Праздник Сабантуй известен в нашей стране и за ее пределами. И хотя Сабантуй – мусульманский праздник, но за свою многовековую историю он приобрел столько поклонников, что поистине может называться народным. Сабантуй – сельский праздник и отмечается он в честь окончания весенних полевых работ.
Сабантуй («сабан туе») в переводе означает «праздник плуга». Он не имеет точной календарной даты, все зависит от времени окончания посева. Сабантуй восславляет природу, труд землепашца. Обычно во время праздника, который длится 3 – 5 дней, проводятся сельские ярмарки, свадьбы, молодежные гулянья. Среди обрядов Сабантуя – коллективное угощение кашей, сбор детьми крашеных яиц. В комплекте игр и состязаний – конные скачки, прыжки в длину, лазание по гладкому столбу за укрепленным на верхней перекладине призом, бой мешками на бревне и многое другое.
Еще в 921 году христианской эры его описал в своих трудах знаменитый исследователь Ибн Фадлан, прибывший в Булгар в качестве посла из Багдада. Также в Алькеевском районе Татарстана учёными был обнаружен надгробный камень булгарского периода, надпись на котором гласила, что усопшая почила в 1120 году в день Сабантуя.
Первоначальная цель обряда, вероятно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году.
С изменением хозяйственного уклада жизни магические обряды теряли смысл, но многие из них продолжали бытовать уже как народные увеселения и праздники. Так случилось и с сабантуем.
В XIX веке Сабантуй был уже просто веселым народным праздником, который знаменовал начало очень сложных, трудоемких сельскохозяйственных работ. Только в отдельных местах сохранились пережиточные обряды, указывающие на первоначальную связь сабантуя с религиозными поверьями.
Исследования последних лет показывают, что Сабантуй состоял из чередования обрядов, которые совершались ранней весной — с первого таяния снега до начала сева. Бытовал этот праздник в большинстве деревень казанских татар и татар-кряшен (крещёные татары). В деревнях татар-мишарей (нижегородские татары) сабантуй не проводили, хотя отдельные весенние обряды, входящие в него, встречались и там (сбор детьми крашеных яиц, игры с яйцами и др.) В проведении его наблюдались локальные различия, вызванные наличием или отсутствием отдельных обрядов.
Определение батыра, победителя в национальной борьбе, - гвоздь праздника сабантуй. Обычно недели за две до сабантуя претенденты на победу переставали выходить на полевые работы. Для них резали наижирнейшую овцу, они ели сколько душе угодно свежих яиц, масла, меду, набирались сил, чтобы защищать честь родной деревни.
Борцам требуется немалой силы, хитрости и ловкости. Схватка происходит по строгим правилам. Соперник должен повисеть на твоем кушаке (полотенце) в воздухе, а потом оказаться на лопатках. Судят борьбу самые многоопытные и уважаемые старики - аксакалы. Строго смотрят они за борцами: не было ли во время борьбы запрещенных приемов - на майдане нет места даже малой несправедливости.
Джигиту, ставшему батыром сабантуя, - честь и слава. Издавна было принято награждать батыра отличным жирным бараном (хотя теперь это может быть и другой ценный приз: телевизор, мотоцикл, холодильник…). С беспокойным призом на плечах он совершает круг почета, качают его всем майданом. Окружив плотно, ведут его к повозке с подарками и призами, дугу украшают многообразными дарами и едут домой.
С отъездом батыра майдан расходится. Когда повозка с героем дня, вызванивая колокольчиками, въезжает на деревенскую улицу, кругом всеобщее ликование: вот победитель! Все улыбаются ему, машут приветственно руками...И до следующего года он самый знаменитый человек в округе, долго-долго быть ему еще в центре внимания. Участники праздника с гостями расходятся по домам, чтобы отметить сабантуй за веселым обильным праздничным столом. А молодежь продолжает игры, песни, пляски на весеннем лугу. Звучат гармошки, баяны, аккордеоны. Поются песни, новые и те, что сложились еще тысячу лет назад.
Празднуют Сабантуй, как в республиках, где проживает большое количество мусульман, так и в центральных регионах России.
Вот как, например, праздновали в деревнях Мамадышского, Кукморского, части Сабинского и Арского районов, во многих деревнях восточных и юго-восточных районов Татарстана, а также в татарских деревнях Вятско-Полянского района Кировской области.
Как только сходил снег, старики-аксакалы собирали сход и договаривались о сроках проведения сабантуя. В назначенный день дети отправлялись по домам собирать крупу, молоко, масло, яйца. Из этих продуктов какая-нибудь женщина готовила в поле у воды (иногда в доме) кашу для детей. Такая каша называлась дэрэ или зэрэ боткасы (смысл терминов дэрэ, зэрэ неясен), а в восточных и юго-восточных районах Татарстана — карга боткасы — «грачиная каша» или «воронья каша». Так как истоки праздника лежат в архаичных, доисламских верованиях, и одном из них, культе птиц — вороны.
На следующий день, чуть свет, дети, надев на себя обновки (обязательно новые лапти с белыми суконными чулками — тула оек), отправлялись по домам собирать крашеные яйца. У каждого в руках был мешочек, сшитый из красного конца браного — кызыл башлы сёлге — (вытканного узорами) полотенца. Все хозяйки не только красили яйца, но и пекли специально для детей булочки, орешки из теста — бавырсак и готовили конфеты.
В некоторых деревнях первого вошедшего в дом мальчика хозяйка сажала на подушку, приговаривая: «Пусть легкой будет твоя нога, пусть будет много кур и цыплят…». Первому обязательно давали яйца, и гостинцев ему доставалось больше, чем остальным.
В этот же день, до обеда, после того как ребятишки кончали обход, выезжали верхом на нарядных лошадях юноши. Начинался так называемый сёрэн сугу (сбор яиц юношами). Группами по 8—10 человек они объезжали деревню. Останавливаясь у каждого дома, иногда заезжая во двор, просили яйца. Каждая хозяйка выносила по несколько сырых яиц, которые складывали в особую кошелку. Когда объезд деревни завершался, один из наездников, более ловкий и быстрый, хватал кошелку и во весь опор мчался за околицу. Задача остальных юношей заключалась в том, чтобы нагнать его. Если это не удавалось, все яйца доставались победителю, что случалось редко, обычно же юноши устраивали совместное угощение.
Помимо сёрэн сугу на лошадях в некоторых деревнях устраивали сёрэн пеший — жэяуле сёрэн. Несколько ряженых мужчин шли по домам, где собирали яйца и требовали угощения. На того же, кто его не давал, грозили накликать различные беды, но обычно отказывали им редко.
Через несколько дней, когда время приближалось к севу, юноши верхом на лошадях выезжали собирать подарки для победителей состязаний. Жители деревни охотно отдавали приготовленные заранее вещи: платки, отрезы материи, чулки, яйца и т. д. Самым ценным подарком считалось полотенце с браными узорами. Его обязательно должны были приготовить молодухи (яшь килен), вышедшие замуж в период между двумя последними сабантуями. Сбор подарков сопровождался веселыми песнями, шутками, прибаутками.
На следующий день проводились состязания: как правило, майдан (место состязаний) находился в районе парового поля. К назначенному времени туда со всех сторон стекался народ: шли пешком, ехали семьями на лошадях жители не только этой деревни, но и всей округи. Чтобы иметь возможность побывать на майдане в соседних деревнях, соблюдалась очередность в его проведении. Дуги, гривы лошадей украшали узорными полотенцами, пестрыми отрезами ситца. Все присутствующие в этот день доставали из сундуков самые лучшие наряды, украшения.
Соревнования начинались со скачек. Ни в одной татарской деревне сабантуй не обходился без них. Лошадей, участвующих в состязании, отводили на определенное расстояние, километров за 5—10 от деревни. Финиш устраивался поблизости от майдана. Пока лошади были далеко, на майдане шли состязания в беге, который начинали мальчики или старики: участники состязаний всегда группировались по возрасту.
Лучшие призы предназначались победителю скачек, а также батыру, которым становился тот, кто побеждал во всех схватках по национальной борьбе.
Если батыры и джигиты демонстрировали на сабантуе силу, удаль, сноровку, то певцы и музыканты ждали этого праздника, чтобы продемонстрировать свой талант и мастерство, услышать одобрение народа. Во время сабантуя люди узнавали новые песни, запоминали незнакомые до сих пор мелодии, чтобы петь их потом — в поле во время жатвы или дома в долгие зимние вечера.
Завершался сабантуй вечерними молодежными игрищами. До глубокой ночи звучали гармоники, скрипки, парни и девушки пели песни, водили хороводы.
А вот как отмечается Сабантуй в деревне Ахматово Рязанской области. Нужно отметить, что в Касимовском районе проживает большая татарская диаспора. Своим название город Касимов и Касимовский район обязаны казанскому царевичу Касиму, бежавшему с войском в Московское княжество. На пожалованных Касиму землях образовалось Касимовское царство, просуществовавшее более 200 лет.
До сих пор названия многих населенных пунктов в окрестностях Касимова имеют явно тюркское происхождение: Матказино, Джегурманово, Халымово, Шегашаново, Беркеево, Ахматово и т.д.
Лучший батыр получил барана
Обычно этим словом мы ошибочно называем обильные возлияния. Устроить сабантуй - значит, в народном понимании, крепко загулять, выпустить пар. В действительности Сабантуй ничего общего с пьянкой не имеет. И хотя горячительные напитки в умеренных количествах здесь не возбраняются, предназначение национального праздника Сабантуй совсем другое. Он знаменует окончание весенних полевых работ и отмечается как праздник плуга. Гвоздем события становится вовсе не выпивка, а состязание в ловкости и силе татарских юношей и мужчин - батыров, или, по-нашему, богатырей.
Чтобы поучаствовать в настоящем Сабантуе, я отправился в Касимовский район к местным татарам. Касим - так звали татарского царевича, который бежал от своего кровожадного брата Махмутека к Московскому великому князю Василию Темному и обещал служить ему верой и правдой. За это московский князь жаловал Касиму мещерские земли, где в середине XV века возникло Касимовское ханство.
До сих пор в селах и деревнях района небольшими группами проживают татары, соблюдают национальные обычаи, посещают мечеть, не забывают родной язык. А в начале июня, перед сенокосом, проводят Сабантуй, угощая гостей блюдами национальной кухни.
«Савмэсэс!» - слышу я вокруг, что по-татарски означает «Здравствуйте!». В этом году местом действия становится село Подлипки. Сегодня «бьются» батыры из Подлипок и деревни Ахматово. Пока юноши разминают мускулы, на зрительской площадке собираются гости. На некоторых красуются расшитые золотом бархатные тюбетейки.
- Савмэсэс! - подхожу я к пожилому аксакалу Алею Хайрулловичу Сакаеву. - Вы тоже участвуете в празднике?
- А как же! Стараюсь приезжать на Сабантуй каждый год. Сюда, в Подлипки, я отправился прямо из Касимовской мечети. Там сегодня большое торжество. Нашей мечети исполнилось сто лет.
Алей Хайруллович - ветеран двух войн, участник обороны Ленинграда. Довелось ему воевать и в финскую кампанию. А в мирное время работал шофером в карьерном управлении, его труд отмечен орденом «Знак Почета». С радостью созерцает 86-летний аксакал приготовления батыров на майдане. Не забывает традиций молодежь, крепкие парни будут сегодня состязаться в национальной борьбе керэш!
Почти семь десятилетий в Касимовском районе о Сабантуе ходили только предания. Но 11 лет назад праздник возродили, для чего специально из Казани приглашали делегацию. Казанские татары рассказали, как правильно отмечать национальный праздник плуга.
Говорят, что скакун заранее чувствует приближение Сабантуя. В этой татарской поговорке смысл праздника. Он рождается в народе, а не по распоряжению районного начальства. И стоит отдать должное главе Касимовского района Михаилу Васильевичу Куликову, начальнику районного отдела культуры Валентине Васильевне Истоминой, которые бережно отнеслись к традиции. Вновь проведя Сабантуй на высоком уровне, они не превратили его в «плановое культурное мероприятие». Казалось, что гуляния идут по собственному сценарию, и народ выражает свое веселье естественным образом. Значит, фольклорная ценность праздника не потерялась. Это отметил и директор областного научно-методического центра народного творчества Вячеслав Васильевич Коростылев. Он также наряду с главой Касимовского района М.В.Куликовым в неформальной обстановке приветствовал гостей и участников. Радостным гулом были встречены слова поздравления от представителя Рязанской области в Совете Федерации Рафгата Закиевича Алтынбаева.
Вот статная татарочка Наиля Бахтивозина в тюбетейке и накинутой на плечи белой шали выходит петь песню «Мине сэрем» («Мой секрет»). Потом чередуются национальные русские и татарские танцы. Слышится мотив задорной рязанской частушки, и тут же гармонист выдает татарские народные наигрыши. Что тут начинается! Люди выскакивают из-за столов и пускаются в пляс. Танцуют - как привыкли и как умеют. В одном кружке и татары и русские. Команды батыров тоже смешанные. И русский хлеб-соль соседствует с татарским блюдом гостеприимства - чак-чаком.
Скакун чувствует Сабантуй и заранее к нему готовится. Выражаются эти приготовления также в обилии блюд национальной кухни. Меня, к примеру, пленила конская колбаса. Тонко нарезанные кусочки являются изысканным деликатесом. Хорошо на голодный желудок съесть парамачи (беляши) или туяше (пончики). Отличный десерт - ляваш (треугольнички из теста с изюмом и курагой). Я же налегал на медовую сдобу чак-чак. В каждом селе, где живут татары, есть свой рецепт приготовления этого лакомства.
На майдане меряются силой и ловкостью татарские богатыри. Среди забав - бой мешками на бревне, перетягивание палки, лазание по гладкому столбу, где на десятиметровой высоте привязана корзинка с петухом. И, конечно же, украшение состязаний - национальная борьба керэш. Борцы обхватывают спины друг друга поясами и пытаются повалить на ковер. По итогам всех схваток побеждает команда из села Подлипки. А лучший батыр Дмитрий Дубчак взваливает на свои плечи главный приз - живого барана.
- Это моя первая победа в Сабантуе, - делится радостью Дмитрий.
Татарского языка он не знает. Но среди друзей Дмитрия много касимовских татар. И праздник Сабантуй он также считает своим.
Десятки российских губерний, где есть территории компактного проживания татар, отмечают его не первый год. Но праздник, похоже, оседлал самого быстрого скакуна и несется по планете. Сабантуй проходит уже в США, Финляндии, Турции, Германии, Канаде, Австралии, странах Балтии и во многих других странах мира.
Дмитрий Соколов, Галина Ларчева «Рязанские ведомости», 2006 год.