П Р О Е К Т
« Ц В Е Т У Щ И Й
Д В О Р»
А К Т У А Л Ь Н О С Т Ь:
Реализация поставленной задачи не
столько во благо себя самого, сколько во
благо людей, с которыми мы живём и во
благо окружающей среды
Цель проекта:
- понимание учащимися важности гражданского участия в решении актуальных вопросов по охране и озеленению школьного двора и села;
- в рамках проектной деятельности способствовать формированию активной гражданской позиции.
Задачи:
- приобретение учащимися знаний и навыков, необходимых для успешного участия в социально значимых проектах.
- выдвижение проблемных вопросов в масштабы села, активное участие при решении этих проблем.
- привитие учащимся трудовых навыков по оформлению и дизайна при озеленении;
Г л а в н а я з а д а ч а:
- добиться, чтобы учащиеся прониклись тревогой по поводу экологических проблем, ощутили ответственность за состояние пришкольной территории и стремились к конкретной деятельности по её благоустройству, чувствовали себя хозяевами школы, села и стремились к процветанию родного края;
- вести работу под девизом «От экологических знаний к практической деятельности».
Информационная справка о школе
Муниципальное образовательное учреждение « Татарско – Сугутская средняя общеобразовательная школа» расположена в деревне Татарские Сугуты Батыревского района ЧР.
Первая школа в деревне Татарские Сугуты была открыта в 1910 году как начальная школа. Специального школьного здания не было. Учились в отдельных домах. Школьное здание было построено в 1932 году. Тогда же она была преобразована в семилетнюю, в 1958 году в восьмилетнюю, а в 1978 году в среднюю.
В настоящее время в школе обучается 205 учащихся в одну смену. Количество классов – комплектов 11. В школе работает 25 учителей. В основном это творчески направленные и социально активные личности.
Обоснование необходимости
проекта
«Красота спасет мир», - говорил Достоевский. А красоту нужно беречь и приумножить. И начать надо с малого: посадить дерево, разбить клумбу, благоустроить газон, убрать мусор – это работа каждому по силам. Ведь нужно – то для этого всего лишь быть человеком, а не животным, и любить. Любить не на словах, не болтовнёй, а делом любить свой дом, свою малую родину. Эти слова из вступления Президента Чувашии Н.В.Фёдорова на расширенном заседании Кабинета Министров.
Понимая актуальность проблемы по озеленению территории школы, мы начали работу в 2003 году. Поэтому с одобрением приняли Указ Президента ЧР Н.В.Федорова «О годе парков и садов», как дополнительный стимул и значимый фактор. В связи с этим усилили работу, пересмотрели план работы, расширили объем работы.
Пояснительная записка
1 стадия
Учащиеся нашей школы весной 2003 года начали интересную работу по реализации проектов «Гражданин». За это время ребятами было разработано 6 проектов, каждый из которых интересен по своему содержанию, но один из результативных проектов был проект « Цветущий двор».
2 стадия
Здесь учащимся предстояло довольно детально проанализировать широкий спектр вопросов, которые значимы для нас и требует своего решения.
Условно эту стадию можно соотнести с ромашкой, лепестками которой будут актуальные проблемы школы, села.
И перед нами стояли такие проблемы, которых нужно было решать.
Экологическая проблема села
15 %
благоустройство самая чистая
школьной улица
территории 30 % 15 %
100 %
школьный спортзал автобус
20 % 20%
3 стадия
После проведения этой работы каждая группа представляла свои ответы и аргументы всему коллективу школы.
1. Далее учащиеся провели ранжирование этих проблем по степени важности.
2. Команда, которая выдвигала проблему, не только сделала
социологический опрос, но и с помощью фотоаппарата фиксировала примеры неблагополучия, ликвидация которых не потребует глобальных затрат. Вот вы видите эти фотографии.
При выборе проблемы мы обращали внимание на такие существенные критерии:
- посильность задачи для школьной команды;
- её соответствие возврату и возможностям учащихся;
- сумма затрат и сроки необходимые для реализации проекта;
- ожидаемые результаты.
4 стадия
На следующем этапе мы определили источники по сбору необходимой для работы информации. Ими стали, прежде всего, различные документы, материалы СМИ, естественно, те организации и структуры, которые призваны непосредственно заниматься вопросами благоустройства. Определив проблему, и необходимый круг источников, мы начали работу по сбору и анализу интересовавших нас информации. Изучая мнения учащихся, учителей, родителей, мы пришли к пониманию гармонии интересов школьников и широкого социального окружения. При решении некоторых вопросов, мы сталкивались с необходимостью применения конкретных законов, нормативных актов, впервые вступили в сотрудничество с представителями власти.
Именно вот на такие проблемы по проекту « Цветущий двор» нам пришлось конкретного обратить внимание. Был составлен поэтапный план наших действий по реализации данного проекта.
Этапы реализации проекта:
Продолжительность - 3 года.
Реализация проекта осуществляется в 4 этапа:
- подготовительный
- организационный
- практический
- заключительный.
Подготовительный этап:
В подготовительном этапе был объявлен конкурс на лучший ландшафтный дизайн школьного двора. На конкурсе участвовали 12 работ. Победительницей была Сабитова Ч.З. ученица 10 класса, теперь она уже студентка ЧГУ (ДиКТ). Она в своей работе конкретно указала, как нужно делать перепланировку пришкольного двора. Потом эту работу мы рассмотрели на заседание совета старшеклассников и внесли кое – какие изменения. Эту работу мы взяли за основу проекта.
Организационный этап:
После выдвижения проекта мы начали его изучать и разрабатывали свой план действий.
План
1. Замена изгороди пришкольного УОУ, замена старых тополей вокруг УОУ на молодые липы, ели.
2.Разбивка новых цветников 50 кв.м на территории школы:
- создание альпийской горки;
- создание беседки;
- живая изгородь из кустарников.
3. Ремонт придорожной лесополосы:
посадка деревьев по дороге от трассы Батырево – Красномайск до д.Тат. – Сугуты.
4. Озеленение территории вокруг памятника погибшим в ВОВ.
5. Создание школьного дендрария.
6. Посадка деревьев и кустарников смородины на пришкольном участке.
7. Обновление вывески на парке Хуснетдинова С.С.
8. Проведение субботника по благоустройству территории вокруг школы , на территории парка.
Практический этап:
И шаг за шагом начали реализовать вот этот план.
Первый шаг:
Мы создали цветочный городок. Городок был создан между главным зданием и зданием № 3.Здесь были сделаны клумбы и бордюры, выращивались однолетние и многолетние цветы. Из однолетних цветов использовали долгоцветущие виды: астры анютины глазки, петунии, бархатцы, сальвии, однолетние георгины, из многолетних цветов – ирисы, нарциссы, тюльпаны, ландыши, флоксы и другие.
Второй шаг:
Мы создали ландшафтный дизайн школьного двора:
- здесь создали альпийскую горку;
- создали беседки;
- старую изгородь вокруг географической площадки заменили живой изгородью из кустарников;
- создали новые клумбы: миксбордёр и цветник кантри.
Миксбордёр – (смешанный бордюр) цветник вытянутой формы и с многолетним, однолетних луковичных растений, обеспечивающих непрерывное цветение. Его располагают вдоль стен и дорожек на газонах, у террас. 20 – 25 видов растений гармонично сочетаются по высоте сроком цветения и цветовой гамме.
Цветник кантри – это цветник в сельском стиле создаёт с использованием горшков, старых ведер, бочек, тележек, в которые высаживают растения. Используемые цветовые сочетания – яркие, контрастные, режущие глаз.
Заменили старую изгородь пришкольного участка на новую. Тут дело не обошлось без помощи родителей. С них собрали родительский взнос для покупки новых штакетников, столбов.
А всю работу выполнили ребята старших классов под руководством руководителя ОБЖ и учителя труда Хасянова Н.А. Вокруг опытного участка росли старые тополя они постоянно затеняли участок. Их срубили.
Около спортзала было пересажено взрослые ёлки школьного дендрария. Такие ёлки были посажены и у памятника погибшим воинам во время ВОВ, а старые кусты шиповника выкорчевали. Территория памятника по плану будет реконструироваться дальше.
Заключительный этап:
На заключительном этапе мы обобщили и подводили итоги проделанной работы. Результат был на лицо.
Наши планы:
После преобразования пришкольного участка все родители были приятно удивлены. Даже некоторые бабушки приходили любоваться над клумбами и всё время не переставали нас благодарить. Теперь у нас увеличивалось число родителей, в чьих садах цветут наши цветы (у нас они берут семена, спрашивают советы, у кого лишнее приносят сами). Эти 1:1 увеличил контакт родителей со школой. Теперь, мы думаем, что можно приступить к следующему шагу, к новому проекту «Самая чистая улица», « Экологические проблемы села» совместно с сельской администрацией, идет разработка плана.
Но самое главное, анализируя результаты своей работы мы поняли, если дружно взяться за работу, оказывается можно его сдвинуть с «мертвой точки».