан.
При обеспечении реализации гражданами своих репродуктивных прав гарантируется соблюдение прав человека и гражданина, законности, гуманности, конфиденциальности и уважительного отношения, исключающее унижение человеческого достоинства.
В области обеспечивается гарантированный государством объем, качество и доступность услуг по охране репродуктивного здоровья и планированию семьи, а также объем услуг, расширяющих гарантированный минимум, в том числе по реабилитации репродуктивного здоровья лиц, завершивших военную службу, семей, потерявших ребенка в перинатальный период, семей с риском рождения детей с врожденной патологией и иных контингентов с целевой социальной поддержкой, в соответствии с утвержденным бюджетным финансированием.
Статья 4. Сфера действия настоящего Закона
Настоящий Закон действует на всей территории области и распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан в соответствии с международными договорами Российской Федерации и лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих на территории Ивановской области (далее - граждан), и применяется в отношении всех юридических и физических лиц, деятельность которых связана с реализацией гражданами репродуктивных прав.
Статья 5. Право на свободный репродуктивный выбор
Граждане имеют право свободно принимать решения относительно числа детей и времени их рождения в браке или вне брака. Областные органы исполнительной власти, органы и должностные лица местного самоуправления гарантируют невмешательство в реализацию гражданами права на свободный репродуктивный выбор.
Статья 6. Иные права по охране здоровья и созданию семьи
1.Граждане имеют право на получение в государственных, муниципальных, негосударственных организациях, у частных лиц, имеющих лицензии на соответствующие виды деятельности, полной и достоверной информации о состоянии своего здоровья и рекомендаций по рациональному созданию семьи.
2.Граждане имеют право на получение услуг по охране репродуктивного здоровья, планированию семьи. Услуги по охране и укреплению здоровья и планированию семьи гражданам предоставляют государственные, муниципальные, негосударственные организации и частные лица, имеющие лицензию на данный вид деятельности. Гарантированные услуги по охране репродуктивного здоровья и планированию семьи предоставляются бесплатно всеми организациями государственных и муниципальных систем здравоохранения, образования и социальной защиты населения, имеющими лицензию на данный вид деятельности. Перечень гарантированных услуг по охране здоровья и планированию семьи утверждается Главой администрации области в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом.
3.Граждане имеют право на выбор методов контрацепции, в том числе - медицинский, а также отказ от них. Медико-социальная помощь по индивидуальному подбору методов предупреждения нежелательной беременности с учетом состояния здоровья, возраста и индивидуальных особенностей с предупреждением о возможных нежелательных для граждан последствиях оказывается учреждениями здравоохранения, имеющими право на данный вид деятельности. При наличии медицинских и социальных показаний граждане имеют право на предоставление им средств предупреждения нежелательной беременности в рамках программ обязательного медицинского страхования, средств бюджетов и иных незапрещенных законами источников.
4.Медицинская стерилизация как метод предупреждения нежелательной беременности производится только после проведения обязательного медико-социального консультирования, с согласия пациентки, по основаниям и при наличии условий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
5.Женщина имеет право на бесплатное искусственное прерывание беременности. В целях предупреждения искусственного прерывания беременности врачи обязаны проводить беседы, направленные на разъяснение морально-этических, психологических и физиологических негативных последствий аборта. Искусственное прерывание беременности производится организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющими лицензию на соответствующий вид деятельности, в максимально безопасных условиях на основе современных технологий. Бесплатное медико-социальное консультирование проводится женщине по ее желанию в периодах до и после искусственного прерывания беременности всеми организациями государственных и муниципальных систем здравоохранения, включая индивидуальный подбор средств предупреждения нежелательной беременности.
Статья 7. Право несовершеннолетних на охрану репродуктивного здоровья
Несовершеннолетние имеют право на охрану репродуктивного здоровья, а также на образование и воспитание в сфере подготовки к семейной жизни, обращая особое внимание на ее духовную и нравственную сторону. Подготовка несовершеннолетних к семейной жизни осуществляется преимущественно в семье, а также по выбору детей и с согласия родителей проводится в образовательных учреждениях в соответствии с их решениями и со специально разработанными и утвержденными образовательными программами с учетом пола, возраста, особенностей психофизического развития несовершеннолетних, начиная с 14 лет, ранее - в исключительных случаях - по индивидуальным программам. Учебу проводят лица, имеющие специальную подготовку, а также может использоваться помощь и консультации психологов, школьных медицинских работников и иных специалистов в образовательных учреждениях. Областные органы исполнительной власти, органы и должностные лица местного самоуправления обеспечивают условия для получения несовершеннолетними услуг по охране репродуктивного здоровья и образования в сфере подготовки к семейной жизни. Услуги по охране репродуктивного здоровья, гарантированные законодательством Российской Федерации, оказываются несовершеннолетним бесплатно соответствующими государственными и муниципальными учреждениями.
Статья 8. Обеспечение права на получение информации
Областные органы исполнительной власти, органы и должностные лица местного самоуправления обеспечивают условия:
-
для пропаганды и распространения знаний по этике семейной жизни через средства массовой информации;
-
для широкого проката и показа фильмов и распространения иных видов информационной продукции, не содержащих сцен насилия, жестокости, порнографии;
-
для реализации образовательных и научных программ по семейной тематике в сфере кинематографии и телерадиовещания;
-
по запрещению продажи и распространения порнографических материалов среди несовершеннолетних на территории области.
Статья 9. Право на материнство
Женщина имеет право на охрану здоровья в период беременности, помощь в родах и послеродовом периоде с применением методов, сводящих к минимуму риск для ее здоровья, здоровья плода и новорожденного.
Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется женщине во всех организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения за счет средств бюджетов всех уровней и обязательного медицинского страхования в соответствии с перечнем гарантированных услуг.
Статья 10. Право на лечение бесплодия
1.Граждане имеют право на:
- лечение бесплодия, в том числе с применением современных вспомогательных репродуктивных технологий, разрешенных в Российской Федерации, производится как в рамках обязательного медицинского страхования, так и с привлечением иных средств;
- получение информации о сущности вспомогательных репродуктивных технологий, эффективности, оптимальных сроках их применения, возможных осложнениях, медицинских и правовых последствиях, а также о наличии других методов лечения бесплодия.
2.Граждане, состоящие в зарегистрированном браке, имеют право на применение вспомогательных репродуктивных технологий только по взаимному согласию.
3.Лечение бесплодия с использованием вспомогательных репродуктивных технологий проводится организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности.
Статья 11. Право на сохранение тайны при обеспечении реализации репродуктивных прав
1.Органы, организации и физические лица обязаны сохранять в тайне информацию, связанную с фактом обращения к ним граждан по поводу реализации ими своих репродуктивных прав, охраны здоровья и создания семьи.
2.Граждане имеют право на выбор лиц, которым может быть передана информация о состоянии их здоровья и планировании семьи.
3.Граждане имеют право на защиту своих репродуктивных прав путем обжалования действий (или бездействия), решений органов, организаций и должностных лиц, связанных с реализацией гражданами репродуктивных прав, в вышестоящих государственных органах или в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 12. Обеспечение реализации прав граждан на репродукцию и создание семьи
1.Консультирование и оказание помощи гражданам при реализации их прав на создание семьи и репродукцию возлагается на учреждения здравоохранения, образования, социальной защиты населения. Специалисты указанных учреждений должны иметь сертификат установленного образца.
2.Областные органы исполнительной власти, органы и должностные лица местного самоуправления осуществляют контроль за организациями и учреждениями по оказанию населению услуг по обеспечению реализации репродуктивных прав граждан и планированию семьи.
Статья 13. Финансирование деятельности организаций по обеспечению реализации репродуктивных прав граждан и созданию семьи
Финансирование деятельности государственных и муниципальных организаций по обеспечению реализации репродуктивных прав граждан и планированию семьи осуществляется в рамках средств федерального, областного, местных бюджетов, средств фондов обязательного медицинского страхования, а также иных источников, не запрещенных законами.
Статья 14. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования.