Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации (далее - Стратегия) разработана в соответствии с Указом Президента России от 7 мая 2012 г. № 597 и утверждена распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. № 2524-р. Разработка документа велась Минтрудом РФ с участием Минэкономики РФ и Минфина РФ, состоялось широкое общественное и экспертное обсуждение проекта Стратегии, в результате которого были внесены коррективы.
Необходимость разработки Стратегии обусловлена экономическими и демографическими факторами, а также несбалансированностью тарифно-бюджетной политики, финансовой неустойчивостью накопительной составляющей пенсионной системы.
Стратегия определяет направления и задачи по обеспечению развития в России пенсионной системы до 2030 года. Основные цели - гарантирование социально приемлемого уровня пенсий и долгосрочная финансовая устойчивость. Ставятся задачи довести средний размер трудовой пенсии по старости до 2,5-3 прожиточных минимумов пенсионера (далее - ПМП).
На 1 февраля 2013 года (с учетом индексации на 6,6%) в Чувашии средний размер трудовой пенсии по старости составил 8154 руб., или 1,9 прожиточного минимума пенсионера, установленного в Чувашской республике за IV квартал 2012 г. в размере 4327 рублей.
Трудовые пенсии по старости в районе получают 9655 человек, или 81 % пенсионеров.
Трудовые пенсии по старости, соответствующие 2,5 и более прожиточным минимумам, в Батыревском районе получают 1030 пенсионеров, или 11 % от количества получателей данного вида пенсии.
Одна из целей Стратегии - обеспечить рекомендованный Международной организацией труда уровень замещения трудовой пенсией по старости утраченного заработка до 40% при нормативном страховом стаже и средней заработной плате.
На 1 февраля 2013 г. средний размер трудовой пенсии по старости в Батыревском районе составил 68,5 % от среднемесячной зарплаты за 2012 год (11,9 тыс. руб.). Данный коэффициент замещения для новых назначений имеет тенденцию к снижению в связи с ростом заработной платы в республике. К примеру, для назначенных в 2012 году пенсий он составил 67%.
Согласно Стратегии, пенсионная система будет базироваться на трехуровневой модели:
1-й уровень – трудовая пенсия (государственная пенсия), формируемая за счет страховых взносов и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;
2-й уровень – корпоративная пенсия, формируемая работодателем при возможном участии работника на основании индивидуального трудового или коллективного договоров либо отраслевого тарифного соглашения;
3-й уровень – частная пенсия, самостоятельно формируемая работником.
Один из ныне действующих инструментов формирования гражданами будущей пенсии за счет собственных средств - Программа государственного софинансирования пенсии. В Батыревском районе ежегодно растет численность граждан, добровольно уплативших в рамках Программы дополнительные взносы: в 2009 г. - 175 чел., 2010 г. – 228 чел., 2011 г. – 194 чел., 2012г. – 409 человек.
При этом треть жителей района из числа участвующих в Программе государственного софинансирования пенсии формируют накопительную часть пенсии в негосударственных пенсионных фондах.
Основные направления реализации Стратегии - совершенствование тарифно-бюджетной политики, реформирование системы досрочных пенсий и накопительной составляющей пенсионной системы, развитие корпоративного пенсионного обеспечения, совершенствование формирования пенсионных прав в распределительной составляющей пенсионной системы.
Совершенствование тарифно-бюджетной политики. Повышение тарифа для работодателей не предусмотрено. Сохранятся и льготные тарифы для отдельных отраслей. В дальнейшем же все работодатели будут уплачивать взносы по единому тарифу, приемлемому по уровню страховой нагрузки. Основной постулат тарифно-бюджетных преобразований – «равные права – равные обязанности». При этом в Стратегии учтены интересы всех трех сторон пенсионной системы – пенсионера, плательщика страховых взносов и государства.
Стратегией предложено изменить тарифную политику в отношении самозанятых граждан (индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, глав крестьянско-фермерских хозяйств) в связи с несбалансированностью уплачиваемых ими взносов и получаемых пенсий.
До настоящего времени самозанятое население уплачивало страховые взносы исходя из стоимости страхового года, рассчитанного из одного минимального размера оплаты труда. Пенсионный капитал предпринимателей, формируемый из одного МРОТ, значительно отстает от капитала наемных работников, то есть пенсионные права предпринимателей ущемлены. При этом финансирование пенсий самозанятому населению в несколько раз превышает их страховые взносы - пенсии предпринимателям выплачиваются за счет перераспределения страховых взносов наемных работников.
В этой связи с 1 января 2013 года для самозанятого населения введен фиксированный размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в расчете которого участвует двукратный минимальный размер оплаты труда. С учетом того, что МРОТ утвержден в размере 5205 рублей, предприниматели будут уплачивать на свою будущую пенсию 32479 руб. 20 коп. в год. В месяц это 2706 руб. 60 коп., что по силам основной части предпринимателей.
В Стратегии обозначено, что в перспективе самозанятому населению будет предоставлено право выбора: либо уплачивать страховые взносы в фиксированном размере, обеспечивающем пенсионные выплаты на уровне не ниже прожиточного минимума пенсионера, либо платить взносы по тарифу, действующему для наемных работников, и рассчитывать на более высокий размер пенсии.
В Батыревском районе на конец 2012 года числилось 1024 тыс. индивидуальных предпринимателей. При этом только 953 из них уплачивали страховые взносы в ПФР (т.е. формировали свою будущую пенсию).
Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 243-ФЗ также установлены периоды, за которые страховые взносы в фиксированном размере не уплачиваются. Это периоды, в течение которых предпринимательская деятельность не велась, что может быть подтверждено документально. К ним относятся:
– период прохождения предпринимателем военной службы по призыву;
– период ухода предпринимателем за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
– период ухода, осуществляемого предпринимателем за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим 80-летнего возраста;
– период проживания с супругами-военнослужащими, проходящими военную службу по контракту в местностях, где отсутствует возможность трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
– период проживания за границей с супругами, направленными в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства РФ при международных организациях и т.п., но не более пяти лет в общей сложности.
Реформирование системы досрочных пенсий вызвано ее несоответствием современным условиям рыночной экономики и социальной несправедливостью по отношению к участникам пенсионной системы. Досрочные пенсии финансируются за счет общих доходов бюджета Пенсионного фонда России. В результате издержки несут все пенсионеры, а работодатели не заинтересованы в улучшении условий труда.
В Батыревском районе на 1 января 2013 г. 3270 пенсионеров, или 34% от общего числа пенсионеров по старости, вышли на пенсию досрочно в связи с работой в тяжелых и особых условиях труда. Из них 86 - по Списку № 1 и 24,4 тыс. - по Списку № 2. Из общего числа досрочников по «спискам» продолжают работать 81 человек, или 25%.
Основной принцип преобразования системы досрочных пенсий - сохранение социальных гарантий работникам с учетом позиции трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Стратегией предлагается поэтапное установление дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд России:
- на рабочих местах, предусмотренных так называемым Списком № 1: в 2013 г. - 4 %, в 2014 г. - 6 %, в 2015 г. - 9 %;
- на рабочих местах, предусмотренных Списком № 2 и малыми отраслевыми списками: в 2013 г. - 2 %, в 2014 г. - 4 %, в 2015 г. - 6 %.
В Батыревском районе количество заявленных работодателями рабочих мест по Списку № 1 составляет 10, по Списку № 2 – 98, на которых занято соответственно 11 и 107 застрахованных лиц – в целом 4% от численности экономически активного населения региона.
С учетом выработанного специального стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию, для работников предусмотрены следующие условия:
- для имеющих полный специальный стаж сохраняется право на назначение и выплату досрочных трудовых пенсий;
- для имеющих неполный специальный стаж право на назначение досрочных трудовых пенсий предоставляется в случае уплаты работодателем страховых взносов по дополнительному тарифу. Работодателям предлагается на основе коллективных либо трудовых договоров создание системы дополнительных социальных гарантий для работников: добровольное пенсионное страхование, установление выплат компенсационного характера к заработной плате и т.д. При этом работодатели будут освобождаться от уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу;
- для работников, не имеющих специального стажа, дающего право на досрочную пенсию, работодатели в рамках социального партнерства могут предоставлять определенные социальные гарантии – право на корпоративную пенсию, компенсационные выплаты к заработной плате, дополнительное страхование на случай риска возможной утраты заработка.
В отношении педагогических, медицинских и творческих работников предлагается изменить механизм досрочного выхода на пенсию через постепенное увеличение требований к стажу, необходимому для досрочного назначения пенсии.
В Батыревском районе досрочные трудовые пенсии по старости за педагогическую деятельность получают 483 чел. (4,5% от пенсионеров по старости) и 242 чел. за медицинскую деятельность (2,2%). При этом 82% пенсионеров–медиков и 83% пенсионеров–педагогов продолжают трудовую деятельность.
Реформирование накопительной составляющей пенсионной системы обусловлено снижением пенсионных прав граждан, недостаточной финансовой устойчивостью негосударственных пенсионных фондов, издержками администрирования.
Стратегией предлагается:
- перераспределение тарифа страховых взносов для граждан, которые ни разу не выбирали управляющие компании или негосударственные пенсионные фонды (так называемых «молчунов»): направление 2 % на накопительную составляющую и 4 % на распределительную составляющую пенсионной системы;
- сохранение на прежнем уровне в размере 6 % тарифа на накопительную составляющую для граждан, которые выбрали негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию, при этом за ними сохраняется право перераспределения тарифа: 2 % на накопительную составляющую и 4 % на распределительную составляющую пенсионной системы;
- стимулирование работников к уплате дополнительных страховых взносов в накопительную составляющую с учетом уровня их дохода и возраста.
Заявления о выборе тарифа должны быть поданы в ПФР в течение 2013 года. Их форма и порядок подачи в настоящий момент разрабатываются.
Все ранее сформированные в рамках накопительной системы пенсионные права сохраняются.
В Батыревском районе из 12 тыс. застрахованных лиц, у которых формируются средства пенсионных накоплений, 10 % выбрали управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд, остальные 90 % являются «молчунами».
Совершенствование формирования пенсионных прав в распределительной составляющей пенсионной системы. Пенсионные права граждан будут зависеть от стажа работы и индивидуального заработка в течение всей трудовой жизни.
В рамках новой системы трудовая пенсия по старости должна замещать до 40 % утраченного заработка при нормативном страховом стаже 35 лет и средней заработной плате. При этом для среднего класса будут созданы условия для достижения приемлемого уровня пенсий за счет участия в корпоративных и частных пенсионных системах.
Стратегией предлагается увеличить требования по минимальному страховому (трудовому) стажу, необходимому для определения права на пенсию – на сегодня он составляет 5 лет.
В Батыревском районе на 1 января 2013 года из общего количества получателей трудовой пенсии по старости имеют страховой стаж:
- от 5 до 20 лет – 2% пенсионеров (166 чел.);
- от 20 до 35 лет – 49% пенсионеров (4734 чел);
- свыше 35 лет – 49% пенсионеров (4755 чел.).
Для граждан, решивших работать после достижения пенсионного возраста и отсрочить назначение пенсии, предлагается установить ее в более высоком размере. В перспективе будет создан механизм по выплате пенсии работающим пенсионерам в зависимости от размера получаемой ими зарплаты.
Этапы реализации Стратегии обозначены в плане-графике подготовки проектов федеральных законов. В настоящее время уже приняты Федеральные законы от 3 декабря 2012 г. № 243-ФЗ и № 242-ФЗ, которыми предусматривается установление дополнительных тарифов страховых взносов для рабочих мест с особыми условиями труда, введение фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для самозанятых граждан и определение для них нестраховых периодов, за которые взносы не уплачиваются, оптимизация с 2014 г. тарифа страховых взносов на накопительную составляющую пенсионной системы, расширение перечня финансовых инструментов для инвестирования средств пенсионных накоплений.
В 2013 году будут подготовлены проекты федеральных законов, которые утвердят новую пенсионную формулу и механизм стимулирования граждан, отложивших срок назначения пенсии, а также закрепят специальную оценку условий труда, по результатам которой работодатели будут освобождены от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд России по дополнительным тарифам.