Батыревский район Чувашской РеспубликиОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Информация о состоянии здоровья населения Чувашской Республики в 2012 году

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://batyr.cap.ru/

 

«Здоровье начинается с тебя»

 

Приоритеты и акценты в реализации поставленных перед органами здравоохранения и социальной защиты целей и задач определены Президентом Российской Федерации и Главой Чувашской Республики. Все они направлены на обеспечение конституционной обязанности государства по созданию, но уже на более качественном уровне, благоприятных условий для долгой, безопасной, здоровой и плодотворной жизни людей, экономического роста и социальной стабильности в обществе.

По данным Всемирной организации здравоохранения здоровье человека и продолжительность его жизни только на 10% определяются состоянием здравоохранения и качеством оказываемой медицинской помощи, еще 10% - наследственность, на 20% здоровье зависит от состояния внешней среды и природно-климатических факторов. Максимальное влияние на здоровье человека – до 60% – оказывает образ жизни, приверженность каждого гражданина здоровому образу жизни или, наоборот, наличие вредных привычек.

Формирование социальной политики и политики в сфере здравоохранения основывается на анализе демографической ситуации в республике.

В 2012 году в Чувашской Республике родилось на 1307 младенцев больше, чем в 2011 году (17472 против 16165). Коэффициент рождаемости увеличился на 8,5% и составил 14,0 на 1 тыс. населения (Россия – 13,3, ПФО – 13,3). В 2012 году по сравнению с 2011 годом рост рождаемости зарегистрирован в 22 районах и городах республики. Впервые за 20 лет естественная убыль населения сменилась естественным приростом и составила +0,7 на 1 тыс. населения (Россия – 0,0, ПФО – минус 0,7).

В республике возросло число повторных рождений. За 2012 год по сравнению с 2011 годом, число детей, рожденных вторыми по очередности рождения, увеличилось на 10,9% и составило 7000 детей, третьими – на 27,4% (1955 ребенка), четвертыми и более – на 17,4% (606 ребенка).

Этому во многом способствовала социально направленная политика, проводимая в России и Чувашской Республике. В дополнение к российскому материнскому капиталу в республике выплачивается республиканский материнский (семейный) капитал в размере 100 тыс. рублей семьям, в которых с 1 января 2012 г. родился третий или последующий ребенок.

В рамках Указа Президента Чувашской Республики от 4 марта 2011 г. №23 «О дополнительных мерах поддержки многодетных семей в Чувашской Республике» многодетным семьям в Чувашской Республике предоставляются земельные участки на безвозмездной основе.

В целях дальнейшей стабилизации демографической ситуации Указом Главы Чувашской Республики от 27 июня 2012 г. № 77 с 1 января 2013 года введена ежемесячная денежная выплата в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей до достижения ими возраста 3-ех лет. 

Сохранению жизни и здоровья каждого рожденного ребенка, а особенно это важно в условиях перехода на новые критерии регистрации рождений, способствует четко организованная система предоставления медицинской помощи в службе охраны материнства и детства.

Показатель младенческой смертности в Чувашской Республике самый низкий по ПФО. В Чувашской Республике в 2012 году умер 91 ребенок первого года жизни, или 5,3 на 1000 родившихся живыми (Россия – 8,7, ПФО – 7,7).

Число умерших в 2012 году по сравнению с 2011 годом уменьшилось на 316 человек, показатель общей смертности населения Чувашской Республики снизился на 2,2%, составив 13,3 на 1 тыс. населения, оставаясь стабильно ниже среднего по России (13,3‰) и ПФО (14,0‰) уровня. Уменьшение числа умерших в 2012 году по сравнению с 2011 годом зарегистрировано в 14 муниципальных районах и городских округах республики.

По итогам 2012 года по сравнению с 2011 годом снизились показатели по 10 из 19 основных причин смертности.

Основными причинами смерти населения республики за 2012 год остаются болезни системы кровообращения (45,5% всех умерших), внешние причины (14,3%), новообразования (11,2%) и болезни органов дыхания (7,3%).

С 2008 года согласно федеральным порядкам оказание медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями осуществляется по схеме «1+5», включающей Региональный сосудистый центр и пять первичных сосудистых отделения на базе крупных межрайонных центров.

За счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики организованы два дополнительных сосудистых отделения на базе БУ «Городская клиническая больница № 1» Минздравсоцразвития Чувашии для оказания медицинской помощи больным с инсультом г. Чебоксары (в 2010 г.) и БУ «Центральная районная больница Алатырского района» Минздравсоцразвития Чувашии для оказания медицинской помощи больным с инфарктом миокарда г. Алатыря и Алатырского района (в 2011 г.).

В результате развития системы оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями в виде трехуровневой модели за 2012 год в сравнении с 2011 годом снизилась смертность от ишемической болезни сердца на 6,2%, от инсульта – на 10,2%.

Показатель смертности всего населения от болезней системы кровообращения увеличился с 593,2 в 2011 году до 606,2 на 100 тыс. населения в 2012 году (Россия – 737,1, ПФО – 757,3).

Рост количества умерших от болезней системы кровообращения произошел в основном за счет лиц старше трудоспособного возраста (на 2,5%), в то время как в трудоспособном возрасте смертность от заболеваний сердечно-сосудистой системы снизилась на 1,2%.

Всего с начала реализации сосудистой программы удалось сохранить 3476 человеческих жизней.

В целом по республике число умерших от внешних причин смерти в 2012 году снизилось по сравнению с 2011 годом на 8,0%, в расчете на 100 тыс. населения показатель смертности от вышеуказанной причины составил 191,1 человека (Россия – 135,3, ПФО – 154,5).

Наибольший удельный вес в структуре смертности от внешних причин занимают самоубийства (14,2%), транспортные травмы (11,9%), случайные отравления алкоголем (7,9%).

С учетом актуальности задачи снижения смертности всего населения от внешних причин в Чувашской Республике реализованы мероприятия оперативного плана профилактических мероприятий по сокращению смертности и травматизма от внешних причин, включая дорожно-транспортные происшествия, пожары, стихийные бедствия и происшествия на воде, в Чувашской Республике на 2012 год, а также мероприятия по реализации концепций развития наркологической и психотерапевтической служб, определены ежемесячные контрольные индикаторы.

За 2012 год в республике смертность от случайных отравлений алкоголем снизилась на 45,1% по сравнению с 2011 годом и составила 15,1 на 100 тыс. населения (Россия – 10,6, ПФО – 13,2), от самоубийств – на 34,0% (27,2 на 100 тыс. населения; Россия – 20,8, ПФО – 26,2), от всех видов транспортных несчастных случаев – на 0,4% (22,7 на 100 тыс. населения; Россия – 21,1, ПФО – 21,6), в том числе от ДТП – на 2,7% (17,7 на 100 тыс. населения; Россия – 14,1, ПФО – 15,8).

По данным, представленным Управлением ГИБДД МВД по Чувашской Республике, в 2012 году на территории Чувашской Республики зарегистрировано 2061 ДТП, в котором 265 человек погибло и 2653 ранено, в том числе погибло 8 и ранено 277 детей. По сравнению с прошлым годом увеличились количество происшествий (на 14,5%), число раненых (на 12,7%) и количество погибших (на 1,5%).

В соответствии с Порядком оказания медицинской помощи пострадавшим с сочетанными, множественными и изолированными травмами, сопровождающимися шоком, Минздравсоцразвития Чувашии утверждены перечень травмоцентров I, II, III уровня, маршрут оказания медицинской помощи и порядок взаимодействия травмоцентров и службы «03» при оказании медицинской помощи пациентам травматологического профиля, в том числе пострадавшим при ДТП на территории Чувашской Республики, вне зависимости от места и характера получения травмы (приказ Минздравсоцразвития Чувашии от 19 июля 2012 г. № 974).

В рамках реализации Программы модернизации здравоохранения в дополнение к мероприятиям республиканских и федеральных целевых программ, а также приоритетного национального проекта «Здоровье» травмоцентры оснащены медицинским оборудованием в соответствии с утвержденными федеральными порядками, выстроена маршрутизация пострадавших от ДТП, обеспечивающая оказание необходимой медицинской помощи в течение 40 минут. Так, по итогам 2012 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличилась доля пострадавших, доставленных в травмоцентры I уровня, с 10,9 до 12,6%, доля оперативных вмешательств в травмоцентрах I уровня сохраняется на уровне 18%. Вышеперечисленные мероприятия также способствовали снижению доли умерших в учреждениях здравоохранения республики с 8,8 до 2,2%.

Третье место в структуре общей смертности населения Чувашской Республики занимают новообразования, смертность от которых в 2012 году снизилась на 4,8% по сравнению с 2011 годом и составила 149,6 на 100 тыс. населения (Россия – 203,1, ПФО – 191,4), в том числе от злокачественных новообразований – на 5,2% (Чувашия – 147,6 на 100 тыс. населения; Россия – 199,1, ПФО – 187,7).

В связи с актуальностью проблемы роста распространенности и смертности населения от злокачественных новообразований Чувашия с 2010 года участвует в реализации Национальной онкологической программы «Комплекс мероприятий по совершенствованию организации онкологической помощи населению».

Результатом внедрения новой системы оказания онкологической помощи населению Чувашской Республики является снижение показателя запущенности онкологических заболеваний с 23,1% в 2010 году до 21,5% в 2012 году. Доля больных, умерших в течение первого года после установления диагноза, уменьшилась с 36,4% в 2010 году до 25,4% в 2012 году. Удельный вес больных с I и II стадиями опухолевого процесса увеличился с 43,4% в 2010 году до 47,2% в 2012 году, пятилетняя выживаемость больных при злокачественных новообразованиях возросла до 55,6%.

В 2012 году в дополнение к мероприятиям приоритетного национального проекта «Здоровье», федеральных и республиканских целевых программ продолжена реализация Программы модернизации здравоохранения с общим объемом финансирования 4,8 млрд. рублей. В рамках реализации Программы модернизации здравоохранения выстроена современная трехуровневая модель оказания медицинской помощи с четкой маршрутизацией пациентов по всем профилям заболеваний на всех этапах оказания медицинской помощи в соответствии с федеральными порядками оказания медицинской помощи.

Первичную медико-санитарную помощь жителям республики оказывают 44 лечебно-профилактических учреждения. В республике функционируют 525 фельдшерско-акушерских и фельдшерских пунктов, 612 отделений общеврачебной (семейной) практики, из которых 198 – в сельской местности. В каждом пятом населенном пункте с численностью менее 100 человек (107 населенных пунктов) развернуты домовые хозяйства для оказания первой помощи силами жителей.

Указом Главы Чувашской Республики от 2 ноября 2012 г. № 124 «О дополнительных мерах по совершенствованию оказания первичной медико-санитарной помощи сельскому населению в Чувашской Республике» в 2013–2015 годах предусмотрено открытие 100 модульных ФАП.

Дополнительным стимулом для притока молодых специалистов на село стала программа «Земский доктор», реализуемая во исполнение Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», в рамках которой трудоустроено 132 молодых специалиста, из которых 45,5% усилили работу первичного звена на селе.

В целях обеспечения населения качественной и своевременной скорой медицинской помощью независимо от территориальной расположенности пациента на всех станциях и в отделениях скорой медицинской помощи внедрена единая автоматизированная система управления с единым центром мониторинга в режиме on-line. Весь санитарный транспорт службы «03» оснащен бортовой аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS на базе многофункциональных приемных устройств. На всех станциях и в отделениях скорой медицинской помощи установлено навигационно-информационное оборудование для мониторинга и управления санитарным автотранспортом.

Время ожидания больными бригад скорой медицинской помощи составило 14,3 мин при установленном нормативе 20,0 мин; своевременность прибытия бригад скорой медицинской помощи составила 92,8%.

Впервые значительные средства направлены на улучшение материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений с целью оказания максимально эффективной медицинской помощи населению в комфортных условиях: проведен капитальный ремонт 53 объектов 18 ЛПУ, клиники оснащены новым уникальным лечебным и диагностическим оборудованием.

Закупленное медицинское оборудование (более 2,6 тыс. единиц) позволило дополнительно расширить перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой по профилям абдоминальной, торакальной, сердечно-сосудистой и детской хирургии, в том числе в период новорожденности, нео­натологии, офтальмологии, и увеличить объемы высокотехнологичной медицинской помощи в 10 раз.

Мероприятия по повышению качества и обеспечению доступности медицинской помощи для населения Чувашской Республики сопровождаются внедрением в деятельность учреждений здравоохранения современных информационных систем. Доля учреждений здравоохранения, в которых внедрены электронные медицинские карты, увеличилась с 4% в 2010 году до 72% в 2012 году, соответственно, число пациентов, у которых ведутся электронные медицинские карты, увеличилось с 4% в 2010 году до 15% в 2012 году. С помощью электронной регистратуры с начала ее функционирования зарегистрировано более 3 млн. записей на прием к врачам поликлиник. Оформлено более 150 тыс. электронных направлений к врачам специализированных клиник, в том числе 73% – для сельских жителей.

Внедрение в рамках Программы модернизации здравоохранения стимулирующих выплат позволило увеличить среднемесячную номинальную начисленную заработную плату врачей в сравнении с 2010 годом на 39,1% (до 23573,9 рубля), средних медицинских работников – на 41,9% (до 13540,39 рубля).

Несмотря на имеющийся финансовый дефицит Программы государственных гарантий, благодаря комплексу мероприятий, направленных на реструктуризацию и повышение эффективности функционирования системы предоставления медицинской помощи жителям республики на основе интенсификации процессов лечения, внедрения единых стандартов лечения и применения современных организационно-управленческих мер по управлению госпитализацией (прогрессивные методы оплаты медицинской помощи, электронная история болезни, электронная регистратура и др.), все государственные обязательства по обеспечению гарантированных объемов бесплатной медицинской помощи выполнены в полном объеме.

По результатам комплексной экспертной оценки уровня реализации территориальных программ государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи по итогам 2012 года, проведенной Министерством здравоохранения Российской Федерации, Чувашская Республика отнесена к первой группе, включающей субъекты с самым высоким и оптимальным уровнем реализации территориальных программ госгарантий, наряду с такими регионами, как Белгородская, Воронежская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская, Тюменская, Кемеровская области, а также Республика Мордовия, Краснодарский и Красноярский край.

Оценка эффективности реализации территориальных программ госгарантий субъектов Российской Федерации осуществляется ежегодно Министерством здравоохранения не только с учетом фактически исполненных обязательств по оказанию бесплатной медицинской помощи, но и с учетом критериев доступности и качества медицинской помощи на основе оценки динамики основных показателей здоровья населения и удовлетворенности медицинской помощью.

Минздрав России дал высокую оценку показателям объемов оказанной бесплатной медицинской помощи в Чувашии по всем видам медицинской помощи, а также динамике основных медико-демографических показателей здоровья (показатели смертности населения, в том числе от новообразований, внешних причин смерти, дорожно-транспортных происшествий, туберкулеза), а также профилактическим мероприятиям, в том числе проводимым с целью выявления туберкулеза и онкологических заболеваний.

Результаты комплексной оценки эффективности реализации территориальных программ за 2012 год будут учтены Минздравом России при распределении средств нормированного страхового запаса Федеральным фондом обязательного медицинского страхования для стимулирования эффективности реализации территориальных программ в 2013 году.

Несмотря на положительные преобразования в здравоохранении Чувашской Республики, сохраняются нерешенные проблемы.

Для преодоления ряда негативных тенденций в медико-демографической ситуации и повышения деятельности системы в рамках разработанной Государственной программы «Развитие здравоохранения» будет продолжено приоритетное развитие первичной медико-санитарной помощи, совершенствование профилактики заболеваний и формирование здорового образа жизни, медицинской помощи матерям и детям и обеспечение специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи.

Особое внимание в 2013 году будет уделено организации тотальной диспансеризации населения, преодолению кадрового дефицита, совершенствованию системы медицинской реабилитации и приведению материально-технической базы учреждений здравоохранения в соответствие федеральным порядком, стандартам и СанПиНам.

С 1 января 2013 года вступил в силу новый порядок диспансеризации определенных групп взрослого населения. В отличие от дополнительной диспансеризации, которая проводилась до настоящего времени, обследование взрослого населения более масштабное. Если раньше привлекали только работающих граждан, то теперь обследоваться могут все, начиная с 21 года и независимо от возраста. Более того, это нужно делать каждые три года на протяжении всей жизни. Инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны, лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда, и признанные инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья независимо от возраста проходят диспансеризацию ежегодно. Гражданин проходит диспансеризацию в поликлинике по месту жительства . Перечень исследований и осмотров различен в зависимости от возраста и пола гражданина.

Еще одна особенность нового порядка - диспансеризация проводится в два этапа. Первый этап диспансеризации (скрининг) проводится с целью выявления у граждан признаков хронических неинфекционных заболеваний, факторов риска их развития, а также определения медицинских показаний к выполнению дополнительных обследований и осмотров врачами – специалистами для уточнения диагноза на втором этапе диспансеризации.

Врач терапевт по результатам определяет состояние здоровья, группу диспансерного наблюдения, направляет на групповое консультирование в школу пациента, для получения специализированной, в т.ч. высокотехнологической медпомощи, на санаторно-курортное лечение. При выявлении показаний к проведению дополнительных исследований осмотров, не входящих в объем диспансеризации они назначаются с учетом порядков оказания медицинской помощи.

Такие активные профилактические вмешательства позволяют достаточно быстро и в значительной степени снизить вероятность развития у человека хронических неинфекционных заболеваний, а у лиц уже страдающих такими заболеваниями значительно уменьшить тяжесть течения заболевания и частоту развития осложнений.

После прохождения диспансеризации каждому гражданину, прошедшему диспансеризацию выдается Паспорт здоровья, в который вносятся основные заключения, рекомендации по результатам проведенного обследования.

Диспансеризация взрослого населения реализуется в рамках базовой программы ОМС и является составной частью программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Общее число граждан, подлежащих диспансеризации в 2013 году – 231 475 человек.

По состоянию на 18.07.2013г. организована диспансеризация 134 024 человек (57,9% от плана). Из них имеют: первую группу здоровья – 22,7%, вторую группу здоровья – 20,5%, третью группу здоровья – 56,8%.

В рамках диспансеризации впервые выявлено 1604 пациента с хроническими заболеваниями, в том числе с сердечнососудистой патологией – 275 человек, с подозрением на злокачественное новообразование – 77, с сахарным диабетом – 24. 52114 граждан имеют факторы риска хронических неинфекционных заболеваний, в том числе: курение 16,6%, повышенное артериальное давление 30,60%, избыточная масса тела 34,60%, ожирение 15%, гиперхолестеринемия, дислипидемия 37,80%, гипергликемия 7,30%, недостаточная физическая активность 32%, нерациональное питание 65,70% , с подозрением на пагубное потребление алкоголя 9,60%, имеющие два фактора риска и более 69,3 %.

 

 

 

 

Ссылка на Постановление Кабинета Министров № 274 от 11 июля 2013 г. "О государственном докладе «О состоянии здоровья населения Чувашской Республики в 2012 году»": http://www.cap.ru/laws.aspx?gov_id=11&id=154149

 

Система управления контентом
429350, с.Батырево, пр.Ленина, д.5
Телефон: 8(83532) 61-3-15
Факс: 8(83532) 61-2-15
E-Mail: batyr@cap.ru
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика