Развитие физико-математического и естественнонаучного образования
в Батыревском районе
В условиях непрерывно возрастающего потока естественнонаучной информации выдвигаются повышенные требования к общеобразовательной подготовке учащейся молодежи, которая должна обладать не только фундаментальными знаниями основ естественнонаучных дисциплин, но и уметь творчески мыслить, а также быть инициативной и самостоятельной.
Естественнонаучные предметы сложны для изучения некоторыми детьми. Исходя из этого, педагоги школ ищут оптимальные варианты. Процесс развития естествознания находит свое выражение в слиянии обучения двух или трех предметов путём использования различных методов и приёмов.
В XX в. появилась тенденция к объединению методов исследования различных наук - интеграции знания. Типичной становится ситуация, когда один предмет изучается несколькими методами, а несколько разных предметов - одним методом. Методы физики проникают в химию, методы физики и химии - в биологию. Учителя Батыревского района проводят интегрированные уроки.
На фестивале методических идей «Уроки физики в современной школе» в феврале 2014 года на базе Шыгырданской средней школы имени профессора Э.З.Феизова» Халитова Фейме Шейхутдиновна, учитель физики и Юнисова Фирдиня Минзагитовна, учитель географии Шыгырданской СОШ имени профессора Э.З.Феизова» показали интегрированный урок в 9 классе по теме «Связь. Электромагнитные волны».
Учителя физики и музыки МБОУ «Батыревская СОШ №2» Чумерин Николай Иванович и Толстов Николай Петрович показали интегрированный урок в 9 классе по теме «Физика, звук, музыка» и на республиканском этапе стали лауреатами фестиваля.
(слайд6) На I республиканском фестивале учителей биологии Краснова Елена Павловна, учитель биологии Батыревской СОШ №1» и учитель русского языка Майрина Альбина Николаевна провели интегрированный урок по теме «Подготовка к ЕГЭ». На I районном фестивале учителей биологии учителя вышеуказанной школы Краснова Елена Павловна и Кошкина Надежда Александровна провели интегрированный урок по биологии и истории. Многие учителя проводят подобные уроки.
В районе созданы условия для профессионального роста педагогов в совершенствовании учебно - воспитательного процесса и повышения качества обученности учащихся по предметам математического и естественнонаучного цикла. Модернизация начальной школы является ключевым звеном реформирования образования, поскольку именно она задает вектор творческого саморазвития личности на весь дальнейший жизненный путь. Осознание этого привело к разработке Нового стандарта начального образования и концепции «Наша новая школа». Состояние детской души должно стать основным показателем успешности системы начального образования.
В математической и естественнонаучной подготовке учащихся района намечается положительная тенденция, младшие школьники показывают хорошие результаты по математике и естественнонаучным дисциплинам. Хочется отметить результативность дошкольной подготовки, в школы приходят дети с высоким уровнем готовности к обучению математике. Изучение естественнонаучных дисциплин начинается в начальной школе с предмета «Окружающий мир». Но в программе для начальной школы недостаточно уделяется учебного времени проведению ученических опытов и наблюдений.
Общеобразовательным учреждениям необходимо вести целенаправленную работу по повышению интереса к математике, приобретению учащимися опыта применения изученного материала в различных учебных и жизненных ситуациях.
Сегодня в районе ведется планомерная работа по переходу на новые стандарты. Вопрос сопровождения процесса внедрения ФГОС в образовательную практику является актуальным для всех методических служб.
Наряду с традиционной системой многие учителя района в своей работе стали умело использовать элементы развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, где широкое применение находит поисковый метод, метод творческих проектов, модульное обучение, где упор делается на коллективно-распределительную деятельность учеников и учителя.
Хорошие результаты работы по этой методике у учителей начальных классов Батыревской СОШ№ 1, Батыревской СОШ № 2, Сугутской СОШ, Староахпердинской ООШ. Хочется отметить творческую работу учителей Батыревской СОШ №1, Первомайской СОШ, Долгоостровской СОШ, Т.Сугутской СОШ, Шыгырданской СОШ№1, Шыгырданской СОШ им. Э.Феизова, которые умело внедряют в образовательный процесс инновационные педагогические технологии: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем, личностно - ориентированное обучение, технологию дифференцированного обучения по интересам детей.
На 2014-2015 учебный год перед учителями начальных классов поставлены задачи, связанные с деятельностным подходом.
Школьное лесничество Первомайской СОШ под руководством Чернышевой Людмилы Алексеевны занимается благоустройством и природоохранной работой в Буинском лесничестве. Министерство природных ресурсов и экологии ЧР отметило добросовестную работу школьного лесничества и объявило благодарность.
Батыревская СОШ №1 работает над реализацией проекта «Одаренные дети», который разработан с целью выявления одаренных детей из числа обучающихся, а также создания условий для оптимального их развития. Сроки реализации проекта с 2011 - по 2015 годы.
Таким образом, повышение интереса к обучению является одним из важнейших факторов повышения качества базового математического естественнонаучного образования!
Выдающийся российский хирург и общественный деятель Николай Иванович Пирогов говорил: «Всякая школа славится не числом, а славою своих учеников». Относится к таким Батыревская средняя общеобразовательная школа №1. Школаславится учениками, которые занимают призовые места в олимпиадах, научных работах, конференциях, конкурсах. Учителя математики и физики этой школы в работе с одаренными детьми используют различные формы:факультативы, кружки по интересам; занятия исследовательской деятельностью, конкурсы, научно-практические конференции, участие в олимпиадах, сотрудничество с ВУЗами.
На экране представлены результаты за последние 2 года:
Инновационная деятельность общеобразовательных учреждений отражается в перспективных программах развития, основу их составляют: компетентностный подход к содержанию образования, соответствующие инновационные технологии и средства обучения.
С введением профильного обучения на старшей ступени большинство выпускников наших школ выбирают социально-экономический профиль. В 2013-2014 учебном году этот профиль выбрал 251 учащийся. Большая поступаемость по социально-экономическому профилю у Сугутская средней школы -99% и Долгоостровской средней школы-81% выпускников.)
В 2012 учебном году резко уменьшилось количество учащихся, выбравших в качестве образовательной траектории естественнонаучный профиль, а в 2013 году –возросло.
Большой интерес у учащихся вызывает социально – гуманитарный профиль. На выборе данного профиля в 2012 году остановилось135 учащихся, а в 2013-14 учебном году – 192. По социально-гуманитарному профилю наибольший процент поступаемости в ВУЗы имеют Первомайская СОШ-83% и Полевобикшикская СОШ-76%.
В 2013-2014 учебном году 124 учащихся остановились на выборе химико–биологического профиля.
87% выпускников Балабаш-Баишевской средней школы, выбрали химико-биологический профиль и поступили в высшие учебные заведения.
К сожалению, существуют проблемы, связанные с организацией профильной подготовки учащихся. Ни по физике, ни по математике изучение предмета на профильном уровне не обеспечило 100% успеваемости.
Ответственность за качество подготовки учащихся профильных классов несет, прежде всего, администрация образовательного учреждения. Это:
качественный набор детей в профильный класс;
кадровый состав педагогов;
соответствующее программно-методическое обеспечение.
Каковы же причины, препятствующие развитию физико-математического профиля
1. Формирование интереса к наукам физико-математического и естественно-научного профиля должно вестись с дошкольного возраста.
- До сих пор администрацией некоторых школ не до конца осознаны глубинные основы введения профильного образования.
3. Отрыв предпочтений учащихся в выборе предметов на ступени профильного обучения от реального положения дел. Отсюда и проистекает ситуация, когда ребята не сдают единый государственный экзамен по предметам профилирующего характера.
4. Утверждённый администрацией школ профиль обучения не следует переменам в социальной среде, когда общество больше требует специалистов технического профиля, информационно-технологического профиля, химико-технологического профиля и т.д.
Вот здесь и нужно приложить совместные усилия как администрации школ, педагогов-предметников, педагогов-психологов и социальных педагогов для составления грамотного плана эффективного ведения процесса профильного обучения.
Неоценимую роль в совершенствовании естественнонаучного образования.
играет работа школьных психологов.
Работа психолога с профильными классами физико-математического и естественно-научного образования чаще всего затруднена в связи с высокой загруженностью старшеклассников, и в целях сохранения психофизиологического здоровья нецелесообразно привлекать школьников к дополнительным занятиям. Однако, учитывая тот факт, что юношеский возраст сензитивен (легко восприимчив) для определения жизненных планов, прояснения временной перспективы будущего, развития способности к целеполаганию, задача психолога состоит в использовании возможностей школьных воспитательных мероприятий, классных часов, компьютерных и мультимедийных технологий для психологической поддержки старшеклассников.
Профконсультирование и возрастно-психологическое консультирование направлены на формирование у учащегося стремления к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных с помощью психолога знаний о себе, своих способностях и перспективах развития.
- Развитие естественнонаучного мышления в процессе обучения биологии, химии, физике идет путем использования учителямимодульного обучения с активным использованием методов проблемного обучения, кейс–метода и метода использования тестовых заданий. Дети принимают участие в районном конкурсе-фестивале «Наука. Творчество. Развитие». Победителями и призёрами в секциях «Биология», «Химия», «Естествознание», «Физика», «Математика» за последние 3 года стали 100 учащихся
Вместе с тем учащиеся недостаточно принимают участие в конкурсах и олимпиадах тех ВУЗов, которые зачисляют на обучение победителей вне конкурса. В этом направлении работает Шугурова Луиза Семёновна, учитель биологии Балабаш-Баишевской СОШ, подготовившая победителя республиканской олимпиады по биологии», которую проводит медицинский факультет ЧГУ им. И.Н.Ульянова. Им стала Козлова Мария, ученица 10 класса Балабаш-Баишевской СОШ.
Опыт внедрения современных педагогических технологий обучения естественнонаучного цикла виден у учителей, принимающих участие в районном конкурсе «Лучшая модель внедрения педагогической технологии в образовательный процесс». В данном конкурсе за последние 3 года свои педагогические технологии представили 13учителей. (слайд20)
Профессиональные конкурсы — это не только серьёзные творческие испытания для лучших педагогов. Их проведение способствует эффективному развитию системы школьного образования, широкому внедрению в практику новых интересных методик и подходов к преподаванию.
На республиканском этапе фестиваля методических идей «Уроки математики и информатики в современной школе» учителя Батыревского района стали дипломантами. Иванова Наталия Николаева, учитель математики МБОУ «Шаймурзинская СОШ», стала дипломантом I степени; Чегаева Людмила Викторовна, учитель математики МБОУ «Большечеменевская СОШ» и Богданова Алевтина Григорьевна, учитель математики МБОУ «Тарханская СОШ», дипломантами II степени; Сабитова Рамия Семигулловна, учитель математики и информатики МБОУ «Татарско-Сугутская СОШ», дипломантом III степени.
Учителя химии и биологии Батыревского района добиваются хороших результатов, участвуя в конкурсах и фестивалях различного уровня.
Победителями Всероссийского конкурса учителей биологии, химии и математики, проведенного Фондом Дмитрия Зимина «Династия» совместно с Фондом «Современное естествознание», в номинации «Наставник будущих ученых» стали Карягина Надежда Евгеньевна, Краснова Елена Павловна. - МБОУ «Батыревская СОШ №1», Иванов Юрий Николаевич.- МБОУ «Алманчиковская СОШ» и Ябрукова Ирина Витальевна. – МБОУ «Тойсинская СОШ». Наши учителя ежегодно участвуют во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок», который проводит благотворительный фонд наследия Менделеева. В прошлом учебном году учитель МБОУ «Шаймурзинская СОШ» Квасова Надежда Сафроновна победила на республиканском этапе данного конкурса и заняла второе место на всероссийском этапе, который проходил в Москве. Она награждена медалью «За заслуги в образовании». В этом учебном году учитель МБОУ «Долгоостровская СОШ» Павлова Татьяна Васильевна также победила на республиканском этапе и заняла 2 место на всероссийском этапе в Москве.
Сабитова Гельнур Нурулловна – МБОУ «Татарско – Сугутская СОШ» - обладатель гранта президента «Лучшие учителя России».
Мурзакаева Галина Софроновна – учитель биологии и химии МБОУ «Большечеменовская СОШ»- победитель Всероссийского конкурса «Талантоха» в номинации «Тематическое планирование».
• Реализация требований ФГОС в школьных учебниках физико-математического и естественнонаучного профиля.
Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам основного образования. Их можно достигнуть, благодаря современным УМК, включающим учебные пособия нового поколения. Из утвержденного федерального перечня учебников, рекомендованных Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе на 2013/2014 учебный год, содержание которых соответствует ФГОС были выбраны классические линии УМК по биологии, химии, математике.
Годовой опыт подтвердил, что выбор учебников был правильным.
Материально-техническая база – необходимое условие функционирования и развития общеобразовательного учреждения. 9 кабинетов физики оснащены современным оборудованием и интерактивными досками, во всех кабинетах физики, химии и биологии имеются проекторы. Все это дает возможность учащимся осваивать основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования в соответствии с ФГОС.
Комплект мебели и демонстрационный стол для занятий по биологии в семи школах обеспечивают условия для проведения лабораторных и практических занятий с использованием муляжей, моделей, коллекций.
В настоящее время педагогическая общественность все больше осознает, что именно педагог способен сделать для здоровья учащихся гораздо больше, чем врач. Именно в образовательном учреждении обучающиеся проводят значительную часть дня, и не помочь им сохранить здоровье – проявление бездушия и непрофессионализма.
Предмет физика необходим всем, так как содержит мощный гуманитарный потенциал, дающий возможность развивать мышление, формировать мировоззрение, раскрывать целостную картину мира через основные законы и принципы природы, воспитывать эстетическое чувство и духовность, сохранять здоровье учащихся.
Все темы курса физики содержат внутренние возможности для формирования понятий о здоровье.
В районе открыто 6 инженерных классов: вТойсинской СОШ, Шыгырданской СОШ № 1, Шыгырданской СОШ им.проф.Э.З,Феизова, Батыревской СОШ №1, Батыревской СОШ №2, Первомайской СОШ.
Полученное оборудование помогает детям изучать основные законы в механике и физике, на практике применять знания.
В рамках работы инженерных классов в 10-11 классах Тойсинской СОШ ведётся предмет «Инженерная графика» (руководитель Плешков Владимир Леонидович). Многие учащиеся инженерного класса Тойсинской СОШ являются членами отряда юных космонавтов. Практические знания, полученные на занятиях в инженерном классе способствуют успешному выступлению учащихся на различных республиканских соревнованиях по судомоделированию. Обучающиеся детского объединения «Созвездие» при МБОУ «Тойсинская СОШ» руководитель Свинцов Вячеслав Германович в Первенстве Чувашской Республики по ракетному моделированию «Воздушные змеи» в Моргаушском районе в с.Юнга заняли II место.
В Первомайской СОШ начал работу кружок «Юный инженер» (руководитель Петров Геннадий Иванович).
Школы района укомплектованы высокопрофессиональными кадрами. На штатной основе работают 44 учителя математики и 18 учителей физики, 30 учителей химии и биологии. Из общего числа 57% учителей физико-математического и естественнонаучного цикла имеют 1 квалификационную категорию, 41% - высшую квалификационную категорию. 4 учителя имеют Звание "Заслуженный учитель", 12 – имеют Звание "Почетный работник образования, 6 - Звание «Отличник народного образования». (слайд26)
Педагогический коллектив постоянен. Учителя своевременно проходят курсы повышения квалификации на базе Чувашского республиканского института образования, Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я.Яковлева и интернет
Почётное место среди педагогов математики, физики, химии и биологии Батыревского района занимают такие учителя, как:
) Карягина Надежда Евгеньевна, учитель химии МБОУ «Батыревская СОШ №1» - её ученики занимают призовые места на районной предметной олимпиаде по химии; имеет 100-бальника (ЕГЭ) по химии; ученики успешно поступают и обучаются в вузах страны и работают по профилю;
) Квасова Надежда Сафроновна учитель МБОУ «Шаймурзинская СОШ» - призёр всероссийского этапа конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок»,
Клементьева Алефтина Ванифатовна, учитель математики МБОУ «Батыревская СОШ №1» - её ученики занимают призовые места на районной предметной олимпиаде школьников по математике, она подготовила призера республиканской предметной олимпиады школьников по математике Назарова Дмитрия (призер 2013 г. и 2014 г.);
Падисова Елена Николаевна, учитель физики МБОУ «Батыревская СОШ №1» - ученики ежегодно занимают призовые места на районной предметной олимпиаде школьников по физике:
В последние годы актуальными и весьма информационными в плане проведения всестороннего анализа оказываются современные виды тестирования, такие как Международное исследование по оценке качества математического и естественнонаучного образования и Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся
В 2011 Полевобикшикская СОШ была отобрана в числе 4 школ Чувашской Республики для участия на международном исследованиикачества математического и естественнонаучного образования TIMSS, было проведено тестирование учащихся 8 классов.
Чтобы ребята были готовы к изучению предметов естественнонаучного цикла, работу необходимо начинать уже с детского сада.
Так, в МБДОУ «Первомайский детский сад «Шусам» с 2004 года реализуется парциальная программа «Юный эколог» разработанная доктором педагогических наук, главным научным сотрудником института психолого-педагогических проблем детства Российской Академии образования, Светланой Николаевной Николаевой. Охвачено обучением по данной программе 75 детей.
Цель программы – воспитание экологической культуры дошкольников. В Первомайском детском саду ведется целенаправленная работа по воспитанию экологической культуры дошкольников. Воспитатели детского сада успешно работают над составлением экологических проектов и их реализацией. Хураськина Татьяна Аркадьевна защитила проект «Экологическая тропа», Герасимова Тамара Геннадьевна продолжает реализацию проекта «Времена года», Киргизова Ангелина Николаевна ведет кружок «Школа юного эколога», Гусева Надежда Михайловна и Киргизова Галина Николаевна работают над разработкой проектов по проведению экологических экскурсий и природоохранных акций. Музыкальный руководитель Тихонова Нина Валентиновна готовит с детьми экологические сказки и делится своим опытом на уровне региона и России.
Знания, полученные воспитанниками в ходе совместной деятельности с педагогами, помогают им участвовать и выигрывать в различных конкурсах на различных уровнях. Так, в районном интеллектуальном конкурсе «Любознайка», воспитанники детского сада «Шусам» неоднократно занимали призовые места.
Хорошая дошкольная подготовка способствует успешному обучению математике и естествознанию в начальной школе.
Данные Международного сравнительного мониторингового исследования качества математического и естественнонаучного образования TIMSS свидетельствуют о том, что есть связь между результатами учащихся 4 классов по естествознанию и математике и продолжительностью посещения детьми детских дошкольных образовательных учреждений. Лучшие результаты, как по математике, так и по естествознанию, имеют учащиеся 4 классов, посещавшие детские сады в течение 2–3 лет.
Дошкольным образованием в районе охвачено 2006 детей.
Детские сады укомплектованы педагогическими кадрами, оснащены современным учебно-методическим, игровым оборудованием.
Совершенствуя содержание дошкольного образования и его качества, в детских садах с. Батырево дополнительно к основной программе идет реализация парциальной программы по физическому развитию дошкольников «Физическая культура - дошкольникам». Как уже упоминалось, в МБДОУ «Первомайский детский сад «Шусам» реализуется парциальная программа по экологическому образованию дошкольников «Юный эколог».
Ежегодно Информационно-методическим центром отдела образования, социального развития, информационного развития и архивного дела администрации Батыревского района с целью подведения итогов и дальнейшего систематического развития интеллектуальных и творческих способностей ребенка-дошкольника проводится районный конкурс «Любознайка». Победителем конкурса 2014 г.- стала воспитанница Батыревского детского сада «Центральный» Ляллина Лилия, 2 место – Краснова Анастасия – Чувашишаковская начальная школа-детский сад; 3 место – Данилов Ростислав - Татмыш-Югелевская начальная школа-детский сад.
В 2013 – 2014 учебном году курсы повышения квалификации для воспитателей в ЧРИО прошли 15 человека, а также на базе МБДОУ «Батыревский детский сад «Сказка» профессиональную переподготовку кадров проходят 24 воспитателя.
В истекшем учебном году аттестовалось на первую квалификационную категорию 24 воспитателя, 1 инструктор по физическому воспитанию.
Все ДОУ укомплектованы педагогическими кадрами,
Во исполнение Указа Президента Чувашской Республики «О мерах по повышению доступности услуг в сфере дошкольного образования» и повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления в сфере дошкольного образования разработан план расширения сети учреждений, обеспечивающих максимальное удовлетворение потребностей в услугах дошкольного образования на 2011-2014 годы:
с октября 2013 года при МБОУ «Татарско-Сугутская СОШ» открылись 2 группы полного дня на 47 мест.
Традиционным стало проведение фестивалей учителей-предметников Батыревского района.
В работе II районного фестиваля учителей химии и биологии участвовали 16 учителей района. Было показаны 14 открытых уроков. Учителя награждены дипломами в самых различных номинациях, это всё мы видим на экране:
В III Республиканском фестивале учителей химии «Современный урок химии» среди 90 учителей многих районов республики достойно выступили 9 учителей химии Батыревского района. Результаты также можно видеть на экране:
В марте прошел II районный методический фестиваль учителей истории и обществознания «Лучшие уроки истории и обществознания в современной школе», представлены открытые уроки и внеклассные мероприятия с применением новых образовательных технологий.
Учитель географии Новоахпердинской ООШ Артемьев Виталий Александрович, участвуя на VIII Республиканском фестивале учителей и преподавателей географии по теме «Лучший урок географии», удостоен диплома.
В пятый раз в этом году географы нашего района вернулись победителями с республиканского краеведческо - туристического слёта учителей и преподавателей географии «Моя малая родина». Честь Батыревского района защищали Башмаков Владимир Васильевич - руководитель РМО учителей географии, учитель географии МБОУ «Тарханская СОШ», Карягин Леонид Александрович - МБОУ «Тойсинская СОШ», Кузнецова Алина Николаевна - МБОУ «Батыревская СОШ №1», Ёлкин Сергей Васильевич - МБОУ «Сугутская СОШ», Янаслова Надежда Геннадьевна - МБОУ «Первомайская СОШ им. В.Митты", Кальметов Сергей Петрович - МБОУ «Батыревская СОШ №2», Кошкина Людмила Ивановна - МБОУ «Староахпединская СОШ», Молотков Эседулла Мусеевич - МБОУ «Полевобикшикская СОШ», Тихонова Надежда Ильинична - МБОУ «Шаймурзинская СОШ».
В Республиканском институте образования в феврале 2014 года прошел 2-й республиканский фестиваль учителей чувашского языка и литературы «Открытый урок». На фестивале представили свои методические разработки уроков для национальных и русскоязычных школ и учителя Батыревского района. Генералова Галина Петровна, учитель Алманчиковской СОШ, стала дипломантом.
В целях распространения передового педагогического опыта в преподавании технологии и изо в марте 2014 года в районе прошёл первый районный методический фестиваль учителей технологии и изобразительного искусства. Как можем видеть на экране, победители фестиваля награждены грамотами по номинациям:
УчастникиIII районного Фестиваля учителей английского языка «Уроки английского языка в современной школе» показали высокое профессиональное мастерство при проведении открытых уроков. Победителями Фестиваля стали: II районный методический фестиваль учителей музыки (в этом году посвящён 170-летию со дня рождения Николая Андреевича Римского-Корсакова, 210-летию со дня рождения Михаила Ивановича Глинки и 110-летию со дня рождения Дмитрия Борисовича Кабалевского.
Наиболее творчески выступили учащиеся Батыревской СОШ № 2 Норваш Шигалинской Татарско-Сугутская СОШ, Батыревской СОШ №1.
В целях поддержки одаренных детей в районе ежегодно присуждаются стипендии главы администрации Батыревского района 5 обучающимся. С 2001 года данной стипендии удостоились 70 лучших учащихся района.
В 2014 году назначена специальная стипендия Главы Чувашской Республики за особую творческую устремленность, достигшим значительных результатов в учебной, исследовательской, научной, творческой, производственной, управленческой, спортивной, общественной деятельности и бизнес-проектировании 24 представителям молодежи нашего района. С 2007 года обладателями стипендии Главы Чувашской Республики стали 126 талантливых юношей и девушек района
В школах района проводятся научно-практические конференции со стендовой защитой проектов.
В 2013-14 учебном году учащимися школ района завоевано 2267 призовых мест в республиканских, межрегиональных всероссийских конкурсах. Лучшие результаты показали учащиеся Батыревской СОШ № 1(заместитель директора по научно-исследовательской работе Гранатская Антонина Фёдоровна), Шыгырданская СОШ №1 (заместитель директора по учебно-воспитательной работе Алеева Резеда завдатовна), Батыревской СОШ № 2 (заместитель директора по учебно-воспитательной работе Васюткина Вера Михайловна), Тарханской СОШ (заместитель директора по учебно-воспитательной работе Андреева Ольга Георгиевна) заняли соответственно 324, 278, 223, и 223 призовых места за пределами района. На протяжении последних 8 лет Батыревская СОШ №1 держит лидерство.
Впервые во Всероссийской олимпиаде «Видеоурок» ученики Шыгырданской СОШ №1 завоевали 9 призовых мест, из них ученица 2 класса Феткуллова Динара Камильовна стала победителем (руководитель: Хусеинова Гелнара Искендяровна)
Ученица 11 класса МБОУ «Батыревская СОШ №2» Полякова Алена под руководством учителя чувашского языка и литературы Селендеевой Майи Геннадьевны участвовала на межрегиональной олимпиаде по чувашскому языку и литературе и заняла 4-е место.
В VI районном конкурсе чтецов «Звучащее слово» учащиеся школ показали хорошие творческие способности, высокое исполнительское мастерство. Продемонстрировали большой опыт в качестве руководителей: Шаймина Галина Ильинична, Васюткина Вера Михайловна (Батыревская СОШ №2), Романова Людмила Ильинична (Первомайская СОШ), Ефимова Ольга Петровна (Тарханская СОШ), Сурнаева Татьяна Александровна (Полевобикшикская СОШ), Ёлкина Тамара Фёдоровна (Сугутская СОШ).
В целях привлечения внимания детей и молодежи к чувашскому языку и культуре, воспитания чувства патриотизма и любви к родному краю в районе проводятся Дни творчества национальных поэтов.
На 48-й научной конференции по гуманитарным наукам на факультете чувашской филологии и журналистики Чувашского государственного университета им. И.Н.Ульянова ученица 10 класса МБОУ «Первомайская СОШ» Выросова Татьяна получила диплом II степени (руководитель – Сорокина Елена Федоровна
Системой дополнительного образования охвачено 85 процентов детей в возрасте от 5 до 18 лет.
В районе работает МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей» (24 детских объединения с охватом 379 детей), АУ ДОД «ДЮСШ «Паттар" МО «Батыревский район» (с охватом 830 детей), МБОУ ДОД «Батыревская детская школа искусств» (с охватом 270 учащихся). В 16 средних, в 3 основных общеобразовательных учреждениях района работают 366 кружков и секций (в том числе спортивные секции, технические и предметные кружки, клубы по интересам), где заняты 96 % учащихся.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Батыревская детская школа искусств» имеет шесть cтруктурных подразделений в населенных пунктах Батыревского района Чувашской Республики. В школе успешно реализуются проекты, направленные на совершенствование качества воспитания и содержания образования: «Музыкальный лекторий», «Неделя музыки».
В течение 2013-2014 учебного года было организовано и проведено около 50 массовых мероприятий.
Основной целью работы Центра дополнительного образования детей Батыревского района в 2013-2014 учебном году являлось - создание условий для личностного развития детей, для удовлетворения их интересов, способностей и дарований, для адаптации их к жизни в обществе, формирования общей культуры и организации содержательного досуга.
Для обеспечения занятости детей во внеурочное время в 2013 – 2014 учебном году при Центра дополнительного образования детейорганизована работа 24 учебных объединений с охватом 379 учащихся по разным направлениям деятельности: (Актуальным остаётся вопрос об оснащении кабинетов детских объединений.
В 2013-2014 учебном году организовано и проведено более 10 районных мероприятий, направленных на развитие спортивно-технического и технического творчества учащихся. Наиболее успешно выступили и стали призёрами в республиканских конкурсах:
команда МБОУ «Батыревская СОШ №2» на слете юных пожарных, проходившем в мае 2014 года в г. Чебоксары, заняла II место (руководитель Антипов Виктор Львович);
учащиеся детского объединения «Юный лесовод» педагог Чернышева Людмила Алексеевна и учащиеся детского объединения «Юный эколог» педагог Квасова Надежда Софроновна приняли участие на республиканском слете юных экологов и краеведов в Заволжье г.Чебоксары и заняли III место.
По итогам XCпартакиады школьников Чувашской Республики по спортивно-техническим и прикладным видам спорта на кубок им.А.Г.Николаева в 2013-2014 учебном году Батыревский район занял II место. В зачет Спартакиады включены соревнования по авиамодельному, ракетомодельному, судомодельному спорту, картингу, слеты юных инспекторов движения и юных пожарных и др.
В целях выявления одаренных детей, сплочения школьного коллектива, вовлечения обучающихся в активную деятельность в феврале 2014 г. проведен районный конкурс "Ученик года-2014".В конкурсе приняли участие старшеклассники из 10 общеобразовательных учреждений. «Ученик года-2014» стала Карикова Марта ученица 11 класса Сугутской средней школы, целеустремленная, эрудированная, артистичная девушка.
В целях развития гражданской активности детей и молодежи, эффективного сотрудничества между общественными объединениями и органами власти, а также в рамках празднования Года культуры прошел конкурс лидеров детских общественных организаций и объединений«Моя инициатива».По итогам конкурса первое место заняла лидер детского объединения «Бурнашевцы» МБОУ «Полевобикшикская СОШ» Сурнаева Регина,
Во многих школах Батыревского района существуют отряды юных инспекторов дорожного движения.
В мае 2014 года на базе Староахпердинской основной общеобразовательной школы прошел районный конкурс-фестиваль юных инспекторов движения «Безопасное колесо».
Победитель конкурса – команда Староахпердинской ООШ приняла участие на республиканском конкурсе юных инспекторов движения «Безопасное колесо» и заняла 4 место.
В целях формирования активной гражданской позиции и эффективного сотрудничества между общественными объединениями 20 мая 2014 года состоялся VIII Слет-фестиваль детских организаций и объединений. На районный слет собрались14 детских объединений района, всего 100 участников.
Отделом образования, социального развития, информационного обеспечения и архивного дела администрации Батыревского района ежегодно ведётся работа по организации отдыха, оздоровления и занятости детей.
На приобретение путевок в загородные оздоровительные лагеря в этом году району выделены средства на сумму 2127700 рублей.
В загородных оздоровительных лагерях в период летних школьных каникул отдохнули 187 детей.
На проведение оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей в 2014 году выделены средства в сумме 1486300 рублей. На базе 17 общеобразовательных учреждений в 2 смены отдохнули 983 ребенка.
На организацию палаточных лагерей в 2014 году выделены средства в сумме 328700. В мае в палаточных лагерях отдохнули 290 детей.
Повысить эффективность воспитательной деятельности можно, если воспитательную функцию будут нести все направления деятельности образовательного учреждения: учебная, досуговая, профориентационная, профилактическая и др. Для этого должны быть созданы дополнительные пространства воспитательной деятельности. Прежде всего, это связано с развитием дополнительного образования детей и организацией внеурочной деятельности в образовательных учреждениях.
Исходя из вышесказанного, поставлены задачи
на 2014-15 уч. год:
- Вести работу по развитию физико-химического и физико-математического профилей в ОУ района;
- увеличить количество детей, занимающихся в технических кружках (до 10% к 2020 году);
- заключать договора с вузами для дальнейшего развития кадрового потенциала системы образования на основе привлечения молодых специалистов, стимулирования;
- укрепить материально-техническую базу кабинетов детских объединений.