Русской Православной Церкви, есть много подвижников, "добре подвизавшихся" вместе со своими женами и причисленных вместе с ними к лику святых. Например,
прпп. Кирилл и Мария, родители Сергия Радонежского
, Ксенофонт и Мария, испытавшие тяжкие скорби при расставании с любимыми сыновьями Аркадием и Иоанном и после долгих поисков чудесно их нашедших,
Иоаким и Анна, родители Пресвятой Богородицы, и
Захария и Елизавета, родители Иоанна Предтечи — двум последним парам молятся в случае супружеского "неплодства", так как они сам при жизни были долгое время лишены детей и лишь под старость были утешены рождением единственного ребенка — но какого!
Все они считаются покровителями супружеской жизни, ко всем им обращаются верующие в случае каких-либо семейных нужд, как и рекомендовала то "книга, называемая Домостроем, содержащая в себе полезные сведения, поучение и наставление всякому христианину — и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам", вобравшая в себя многовековой уклад, традиции, опыт построения русской семьи.
Но самыми почитаемыми и, пожалуй, самыми известными покровителями супружеской жизни считались князья Муромские Петр и Феврония. А между тем их семейная жизнь начиналась отнюдь не безоблачно и, как повествует автор их жития протопоп Ермолай (Еразм), князь Петр женился на простой крестьянской девушке Февронии отнюдь не по своей воле.
А было дело так. Заболел князь проказой. Народная легенда, поэтизировавшая житие Петра и Февронии (что встречалось на Руси довольно часто. Достаточно сказать, что легендарный Илия Муромец — вполне реальная историческая личность, мощи его покоятся в киевских пещерах, а на родине — в селе Карачарове — до сих пор живут люди), рассказывает об этом так. Повадилась нечистая сила в покои князя в образе его двойника, начала хулиганить — обижать простых людей. Разгневался князь, спрятался в покоях, подкараулил обманщика и отрубил ему голову. Слетела голова с плеч, и оказался на месте двойника князя змей поганый. Хлынула кровь из раны фонтаном, окатила князя с головы до ног, и стал князь "паршивым" — так называли раньше на Руси людей, больных проказой. Болезнь эта была настолько страшной, что больным ею даже запрещалось жить вместе с нормальными людьми.
Дочь простого лесника (по другой версии, бортника) взялась лечить болезнь князя, но в качестве платы за лечение потребовала, чтобы князь женился на ней. Петр пообещал, но, выздоровев, как это часто бывает, предпочел забыть о своем обещании — не к лицу, дескать, князю брать в жены мужицкую дочь. Тогда болезнь вернулась к нему. Приняв это как наказание за нарушенное слово, князь уже больше не противился и сыграл свадьбу по всем правилам. Но тут уже взбунтовались бояре, не стерпевшие того, что ими командует "мужичка", и поставили условие: выбирай, князь, или мы, или она. Хочешь — выбирай любую из наших дочерей, а нет — так иди с Богом. Или законная супруга, или княжеский стол.
Петр выбрал любимую жену и предпочел оставить княжение. Но тут — о чудо! — обрушились на город Муром великие напасти. Народ увидел в том наказание Божье и потребовал вернуть престол его законному владельцу. И обрушившиеся на город беды тут же прекратились...
Петр и Феврония оставили о себе память как о мудрых и добрых правителях, снискавших народную любовь делами милосердия и заботой о вверенном им граде. Их правление запомнилось людям как самый мирный и спокойный период в истории города Мурома. Перед смертью они решили принять монашество, что тоже было достаточно распространено на Руси: так сделали, например, родители Сергия Радонежского.
Петр принял постриг в мужском монастыре с именем Давид, а Феврония — в соседнем монастыре с именем Евфросиния. Но любовь их, не соединенная более плотскими узами, отнюдь не ослабевала, и они просили, чтобы Господь взял их к себе одновременно. Их последняя молитва была услышана: они окончили свой земной путь в один день и час 25 июня (8 июля по новому стилю) 1228 года, чтобы получить иное, неземное Царство. По одной версии, они были похоронены, по другой — их тела были обретены чудесным образом нетленными в одной могиле. Их народное почитание началось практически сразу же после смерти, а спустя некоторое время Церковь официально причислила их к лику святых. На иконе они также изображаются вместе.
Практически сразу же Петр и Феврония стали почитаться именно как покровители супружеской жизни. К ним обращались за молитвенной помощью те, кто хотел найти себе достойного спутника в жизни, что нашло отражение даже в пословицах и поговорках. "Каков Петр — такова и Феврония" говорили нерадивому мужу, что значило: нечего на жену пенять — что заслужил, то и имеешь.
На день Петра и Февронии в деревнях любили назначать такую процедуру, как "сговор": родители жениха осторожно интересовались, как отнесутся родители невесты к будущему сватовству, давая таким образом невесте подумать. Официальное сватовство и свадьба назначались на более позднее время — на осень, когда все было убрано и было больше свободного времени.
Всякий уважающий себя монастырь старался иметь у себя "мощевичок" с частицей мощей Петра и Февронии, куда притекали все желающие получить помощь в семейных нуждах, что нашло отражение даже в молитве-тропаре (похвальном песнопении) в честь Петра и Февронии:
"Мира сего княжение и славу временну помышляя, сего ради благочестно в мире пожил еси, Петре, купно с супружницею твоею премудрою Феврониею, милостынею и молитвами Богу угодивше. Тем же и по смерти неразлучно во гробе лежаще, исцеление невидимо подаваете; и ныне Христу молитеся сохранити град и люди, присно вас славящих".
Для справки: Святой священномученик Валентин пролил свою кровь во времена правления римского императора Клавдия, считавшего, что семья мешает солдатам сражаться за империю, и издавшего указ, запрещавший военнослужащим жениться. Сщмч. Валентин, несмотря на указ, продолжал венчать всех желающих, за что и был казнен 14 февраля 273 года. Церковью он был причислен к лику святых. Для Католической Церкви праздник св. Валентина не является обязательным. Наоборот, 14 февраля все католики отмечают праздник святых Кирилла и Мефодия. Празднование "Дня влюбленных" с католической традицией не имеет ничего общего.
- Протоиерей Игорь ГОРИН,
- Ольга СИДЛОВСКАЯ,
- Игорь ХРАМОВ («К единству» №3. 2002 г.)