БЕРЕМЕННОСТЬ
Согласно русским народным представлениям, беременная женщина находится в опасной близости от "черты", разделяющей мир земной и мир потусторонний (т. е. жизнь и смерть), и вследствие того особенно подвержена порче и сглазу. Свое положение она должна была держать в тайне даже от близких родственников. На Русском Севере существовало представление о том, что "ребенок зарождается в три дня. Женщина тщательно скрывает от всех зарождение ребенка. Когда же она почувствует, что ребенок шевелится, она начинает с этого дня читать каждую ночь следующую молитву: "Рождество Богородицы, жена Мироносица, зародила невидимо и разроди невидимо. Милостливая Пресвятая Богородица, не оставь, не покинь меня, грешную, потерпи моим грехам".
Зарождение новой жизни во всех народных культурах считалось величайшим таинством и, соответственно, период беременности обставлялся многочисленными предписаниями и запретами. "Беременной женщине непременно нужно было отстранять от себя все неприятности и предметы неприятного вида, зверей, безобразных людей; в противном случае она могла родить ребенка, лицо или образ которого могли иметь большое сходство с животным или тем уродом, которого она часто видела или которого испугалась". По этой же причине беременной женщине возбранялось смотреть на покойников. Это поверье дошло до наших дней практически в том же виде. Нам известно несколько случаев, когда беременные женщины, боясь, что младенец родится мертвым, отказывались идти на похороны даже своих близких родственников и друзей. Беременной женщине не разрешалось быть крестной матерью: "Беременная не идет в кумы - крестник умрет". В Калужской области беременной куме дают ложку, которую на время обряда крещения она должна положить за пазуху, чтобы крестник не умер. На беременных распространялся запрет фотографироваться, иначе ребенок мог родиться мертвым или умереть в первые месяцы жизни. Также считалось плохой приметой, если беременная (особенно в последние месяцы перед родами) пострижет волосы. Многие женщины следуют этим предписаниям и в наши дни.
В периоды святок, русальной недели и в храмовые праздники, поведение беременных особенно строго регламентировалось: им возбранялось что-либо зашивать, кроить, связывать, гнуть и т, д. Заделывание любых отверстий (например, пришивание заплат) и завязывание ассоциировалось с "зашиванием" и "завязыванием" пути, по которому вскоре должен появиться на свет младенец, т. е. такие виды работ, согласно народным представлениям, могли спровоцировать трудные роды. В юго-западной России чрезвычайно широко распространены представления о том, что соответствующие действия матери в периоды святок и русальной недели могут вызвать физические уродства у младенца, находящегося в утробе. Если беременная пришивает пуговицы или ставит заплаты, у младенца "обязательно будет родинка, заплата будет черная или на щеке, или на руке". "Вот будешь в положении - ничего не срезай! Ни на Семицкой неделе не делай ничего, вот, срезки чтоб никакой не было, а если ты срежешь, то или губу срежешь, или там что еще срежешь". Запрет на подобные работы может распространяться не только на мать, но и на всех членов семьи, в которой есть беременная. "Была одна женщина в положении, а муж салазки делал, загинал дубки... Она ему перепретила, как мы сейчас говорим: "Не надо делать". Не надо да не надо. А он: "А будет она мне еще тут наводить тень на белый день". И родила мальчика - ноги вместе". На святки и на Семицкой неделе подчас возбраняется шить, вязать, резать, гнуть даже членам тех семей, в которых есть стельная скотина. Таким образом, в русских деревнях все физические уродства и родимые пятна у людей объясняются "неосторожным" поведением членов их семьи в выше означенные периоды.
Но прежде всего народная культура предписывала беременной соблюдать нравственную чистоту - жить праведно, ни в коем случае не ругаться "черным словом", не обижать скотину и домашних животных, не красть и т. д. Все ее неблаговидные поступки могли отразиться на судьбе и здоровье будущего младенца. Так, если женщина, будучи беременной, поминает черта, то нечистый может подменить новорожденного, т. е. положить в колыбель полено, а ребенка забрать себе; если беременная пинает ногой кур - у ее ребенка будут бородавки, а если пинает свиней (или кошку) - у ребенка будет щекотун; "если у ребенка имеется на теле родимое пятно, то это признак, что мать младенца украла что-нибудь во время беременности".
В целом образ беременной в русской народной культуре пронизан представлениями о добре и благополучии. Так, до сих пор повсеместно распространено представление о том, что встреча с беременной предвещает удачу. Также считается хорошей приметой, если в доме переночует беременная - в нем не будут переводиться деньги или в семье неожиданно случится какое-нибудь приятное событие. Это же поверье распространяется и на молодоженов. Пожилые люди, знающие его, стараются оставить на ночлег гостей-молодоженов или беременную женщину. Если женщине снится во сне, что она беременна, - это к успеху .
РОДЫ
Чтобы обеспечить женщине легкие роды, в Северо-Восточном Аргиллшире (Шотландия) существовал обычай во время родов отпирать все замки и задвижки в доме. Это можно сравнить с обычаем, бытовавшим у древних римлян, - они вручали беременной женщине ключ, чтобы роды были легкими. В некоторых районах Явы принято открывать все закрытые отверстия в доме, чтобы роды прошли без помех. В Читтагонге (Восточная Индия) повитуха открывает все двери, все окна и откупоривает все бутылки. В Древней Индии существовал обычай во время родов развязывать все узлы в доме. Такой же обычай бытовал у некоторых шотландских горцев, распускавших пояса и развязывавших все ленты на женской одежде. Колдун или знахарь из племени хос (Того) туго обвязывает роженицу стеблями вьющихся растений, а затем развязывает все узлы со словами: "Теперь я открою тебя". Это гарантирует легкие роды. Так каким же образом одно и то же суеверие возникло на Яве, в Того, в Индии, у других языческих народов – и в христианской Шотландии? Может быть, оно изначально присуще всем людям? С другой стороны, в южной части острова Целебес рожающую женщину обвязывают лентой, чтобы душа не улетела во время родов. Подобный обычай был отмечен и у суматринских минанг-кабауэров.
Наиболее распространенным и тщательно соблюдаемым британским обычаем, связанным с рождением ребенка, несомненно, следует назвать обильное пиршество, начавшееся сразу же после этого события. Этот обычай можно отметить во всех британских городах; нередко встречался он и в сельской местности. В пограничных графствах рождение ребенка служило сигналом к началу застолья. Всем гостям в этот день подавали чай с изрядной порцией виски или бренди, песочным печеньем и булками с изюмом, и считалось дурным знаком, если кто-то отказывался от этого угощения. В отдельных районах Северного Ланкашира существовал обычай: после того, как роженица отдохнет, устраивать чаепитие - и каждый посетитель должен был внести шиллинг на покрытие расходов по "празднованию рождения". Откуда пошел этот обычай? Можно вспомнить, что еще у древних афинян был праздник, который назывался Амфидорнии. Этот праздник устраивался семьей, в которой родился ребенок, на пятый день после родов и состоял из застолья и танцев. Подобный обычай был и у римлян. У греков тоже существовал обычай посылать новорожденному ребенку подарки или небольшие сувениры - от которых, скорей всего, и пошла традиция дарить подарки крестникам, распространенная и по сей день.
И, наконец, вот заговор для облегчения родов, который все еще популярен на Севере Англии. Его продают в запечатанных конвертах; вот его дословное содержание: "Сказал Христос: 102 раза евреи в суде били меня по губам, 30 раз меня били в саду, 40 раз по голове, по рукам и в грудь, 30 раз по плечам и по ногам, за волосы таскали 30 раз, стонал я 127 раз, за бороду 72 раза, кнутом 6666 раз, по голове, тернием увенчанной, тростью 1000 раз, плевали в лицо мне 73 раза, 5475 ран на моем теле, 30430 капель крови упало на землю. За кровь мою каждый день прочти семь раз "Отче наш" и семь "Богородицу"; и когда искупишь каждую каплю моей крови, роды твои станут легкими".
Роды в русской народной культуре также воспринимались как наиопаснейшая ситуация как для жизни женщины, так для начинающейся жизни новорожденного: "Родильница все равно что ложится помирать" и, как перед смертью, просит у присутствующих прощения сделанных обид и огорчений. Они простят - и Бог простит, а Бог простит - разрешится благополучно. Как готовящейся к смерти, "ей расплетают косы, сымают пояс, кольца, серьги; она остается в одной станушке (в одной рубахе, сказать по-теперешнему)". Причем такой взгляд обусловливался не только возникающей реальной опасностью для жизни роженицы, но и мифологическими представлениями, связанными с рождением. "Момент наступления родин скрывают самым тщательным образом не только от посторнних, но и от членов своей семьи... Главная причина, заставляющая скрывать время родов, кроется в народном взгляде, по которому "разный у людей глаз бывает": сглазить могут и родильницу, и ребенка. "Пуще всего, чтобы девка какая не знала. Кажный "волос девичий" узнает, за кажный волос надо мучиться родимому человеку". Представление о том, что чем меньше людей знает о наступлении родов, тем легче женщине рожать, сохраняется в России и в настоящее время. Сами роды в народном мировоззрении уподоблялись отпиранию двери, через которую на этот свет "впускается" новая жизнь, поэтому образ ключа и замка столь популярен в заговорах и магических действиях, употребляемых во время родов у самых разных народов. "Стану я, раба Божия (имя рек), благословясь, пойду перекрестясь, из избы дверьми, из двора воротми. Выйду я в чистое поле, помолюсь и поклонюсь на восточну сторону. На той восточной стороне стоит престол Господень. На том престоле Господнем. сидит Пресвятая Мати Божья Богородица. И помолюсь, и поклонюсь Пресвятой Матери Божьей Богородицы: "Пресвятая Мати Богородица, соходи с престола Господня и бери свои золотые ключи и отпирай у рабы Божьей (имя рек) мясные ворота, и выпущай младеня на свет и на божью волю". Во веки веков, аминь". - Говорится трижды на воду, которую дают пить родильнице или которою обкачивают больную". Для того, чтобы роды были скорыми легкими, надо отомкнуть в доме все замки, причем отпирались замки не только дверные, но и у всех сундуков, вплоть до самых маленьких ларчиков. (Ср. шотландский "обычай во время родов отпирать все замки и задвижки"). "Во время родов считается нужным засветить лампаду перед иконой, иначе ребенок будет постоянно хворать; про больного ребенка часто спрашивают: "Верно у вас родился младенец без огня?". "При трудных родах зажигают венчальные свечи, занавешивают окна, чтобы никто не сглазил, просят священника отворить царские ворота и т. д."
Повитуха, принимая роды, "распускала на себе волосы, развязывала все узлы и застежки и заставляла сделать то же самое присутствующую здесь свекровь. Та и другая обязаны были прыснуть изо рта в лицо роженице водой, поскольку верили, что каждый узнавший о родах, но не сделавший этого "сам перемучается" за нее. Затем повитуха читала молитву "Сон богородицы" или обращалась к ней за помощью со словами: "Пресвятая Богородица Мария (вариант - "бабушка-Соломеюшка"), Господь с тобою, помогите распростаться, родить по благу, по-хорошему, рабе Божией имярек. Аминь!" Во время чтения молитвы повитуха попеременно массировала роженице живот и поясницу. Если это не помогало, то делала массаж в протопленной бане.
Муж роженицы, как правило, играл "большую роль при родах. Если только он не ушел далеко (в лес или на озеро) на работу, его зовут к жене. Он должен снять с правой ноги бахилу (с мягкой подошвой сапог) и напоить жену. Его заставляют также развязать пояс, наконец, прижимать коленом спину жены. Все это будто бы ускоряет роды. Для этой же цели роженица перед наступлением родов пьет воду из рукомойника. Над ней читают также "Сон Богородицы"; списанный в тетрадку, нередко запыленный, он хранится за иконой в семье или у кого-нибудь из соседей, которые всегда с охотой поделятся им в минуту нужды.
Тотчас после рождения ребенка мать заставляют коснуться рта его своей пятой. При этом мать произносит следующие слова: "Сама носила, сама приносила, починивала". Это делается для того, чтобы ребенок не кричал. После этого бабка отрезывает пупок и заговаривает грыжу. Вот один образец "грыжных слов": "Стану я, раба Божья, (имя рек) благословясь, выйду я, перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в ворота, выйду я в чисто поле. В чистом поле океан-море. В океане-море синий камень, под синим камнем серый кот (если заговаривают грыжу у мальчика; "синяя щука", если новорожденный - девочка), защипывает и закусывает двенадцать грыж: и родову грыжу, и становую грыжу, и пуповую грыжу, и яичну, и паховую, и головную грыжу, и зубную грыжу, и ушную и глазную грыжу, и ручную, и сердечную грыжу, и мокру грыжу, и подпятну грыжу, и подколенну грыжу и заплечну грыжу. Какого слова не скажешь, то крепче всех слов (это прибавляется потому, что "грыж много" и можно нечаянно позабыть назвать какую-нибудь из них). Семьдесят жил и семьдесят суставов, и в едином суставе ключ и замок во веки веков. Аминь". После заговариванья грыжи ребенка моют. Новорожденному мальчику кладут в воду яйцо или какую-нибудь стеклянную вещь. Девочке - только стеклянную вещь. Окатить ребенка в первый раз надо непременно с локтя.
Послеродовый период сопровождался обязательными "очистительными" обрядовыми действиями, так как "нечистым" считался не только младенец - пришелец из иного мира, - но и сама роженица. "Нечистой признается и родильница в продолжение первых шести недель после родов. В это время по местному верованию "ее могила" (для каждого человека у Бога готова могила) у Господа пола" (т. е. открыта, и родильнице угрожает постоянная опасность)". (Ср. английское представление о том, что "женщина после родов - самое беззащитное существо на свете"). Женщину, разрешившуюся от бремени, нужно три первых дня водить в баню, где знахарка, растирая ей живот, читает следующее девять раз; если же случится какая-либо неудача, то читают тридевять раз и столько же раз продевают младенца между ног матери. "Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Господа Бога и Мать Пресвятую Богородицу на помощь призываю, а я, раба Божия (имя рек), у родимого человека, раба Божия (имя рек), про дорогой золотник розыск начинаю: "Золотник мой, золотник, дорогой золотник, отыщи, дорогой золотник, свое дорогое место и стань, дорогой золотник, на свое дорогое место, чтобы у рабы Божия (имя рек), родимого человека, отныне и до века, не болело и не щемило, вниз не спущалось и не окаменело". Могла мать свое чадо сносить и спородить, могу и я, раба Божия (имя рек) все болезни отговорить. Ведь затвержал Господь Бог воды и земли: знай свои дела; и за аминь Господь Бог мои врачебные слова - на веки веков, аминь".
После родов кто-нибудь из старших в семье топит баню, и туда отправляются роженица с ребенком и повитуха. В баню они идут задворками, во избежание сглаза. Да и раньше повитуху тоже ведут к роженице задворками, а то если увидят бабку, идущую на роды, роды будут трудные. В бане повитуха моет роженицу и ребенка, растирает ей живот деревянным маслом, моется сама, а потом происходит размывание. Родильница и бабка садятся на полок или на лавку, лицом друг к другу и протянув ноги. Родильница берет непочатый кусок мыла и кладет между ногами, бабка его поднимает и намыливает ими кисти рук у родильницы, или всю руку по локоть, иногда при этом она делает какие-то наговоры. Потом родильница намыливает руки повитухе, и все это повторяется до трех раз. Далее обе женщины поливают друг друга по три раза руки, и этим все кончается. Мыло, употреблявшееся при этом, поступает в пользу бабки. Многие бабки говорят, что они ни за что не пойдут в повитухи к другой роженице, пока не размоются с первой. Размывание делается с тою целью, чтобы кто-либо не сделал зла бабке или родильнице, а если зло и сделано, то при размывании оно смывается. Престарелое население считает этот обряд очень старинным и указывает при этом на икону, изображавшую Рождество Пресвятой Богородицы, где, между прочим, изображено лицо, льющее на руки воду из кувшина".
В северных и пограничных графствах и кое-где в Шотландии перед родами готовили пироги и молодой сыр и, кроме того, чай с добавлением бренди или виски. Считалось неудачным предзнаменованием, если кто-то покидал дом роженицы, не вкусив этих даров. В связи с этим обычаем появился "shooten (groaning) cheese" ("кричащий (стонущий) сыр"), от которого счастливый отец должен был отрезать кусок "на счастье" для каждой девушки, участвовавшей в чаепитии. Но при этом он должен был соблюдать осторожность: случись ему порезать палец - и его ребенок не доживет до совершеннолетия. Кусок "на счастье" отрезался от края молодого сыра и делился на порции. Затем каждую порцию вручали какой-нибудь незамужней девице, которая, спрятав его под подушку, могла добиться того же эффекта, что и со свадебным пирогом, то есть увидеть во сне суженого. Это суеверие было распространено в пограничных графствах.
На севере Англии хлеб и сыр для всех присутствующих должен был нарезать врач, принявший роды. Если это ему не удавалось, считалось, что ребенок может вырасти некрасивым или несимпатичным. В Йоркшире пирог, применявшийся для этой церемонии, назывался "Pepper-cake" и был похож на толстый имбирный пряник. В Швеции поступали еще занятнее. Здесь хлеб и сыр клали рядом с кроватью роженицы еще во время приготовлений к родам, так что к моменту счастливого события они могли уже утратить свою первоначальную свежесть. В Дареме нянька или повитуха брала с собой немного хлеба и сыра и вручала их первому встречному (если его пол был противоположен полу новорожденного). Подобный обычай бытовал в районе Дартмура; а в Оксфорде существовал обычай нарезать пирог из середины, постепенно превращая его в кольцо. Сквозь это кольцо из пирога продевали ребенка в день его крещения - на счастье. Южнее тоже существовал обычай угощать хлебом и сыром первого встречного; это делали женщины, которые несли ребенка крестить. Если от подношения отказывались, это считалось дурным предзнаменованием.
Старинное йоркширское суеверие предписывало класть на ребенка женского пола какой-либо предмет из одежды отца, а на мальчика - нижнюю юбку матери. Если этого не удавалось сделать, то ребенку не было суждено иметь успех у противоположного пола. Обычай вносить ребенка на самую верхнюю точку дома, был распространен по всей стране. Мало того - он почти повсеместно практикуется и до сих пор, и не только в сельских районах. В декабре 1945 г., в самом сердце лондонского Вест-Энда, нянька торжественно вносила ребенка в мансарду и поднимала его к чердачным окнам - насколько это позволял ее рост. В Оксфорде 3-го июня 1912 этот обряд был совершен над ребенком весьма известного человека - С. Л. Райта.
На границе с Шотландией в рот младенцу, которого впервые принесли в какой-нибудь дом, клали щепоть соли или сахара - на счастье. На севере Англии маленькому посетителю дарили яйцо, соль и хлеб, в Восточном Йоркшире к этим дарам прибавляли несколько спичек, а в Западном Райдинге - мелкую монету. Все это должно было на всю жизнь обеспечить ребенка обилием друзей (соль), пищи (хлеб), света и тепла (спички). А к чему яйцо? Яйцо было священным символом еще со времен Мирового Яйца. Много суеверий было связано с первыми восемью днями после рождения ребенка, особенно в Шотландии. Эти дни считались наиболее опасным периодом в жизни ребенка: ведь он еще не был крещен и подвергался опасности от фей. До крещения феи могли похитить его и положить вместо него "подмену". Чтобы избежать этого, нужно было насыпать в колыбель немного соли или воткнуть иглу в одежду ребенка. Суеверия, связанные с феями, зарегистрированы также в Швеции; чтобы защититься от них, обычай предписывал не гасить огонь в доме до самого крещения, и чтобы ни один человек не проходил между ребенком и огнем. Немцы клали в колыбель новорожденного целебные травы; греки старались на оставлять ребенка одного в первые восемь дней после рождения, поскольку греческая церковь крестит детей только по истечении этого срока. На Оркнейских островах был обычай "святить" новорожденных. Будущие родители загодя готовили большую голову жирного сыра, которую после рождения ребенка разрезали на части и раздавали всем присутствовавшим замужним женщинам. Затем мать и ребенка "святили" горящими еловыми лучинами, которые трижды обносили вокруг постели, чтобы отогнать злых духов. Спустя столетие для "свячения" кровать роженицы выносили на середину комнаты, после чего нянька или повитуха три раза по три обходила вокруг кровати с раскрытой Библией - каждые три круга для каждого лика Троицы. Откуда же возникли все эти суеверия? Как знать. Существует ли какая-то связь между убежденностью шотландцев, что первые восемь дней в жизни ребенка наиболее опасны для него, датским поверьем, что огни в доме не следует гасить до крещения ребенка (семь дней) и поверьем островов Сапарока, Хароке и Несса Лант, утверждающим, что после рождения ребенка лампу нельзя гасить семь дней, чтобы уберечь его от всякого вреда? Во многих частях страны,и в особенности в Херефордшире, существует суеверие (или, лучше .сказать, поверье), что отец ребенка во время родов страдает не меньше, чем его мать. Все боли и болезни, которые супруг переносит во время родов, относятся на этот счет. В добавление к этому - удивительное поверье, все еще бытующее в некоторых областях страны. Если незамужняя женщина рожает ребенка и не хочет говорить, кто его отец, то изо всех подозреваемых мужчин отцом ребенка, скорей всего, является тот, кто был болен в момент его рождения. Это поверье было весьма распространено в Йоркшире и бытует там до сих пор; нам известен даже случай, когда оно безусловно подтвердилось. Подозреваемый мужчина был найден тяжелобольным и в бреду признался родственникам девушки в своем отцовстве.
НОВОРОЖДЕННЫЙ
В Кенте старые повитухи имели обыкновение перед родами готовить две ночных сорочки: для мальчика и для девочки. Если рождалась девочка, ее клали на ночную сорочку для мальчика, если мальчик- на ночную сорочку для девочки. Считалось, что в этом случае мальчику будет суждено очаровывать всех женщин, а девочке - иметь множество поклонников, из которых она сможет выбрать себе хорошего мужа. Сэр Чарльз Игглсден цитирует высказывание одной повитухи: "Если я этого не сделаю, мне нельзя будет взглянуть в лицо ребенку, пока он не вырастет. Зачем же ему страдать, если я могу принести ему счастье?". В Шотландии и пограничных графствах больше чем где бы то ни было, верили в ведьм и в их способность подменять младенцев и взрослых людей, а также являться в чужом обличье, чтобы навредить тому, кто им не угодил. Нож под порог дома, в котором рождался ребенок, клали, потому что верили: ведьма не может переступить через железо или сталь и не войдет в дом, защищенный таким образом. В средневековье существовало множество суеверий, связанных с новорожденными.
В восточных районах Йоркшира бытовал обычай, до сих пор сохранившийся в некоторых глухих уголках этого графства,- при первом визите к новорожденному дарить ему коробок (или связку) спичек, яйцо, немного соли в бумажном кулечке и немного денег. Таким образом гарантировалось, что ребенок всю жизнь будет богат светом, едой, дружбой и деньгами. Иной взгляд на символику этих даров бытует в других районах графства: яйцо - залог бессмертия (должно быть пережиток мифа о Мировом Яйце), соль - телесного и душевного здоровья, хлеб - всех вещей, необходимых для жизни, а спички - свет на пути к небесам. В детстве, когда ребенок надевал какую-нибудь обновку (из верхней одежды), йоркширский обычай велел класть немного денег "на подарок" в один из карманов. Дополнительную сумму давали друзья родителей, которым показывали обновку. Эти деньги дети хранили в маленькой копилке, стоявшей на каминной доске, пока их не собиралось достаточно много, чтобы купить что-нибудь полезное. Таким образом, даже в былые времена йоркширцы не были склонны к бесцельному накопительству.
В Плимуте все еще верят, что, если пощекотать младенцу пятки, он непременно станет заикаться. Чтобы ребенок рос здоровым, в Уэльсе существовал обычай добавлять зеленый чай в воду для купания младенца в первые три месяца его жизни. Считалось также, что если ребенок в колыбели не сразу начинает смотреть вверх, он вырастет обманщиком (или обманщицей).В некоторых районах страны существует поверье, что раскачивание пустой колыбели влечет за собой смерть уже родившегося ребенка в течение месяца. Это поверье распространено в Шотландии , в Дареме и Йоркшире. В двух последних графствах есть и другое поверье, которое выражается пословицей: "Ранние зубки - новые губки", что значит: если у ребенка рано прорезались зубы, то скоро будут новые губы, т. е. родится еще один ребенок. Голландцы тоже верят, что человек, качающий пустую колыбель, накличет ребенку скорую смерть.
Ребенок, только что появившийся на свет, согласно народным представлениям, находится в опасной близости от границы, разделяющей жизнь и смерть, поэтому новорожденного с первых часов жизни заговаривали от различных болезней, дурного глаза и нечистой силы. Этот обычай сохранялся в некоторых областях России до середины нашего столетия, пока повсеместно не был введен запрет на домашние роды. После родов, выпарив родильницу в бане, повитуха парит и новорожденного, приговарива: "Бабушка Соломоньюшка Христа парила, да и нам парку оставила. Господи благослови! Ручки, растите, толстейте, ядренейте; ножки, ходите, свое тело носите; язык, говори, свою голову корми. Бабушка Соломоньюшка парила и правила, у Бога милости просила. Не будь седун, будь ходун; банюшки-парушки слушай: пар да баня, да вольное дело! Банюшки да воды слушай. Не слушай ни уроков, ни причищев, ни урочищев, не от худых, не от добрых, не от девок пустоволосок. Живи да толстей, да ядреней". "Баушка", принимавшая роды, правила живот роженице и "расправляла" новорожденного. "Обмыв новорожденного, кладут его на спинку и стягивают сперва вперед и на крест пальчики ножек к локтям, потом поворачиваю" его на живот и также стягивают на крест пальчики ручек к ногам; потом кладут на ладони срединой тела так, чтобы головка и ножки висели, и потряхивают несколько раз, приговаривая: "Расправлен, теперь уж уродцем не будешь!" Тотчас, по перевязке пуповины, схватывают двумя пальцами носик ребенка и потягивают его несколько раз, приговаривая:"Не будь курнос и спи крепче!"
В России точно так же повсеместно распространено поверье, что "чепчик", в котором родился ребенок, является для него знаком удачи. "К числу амулетов принадлежит точно так же и сорочка, в которой родится иногда младенец. Если сорочку эту носить на шее, то будет счастье и удача в течение целой жизни" . Обычно "чепчик" или "сорочку" вместе с пуповиной зашивали в ладанку и носили на шее вместе с нательным крестом всю жизнь. "При рождении ребенка "в рубашке", т. е. в оболочке в виде пузыря, ее немедленно разрывали пальцами или ножницами, чтобы новорожденный не задохнулся. "Рубашку" ... было принято беречь. Ее высушивали на печи и хранили в сундуке с одеждой. Верили, что если ее взять с собой на чужбину, на войну или держать при себе во время суда или торговых сделок, то она принесет удачу. Иногда мать, отправляясь в лавку, "рубашку" ребенка прихватывала с собой в надежде, что ее не обсчитают. И вообще, о родившихся в рубашке, говорили как о счастливых. В русских деревнях (а отчасти и в городах) и в настоящее время ребенку до года не стригут волосы и ногти - "чтобы жизнь ему не укоротить". По другому варианту, "в течение первого года у ребенка не должно обстригать ногтей, в противном случае из него выйдет вор". (Ср. английское поверье: "пока ребенку не исполнился год, не стриги ему ногти - иначе он вырастет вором"). Обычно мать откусывает ногти ребенку. Так же как и в Англии, в России повсеместно бытует запрет подносить ребенка до года к зеркалу.
Поверья, связанные с младенцами.
Дети, родившиеся под Новый Год или под Рождество, будут счастливы.
Младенец, родившийся в первое число, бывает долговечен.
Дети, родившиеся с большими волосами на голове, будут богаты и счастливы.
Ребенок, родившийся лицом к земле, не будет долго жить.
Если намазать новорожденного салом - это принесет ему счастье.
Если ребенок рождается ногами вперед, он покалечится, не достигнув совершеннолетия; чтобы избежать этого, через несколько часов после рождения натри ему ножки лавровыми листьями.
Если ребенок, которому не исполнилось нескольких месяцев, увидит себя в зеркале, он умрет до конца года или заболеет детской немочью (рахитом).
Качать пустую колыбель - накликать ребенку скорую смерть. (Повсеместно).
Плюнь на новорожденного - это принесет ему удачу. (Ирландия).
Пока ребенку не исполнился год, не стриги ему ногти - иначе он вырастет вором. (Суеверие, распространенное во всех сельских районах Британии еще в нынешнем столетии).
Ребенок, родившийся в "чепчике", будет счастлив в жизни. (Повсеместно).
Ребенок, родившийся в "чепчике", в дальнейшей жизни приобретет дар "второго зрения".
Тот, кто купит себе чепчик, будет счастлив в жизни и избежит всех опасностей. (Повсеместно).
Тот, у кого есть "чепчик", никогда не утонет. (Повсеместно).
Перестилать постель, в которой женщина рожала, нельзя, пока ребенку не исполнится месяц.
Ребенок, рожденный в то время, когда старой луны уже нет, а новая еще не появилась, не доживет до зрелых лет. (Корнуолл. Вот почему корнуолльцы говорят: "No moon, no man" - "Нет луны, нет человека").
"В понедельник - красен личиком,
А во вторник - добр сердечком,
В среду - будет мыкать горе,
А в четверг - ходить за море,
В пятницу - с душой широкой,
В субботу - век весь за работой,
А воскресное дитя
Будет жить себе шутя,
Всем на радость, всем на диво
Милым будет и счастливым".
Первой взять новорожденного ребенка на руки должна непременно девственница. (Йоркшир).
Проведи по новорожденному младенцу кроличьей лапкой: это отведет от него любую беду.
Ребенок, который увидит себя в зеркале до достижения четырех месяцев, будет болеть рахитом.
Ребенок, рожденный в воскресенье, будет очень удачлив и защищен от злых духов. (Шотландия).
Ребенок, рожденный в полночь, будет наделен способностью видеть души умерших. (Йоркшир).
Чтобы принести ребенку удачу, натри его смальцем сразу же после рождения, пока его еще не обмыли.
Чтобы ребенку сопутствовала удача, его следует внести по лестнице на самую высокую точку дома, прежде чем его будут нести вниз по лестнице или выносить из дома. Даже подняться с ним на пару ступенек вверх все же лучше, чем спускаться просто так. (Повсеместно).
При рождении ребенка под порог следует положить нож, иначе новорожденный пострадает от дурного глаза. (Шотландия).
Гвозди в передней части кровати защитят роженицу от эльфов. (Шотландские горцы)
Если женщина во время беременности прядет на колесной прялке, ее ребенок будет повешен на конопляной веревке.
Если мальчик родился, когда луна на ущербе, - следующей должна родиться девочка, и наоборот. (Корнуолл).
Если ребенок родился, когда луна "растет", следующий ребенок будет того же самого пола. (Корнуолл).
Женщина после родов - самое беззащитное существо на свете. Демоны толпятся вокруг нее, и если она идет к реке помыться, то рыба уплывает далеко от этого места.
Кто родится в новолуние, бывает живуч, т. е."долговечен".
Перестилать постель, в которой женщина рожала, нельзя, пока ребенку не исполнится месяц.