В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации органом местных администраций муниципальных образований, осуществляющим составление и организацию исполнения местного бюджета, является финансовый орган муниципального образования.
Финансовый отдел администрации Батыревского муниципального района свою деятельность строит в соответствии с Положением о финансовом отделе, которое утверждено решением Собрания депутатов Батыревского района № 3 от 27 июля 2012 года.
Финансовый отдел является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, гербовую печать со своим наименованием, штампы, бланки с собственной символикой.
В финансовом отделе в 2012 году работало 15 человек, в т.ч. 14 специалистов (муниципальных служащих). В соответствии с поставленными задачами утверждена структура финансового отдела:
Сектор по бюджету
Сектор по бюджетному учету
Сектор по кассовому исполнению местных бюджетов.
Все специалисты имеют специальное финансовое образование. За каждым специалистом закреплен участок работы, регламентированный должностной инструкцией. В деятельности используются программы «СМАРТ-Бюджет», «Бюджек-КС», «1-С предприятие», «Камин», «Контур-экстерн», «СЭД», «СУФД», «Ревизор-КС», «Свод-WEB» компьютерной техникой обеспечены в полном объеме.
Финансовый отдел подотчетен главе администрации района, в вопросах обеспечения проведения единой государственной финансовой и бюджетной политики Министерству финансов Чувашской Республики.
Отдел в своей работе взаимодействует со всеми структурными подразделениями администрации Батыревского района, с администрациями сельских поселений, Собранием депутатов Батыревского района, Межрайонной инспекцией ФНС РФ по Чувашской Республике, отделом № 3 УФК по Чувашской Республике, с предприятиями и организациями района, с Министерством финансов Чувашской Республики, другими министерствами Чувашской Республики, отделами и управлениями администрации района.
Приоритетными направлениями деятельности финансового отдела в 2012 году являлись:
- максимально эффективное управление муниципальными финансами в соответствии с приоритетами государственной и региональной политики и приоритетных направлений деятельности администрации района;
- обеспечение качественного, в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, формирования и исполнения бюджета, создание эффективной организации бюджетного учета и составления отчетности;
- обеспечение поступления доходов в консолидированный бюджет района в запланированных на 2012 год объемах;
- реализация мер, направленных на сохранение и развитие налогового потенциала на территории района;
- безусловное и полное исполнение действующих расходных обязательств,
-поддержание мер по обеспечению сбалансированности и платежеспособности местных бюджетов;
- повышение эффективности бюджетных расходов.
С учетом этих направлений, отделом в 2012 году проведена следующая работа:
Своевременно и качественно подготовлен и представлен в Министерство финансов Чувашской Республики отчет об исполнении консолидированного бюджета района за 2011 год.
Проведены публичные слушания по проекту решения Собрания депутатов Батыревского района "Об исполнении бюджета Батыревсого района за 2011 год", которые состоялись 24 мая 2012 года.
В течение года разработаны и представлены на рассмотрение Собрания депутатов Батыревского пять уточнений к бюджету района на 2012 год в связи с изменением объемов безвозмездных поступлений из республиканского и федерального бюджетов, а также получением дополнительных доходов бюджета района.
Разработаны и утверждены основные направления бюджетной и налоговой политики в Батыревском районе на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, а также среднесрочный финансовый план Батыревского муниципального района на 2013-2015 годы.
Разработан, представлен на рассмотрение и принят Собранием депутатов Батыревского района бюджет района на 2013 год и на плановый период 2014- и 2015 годов.
Проведены публичные слушания по проекту решения Собрания депутатов Батыревского района о бюджете Батыревского муниципального района на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годы.
Проведено 4 заседания межведомственной комиссии по вопросам легализации объектов налогообложения Батыревского района.
Финансовым отделом за 2012 год проведено 5 семинаров, совещаний со специалистами бухгалтерской и экономической служб бюджетных, автономых и казенных учреждений по вопросам:
- сдача годовой отчетности по консолидированному бюджету района;
- изменения в отчетности 2012 года;
- подведение итогов представления квартальной отчетности и анализ исполнения бюджета за 2012 год;
- подготовка к годовой отчетности;
- об особенностях планирования бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годы;
- сдача квартальной отчетности;
- анализ состояния бухгалтерской отчетности.
По мере необходимости проводились оперативные совещания и экономическая учеба с работниками финансового отдела. Обсуждались следующие вопросы:
1. Анализ исполнения бюджета за 2011 год по данным министерства финансов Чувашской Республики.
2. Исполнение программы «Повышение эффективности бюджетных расходов Батыревского района».
3. Об исполнении приказа Министерства финансов Российской Федерации № 86н от 21.07.2011 года «Об утверждении порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта». В соответствии с данным приказом работниками финансового отдела проводилась работа по контролю за правильностью и своевременностью отражения информации об учреждениях на едином официальном сайте http: //bus.gov.ru/ по размещению информации о государственных и муниципальных учреждениях.
4. Об исполнение ФЗ от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц».
5. Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 26.06.2012 года № 02-06-07/2335 «Об особенностях составления и предоставления квартальной бюджетной отчетности, квартальной сводной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств федерального бюджета в 2012 году».
6. Другие текущие вопросы.
Кроме этого проводилась консультативная помощь в составлении отчетности, ведении бухгалтерских документов и по вопросам планирования статей доходов и расходов.
Постоянно готовится большой объем информации для руководства района, в частности:
- исполнение бюджета Батыревского района по доходам и расходам;
- исполнение бюджета сельских поселений;
- наличие кредиторской и дебиторской задолженности бюджета района;
- отдельные показатели консолидированного бюджета района;
- об остатках средств на счетах бюджетов и пр.
Основные показатели исполнения бюджета района за год характеризуются следующими данными:
За 2012 год собственные доходы консолидированного бюджета района были собраны в сумме 119531,5 т. р. и возросли по сравнению с 2011 годом на 18 982,4 т.р., что составляет 118,4%. План 2012 года выполнен на 108,8%.
Из них, налоговых доходов получено 104 272,3 т.р., больше на 15 713,6 т.р., или 117,7% по сравнению с 2011 годом (106,8 % к плановым показателям 2012 года).
Неналоговых доходов получено 14809,5 т.р., это больше на 2 819,1 т.р., или 123,5% от уровня 2011 года (125,6 % к плановым показателям 2012 года).
Безвозмездные поступления в консолидированный бюджет района составили 496838,4 т.р. План 2012 года выполнен на 96,8%. Эта сумма на 34 633,5 т.р. больше, чем в 2011 году, или 107,5% к объемам прошлого года.
Общие доходы консолидированного бюджета увеличились на 53 166,2 т.р. по сравнению с 2011 годом и составили 109,4% от уровня прошлого года.
В суммовом выражении общие доходы консолидированного бюджета составили 615920,2 т.р. или 98,9% к уточненному плану на 2012 год.
По основным налоговым источникам увеличение поступлений по сравнению с предыдущим годом составляет:
- по налогу на доходы физических лиц - 17 940,3 т.р., или 132,1%;
- по единому налогу на вмененный доход – 2 804,7 т.р., или 123,1%;
- по земельному налогу – 2 388,9 т.р., или 126,8%.
По неналоговым доходам увеличение поступлений составляет:
- доходы от продажи материальных и нематериальных активов – 1 795,9 т.р., или 150,9%;
- плата за негативное воздействие на окружающую среду – 141,4 т.р., или 121,7%.;
Расходы консолидированного бюджета района в 2012 году составили 608711,0 т.р. По сравнению с 2011 годом произошло увеличение на 39 075,0 т.р., (106,9%).
Приоритетами расходов консолидированного бюджета Батыревского района в 2012 году стало:
- индексация и выплата заработной платы работникам бюджетной сферы;
-реализация мер социальной поддержки населения;
-финансирование районных целевых и ведомственных программ;
- капитальный ремонт жилья в многоквартирных домах ;
- переселение граждан из аварийного жилого фонда;
- строительство детских дошкольных учреждений, «Бизнес-инкубатор в с.Батырево»;
-ремонт муниципальных дорог;
-ремонт дворовых территорий к многоквартирным домам;
Большая часть расходов консолидированного бюджета района была направлена на социальное развитие района и содержание учреждений социальной сферы района:
- на систему образования - в сумме 435 221,6 т.р. или 71,50% от всех расходов консолидированного бюджета района за 2012 год (увеличение на 50698,3 т.р. по сравнению с 2011 годом или 113,2 %);
- на развитие культуры – 38 247,6 т.р., что составило 6,3% от всех расходов консолидированного бюджета района (уменьшение на 209,9 т.р. по сравнению с 2011 годом или 99,5%);
- на поддержку национальной обороны – 1 611,4 т.р., что составляет 0,3% от всех расходов консолидированного бюджета района за 2012 год (увеличение на 143,8 т.р. или 109,8%);
- на содержание и ремонт дорог, и капитальный ремонт дворовых территорий - 29 407,8 т.р. (в 2011 году 22 391,7т.р. рост 31,3%)
- на мероприятия по благоустройству территории района и мероприятия в области жилищно-коммунального хозяйства – 24697,0 т.р., что составляет 4,1% от всех расходов консолидированного бюджета района (снижение на 11 916,1 т.р. или 32,5%).
Развивается на территории района и программно-целевое расходование бюджетных средств. В 2012 году осуществлялось финансирование 22 районных целевых программ. На их реализацию из консолидированного бюджета Батыревского района было выделено 12365,8 тыс. рублей.
Всего доходы бюджетов поселений составили 113 500,8 т.р. (это 37 202,6 т.р. больше, чем в 2011 году или 124,3%), в т.ч. собственные – 28 214,3 т.р. (128,3% от уровня прошлого года, плюсом 6 232,4 т.р.). Расходы поселений в 2012 году составили 106 546,8 т.р., это 115,4% к 2011 году или на 14 218,8 т.р. больше, чем в прошлом году.
В соответствии с требованиями Министерства Финансов Чувашской Республики для проведения мониторинга за 2011 год по оценке качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований Чувашской Республики, финансовым отделом администрации Батыревского района подготовлены и направлены сведения для расчета индикаторов соблюдения муниципальными образованиями основных требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и финансовое положение муниципальных образований.
Среди 26 районов и городов Чувашской Республики Батыревский район по итогам 2011 года занял 5 место.
Планом проведения контрольных мероприятий финансовым отделом администрации Батыревского района Чувашской Республики в 2012 году с учетом изменений было запланировано проведение 37 проверок, в том числе 32 тематические проверки. Фактически в 2012 году в учреждениях (организациях), поселениях произведено 37 проверок, по итогам представлены отчеты Министерство Финансов Чувашской Республики о результатах осуществления финансового контроля.
Еженедельно производилось администрирование операционных систем, антивирусных программ.
Ежедневно производились обслуживание и архивация баз данных, электронного документооборота по защищенным каналам связи расчетно-платежными документами, сведениями, отчетами.
Основными направлениями бюджетной политики финансового отдела на 2013 год являются:
1) улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества муниципальных услуг;
2) повышение отдачи от использования муниципальных расходов, в том числе за счет рациональной сети муниципальных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых ими услуг;
3) гарантированное исполнение принятых расходных обязательств, сохранение долгосрочной сбалансированности доходов и расходов, формирование бюджетных расходов.
Первоочередные задачи финансового отдела на 2013 год:
1) Создание условий для увеличения доходов в бюджет, улучшение качества планирования:
- сохранение и развитие доходного потенциала на территории района;
-разработка методики формализованного прогнозирования доходов бюджета Батыревского района по основным налогам и сборам;
- совершенствование механизмов обеспечения полноты сбора налоговых и неналоговых платежей в бюджет Батыревского района и бюджеты сельских поселений, сокращение объемов недоимки;
2) Эффективное и результативное исполнение решения о бюджете Батыревского района на 2012 год. Обеспечение полного и своевременного выполнения принятых расходных обязательств, в первую очередь по заработной плате и социальным выплатам, долговым обязательствам, обеспечению качественного предоставления муниципальных услуг.
Для эффективного исполнения расходных обязательств необходимо:
- продолжить работу по оптимизации бюджетных расходов и бюджетной сети;
- продолжить работу по повышению эффективности бюджетных расходов;
-проводить ежемесячный анализ кредиторской задолженности, не допускать возникновения новой;
- обеспечить соблюдение предельного размера дефицита бюджета, установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации;
- повысить качество финансового отдела за счет персонализации ответственности руководителей и оценки качества их деятельности;
- усилить роль финансового контроля, в том числе в вопросах оценки эффективности использования бюджетных средств, качества финансового менеджмента, анализа достигнутых результатов, утверждаемых в муниципальных заданиях;
- повышение эффективности использования муниципального имущества.
Основными направлениями бюджетной политики финансового отдела в сфере взаимодействия с главными распорядителями бюджетных средств, получателями бюджетных, автономных и казенных учреждений, муниципальными образованиями сельских поселений Батыревского района остается необходимость внедрения передовых технологий в практику управления бюджетным процессом, обеспечивающих эффективное и качественное предоставление муниципальных услуг.
Начальник финансового отдела С.А. Чернова