Если бы в посте все дело было в еде, то святыми были бы коровы.
Св. Иоанн Дамаскин.
Постись духом, а не брюхом.
Народная пословица.
Больному да дорожному закон не писан (о посте).
Народная пословица.
Ни пьяного молитва, ни голодного пост (не доймет, не поправит).
Народная пословица.
Авва Фалассий
– Разорви узы содружества с телом и не давай ему, рабу, ничего, кроме крайне необходимого.
– Избегая чревоугодия, блюдись от человекоугодия, желтизну лица своего показать ухищряющегося.
Илия Екдик
– Иные о входе яств внимательную блюдут осторожность, а об исходе словес не радят. Таковые, по Екклезиасту, не умеют исторгать гнев из сердца и похоть из плоти (Еккл. 11, 10), чем сердце чисто созидается от обновляющего нас Духа Святого.
– Пусть чрево твое горит от скудости яств, и сердце утесняется воздержанием языка; и твои силы – вожделевательные и раздражительные – всегда будут у тебя находиться в услужении добру.
Преп. Симеон Благоговейный
– Мерное воздержание необходимо и для тех, кои прошли за средину подвигов и простираются к области высшего созерцания. Оно – мать здравия, друг целомудрия, сотоварищ смиренномудрия (от беспорядочной и неровной диеты у многих часто рождаются болезни).
Преп. Нил Синайский
– Скудно питаемое тело – добре объезженный конь, который никогда не сбросит всадника. Пресыщение пищею питает помыслы, а упившийся напоевает сон мечтою. Начало плодоносия – цвет, а начало деятельной жизни – воздержание.
Прпп. Варсонофий и Иоанн
– Давай телу столько пищи, сколько ему нужно, и не получишь вреда, хотя бы ты ел и три раза в день. Если человек и один раз ест в день, но безрассудно, то какая ему от того польза? За многоядением следует брань блуда – и враг после него отягчает тело сном, чтобы осквернить его.
Преп. Исаак Сирин
– Что пламень огненный в сухих дровах, то и тело при наполненном чреве.
Преп. Антоний Великий
– Один и тот же час всегда установи для принятия пищи и принимай ее для подкрепления тела, а не для услаждения.
И. Сирин
«Претерпевая бесчисленные поражения от врага, а иногда и удостаиваюсь втайне великих откровений, я, по благодати Божией, узнал, что основание всякого блага и освобождение души из плена вражия и путь ведущий к свету жизни, составляют следующие две вещи: пребывание в одном месте и непрестанный пост».
Иеромонах Адриан:
«Постарайся же, если хочешь быть благополучен, приобрести его через усердное чтение Библии, Четий-Миней при живой покорности Богу. А для этого хорошо было бы приучать себя к умеренному посту, частой, хотя по немногу, молитве с земными поклонами, чистоте души и тела, к исправлению нрава в отношении других».
Книга пророка Исайи (58.6-7)
«Вот пост, который я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма…раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом…».
Преп. Антоний Великий :
«Не разрешай посты иначе, как по величайшей болезни».
Святой Афанасий Великий :
«Пост – болезни врачует, бесов изгоняет, лукавые помыслы удаляет, сердца делает чистыми; а если кто одержим нечистым духом, то сей род, по слову Господа, изгоняется молитвою и постом».
Преп. Ефрем Сирин:
«Пост рождает пророков, умудряет законодателей, пост – училище благочестия. Пост довлеет во бранех. Пост возводит молитву на небо. Пост – матерь здоровья, мир в домах. О, как велик ты, день поста. Блажен, кто проводит тебя, как должно! Всякий, кто подчиняется тебе, на крыльях возносится на небо».
Свт. Иоанн Златоуст:
«Люблю пост, потому что он мать смиренномудрия и источник всякой премудрости, мать всех благ. Пост есть пища души, и как телесная пища утучняет тело, так и пост укрепляет душу, сообщает ей легкий полет, делает ее способной подниматься на высоту и помышлять над горним».
Преп. Исаак Сирин:
«Кто не радеет о посте, тот не приводит в колебание все доброе. Пост есть начало и основание всякого духовного делания».
Свт. Игнатий Брянчанинов:
«Глава добродетелей – молитва; их основание – пост. Пост есть постоянная умеренность в пище с благоразумной разборчивостью в ней. Гордый человек! Ты мечтаешь так много и так высоко о уме твоем, а он - в совершенной и непрерывной зависимости от желудка. Закон поста, будучи по наружности законом для чрева, в сущности, есть закон для ума. Ум, это царь в человеке, если желает вступить в права своего самодержавия и сохранить их, должен, прежде всего, подчинится закону поста. Только тогда он будет бодр и весел; только тогда он может властвовать над пожеланиями сердца и тела; только при постоянной трезвенности он может изучать заповеди евангельские и последовать им. Основание добродетелей - пост. Человек, очищенный постом – смирен духом, целомудрен, скромен, молчалив, тонок по чувствам сердечным и мыслям, легок по телу, способен к духовным подвигам и умозрениям, способен к принятию Божественной благодати».
Прот. Валентин Свенцицкий:
«Пост не есть установление книжное, отвлеченное – он создавался на основании духовно-подвижнического опыта».
Авва Евагрий:
«Пост очистит грехи твои и беззакония, сделает душу степенной и важною, освятит ум, отгонит бесов и Бога приблизит».
Нравственное богословие:
«Православие в России потому доселе оставалось крепким, что утверждается на четырех постах, как бы на четырех столбах ( вместо одного у католиков).