В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования в качестве основных задач модернизации российского образования названы «повышение его доступности, качества и эффективности». Качество усвоенных знаний и умений определяет на многие годы возможности ученика в сфере материальной и духовной культуры, его успешную реализацию. Поэтому в повышении качества образования заинтересованы государство, педагоги, ученики, родители, общество в целом. Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только учащиеся, но и преподаватели как участники образовательного процесса.
Так что же такое "Хорошее качество образования" для каждого из участников образовательного процесса?
Для учащихся хорошее качество образования связано, в первую очередь:
- с хорошими знаниями по всем предметам, когда по окончании школы ученик без проблем может поступить в ВУЗ;
- с возможностями в будущем достигнуть успехов в карьере, достигнуть цели, поставленной в жизни;
- с дополнительным знанием, обучением, пониманием предметов;
- с глубокими прочными знаниями по всем предметам.
Для родителей хорошее качество образования связано:
- с получением знаний, умений и навыков, которые позволяют выпускнику школы найти свое место в жизни, добиться уважения окружающих его людей;
- со знанием предметов, с хорошим оснащением школы, с профессионализмом педагогов;
- с умением учащихся применить полученные знания в жизни; с умением педагога увлечь детей своим предметом.
Для учителей хорошее качество образования связано:
- с умением подготовить школьника в ВУЗ, глубоким раскрытием наиболее интересных вопросов науки, подготовкой ученика не только умственно, но и нравственно;
- с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать;
- со школой, которая учитывает индивидуальные особенности школьника, способности и потребности детей; где учителя придерживаются гуманистического принципа воспитания, где есть творческие педагоги и мудрое руководство;
- с профессиональной позицией и самоощущением учителя, когда он четко представляет свои цели, знает, как их достичь и чувствует душевный комфорт.
В высказываниях учащихся в последнее время все чаще звучат ближайшие жизненные задачи - получение профессионального образования, в высказываниях родителей - успешное профессиональное самоопределение учащихся и достижение поставленных целей, в высказываниях учителей - гуманистические принципы воспитания, индивидуальный подход к детям, реализация творческого потенциала учителя.
Качество образовательного процесса синтезируется из следующих индикаторов:
- качества образовательной программы;
- качества потенциала педагогического состава, задействованного в образовательном процессе;
- качества потенциала обучающихся;
- качества средств образовательного процесса (материально-технической, лабораторно экспериментальной базы, учебно-методического обеспечения, учебных кабинетов);
- качества образовательных технологий;
- качества управления образовательными системами и процессами.
Я считаю, что в нашей республике проводится масштабная работа по модернизации математического и естественнонаучного образования. Важной мерой стало принятие Указа Главы ЧР от 1 июня 2012г. «О стипендии Главы ЧР за особые успехи в изучении физики и математики. В соответствии с Указом выпускникам школ, сдавшим ЕГЭ по математике и физике на 70 и более баллов и поступившим на технические специальности ссузов и вузов, расположенных на территории ЧР, назначается стипендия в размере 2000 рублей в течение первого года обучения. В 2013 году физику сдавали 86 выпускников района, из них 4 выпускника нашего района получили существенную прибавку к стипендии: это 3 представителя МБОУ «Батыревская СОШ №1»: Софронов Д. (79,79), Кириллова А.(92,79), Масяев Рамиль (77,73), 1 выпускник Шыгырданской СОШ имени Феизова - Курякова Гелия (70,73). В 2014 году показатели не столь высоки, и на это есть свои объективные причины. В ЕГЭ по физике приняли участие 95 выпускников, однако 10 выпускников не справились с заданиями. Средний балл по республике - 48,4, по району - 44,55, при этом лишь 2 школы в районе превысили данные показатели: МБОУ «Батыревская СОШ №1» - 54, МБОУ «Первомайская СОШ» - 56,2. Самый высокий балл по физике-79 баллов набрал Назаров Дмитрий- выпускник МБОУ «Батыревская СОШ №1»,учитель Падисова Е.Н., Казеев Андрей, выпускник МБОУ «Первомайская СОШ», учитель Петров Геннадий Иванович и Янешев Марат, выпускник МБОУ «Шыгырданская СОШ», учитель Халитова Фейме Шейхутдиновна, набрали по 69 баллов. В Основном Государственном Экзамене (ОГЭ) по физике приняли участие 14 выпускников, что значительно меньше, чем в прошлом году. Отсюда напрашивается вывод - недостаточно велась работа по профориентации, но с другой стороны результаты аттестации показывают, что сложные предметы выбирают мотивированные на продолжение физико-технического образования учащиеся. Все успешно справились с заданиями. Средний балл по району 4,7.
Результаты учащихся тесно связаны с ключевой фигурой в повышении качества образования, которой является педагог, готовый к переменам. Школы района укомплектованы высокопрофессиональными кадрами. В состав РМО учителей математики входят 44 учителя, в состав РМО физики – 18 учителей. Из них 9 учителей имеют высшую квалификационную категорию, 8 – первую квалификационную категорию.
Учителя школ постоянно повышают свой профессиональный уровень, посещая курсы повышения квалификации, участвуя в конкурсах профессионального мастерства. Профессиональные конкурсы – это не только серьезное творческое испытание для педагогов. Их проведение способствует эффективному развитию системы школьного образования, широкому внедрению в практику новых интересных методик и подходов к преподаванию, тем более проблема, над которой работало РМО учителей физики в 2013-14 уч. году – это «Повышение качества обучения физики через совершенствование форм и методов работы».
Ежегодно в районе под руководством методиста отдела образования Мустаевой Ю.И. проводится методический фестиваль учителей физики и математики «Уроки физики и математики в современной школе». В рамках фестиваля проведены:
- Конкурсы открытых уроков;
- Конкурсы внеклассных мероприятий;
- Конкурсы методических разработок и проектов.
Лучшие из лучших вышли в финал. Победители и призеры участвовали на республиканском методическом фестивале. По итогам фестиваля Чумерин Николай Иванович, учитель физики МБОУ «Батыревская СОШ №2», стал лауреатом 25-ого республиканского фестиваля; дипломантами фестиваля стали: Иванова Наталия Николаевна, учитель математики МБОУ «Шаймурзинская СОШ»; Чегаева Людмила Викторовна, учитель математики МБОУ «Большечеменевская СОШ», и Богданова Алевтина Григорьевна, учитель математики МБОУ «Тарханская СОШ»; Сабитова Рамия Семигулловна, учитель математики и информатики МБОУ «Татарского-Сугутская СОШ». Учитель физики МБОУ «Алманчиковская СОШ» Горбунова Марианна Александровна стала финалистом конкурса «Учитель года – 2014»; Мышова Валентина Михайловна, учитель математики МБОУ «Алманчиковская СОШ», - финалист конкурса «Лучшая модель внедрения педтехнологии в образовательном учреждении». Участвуя на различных конкурсах, учителя на своём примере доказывают, что учительский дар – это, прежде всего, призвание и огромный труд.
Каждый участник конкурса оставил после себя не только инновационные методические материалы, продемонстрировал свои открытия на педагогическом поприще, но еще, быть может, отдал частичку своей души. Надеемся, что успехи учителей скажутся на дальнейших успехах учащихся, на олимпиадах и конкурсах по предмету.
Работа с одаренными детьми – одно из приоритетных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Выявление и поддержка талантливых детей идут через учебную, внеурочную деятельность, творческие конкурсы, олимпиады и научно-практические конференции. Ежегодно проводятся районные олимпиады школьников по физике и районный конкурс-игра «Зубренок». Участниками республиканского этапа Всероссийской предметной олимпиады по физике в этом году были учащиеся МБОУ «Батыревской СОШ №1» Лампасова Анастасия и Назаров Дмитрий (учитель Падисова Е.Н.), по математике тоже Назаров Д. (учитель Селиванова А.В.). Назаров Д. второй год подряд становился призером республиканского этапа олимпиады по математике ,ныне Дима студент МГУ им. Ломоносова.
В районном конкурсе-игре по физике «Зубренок -2014» среди 7-ых классов победителем стал Кузнецов Никита, ученик МБОУ «Первомайская СОШ» (учитель Петров Г.И.); призерами: Солдатов Александр, ученик МБОУ «Батыревская СОШ №2» и Тесленко Валентин, ученик МБОУ «Новоахпердинская ООШ» (учитель Чумерин Н.И.); Павлов Кирилл и Чернов Евгений ученики МБОУ «Батыревская СОШ №1» (учителя Козлов П.П. и Падисова Е.Н.); Яббарова Энже, ученица МБОУ «Долгоостровская СОШ» (ученик Валиуллина Фарида Минсеитовна). Среди 8-ых классов победителем стал Тазюков Динар, ученик МБОУ «БСОШ №1».Призерами стали Петров Андрей и Карама Фенис, ученики МБОУ «БСОШ №1» (учитель Падисова Е.Н.); Якупов Ильяс, ученик МБОУ «Сугутская СОШ» (учитель Ильин Н.И.); Ялуков Василий, ученик МБОУ «БСОШ №2» (учитель Чумерин Н.И.); Шарафутдинова Гелия, ученица МБОУ «Шыгырданская СОШ им. профессора Феизова»(учитель Халитова Фейме Шейхутдиновна).
Несмотря на принятые меры по стимулированию выпускников, поддержке эффективных педагогов посредством стимулирующего фонда, введению новых стандартов образования и т.д., проблема повышения качества физико- математического и естественнонаучного образования сохраняется. Наблюдается снижение среднего балла ЕГЭ по сравнению с 2013г. (2013г.: математика- 55,74, физика-55,13; 2014г.: математика-40,51, физика-44,55). Ни по математике, ни по физике изучение предмета на профильном уровне не обеспечило 100% успеваемости выпускников в нашем районе. Это показатель того, что в районе существуют серьезные проблемы, связанные с организацией профильной подготовки учащихся. Эти факты объясняются тем, что в последнее десятилетие в наших школах проводилась глобальная гуманитаризация образования (в наших учебных планах соотношение гуманитарных и точных наук определяется как 2:1), лишь в последние два года мы стали снова говорить о необходимости восстановления инженерно-технического направления в школах. Количество часов на изучение физики, математики резко сократилось, из наших планов исчезли астрономия, черчение, выделяется мало часов на ведение элективных курсов и т.д. И все это происходит в век нанотехнологий и информатизации. Недостаточно эффективно проводится и работа с одаренными детьми. Слабо налажена в школах нашего района учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся по математическим и естественнонаучным дисциплинам. Это связано с необходимостью проведения настоящего исследования, а для этого нужна хорошая лабораторная база, которая во многих школах морально устарела. И в сравнении с городскими школами мы проигрываем по этому показателю, не можем конкурировать на серьезных конференциях.
Какие меры мы можем предложить для решения данных проблем?
- Создание эффективной профориентационной работы в 8-9 классах;
- Раннее начало профильного обучения, начиная с 9 класса;
- Отход от традиционной классной системы преподавания сложных технических предметов, переход на групповое разноуровневое обучение, обеспечивающее по-настоящему дифференцированный подход к учащимся;
- Переход на практико-ориентированное обучение, введение в учебный план школы социальной практики старшеклассников, причем не только по профильным предметам, но и жизненно важным курсам. Для этого необходимо создать широкую сеть договорных отношений школы с организациями, учреждениями, Вузами и Сузами и т.д. Но для решения этой задачи предприятия и организации должны понять, что готовить будущих врачей, юристов, инженеров, конструкторов, механиков должна не только школа, а может быть даже не столько школа, сколько будущие работодатели.
- Использование интерактивных методов обучения. Они должны быть не эпизодическими, а регулярными.
- Качественный набор детей в профильный класс;
- Создание в школе эффективной системы мотивации учащихся: стипендиальный фонд, организация для одаренных детей летних и зимних школ по предметам с привлечением лучших учителей района, преподавателей ВУЗов, ССУЗов, стажировочных площадок на базе ВУЗов и т.д. Подобный опыт уже есть в нашей школе по гуманитарным предметам, нужно распространить его и на естественнонаучное направление. Но это возможно сделать только на основе социального партнерства.
- Качественный подбор кадров для преподавания профильных предметов;
- Администрации ОУ необходимо взять под контроль качество проведения школьных олимпиад и подготовку к районным олимпиадам, а также проанализировать работу ОУ по выявлению одаренных детей и развитию их творческих способностей, включить в учебный план факультативные и элективные курсы по физике и астрономии;
- Соответствующее программно-методическое обеспечение;
- Оснащение профильных классов современным лабораторным оборудованием, например, «Эль-Микро» по физике.
В МБОУ «Батыревская СОШ №1» в новом учебном году открывается новый для нас профиль – инженерно-технический. И мы приглашаем будущих десятиклассников нашего района, заинтересованных в профильном естественнонаучном образовании, поступить в 10 класс нашей школы! Мы готовы обеспечить их качественным физико-математическим образованием!
И в завершение своего выступления я хотела бы предложить девиз учителям, который абсолютно правильно отражает реальные требования современной системы образования: «Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь». С новым учебным годом вас, коллеги! Здоровья, успехов, благополучия в семье и на работе!