УТВЕРЖДЕН
постановлением Центральной избирательной
комиссии Чувашской Республики
от 11 августа 2011 года № 3/15-V
Порядок выдвижения и регистрации кандидатов в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики пятого созыва регулируется статьями 32–35, 37-38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), статьями 25, 36 Федерального закона «О политических партиях», статьями 27-35, 54, 55 Закона Чувашской Республики «О выборах депутатов Государственного Совета Чувашской Республики» (далее – Закон).
I. Общие условия выдвижения кандидатов (списков кандидатов)
1.1. Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно (путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным избирательным округам) либо избирательным объединением в составе списка кандидатов по единому избирательному округу.
1.2. Кандидатом в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики может быть выдвинут гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года на день голосования (место проживания значения не имеет).
1.3. Выдвижение кандидатов (списков кандидатов) начинается не ранее чем за 80 дней до дня голосования после опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственного Совета Чувашской Республики пятого созыва и заканчивается за 50 дней до дня голосования. Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной, а кандидат выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата с момента представления в нее письменного заявления выдвинутого лица о согласии баллотироваться
1.4. Выдвижение кандидатов, списков кандидатов избирательными объединениями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях».
1.5. Кандидат не может быть выдвинут на одних и тех же выборах по нескольким избирательным округам, кроме случая, когда кандидат выдвинут одним и тем же избирательным объединением одновременно на одних и тех же выборах по одномандатному избирательному округу и в составе списка кандидатов. Кандидат не может дать согласие на выдвижение на одних и тех же выборах более чем одному инициатору выдвижения.
1.6. Избирательные объединения вправе выдвигать как кандидатов по одномандатным избирательным округам, так и списки кандидатов по единому избирательному округу.
1.7. Политическая партия, региональное отделение политической партии вправе выдвигать кандидатами лиц, не являющихся членами данной политической партии, при этом не вправе выдвигать лиц, являющихся членами других политических партий.
1.8. При выдвижении кандидатов в депутаты избирательное объединение обязано опубликовать свою предвыборную программу в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации о выборах.
1.9. В случае выдвижения кандидатом лица, являющегося инвалидом и в связи с этим не имеющего возможности самостоятельно написать заявление о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, заверить подписной лист, заполнить или заверить иные документы, предусмотренные законом, данное лицо вправе воспользоваться для этого помощью другого лица. При этом полномочия лица, оказывающего помощь в заполнении или заверении документов, должны быть нотариально удостоверены.
II. Выдвижение избирательным объединением списка кандидатов по единому избирательному округу. Представление соответствующих документов
в Центральную избирательную комиссию Чувашской Республики
2.1. Решение о выдвижении избирательным объединением списка кандидатов по единому избирательному округу принимается на съезде (конференции, общем собрании) избирательного объединения тайным голосованием и оформляется протоколом (иным документом, предусмотренным уставом политической партии).
2.2. В данном протоколе (ином документе) должны быть указаны:
1) число зарегистрированных делегатов, присутствовавших на съезде политической партии или конференции ее регионального отделения, участников общего собрания регионального отделения;
2) число участников, необходимое для принятия решения в соответствии с уставом политической партии;
3) решение о выдвижении кандидатов и итоги голосования по этому решению (с приложением списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, списка кандидатов);
4) решение о назначении уполномоченных представителей регионального отделения политической партии, в том числе уполномоченного представителя по финансовым вопросам;
5) дата принятия решения;
6) место проведения.
2.3. Состав списка кандидатов, выдвинутого по единому избирательному округу, и порядок размещения в нем кандидатов определяются избирательным объединением. В соответствии с Законом список кандидатов должен быть разбит на общереспубликанскую часть и региональные группы кандидатов, соответствующие территории одного одномандатного избирательного округа (далее – региональные группы списка кандидатов), при этом должно быть указано, какой территории единого избирательного округа (какому одномандатному избирательному округу) соответствует каждая из региональных групп списка кандидатов. Каждая из региональных групп списка должна включать не менее двух и не более четырех кандидатов. Число региональных групп списка кандидатов не может составлять менее трех. Общереспубликанская часть списка кандидатов, в которую внесены кандидаты, не входящие в региональные группы кандидатов, может включать в себя не более 3 кандидатов. Кандидат может упоминаться в списке кандидатов только один раз. Общее число кандидатов, выдвигаемых избирательным объединением по единому избирательному округу, не может быть менее девяти человек и превышать 47 человек.
2.4. Список кандидатов должен быть прошит, пронумерован (за исключением списка, составленного на одном листе), заверен подписью уполномоченного представителя избирательного объединения, а также печатью избирательного объединения.
2.5. Список кандидатов представляется уполномоченным представителем избирательного объединения в Центральную избирательную комиссию Чувашской Республики на бумажном носителе вместе с избирательными документами, необходимыми для выдвижения на основании статьи 31 Закона (при этом представление копии устава политической партии не требуется). Одновременно со списком кандидатов в избирательную комиссию представляется официально заверенный постоянно действующим руководящим органом избирательного объединения список граждан, включенных в список кандидатов и являющихся членами данной политической партии. При этом избирательные документы рекомендуется готовить по формам, разработанным Центризбиркомом Чувашии.
2.6. Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики в течение трех дней со дня приема документов, указанных в пункте 2.5 настоящего Порядка, обязана принять решение о заверении списка кандидатов либо об отказе в его заверении, который должен быть мотивирован. Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики направляет уполномоченному представителю избирательного объединения заверенную копию списка кандидатов либо мотивированное решение об отказе в его выдаче.
2.7. Наименованием избирательного объединения является наименование, указанное в документе о государственной регистрации избирательного объединения, выданном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений. Избирательное объединение одновременно с представлением списка кандидатов для заверения вправе представить в Центральную избирательную комиссию Чувашской Республики свою эмблему, описание которой содержится в его уставе.
2.8. Копии постановления о заверении списка кандидатов направляются Центральной избирательной комиссией Чувашской Республики в окружные избирательные комиссии.
III. Выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным избирательным округам. Представление соответствующих документов
в Центральную избирательную комиссию Чувашской Республики,
в окружную избирательную комиссию
3.1. Кандидаты по одномандатным избирательным округам выдвигаются избирательными объединениями списком, в котором определяется, по какому одномандатному избирательному округу выдвигается каждый кандидат.
Решение о выдвижении избирательным объединением кандидатов по одномандатным избирательным округам принимается на съезде (конференции, общем собрании) избирательного объединения тайным голосованием и оформляется протоколом (иным документом, предусмотренным уставом политической партии). Решение о выдвижении кандидатов на повторных и дополнительных выборах после официального опубликования решения о назначении соответствующих выборов может быть принято постоянно действующим руководящим органом избирательного объединения, если это предусмотрено его уставом.
3.2. В данном протоколе (ином документе) должны быть указаны:
1) число зарегистрированных делегатов, присутствовавших на съезде политической партии или конференции ее регионального отделения, участников общего собрания регионального отделения;
2) число участников, необходимое для принятия решения в соответствии с уставом политической партии;
3) решение о выдвижении кандидатов и итоги голосования по этому решению (с приложением списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам);
4) решение о назначении уполномоченных представителей регионального отделения политической партии, в том числе уполномоченного представителя по финансовым вопросам;
5) дата принятия решения;
6) место проведения.
3.3. Список кандидатов, выдвинутых избирательным объединением по одномандатным избирательным округам, должен содержать наименование и (или) номер избирательного округа, в котором будет баллотироваться каждый кандидат. Список кандидатов должен быть прошит, пронумерован (за исключением списка, составленного на одном листе), заверен подписью уполномоченного представителя избирательного объединения, а также печатью избирательного объединения.
3.4. Список кандидатов, выдвинутых избирательным объединением по одномандатным избирательным округам, представляется уполномоченным представителем избирательного объединения для заверения в Центральную избирательную комиссию Чувашской Республики на бумажном носителе вместе с избирательными документами, необходимыми для выдвижения на основании статьи 31 Закона (при этом представление копии устава политической партии не требуется). При этом избирательные документы рекомендуется готовить по формам, разработанным Центризбиркомом Чувашии.
3.5. Центральная избирательная комиссия Чувашской Республики в течение трех дней со дня приема документов, указанных в пункте 3.4 настоящего Порядка, обязана принять решение о заверении списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам либо об отказе в его заверении, который должен быть мотивирован.
Решение Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики о заверении списка кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, с копией заверенного списка либо об отказе в его заверении выдается уполномоченному представителю избирательного объединения в течение одних суток с момента принятия соответствующего решения. В этот же срок решение о заверении списка с копиями заверенного списка (заверенными выписками из списка) направляются Центральной избирательной комиссией Чувашской Республики в соответствующие окружные избирательные комиссии.
3.6. Кандидат, выдвинутый избирательным объединением по одномандатному избирательному округу и находящийся в заверенном Центральной избирательной комиссией Чувашской Республики списке кандидатов, представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию по выборам депутатов Государственного Совета Чувашской Республики пятого созыва (далее – окружная избирательная комиссия) избирательные документы, необходимые для выдвижения на основании статьи 31 Закона и в соответствии с Перечнем документов, определенным Центральной избирательной комиссией Чувашской Республики. При этом избирательные документы рекомендуется готовить по формам, разработанным Центризбиркомом Чувашии.
3.7. Заявление о согласии баллотироваться и иные документы, представляемые кандидатом в окружную избирательную комиссию для уведомления о выдвижении, принимаются соответствующей окружной избирательной комиссией при предъявлении документа, удостоверяющего личность кандидата (если заявление представляется иным лицом – при предъявлении копии документа, удостоверяющего личность кандидата). Копия документа, удостоверяющего личность кандидата, заверяется соответствующей окружной избирательной комиссией в присутствии кандидата подписью лица, принявшего заявление.
Кандидат (иное лицо) также представляет копии документов, подтверждающих указанные в заявлении кандидата о согласии баллотироваться сведения об образовании, основном месте работы или службы, занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Копии представленных документов сверяются с подлинными документами и заверяются подписью лица, принявшего заявление.
3.8. Окружная избирательная комиссия после представления соответствующих документов кандидата незамедлительно выдает письменное подтверждение об их приеме. Один экземпляр данного подтверждения остается в окружной избирательной комиссии.
IV. Самовыдвижение кандидата. Представление соответствующих документов
в окружную избирательную комиссию
4.1. Самовыдвижение кандидата производится путем уведомления об этом окружной избирательной комиссии, в которой будет осуществляться регистрация кандидатов, и последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидата.
4.2. Гражданин Российской Федерации может выдвинуть свою кандидатуру только в одном избирательном округе. Кандидат, выдвинувший свою кандидатуру, не может быть выдвинут избирательным объединением. В случае нарушения данного требования действительным считается выдвижение, о котором окружная избирательная комиссия была уведомлена раньше, если в течение суток после приема избирательной комиссией более позднего заявления кандидат не отзовет ранее представленное заявление.
4.3. Кандидат лично (а в случае, если кандидат болен, содержится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых – иное лицо) представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию избирательные документы, необходимые для выдвижения на основании статьи 28 Закона. При этом избирательные документы рекомендуется готовить по формам, разработанным Центризбиркомом Чувашии.
4.4. Заявление о согласии баллотироваться и иные документы, представляемые кандидатом в окружную избирательную комиссию для уведомления о выдвижении, принимаются соответствующей окружной избирательной комиссией при предъявлении документа, удостоверяющего личность кандидата (если заявление представляется иным лицом – при предъявлении копии документа, удостоверяющего личность кандидата). Копия документа, удостоверяющего личность кандидата, заверяется соответствующей окружной избирательной комиссией в присутствии кандидата подписью лица, принявшего заявление.
Кандидат (иное лицо) также представляет копии документов, подтверждающих указанные в заявлении кандидата о согласии баллотироваться сведения об образовании, основном месте работы или службы, занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Копии представленных документов сверяются с подлинными документами и заверяются подписью лица, принявшего заявление.
4.5. В случае представления избирательных документов кандидата иным лицом соответствующая окружная избирательная комиссия проверяет наличие в заявлении кандидата о согласии баллотироваться его нотариально удостоверенной подписи (либо подписи, письменно заверенной администрацией учреждения, в котором кандидат находится на излечении или содержится под стражей).
4.6. Окружная избирательная комиссия после представления названных документов незамедлительно выдает письменное подтверждение об их приеме. Один экземпляр данного подтверждения остается в окружной избирательной комиссии.
V. Правила сбора подписей избирателей, заполнения подписных листов
5.1. Подписи могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов из избирательных фондов кандидата, избирательного объединения.
5.2. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов.
5.3. Право сбора подписей избирателей принадлежит гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет и не признанному судом недееспособным.
Кандидат, избирательное объединение могут заключать с лицом, собирающим подписи избирателей, договор о сборе подписей. Оплата этой работы осуществляется только из средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения.
Кандидат, избирательное объединение обязаны составить список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Чувашской Республики. Сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей избирателей, и подписи этих лиц удостоверяются нотариально.
5.4. Количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата, списка кандидатов, составляет один процент от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа.
5.5. Подписные листы изготавливаются за счет средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения по формам согласно приложениям 4 и 5 к Федеральному закону.
В случае наличия у кандидата в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики, данные которого указываются в подписном листе, неснятой и непогашенной судимости дополнительно в подписном листе указываются сведения о судимости кандидата.
На выборах в Государственный Совет Чувашской Республики в подписном листе указывается номер специального избирательного счета, с которого произведена оплата изготовления подписных листов.
5.6. Формат бланка подписного листа определяется инициаторами выдвижения кандидата самостоятельно. Рекомендуемый формат подписного листа – А 4 (стандартный лист).
5.7. При заполнении подписного листа избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, списков кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата, списка кандидатов.
5.8. При сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов допускается заполнение подписного листа на лицевой и оборотной сторонах. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные записи вносятся на оборотной стороне подписного листа непосредственно после последней подписи избирателя.
5.9. Если в подписном листе содержатся исправления и помарки, их необходимо оговорить при составлении подписного листа и заверить подписью лица, осуществлявшего сбор подписей, или избирателя.
5.10. Запрещается при сборе подписей использовать преимущества должностного или служебного положения:
привлекать лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов;
использовать помещения, занимаемые государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, если иным кандидатам, избирательным объединениям не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях;
использовать на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортные средства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов;
проводить сбор подписей избирателей лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок;
иметь преимущественный доступ к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, если иным кандидатам, избирательным объединениям для этих целей не будет гарантирован такой же доступ.
5.11. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение избирателей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается. Подписи, собранные с нарушением указанных запретов, являются недействительными.
5.12. Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.
Каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов должен быть заверен уполномоченным представителем избирательного объединения. Каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата должен быть заверен кандидатом. При заверении подписного листа уполномоченный представитель избирательного объединения, кандидат напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставят свою подпись и дату ее внесения.
5.13. Исключение (вычеркивание) подписей избирателей в подписных листах должно быть специально отмечено в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей инициаторами выдвижения кандидата до представления подписей в соответствующую избирательную комиссию.
5.14. После окончания сбора подписей кандидат, уполномоченные представители избирательного объединения подсчитывают общее число собранных подписей избирателей и составляют в двух экземплярах протокол об итогах сбора подписей по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Чувашской Республики. Каждый экземпляр протокола подписывается соответственно кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения.
5.15. Подписные листы, представляемые в соответствующие избирательные комиссии, должны быть сброшюрованы и пронумерованы. При этом подписные листы в поддержку выдвижения избирательным объединением списка кандидатов по единому избирательному округу должны быть сброшюрованы в виде папок по муниципальным районам (городским округам), где осуществлялся сбор подписей.
Пронумерованная и сброшюрованная папка с подписными листами должна иметь заверительную запись.
Например:
«В папке прошнуровано и пронумеровано ________________________________ листов, (цифрами и прописью)
содержащих ________________________________________________________________ (цифрами и прописью)
подписей избирателей в поддержку ____________________________________________
кандидата (списка кандидатов)
__________________________________________ ________________________________»
(Ф.И.О. полностью, наименование избирательного объединения)
VI. Представление документов для регистрации кандидата, списка кандидатов
в соответствующую избирательную комиссию
6.1. Для регистрации списка кандидатов уполномоченный представитель избирательного объединения не позднее чем за 50 дней до дня голосования до 18 часов представляет в Центральную избирательную комиссию Чувашской Республики следующие избирательные документы:
1) сброшюрованные и пронумерованные подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения списка кандидатов (если в поддержку выдвижения списка кандидатов производился сбор подписей);
2) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах и в машиночитаемом виде (если в поддержку выдвижения списка кандидатов производился сбор подписей);
3) сведения об изменениях, происшедших в списке кандидатов после заверения его копии, и изменениях в данных о каждом кандидате из списка кандидатов, ранее представленных в Центральную избирательную комиссию Чувашской Республики;
4) список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Чувашской Республики (если в поддержку выдвижения списка кандидатов производился сбор подписей), в котором нотариально удостоверены сведения об указанных лицах и их подписи;
5) первый финансовый отчет.
6.2. Для регистрации кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения, кандидата, выдвинутого избирательным объединением по одномандатному избирательному округу, кандидат либо уполномоченный представитель избирательного объединения не позднее чем за 50 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию следующие избирательные документы:
1) сброшюрованные и пронумерованные подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей);
2) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах и в машиночитаемом виде (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей);
3) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в окружную избирательную комиссию (в том случае, когда какие-либо данные о кандидате изменились);
4) список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Чувашской Республики (если в поддержку выдвижения кандидата производился сбор подписей и не все подписи собраны кандидатом лично), в котором нотариально удостоверены сведения об указанных лицах и их подписи;
5) первый финансовый отчет.
6.3. После принятия документов для регистрации кандидата, заверив каждую папку с подписными листами печатью избирательной комиссии, проверив соответствие количества представленных подписных листов количеству, указанному в протоколе об итогах сбора подписей избирателей, соответствующая избирательная комиссия выдает письменное подтверждение о приеме подписных листов и заявленного количества подписей, даты и времени их приема.
VII. Порядок проверки достоверности сведений, представленных кандидатом, избирательным объединением, и достоверности подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, собранных в поддержку кандидата (списка кандидатов)
7.1. Соответствующая избирательная комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата (списка кандидатов) требованиям Закона, а также достоверность сведений, представленных кандидатом, избирательным объединением.
Избирательная комиссия обращается с запросом о проверке достоверности сведений, представленных в соответствии с Законом, в соответствующие органы.
Сведения о выявленных недостоверных фактах в сведениях, представленных кандидатами, направляются соответствующей избирательной комиссией в средства массовой информации для опубликования.
7.2. Избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах.
Соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
7.3. Проверке подлежит 20 процентов от необходимого для регистрации количества подписей в поддержку выдвижения каждого кандидата, списка кандидатов и соответствующих им данных об избирателях, поставивших подписи. Для проверки отбирается одинаковое количество подписей, собранных соответственно в поддержку выдвижения каждого кандидата, списка кандидатов. В случае если необходимое для регистрации количество подписей не превышает одну тысячу подписей, проверке подлежат все подписи. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения случайной выборки определяется соответствующей избирательной комиссией. Проверке подлежат все подписи, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки.
7.4. Проверка соответствия порядка выдвижения кандидата, а также достоверности данных, содержащихся в подписных листах, требованиям Закона и принятие решения о регистрации кандидата либо мотивированного решения об отказе в регистрации должны быть произведены в течение 10 дней с момента получения подписных листов и других документов, представленных для регистрации.
7.5. Кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, представившие установленное для регистрации кандидата, списка кандидатов количество подписей, должны извещаться о времени и месте проверки подписных листов.
Соответствующей избирательной комиссии рекомендуется сообщать кандидатам, уполномоченным представителям избирательного объединения о дате, времени и месте проведения проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, заказными письмами, телеграммами, нарочно с проставлением подписи о получении сообщения на экземпляре избирательной комиссии либо иным способом, позволяющим доказать факт отправления такого сообщения.
7.6. При проведении проверки подписей вправе присутствовать кандидаты, представившие необходимое для регистрации количество подписей избирателей, их уполномоченные представители и доверенные лица, а также уполномоченные представители и доверенные лица избирательных объединений, представивших необходимое для регистрации количество подписей избирателей.
7.7. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата, списка кандидатов, если это ими специально отмечено в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписей в избирательную комиссию.
7.8. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, списка кандидатов, действительной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.
7.9. Подписи считаются недействительными также в случаях, предусмотренных пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона.
7.10. Недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в установленном порядке.
7.11. Специально оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи недействительной, недостоверной, если не установлена ее недостоверность и (или) недействительность. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях о нем сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.
7.12. Результаты проверки подписных листов заносятся в ведомость проверки достоверности подписей избирателей. По окончании проверки подписных листов в поддержку каждого кандидата, списка кандидатов на основании суммирования данных, содержащихся в ведомости, составляется протокол об итогах проверки подписных листов, который подписывается руководителем рабочей группы (членом соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса) и представляется избирательной комиссии для принятия соответствующего решения.
В протоколе указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей, количество достоверных, действительных подписей, а также количество подписей, признанных недостоверными или недействительными, с указанием оснований признания их таковыми.
Протокол прилагается к соответствующему решению избирательной комиссии. Копия протокола передается кандидату, уполномоченным представителям избирательного объединения не менее чем за двое суток до заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.
VIII. Регистрация кандидатов
8.1. Соответствующая избирательная комиссия в течение десяти дней после приема необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов документов обязана принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо мотивированное решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов.
8.2. Регистрация кандидата, списка кандидатов, выдвинутых политическими партиями (либо их региональными отделениями), указанными в пунктах 16 и 16.2 статьи 38 Федерального закона, осуществляется без сбора подписей избирателей. Регистрация такого кандидата, списка кандидатов производится на основании решения политической партии (ее регионального отделения) о выдвижении кандидата, списка кандидатов.
8.3. Перед принятием решения о регистрации кандидата окружная избирательная комиссия должна удостовериться, что кандидат не зарегистрирован по другому одномандатному избирательному округу.
8.4. При одновременной регистрации кандидата в одномандатном избирательном округе и в составе списка кандидатов, выдвинутого по единому избирательному округу, в решении окружной избирательной комиссии в обязательном порядке отмечается факт регистрации кандидата и в составе списка кандидатов.
8.5. При регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, в решении избирательной комиссии о регистрации отмечается факт выдвижения кандидата соответствующим избирательным объединением.
8.6. Кандидат, зарегистрированный по одномандатному избирательному округу как кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, не может быть одновременно зарегистрирован как кандидат от избирательного объединения.
8.7. В решении о регистрации кандидата, списка кандидатов указываются дата и время регистрации.
8.8. Зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации.
8.9. Приняв решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключении кандидата из списка кандидатов соответствующая избирательная комиссия в течение одних суток с момента принятия ею решения об отказе в регистрации, исключении из списка, обязана выдать соответственно кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов копию соответствующего решения с изложением оснований отказа, исключения кандидата из списка кандидатов. Основания отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из заверенного списка кандидатов изложены в частях 10, 11 и 12 статьи 35 Закона.
При выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение – в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с частями 3 и 4 статьи 28, частями 3 и 10 статьи 31 Закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
8.10. Соответствующая избирательная комиссия доводит до сведения избирателей информацию о зарегистрированных кандидатах и списках кандидатов с указанием сведений, предусмотренных частями 3-5 статьи 58 Закона, информацию об отмене регистрации зарегистрированных кандидатов, списков кандидатов, о выбытии кандидатов из списков кандидатов, из одномандатного избирательного округа.