Легенда о происхождении восточного календаря
Когда-то Будда пригласил прийти к себе всех животных, которые захотят прийти. Разумеется, после такой неточной указки пришло к нему вовсе не так много животных, как должно было бы. Дело в том, что было довольно холодное время, а для того, чтобы добраться до обиталища Будды пришлось бы перебраться через весьма широкую реку. Но все, кто пришли были не разочарованы своим решением.
Дело в том, что каждому из тех, кто пришел Будда приготовил в качестве дара по году правления. Распределялось время правления в порядке очереди. Поэтому первой, кто удостоился такой чести, стала Крыса. Именно она получила первый год из двенадцатилетнего цикла. Вознаграждена она была за умение грамотно использовать обстоятельства и просто за оперативность. Немного опоздал Бык. И уж совсем немного отстал Тигр. Поэтому между этими двумя могучими животными произошел жаркий спор, закончившийся серьезным соревнованием. Надо сказать. Что и по сей день данное соревнование не закончилось.
Люди знака Тигра и Быка по сей день во всем находят точки для споров и противостояния. Так или иначе, но в соревнованиях победил Бык, который получил второй год. Тигру оставалось довольствоваться третьим годом. Но вот незадача, Будда, который внимательно следил за поединком, не смог точно установить, кто же пришел четвертым – Кролик, Заяц или Кот. Поэтому всем им был выделен четвертый год для правления, который они должны были как-то делить между собой.
Пятым стал Дракон, шестой – Змея. Затем пришла Лошадь, получившая седьмой год. А вот потом снова началось недопонимание. Дело в том, что с реки спустилась густая полоса тумана, закрывшая обзор Будды. Поэтому он не смог точно знать, кто пришел восьмым – Баран, Овца или Коза. Поэтому опыт с Кроликом, Котом и Зайцем был просто повторен. Девятый год достался Обезьяне, которая вышла заранее, но боялась лезть в холодную воду, предпочитая пропустить вперед остальных и подождать, пока станет чуть теплее. Когда же она поняла, что ей больше не грозит участь замерзнуть, он сошла в воду.
Десятым прибыл Петух, которому пришлось довольно долго объяснять всей своей многочисленной семье о том, кто и что должен будет делать, пока его не будет. Несчастная Собака, которая потратила множество времени на хозяйственные дела, прибежала лишь одиннадцатой. Причем после того, как она ринулась в воду, не остыв после долгого бега, она совершенно разучилась разговаривать и стала только лаять, сильно застудив горло.
И, наконец, двенадцатым пришел Кабан. Он вовсе не спешил на раздачу. Дело в том, что он никогда не отличался ни привередливостью, ни честолюбием. Ему вполне хватало того, что оставалось после более пронырливых, чем он. Ему от Будды и достался последний год. Однако именно этот последний год обещал быть спокойным и отличающимся изобилием. Таким образом Будда решил наградить носителя прекрасной черты характера – уметь не тянуть одеяло на себя.
Почему у каждого года по восточному календарю свои стихия и цвет?
Всем нам известно, что согласно восточному календарю существует двенадцать животных, которые в определенной последовательности сменяют друг друга в покровительстве каждому вновь наступившему году. При этом каждому животному присущи определенные стихия (а точнее элемент природы) и цвет; так, например, 2007 год - это год огненной красной свиньи, где, как уже понятно, стихия - огонь, цвет - красный.
Наверняка, большинство людей привыкли принимать стихию и цвет животного как должное, не задумываясь о том, откуда они возникают, как отражаются на благосостоянии года. А между тем, все очень просто, и, прочитав эту статью, абсолютно каждый сможет без труда определять самостоятельно стихию, а следовательно, и цвет, так как они взаимосвязаны, на несколько лет вперед, а при желании - и не на один десяток лет.
Восточный календарь представляет собой 60-летнюю циклическую систему, основанную на астрономических циклах движения Солнца, Земли, Луны, Юпитера и Сатурна.
С древнейших времен в странах Восточной и Юго-Восточной Азии при составлении календарей большое значение придавали периодичности движения Солнца, Луны, Юпитера и Сатурна. Это, прежде всего, относится к кочевникам Центральной Азии и в значительной степени объясняется образом их жизни. Каждая семья кочевников имела свою юрту, купол которой в теплую часть года оставался открытым, а жерди купола служили ориентиром для наблюдения звезд и планет. Так из поколения в поколение передавались наблюдения за движением светил.
В древнем Китае свыше трех тысяч лет тому назад уже велись и фиксировались наблюдения за планетами и звездами. Особый интерес у астрономов Древнего Востока вызывали самые крупные из планет-гигантов - Юпитер и Сатурн.
Хотя астрономическая наука тогда еще не располагала точными данными о времени обращения планет, все же было определено, что Юпитер совершает свой кругооборот примерно за 12, а Сатурн - за 30 лет. Кроме того, придавая большое значение символике чисел, и особенно поискам циклов в движении космических тел, китайские составители календаря подобрали такое соотношение периодов обращения планет Юпитера и Сатурна, при котором исключались бы дробные результаты деления большего числа на меньшее. Так, они приняли за основу цикла время двух оборотов Сатурна, равное 60 годам. За это время Юпитер совершает пять оборотов.
Такой подбор чисел соответствовал и мировоззрению китайской натурфилософии: цифра пять являлась символом пяти элементов природы.
В китайской натурфилософии выделяются пять первоэлементов природы - дерево, огонь, металл, вода и земля, которым соответствуют пять цветов - синий (или зеленый), красный, белый, черный и желтый.
Разделив путь Юпитера на двенадцать равных частей и дав каждой части наименование определенного животного, народы Азии создали солнечно-юпитерный 12-летний календарный цикл.
Таким образом, каждому году соответствует одно из двенадцати животных, которые поочередно сменяют друг друга, и год проходит под покровительством одной из стихий и окрашивается в один из цветов:
годы, оканчивающиеся на 0 и 1, - годы металла (цвет белый);
годы, оканчивающиеся на 2 и 3, - годы воды (цвет черный);
годы, оканчивающиеся на 4 и 5, - годы дерева (цвет синий);
годы, оканчивающиеся на 6 и 7, - годы огня (цвет красный);
годы, оканчивающиеся на 8 и 9, - годы земли (цвет желтый).
В 60-летнем календарном цикле каждое животное возникает пять раз. Причем, все пять раз оно бывает разного цвета.
А теперь кратко рассмотрим характерные черты пяти стихий.
Дерево. В китайской философии этому символу придаётся огромное значение. Дереву соответствует Восток, место, где восходит Солнце. На Востоке китайцы размещают свой главный символ удачи - Дракона. Кроме того, с Деревом китайцы связывают весну, детство, юность, начало и зарождение всех процессов.
Огонь. Огонь у китайцев связан с активным ростом, прогрессом, раскрытием потенциала, славой, известностью, расцветом сил и демонстрацией своих возможностей. Огонь соответствует Югу, летнему солнцестоянию, и полудню, когда Солнце находится в кульминации над горизонтом. На юге китайцы располагают свою Жар-птицу. Эта стихия соответствует периоду расцвета сил.
Земля. Этому элементу в Китае отведено самое почётное центральное место. Земля находится в центре различных противоборствующих сил. Центр соответствует Полярной звезде, вокруг которой вращается небо и все звёзды. Воплощением Полярной звезды на земле был Император. Таким образом, элемент Земля у китайцев связан с аппаратом власти, управлением любых процессов. Из времён года с Землёй связана середина лета - период созревания. Период Земли соответствует золотой середине жизни - периоду зрелости. Металл. С элементом Металла в Китае связывают понятие сухости, твёрдости надёжности, достижения прочности. С Металлом связана забота и справедливость. Этот элемент соответствует Западу. Запад в свою очередь связан с точками осеннего равноденствия и периодом заката Солнца. Возраст Металла - это спокойный уравновешенный период отхода от дел - начало заката жизни. Это фаза сбора урожая.
Вода. Вода в Китае считается самой таинственной и загадочной стихией. Вода соответствует Северу и точке зимнего солнцестояния. В суточном цикле Воде соответствует полночь. Вода соответствует фазе завершения жизненного пути и периоду мудрой старости. Человек с проявленной сильной стихией Воды, будет казаться мудрым старцем. Его задача - освободиться от комплексов, ложных иллюзий, страхов, неуверенности по поводу завтрашнего дня. Такой человек должен обрести истинную светлую веру, и стать хранителем традиций своих предков.