Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республике в Батыревском районе информирует о том, что 15 марта 2012 года международная общественность отмечает Всемирный день защиты прав потребителей.
Международной Федерацией потребительских организаций (CI) определен девиз Всемирного дня защиты прав потребителей «Our money, our rights: campaigning for real choice in financial services» («Наши деньги, наши права: кампании за правильный выбор на рынке финансовых услуг»).
Тематика Всемирного дня защиты прав потребителей обусловлена тем, что сфера финансовых услуг из года в год продолжает оставаться наиболее проблемной для потребителей.
Проблемность и нестабильность данной сферы правоотношений напрямую связана с отсутствием эффективной конкуренции на рынке финансовых услуг, что делает его сложным и недоступным для потребителя.
В связи с сохраняющейся обеспокоенностью мирового потребительского сообщества состоянием дел на рынке финансовых услуг тема Всемирного дня защиты прав потребителей будет посвящена вопросам защиты прав потребителей в сфере финансовых услуг.
О потребительском кредите
Потребительский кредит - это кредит, предоставляемый банком на приобретение товаров (работ, услуг) для личных, бытовых и иных непроизводственных нужд. Данный вид кредитования в настоящее время очень популярен. Приобретение товара в кредит может стать удачным шансом в решении насущных бытовых вопросов и реальной возможностью получения желаемой вещи уже сегодня, а для кого-то выплата кредита оборачивается непосильной обузой, о реальной «экономической» тяжести которой, человек не знал и не догадывался. Для заемщика банковский кредит – это прежде всего деньги, которые обязательно придется вернуть. Если же Вы решили взять потребительский кредит, то воспользуйтесь следующими рекомендациями:
Принимайте взвешенные решения о необходимости получения заёмных средств, а также трезво оценивайте свои возможности по своевременному погашению кредита.
Внимательно изучите всю информацию о кредите и условиях его погашения. Необходимо получить от сотрудников банка исчерпывающую информацию об условиях кредитования, в том числе обо всех (без исключения) платежах, связанных с получением кредита и его обслуживанием. Для принятия взвешенного решения поможет получение и сравнение данной информации от нескольких банков.
Внимательно изучите кредитный договор, и другие документы. Попросите выдать Вам на руки типовую форму кредитного договора (отказ в выдаче должен Вас насторожить и договор лучше не заключать). По возможности следует взять на раздумье некоторое время, чтобы в спокойной обстановке прочитать и проанализировать документы, проконсультироваться с опытным юристом. Кредитный договор в обязательном порядке должен содержать сведения о размере кредита, полной сумме, подлежащей выплате потребителем и график погашения этой суммы. В расчет полной стоимости кредита должны включатся все платежи заемщика по кредиту, связанные с заключением и исполнением кредитного договора. Особое внимание нужно уделять положениям, устанавливающим обязанности заемщика (обязательства, ответственность); необходимо убедиться, что договор не содержит условий, о которых вам неизвестно или смысл которых неясен. Если какие-либо условия кредитования вам непонятны, просите разъяснения у сотрудников банка, уточняйте интересующие вас вопросы. Если вы не получили необходимого разъяснения или полагаете, что вас вводят в заблуждение, лучше отказаться от сделки или отложить принятие решения о заключении договора.
Подписывать кредитный договор (иные документы банка) можно, только если все условия понятны. Вы должны точно представлять, какие платежи и когда необходимо будет произвести. Если кредитный договор уже подписан и при этом содержит условия, ущемляющие права заемщика-потребителя, предусмотренные действующим законодательством - это является нарушением, за которое установлена административная ответственность.
Вносите платежи точно в срок, иначе у банка появится повод расторгнуть с вами договор и потребовать вернуть деньги досрочно. Лучше всего вносить платежи непосредственно в кассу банка или его банкомат.
Внимательно проверяйте полученные от банка квитанции и храните их в течение 3 лет после полного погашения кредита.
Получение кредита требует серьезного отношения к изучению всех условий, на которых предоставляется кредит и санкций за неисполнение заключенного договора.
В территориальный отдел Управления Роспотребнадзора в Батыревском районе часто обращаются граждане с просьбой помочь восстановить их нарушенные права потребителя при покупке некачественного товара или получении некачественной услуги.
В соответствии с Законом Российской Федерации № 2300-1 «О защите прав потребителей» нарушенные права потребителя могут быть восстановлены продавцом (изготовителем, исполнителем) в добровольном порядке, либо все конфликтные ситуации решаются в суде.
Судебная практика показала, что продавцам конфликты с потребителями выгоднее решать путем переговоров. Случается, что продавцы пользуются правовой безграмотностью населения и рассчитывают на то, что люди не будут отстаивать свое законное право до конца.
Если продавец (изготовитель, исполнитель) отказывается выполнять ваши устные законные требования, необходимо их изложить в письменном виде. В таком случае составляется письменная претензия - письменное обращение к продавцу (изготовителю, исполнителю) в связи с ненадлежащим исполнением или неисполнением обязательств с изложенными в нем законными требованиями. Для этого необходимо еще раз уточнить, кем именно вам был продан некачественный товар (оказана услуга). Если у вас сохранился кассовый чек, в его реквизитах в обязательном порядке должны быть указаны сведения о лице, продавшем товар (оказавшим услугу), его ИНН, ОГРН, организационно-правовая форма. В претензии вы должны изложить обстоятельства приобретения товара (получения услуги): когда, вы приобрели товар или получили услугу, какие недостатки были вами обнаружены и что вы хотите получить от продавца (заменить товар на аналогичный, заменить на другой с соответствующим перерасчетом стоимости, провести бесплатный ремонт или расторгнуть договор купли-продажи и вернуть потраченные деньги), где находится данный товар в настоящее время (у продавца, либо у самого потребителя, либо еще где-то).
Составить претензию необходимо в двух экземплярах. Один из них передается продавцу, а на втором он должен сделать отметку о получении претензии. Этот экземпляр остается на руках у потребителя. Если продавец отказывается от получения претензии, то претензию нужно отправить в его адрес заказным письмом с уведомлением о вручении. Получив претензию, продавец должен принять решение о порядке рассмотрения требования потребителя и о проведении проверки качества. Далее он обязан известить потребителя о времени и месте проведения проверки качества товара, так как потребитель имеет право участвовать при проведении экспертизы.
В соответствии с Законом «О защите прав потребителей» продавец обязан в установленный срок или удовлетворить требование потребителя, или отказать ему в этом. Под отказом понимается как фактический отказ, так или любое бездействие. Если вы уверены, что ваши требования законны, при отказе их выполнить продавцом – обращайтесь в суд за восстановлением ваших нарушенных прав.
Общее количество обращений граждан на нарушение прав потребителей, поступивших в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике в Батыревском районе в 2011 году составляет 38 ед., что на 14 обращений больше показателя 2010 г. Сравнительный анализ обращений по видам деятельности за 2010-2011 г.г. позволяет сделать вывод, что увеличилось количество обращений на нарушение прав потребителей при продаже продовольственных товаров (с 0 на 3 ед.), на нарушение прав потребителей при продаже текстильных, трикотажных, швейных и меховых товаров и обуви (с 1 на 6 ед.), на нарушение прав потребителей при продаже технически сложных товаров бытового назначения (с 8 на 15 ед.), на нарушение прав потребителей при продаже животных и растений ( с 0 на 2ед.), на нарушение прав потребителей при продаже строительных материалов и изделий ( с 0 на 1 ед.), на нарушение прав потребителей при продаже мебели (с 2 на 6 ед.), на нарушение прав потребителей при оказании услуг общественного питания (с 0 на 1 ед.), на нарушение прав потребителей при оказании услуг ЖКХ ( с 0 на 2 ед.), на деятельность кредитных организаций ( с 0 на 1 ед.).
В 2011 году поступило и рассмотрено 5 обращений на нарушение прав потребителей при продаже технически сложных товаров бытового назначения, поступивших в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике в Батыревском районе от граждан, проживающих на территории Яльчикского района.
Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по ЧР в Яльчикском районе в 2011 году проведены мероприятия по контролю в предприятиях торговли по выявлению, пресечению, предупреждению нарушений в сфере законодательства о защите прав потребителей в отношении ООО «Лиза», ИП Шепинова В.С., ИП Васильева Г.М., ИП Сыкина А.Н., ИП Головина Н.А., ИП Егорова В.А., ИП Григорьева В.В., ИП Хушкиной Н.В., ИП Трофимова Н.А., ООО «Фея», ИП Бакина А.А.
В ходе проверок выявлены нарушения обязательных требований, а именно:
-на вывесках некоторых магазинов отсутствует информация для потребителей о государственной регистрации юридического лица и наименовании зарегистрировавшего его органа, место нахождения (юридический адрес);
-реализуются продукты с истекшим сроком годности, без сопроводительных документов, удостоверяющих качество и безопасность товаров;
-реализуются товары без информации о продавце, товарах и их изготовителях на русском языке;
- не на все реализуемые товары оформлены единообразные ценники с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника;
- для проверки покупателем правильности цены, меры и веса приобретенного товара в торговых залах предприятий торговли не установлены соответствующие измерительные оборудования (контрольные весы);
-реализуются табачные изделия с завышением цены, установленной на каждой пачке.
По результатам проверок выданы 11 предписаний о прекращении нарушений прав потребителей, вынесено 35 постановлений о наложении административного штрафа по ст.14.15, 14.5 ч.1, ст.14.4 ч.2, ст.14.8 ч.1, 14.4 ч.1, ст.14.6 ч.1 КоАП РФ на общую сумму 66350 рублей.