Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта -
http://batyr.cap.ru/
Учитель, согласно «Толковому словарю» С. И. Ожегова, «лицо, которое обучает чему-нибудь, преподаватель».
В Древней Греции, как повествует старинная легенда, спартанцы, оказавшиеся в затруднительном положении
в борьбе с врагами, обратились за помощью к Дельфийскому оракулу. Они просили прислать им опытного полководца, сильного и храброго. Каково же было их удивление, когда они узнали, что оракул прислал им школьного учителя Тиртея, не искушенного в военном деле и вдобавок еще хромого. Спартанцы не смели ослушаться оракула и поставили Тиртея во главе войска. И что же? Оказалось, что Тиртей, возглавлявший войско, пел пламенные гимны доблестным воинам, клеймил позором предателей и трусов. Спартанцы, воодушевленные его песнями, воспрянули духом и разбили врагов.
Эта легенда говорит о силе слова, о его могучем воздействии на человека. Такой силой обладает слово учителя.
Главное для учителя, наверное, передать своему ученику умение и навыки, которые помогли бы ему в дальнейшем. Известные древние мыслители передавали опыт из поколения в поколение. Так, Платон, известный многим по труду «Государство», был, с одной стороны, учеником философа, «первого европейского учителя» Сократа, а с другой - сам обучал будущего греческого мыслителя Аристотеля. Причем последний считал Платона своим другом, уважал его и ценил за все, чему тот обучил его. «Платон мне друг, но истина дороже», - сказал когда-то Аристотель. По-моему, взаимопонимание и доверие между учеником и учителем – это то, к чему должны стремиться как наставники, так и их последователи.
"Учитель! Перед именем твоим..."
Учитель! Перед именем твоим
Позволь случайно преклонить колени!
Пушкин признавал себя учеником Жуковского, который, в свою очередь, своим учителем в поэзии считал Карамзина. Сам Жуковский, умевший ценить прекрасное, рано осознал, что ему предстоит уступить дорогу гению Пушкину.
В день, когда Пушкин закончил свою первую поэму «Руслан и Людмила», Жуковский подарил ему свой портрет с многозначительной надписью: «Победителю – ученику от побежденного учителя».
Белинский утверждал, что «ни один из русских поэтов не может быть столько, как Пушкин, быть воспитателем юношества». Критик называл поэта «учителем искусства».
Н. А. Некрасов считал своим учителем Белинского: «Ты нас гуманно мыслить научил…»
Г. Белинский стал признанным наставником, другом и учителем для многих замечательных писателей.
А. М. Кольцов: «Будем же верны добру и истине! Будем верны памяти наставников наших!»
Критик В. Стасов: «Белинский был решительно нашим настоящим воспитателем. Никакие классы, курсы, писания сочинений, экзамены и все прочее не сделали столько для нашего образования и развития, как один Белинский со своими ежемесячными статьями…
Мы все – прямые его воспитанники».
М. А. Булгаков считал своим учителем и наставником Н. В. Гоголя.Булгаков, даже пытался подражать ему, прибегая в своих произведениях к образам потусторонних сил, используя приемы сатиры. Конечно, Гоголь не мог быть учителем Булгакова в прямом смысле. Но в то же время он многому научил его! Этот факт еще раз подтверждает мысль о том, что учитель – понятие многоплановое и разностороннее. Может быть поэтому, Гоголь и послужил прообразом Мастера в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».