Батыревский район Чувашской РеспубликиОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Итоги социально-экономического развития Батыревского района за 2010 год и задачи на 2011год

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://batyr.cap.ru/

 

   

 

Содержание   стоящих перед районом задач  отражены  в  программе  социально-экономического  развития на 2010-2012 годы, принятой Собранием депутатов Батыревского района 14 мая 2010 года и  Посланиях Президента Российской Федерации Д.А. Медведева и Президента Чувашской Республики М.В. Игнатьева, обращенных к народу с задачами на  2011 год. Эти документы ставят цель обеспечения устойчивого экономического развития  социально и экономически значимых предприятий, сохранения и развития  экономического потенциала муниципального образования и стандартов качества жизни,  последовательного  роста  благосостояния  и платежного спроса населения, над выполнением которых мы и работали в 2010 году.

В 2010 году социально-экономическое развитие района характеризовалось ростом объемов работ по виду деятельности «строительство» (113,7 млн. руб.), жилищного строительства (102,2%), розничного товарооборота (114,2%), платных услуг населению (110,2%), увеличением реальных денежных доходов населения (103,6%). Вместе с тем произошло снижение объемов промышленного (35,8%) и сельскохозяйственного производства (69,7%).

Число прибыльных организаций к общему числу предприятий составляет 66,7 %. Среднемесячная зарплата работников организаций, не относящихся субъектам малого предпринимательства, за январь-ноябрь 2010 года составила 8619,1 тыс. руб., по сравнению с 2009 году выросла на 3,6%, и ниже среднереспубликанского показателя  на 38,8 %. По данным  государственного учреждения  службы занятости  населения на 1 января 2011 года уровень зарегистрированной безработицы составил 1,52 % к численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте (по республике 1,79%. Статус безработного имели 336 человек).

Ведущую роль в экономике района играет производство сельскохозяйственной  продукции и ее переработка. Объем производства сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств составляет 1 млрд. 697 млн. руб. (в 2009г-2037,0). Индекс производства  продукции растениеводства составил 46,8 %, животноводства -101,3%.

Безусловно, аномальные природные явления прошлого года отрицательно сказались на результатах работы аграриев. Но, все же,  по итогам 2010 года среди южных районов республики Батыревский район занял первое место,что  говорит о профессионализме наших сельхозработников, о внедрении новых технологий в производство, о грамотной работе  с землей. Урожай прошлого года, конечно, не «батыревский», в результате чего экономика сельского хозяйства района понесла огромные  потери. Ущерб от засухи составил 510,6 млн. руб. Несмотря на  неблагоприятные погодные условия,  в районе  смогли подготовиться к зимнему стойловому содержанию скота и тем самым обеспечили не только сохранность  поголовья по всем видам скота, но и приумножили поголовье. Выросло производство мяса и молока соответственно на 102,3 и 100,5 % %. По производству на 100 га сельхозугодий скота и птицы район занимает 4 и 7 места в республике. Это- большая заслуга животноводов района. Задачу, поставленную Президентом республики, район выполнил. Конечно, без помощи Правительства России и республики без финансовых вливаний (222816 млн. руб.) на преодоление ущерба  экономики сельского хозяйства, выжить было бы  практически невозможно. Огромная благодарность от всех аграриев района, эта помощь обязывает организовать свой труд на более высоком уровне с применением  новых технологий, техники, эффективного использования земель, модернизации производства.

Из года в год темпы производства продукции  наращивают хозяйства «Красное знамя», «Труд», «Звезда», «Исток», ЗАО «Батыревское».

В 2010 году в общественном секторе приобретено 20 единиц новой сельскохозяйственной техники на сумму более 22 млн. руб. Кроме того, личными подсобными хозяйствами закуплено 15 единиц техники на сумму 5 млн. руб. Программой 2011 года ставится задача приобретения еще  75 единиц на 40 млн. руб.

Особенность задач, стоящих в 2011 году перед агропромышленным комплексом района, определены в Послании Президента Чувашии М.В. Игнатьева: «…модернизация  существующих сельскохозяйственных перерабатывающих предприятий, создание новых  производственных мощностей по глубокой переработке картофеля, овощей,  плодов, молока, мяса, серьезный прорыв в животноводстве - это наш вызов времени и потребности современного агропромышленного комплекса. Среднегодовая  выработка продукции работающим должна составить не менее 1 млн. руб.» (в районе 219 тыс. руб.). Вот над чем  мы должны с вами работать. Определенные  сдвиги в этом направлении нами предприняты, но мы еще мелко «плаваем».

 На развитие АПК в 2010 году привлечено кредитных ресурсов  379 млн. 593 тыс. руб., из них на развитие малых форм хозяйствования - 115,4 млн. руб., долгосрочных инвестиционных кредитов - 187,8 млн. руб., краткосрочных на выполнение сезонных  работ - 76,3 млн. руб. На сегодняшний день каждое сельхозпредприятие может и в состоянии воспользоваться льготными кредитами. 39,3 % ЛПХ граждан района в течении 5 лет воспользовались льготными кредитами (третье место в республике).

Получаемые инвестиции должны вкладываться в развитие инфраструктуры АПК и  способствовать усиленному его развитию. Мы получаем неплохие урожаи зерновых и технических культур, продукцию животноводства, но не умеем их хранить, перерабатывать . Занимаемся первичной переработкой, и за счет этого отдаем выращенную продукцию перекупщикам практически за бесценок. Если хотим быть   конкурентоспособными, то надо смело модернизировать производственные площади, газифицировать производственные помещения, внедрять  энергосберегающие технологии.

Возьмем, к примеру, хозяйство «Труд», здесь  вроде бы  есть  все -  производственные площади, техника, но все это из  прошлого тысячелетия. Такой пример не единичный. То, что делается в свинокомплексе «Южный», где нет ни «грязи, ни навоза, ни резиновых сапог», - вот образец, каким должно быть производство. В текущем году комплекс должен заработать. Наша задача стоит таким образом, чтобы у земли был настоящий хозяин, эффективно использующий ее потенциал, выгодно использовал инвестиции согласно программ развития, создавал рабочие места, был надежным налогоплательщиком, и таким образом участвовал в  решении создания инфраструктуры села.

Собственниками земельных долей на территории района осуществлена государственная регистрация своих прав всего около 13% от всех долей, что крайне недопустимо. Главам сельских поселений, руководителям сельхозпредприятий всех форм собственности необходимо организовать оформление договоров аренды с собственниками долей для дальнейшего их использования, согласно федеральному закону №101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» с учетом внесенных изменений. Юридические лица  обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, - переоформить на право безвозмездного  срочного пользования по своему желанию до 1 января 2012 года.

Задачей года перед аграриями района станет орошение сельскохозяйственных культур. Первый, давно забытый опыт, у нас был в прошлом году - в плодопитомнике «Батыревсий» и  в агрофирме «Исток». В этом году запланировано  проводить эту работу в 10 хозяйствах на площади 1015 га. Государство и тут нам  идет навстречу, будет  оказана существенная  помощь,  и надо успеть воспользоваться моментом.

Сельскохозяйственные предприятия района любой формы собственности готовы к проведению весенне–полевых работ, здесь практически решены все  проблемные вопросы. Под урожай 2011 года произвели посев озимых культур на площади 7014 г., поднято зяби на площади 15950 га, текущей весной предстоит  засеять  14942 га .  Кондиционность семян составляет 65% из проверенных, завезено семян зерновых культур высоких репродукций 58 т.; готовность  сельхозтехники  к посевной  -  65-78 %, обеспеченность механизаторскими кадрами более 80%, для проведения  весенне-полевых работ завезено дизтоплива 60% от потребности, бензина – 45%, дизельного масла - 40%. За оставшееся время надо решить все задачи по подготовке и проведению весенне-полевых работ.

Задача перед земледельцами определена однозначно - наперекор стихии мы  должны собирать «батыревский» урожай сельхозкультур, стабилизировать экономику хозяйств, работать над повышением производительности труда и соответственно повышением зарплаты работающим.

Говоря о промышленном  производстве, следует отметить, что промышленное производство в районе складывается по виду деятельности «обрабатывающие производства».Статистические показатели  этой  отрасли  оставляют желать лучшего. Объем отгруженных товаров -17, 87 млн. руб., темп роста составляет к 2009 году всего 35,8 %. Среди основных причин - сокращение объемов, следует отметить снижение отгрузки продукции собственного производства филиалом ОАО «Вамин-Татарстан» - «Батыревский маслодельный  завод».Задачи в этой отрасли подсказаны жизнью: необходимо думать о строительстве крахмалзавода, использовании мощности маслозавода, древкомбината, развитием месторождения кирпичной глины в д. Новое Котяково, официально открыть  карьер по добыче строительного песка. Приятно отметить, что в д. Новое Котяково в текущем году будет открыто предприятие по производству кровельных материалов и выпуска металлочерепицы Кошкиным Н.А. В ОАО «Батыревское» планирутся начать строительство фермы по содержанию КРС по типу «Акконд-Агро». Почти в каждом хозяйстве есть крупорушки, они простаивают. А выращенная гречка и другие культуры уходят в другие регионы, и возвращается к населению по дорогой цене. Крайне малы объемы выпуска продукции пищекомбината. Нам надо самим  заниматься глубокой переработкой сырья, выращенного на своей чистой, плодородной земле, тогда будем успешно решать проблемы продовольственной  безопасности. Искать и находить  инициативных  людей и инвесторов. Народ у нас в районе трудолюбивый и работящий, всегда поддержит инициативу.

В 2010 году стабильно развивался потребительский рынок, этому способствовало реальность зарплаты и пенсий. Покупательская способность людей растет и соответственно растет требовательность к качеству и ассортименту товаров, уровню обслуживания, поэтому и совершенствуется инфраструктура  рынка, обновляется материальная база. В 2010 году построено 10 объектов торговли, дополнительно создано 72 рабочих места. Общий объем розничной торговли увеличился на 14,2 %. Также растет и показатель развития платных услуг, он вырос на 10,2%, но в этом вопросе есть еще место инициативе деятельности малого бизнеса. Много разных видов услуг внедрено, но население нуждается в химчистке, ремонте сложной бытовой техники, утилизации отходов, организации сферы отдыха и туризма , общественного питания и других услугах.

В прошлом году пришлось усиленно заниматься вопросами ценообразования, ввести мониторинг цен на социально значимые продукты,   разбираться с фактами завышения цен при осуществлении закупок на продукты питания для муниципальных нужд. Анализ показывает, что размещение заказов  на поставки социально-значимых товаров осуществляется в районе в основном  способом запроса котировок и закупками малого объема, не проведено ни одного  открытого аукциона в электронной форме. В настоящее время реформа системы заказа меняется и муниципальным заказчикам района необходимо в 2011 году активизировать работу по размещению заказов на торгах путем проведения  электронных торгов, сокращая закупки у единственного поставщика без проведения торгов и закупок малого объема, организовать регулярное проведение контроля и мониторинга на предмет установления начальной  цены контракта и желательно, чтобы в этом процессе участвовали предприятия малого и среднего бизнеса своего района. Так как от степени  развития малого и среднего бизнеса зависит степень инновационности всей экономики. В районе действуют 178 таких предприятий , что больше на 39% чем в 2009 г., объем отгруженных товаров ими увеличился на 7,5 % и составляет 387 млн. руб. Налоговые поступления в местный бюджет составили 14,5 млн. руб. , по сравнению с 2009 годом выросли на 11%. Вместе с тем, количество малых предприятий на 1000 населения составляет лишь 3,7 единицы (а в республике - 8,7). Необходимо всячески  поддерживать инициативу  начинающих  предпринимателей в развитии малого с среднего  бизнеса в районе.

Бюджетная политика  является  важнейшим механизмом  управления районом, и мы ей  уделяем  первостепенное внимание.

  За 2010 год прогноз доходов консолидированного бюджета Батыревского района (с учетом внесенных изменений) выполнен на 554273, 8 тыс. руб. или на  101,1 %. Мобилизовано  собственных доходов  на сумму  92200,2 тыс. руб. или на 110, 0 % к годовому плану. Муниципальный бюджет  района  выполнен по доходам  в сумме  53625, 4 тыс. руб. ( 101,3% годового плана), из них собственные - 71821,7 тыс. руб. (110, 9 %) и по расходам 535744, 6 руб. (99, 3%). Профицит составил  514, 8 тыс. руб. Доля  собственных доходов  в общем объеме доходов  районного бюджета в 2010 году составила 16,6 %, в 2009 году было 14,5%.

Бюджеты сельских поселений выполнены по доходам на 101,4 % (86826, 2 тыс. руб.), из них  собственные  выполнены на 106,4 %. Доходная часть бюджета выполнена всеми 19 сельскими поселениями. Расходная часть бюджетов сельских  поселений исполнена на 98, 6% годового плана. Профицит составил 694, 4 тыс. руб.

Расходы муниципального бюджета  района за 2010 год  составили 535744, 6 тыс. руб. или 99, 3% к годовым плановым показателям. Бюджеты сельских поселений по расходам исполнены на 87522,5 тыс. руб. (98, 6 %). Принятые бюджетные обязательства практически выполнены всеми бюджетными учреждениями. Общий объем расходов бюджета района ежегодно увеличивается и в расчете на одного жителя он составляет 14072 руб.Принятый бюджет  на 2011 год напряженный, но выполнимый. Он обеспечивает решение  задач , направленных на  улучшение жизни  населения.

 Конечно, все сразу сделать не возможно - жизнь не сказка. Всем должно быть ясно, чтобы иметь достаточный бюджет его надо пополнять, собирать, работать  с ним, а не только возмущаться, что денег нет или не хватает. Администрация района  будет финансировать расходы в пределах Бюджетного Кодекса, инвестировать  согласно программам  и выигранных грантов и конкурсов.  Отношения районного бюджета с бюджетами сельских поселений строятся на принципах стимулирования, повышения собственных доходов поселений. Данный механизм позволяет  поощрять   муниципалитеты, добившиеся  наибольшего роста  доходов, и, наоборот, подстегивать отстающих по собираемости налогов. И в этом будет заключаться  ключевая работа главы сельского поселения по воспитанию налоговой культуры населения, руководителей  предприятий, независимо от  форм  собственности. Поэтому будет  и в  дальнейшем  стимулироваться  работа  по повышению  собственных доходов (еще немало неучтенных объектов   налогообложения: земля, недвижимость), и повышаться  ответственность  глав сельских  поселений за работу с бюджетом , а  суммы  финансовой помощи   должны быть оптимизированы.   Как пример  хочу привести    некоторые факты: в 2010 году,  участвуя в различных конкурсах,  районная  администрация и сельские поселения  выиграли  7 конкурсов на сумму более  2  млн. руб.. В течение года бюджет  4 раза уточнялся в сторону увеличения-  ведь  это дополнительные  инвестиции в бюджет, это и школы,  и  дороги,  и оборудование, и рабочие места, это – новое  качество жизни  наших людей. За счет инициативы можно значительно  увеличить  муниципальные бюджеты    для решения социальных нужд  населения.

 Администрация  района проводит целенаправленную работу по выполнению основных мероприятий республиканской целевой программы по противодействию коррупции. Проводится систематическая экспертиза нормативно  правовых актов, их проектов и инвестиционных проектов, предусматривающих привлечение средств  бюджета Батыревского района, на коррупциогенность, анкетирование  среди получателей муниципальных услуг на предмет оценки  уровня восприятия  коррупции. Анализированы обращения граждан на предмет наличия в них информации сведений о фактах  коррупции. Произведены проверки обоснованности  цен на закупку  продуктов питания, включая продукцию сельхозтоваропроизводителей, в 47 бюджетных учреждениях района. В результате проверок  выявлены факты приобретения  отдельных видов социально значимых наименований продуктов питания  по ценам,  превышающим средние цены КУП «Агро-Инновация» Минсельхоза Чувашии, что повлекло неэффективное расходование  средств бюджета, ОМС и приносящий доход деятельности в сумме 316,3 тыс. руб. Сумма неэффективного и нерационального использования средств муниципальными учреждениями образования и здравоохранения  возмещены полностью за счет  виновных и направлена на приобретение продуктов питания.

В рамках реализации  мероприятий административной реформы проводится работа по формированию оптимальной структуры органов муниципальной власти, действует электронный документооборот, администрация района сертифицирована на соответствие системы менеджмента качества (СМК) стандарту и в 2010 году  подтверждено  соответствие  СМК  требованиям  ГОСТ Р ИСО  9001- 2008, обеспечено размещение  сведений об услугах оказываемых администрацией района в портале государственных  и муниципальных услуг,   разработан план-график  разработки  административных  регламентов по предоставлению  муниципальных услуг в 2011 году, ежегодно проводится   оценка эффективности деятельности  органов местного самоуправления для  управления по результатам работы. Нам необходимо в корне улучшить работу по предоставлению населению муниципальных услуг.

В 2010 году инвестиции в основной капитал со всех источников  финансирования   составили 884, 7 млн. руб. В районе  проводится   широкий фронт строительных  работ, для нас это стало уже нормой – строить  объекты социального назначения  в интересах населения: жилье, школы, предприятия сферы услуг. Особенностью 2010 года в отрасли строительство  стало проведение капитального ремонта жилья,  решение  вопросов создания  полигона бытовых отходов, благоустройства населенных пунктов особенно с.  Батырева,  строительства  водопровода и канализационных очистных сооружений,  тротуаров и  дорог, газификации  многоквартирных  домов, решение  жилищных  вопросов  ветеранов ВОВ,  сирот, многодетных и нуждающихся  семей - то есть  объектов,  значительно  улучшающих качество жизни  сельчан.

Продолжает благоустраиваться райцентр: для обслуживания населения построено здание «Чувашэнерго», открылся «Чувашкредитпромбанк», в с. Шыгырдан  построена   Соборная мечеть и  АЗС.  Комплекс архитектурных сооружений украсили  вид Батырева: въездной знак, композиция посвященная учителям,  памятник А. Талвиру, введен в эксплуатацию   первый комплекс  реконструкции  инженерных  коммуникаций  с Батырево.

 В прошлом году отремонтировано 1,6 км  районных дорог с твердым покрытием, 7,3 км  уличных дорог покрыты щебнем. На местной сети автодорог выполнены работы на 24,2 млн. руб.  В связи со строительством  автодорог  99,7% населения района проживает в населенных пунктах, имеющих регулярное автобусное  сообщение. В рамках реализации  Указа Президента Чувашской Республики «Об ускоренной электрификации новых улиц»  в 2010 году  общие затраты  на электрификацию   новых улиц  составляют  более 29 млн. руб. в  11 сельских поселениях проводилась  эта работа. Из года в год  растет  объем строительства жилья. Темп роста составил 102, 2 % r 2009г. Много объектов было построено в связи с проведением в районе  Дня Республики.

Строительная  программа  2011 года принята, заложена в бюджеты,  теперь предстоит  напряженная работа качественно и в срок  сдавать объекты, чтобы хорошело наше село, чтобы было престижным жить в сельской  местности.  

Предоставлением жилищно-коммунальных услуг  в районе  занимается 7 организаций различных форм собственности, увеличивается доля  частных предприятий, управляющих объектами  коммунальной  инфраструктуры  на основе  концессионных соглашений. При общей стоимости  государственного, муниципального имущества  организаций коммунального комплекса 28,3 млн. руб.  передано имущества в аренду, концессию организациям частной формы собственности.   В 2010 году  коммунальное хозяйство в основном  работало устойчиво. Важное направление работы ЖКХ  это- стабилизация   финансового состояния. На 1 января 2011 года  дебиторская задолженность предприятий ЖКХ составила 2171 тыс. руб., кредиторская - 2872, 7 тыс. руб. (рост по сравнению с 2009 годом 101,7% и 186,6 % соответственно). Основную долю в общем объеме кредиторской задолженности предприятий ЖКХ (около 63% или  1373 тыс. руб.)  занимает задолженность населения за жилищно-коммунальные услуги. Около  73% или 2102, 7 тыс. руб.   в  общем объеме кредиторской задолженности  составляет  за топливно-энергетические ресурсы двух управляющих кампаний «Уют» и «Водоканал», в том числе за  электроэнергию - 1051,8 тыс. руб., за природный газ -330, 9 тыс. руб., за тепловую энергию - 720 тыс. руб.  Задача этих  организаций заключается в том, чтобы   ликвидировать задолженность. А для этого надо хорошо  работать с населением.  Тарифы  на тепловую  энергию, водоснабжение, водоотведение с 1 января 2011 года  установлены  Государственной службой  республики по конкурентной политике  и тарифам. Утвержденные тарифы  на  коммунальные   услуги  не превышают  установленных  предельных  индексов  повышения тарифов.

Другая проблема над которой мы должны все работать – это  энергосбережение и  внедрение  энергосберегающих  технологий и материалов для экономии расходования  энергоресурсов  и воды. Разработанная и принятая   районная  программа по энергосбережению действует, но очень медленными темпами.  К примеру,  возьмите  школьные котельные- котлы «Универсалы» -  у них уже ресурс  отработан, насосы  не тянут - устарели, висят  допотопные электролампочки, да их еще  несколько. Как можно в этих условиях  говорить об  экономии? Здесь полностью задействован  затратный  механизм,  экономией даже не пахнет. Ни одно  сельхозпредприятие не газифицировано, медленно  работаем по замене котлов,   насосов,  счетчиков, лампочек  на энергосберегающие, приборов учета    воды.

Прошедший год для нас  был не простым годом.   С  29 июня по 2 ноября на территории района, как и во многих регионах России, была чрезвычайная ситуация природного характера, вызванная засухой. Нанесен огромный ущерб сельскому хозяйству, к счастью у нас не было  лесных пожаров. В районе проводилась большая работа по обеспечению жизнедеятельности и безопасности  жителей. В 2010 году завершено полное обновление  парка пожарной части №26 новой современной техникой. Кроме этого, существуют отдельные посты в с. Тарханы, Первомайское, Сугуты; муниципальная пожарная охрана в Новоахпердинском и Тойсинском поселениях,  ведомственная -  в колхозе «Колос»,    СХПК «Труд», агрофирме им Ленина;   функционирует частная пожарная охрана в с. Шыгырдан. В течение 2010 года в Татарско- Сугутском и Большечеменевском сельских поселениях восстановлены  пожарные машины, машина имеется и в Балабаш-Баишевском сельском поселении.

В связи с аномальной жарой  и отсутствием воды   проведены работы по расчистке или углублению 38  прудов и озер, построено 17новых прудов. К сожалению,  эта работа не полностью проведена в Тойсинском и Новоахпердинском сельских поселениях.  Не надо ждать  беды,  а своевременно  принимать меры. Безопасность общества зависит  не только  от эффективности  аварийно-спасательных служб, но и от умения каждого гражданина  вести себя в чрезвычайных ситуациях, поэтому одна из важнейших задач  - это развитие культуры безопасности  населения. В 2011 году в районе будет создано муниципальное  учреждение  - единая диспетчерская служба на база пожарной части ПЧ №26.

Вопросы доступности и качества медицинской и социальной помощи  всегда были  приоритетными  вопросами  в работе  муниципальной власти. 

За годы действия нацпроекта «Здоровье» в районе   сделаны  существенные  сдвиги. И это все видят- значительно укрепилась  материальная и лечебная   база учреждений, получены лицензии  на медицинскую деятельность, по итогам работы за 2010 год    Подлесн- Шигалинский фельдшерско-акушерский пункт удостоен звания «Лучший ФАП республики - 2010г». В течение года проведена диспансеризация 1350  работающих   людей   (130% к плану). Несмотря на проводимую   лечебно-профилактическую работу    растет показатель  как  общей,   так и первичной заболеваемости, ухудшается  медико-демографическая  ситуация в районе. Естественная убыль населения составила в 2010 году - 3,6 (2009г. - 1,9). Рождаемость уменьшилась с 14,5 до 12,1, есть проблемы с социально-значимыми болезнями, имеются нарекания населения на качество оказываемых  услуг.  В этих условиях необходимо  развитие  первичной  медико-санитарной  помощи  и семейной медицины, внедрение современных  информационных  систем в здравоохранении, повышение качества  оказываемых медицинских  услуг.    Учреждениям  здравоохранения  совместно с муниципалитетами необходимо на местах    проводить пропаганду здорового образа жизни и  все  учреждения здравоохранения, образования, культуры и спорта  района  объявить зоной  свободной от курения. Это  мы можем и должны делать, тем более, что не требуется никаких  денежных средств, а прежде всего должен  быть личный пример, особенно для  молодежи.

Разработанная программа  модернизации здравоохранения  направлена на повышение качества и доступности   медицинской помощи. По словам В.В. Путина: «Задача сбережения народа  для России  является сегодня  особенно  актуальной».  Согласно  плана модернизации  здравоохранения  в районе  предусматривается открытие отделений врача общей практики  в Норваш-Шигалях, Долгом Острове, Новое Ахпердино;   капитальный ремонт детского, родильного, гинекологических  отделений. На базе Батыревской  ЦРБ  будет организован межтерриториальный центры  диагностики онкопатологии, невралгии, травмоталогии,  педиатрии,  акушерству,  поликлиники, приобретено  новое  оборудование,  увеличится коечный  фонд.

Наиболее остро стоит  проблема  здоровья  детей. Растет первичная, диспансерная,  хроническая  заболеваемость   детей до 1 года жизни. В среднем у каждого ребенка  имеется по два  заболевания.  Ухудшается  состояние здоровья детей за время обучения в школе. Растет инвалидизация. В районе 180 детей-инвалидов.  Обществу нужен здоровый  человек,  и борьба  за здоровье людей, формирование здорового образа жизни населения  - это тоже наша  задача.    

Я думаю, что в получении пенсий, льгот,  технических  средств реабилитации, лечении - препятствий  практически не существует. Но создание  полноценных  условий  для активной жизни  детей- инвалидов должно стать  приоритетом  в деятельности   структур.    Почему мы забываем или может быть не знаем, что  социально зависимые  люди  в нашем обществе  присутствуют для  нашего  очищения, это- барометр   зрелости   общества.  Значит,  нам  самим  надо  уметь  проявлять  человеческие  качества сострадания, милосердия,  человеколюбия. Никто  не имеет  гарантию,  что с тобой этого не случится. В  Послании Президента М. В. Игнатьева отмечено, что «…Главные  составляющие системы социальной защиты населения – помощь инвалидам, ветеранам, другим категориям граждан, выполнение обязательств по системе социальных гарантий». В 2010 году льготным категориям граждан   района оказаны  меры социальной поддержки на общую сумму 135, 5млн. руб., (в 2009г-120,2млн. руб.)   и в текущем году эти вопросы будут носить  приоритетный характер.

В работе муниципальной власти   весьма  принципиальный  вопрос – поддержка молодых и многодетных  семей,  проведение  молодежной политики.  Реализация  молодежной политики  происходит  в соответствии с районной целевой программой «Молодежь  Батыревского района». В районе проживает 8318  человек до 30 лет.  Это составляет 21,4 %  от всей численности населения, из них 42,3% учащиеся,  32,1 % -работающих,  24,2% -неработающих. И это является одной из проблем трудозанятости  молодежи.  С 2011 года  Минэкономикой республики  проводится конкурс на получение гранта  молодым субъектам малого  и среднего предпринимательства  до 30 лет  включительно  на создание собственного  бизнеса.  Но все,  же проблема  трудоустройства и  закрепления молодежи на предприятиях  остается  острой.  Поддержка  талантливой молодежи - одно из направлений  деятельности  реализации молодежной политики. Число президентских стипендиатов  из года в год растет. В  2010 году их было 11, а в  текущем году их стало  13.  Ежегодно стипендии главы получают  5  одаренных  учеников  района. 

За годы  действия  программ  по обеспечению жильем молодых граждан, молодых семей,  молодых специалистов в банке данных  зарегистрированы   264  семьи и  170  из них  получили   государственную  поддержку. Так же начала работать в районе  программа  обеспечения жильем  многодетных семей, детей-сирот. Наша с вами задача заключается в том, чтобы   все категории граждан  знали   о существовании   разных  программ     социального развития села,  умело  разъяснять  и помогать людям  пользоваться  государственной  поддержкой, тем самым  улучшать свою жизнь  сегодня.

Инициатива Президента российской Федерации Д.А. Медведева в создании  режима  наибольшего  благоприятствования  многодетным  семьям  о выделении  земельных участков  под строительство  домов и дач  для нас пока не является  проблемой. Земли у нас хватает, но  нам,  муниципалитетам,  надо  суметь  на перспективу  резервировать земли  для будущих строек и самое главное  продумывать  вопрос о  коммуникациях,  тем самым создавать меньше  проблем на будущее. Как говорит Президент Чувашской Республики М.В. Игнатьев «…должны быть созданы фонды муниципальных земель…».   В районе  числится    молодых семей    1485, одиноких  матерей  в районе 296, у них 331 ребенок.    Многодетных  матерей в районе  515, которые  воспитывают  1650  детей. В 21 неблагополучной  семье  43  несовершеннолетних  детей. Согласно  существующей  структуре  системе  работы с детьми   на практике  должно быть так, что с каждой  категорией  названных детей  должны работать  люди.  И  надо бы  дойти до каждого, знать,  чем конкретным  помочь  (отремонтировать печку, поставить забор,  завести дрова, купить  одежду,  вспахать огород, помочь семенным материалом,  положить в больницу и др. очень  конкретная  помощь в жизненной  ситуации). Тогда и правонарушений будет меньше, и самое  главное  мы будем знать  реальную картину о тех детях и семьях,   которые  нуждаются  в  нашей  помощи.

Государственная  забота  проявляется в принимаемых  госпрограммах, и они  действенные.    

Как вы знаете, что действие  «материнского  капитала»  сыграло  положительную роль в укреплении семьи.  Начиная с  2007 года,  его получили 1045  человек, из них полностью  использовали  226 человек на  сумму 67, 4   млн. руб., в основном   решая  жилищные вопросы. Как  сказано в Послании эта норма  в дальнейшем будет  постоянной.

 В целях  наиболее  полного представления  о материально-бытовом  положении малоимущих и многодетных семей  в районе проводится   обследованея условий  их проживания. По результатам  обследования  63 многодетным и малоимущим  оказана натуральная помощь ( вещи, книги, игрушки ),   из средств Детского Фонда  Чувашии  23 малоимущим семьям  на сумму  58 тыс руб. Как вы знаете, что и в этом году  объявлен благотворительный марафон « Именем детства -во имя детства ..» Я полагаю, что батыревцы  откликнутся на  это доброе дело.  Помощь должна быть адресной, персональной. Было бы здорово, если каждый  предприниматель, трудовой коллектив  оказали адресную помощь  и об этом знали все. Это- ответственно и благородно.

Задача  органа  опеки и попечительства  должна быть прямо нацелена  на семейное устройство детей, так как дети лишенных родительских прав, без родительского попечения,  сироты  в районе  еще имеются.  У нас их 101 и из них 15 сирот. В районе создана 31 приемная семья, в них 48 детей. Все   15  детей-сирот, стоящие на учете,   имеют документы о закреплении  жилья  или поставлены на  учет на получение  жилья. У  16 детей, оставшихся без попечения  родителей, нет закрепления жилья.  Здесь  большая доля  ответственности  лежит  на сельских поселениях в своевременной  и качественной  подготовке документов и  постановке   на учет.  Например, в  Новоахпердинском  сельском  поселении   нет  взаимодействия с органом опеки и попечительства  и поэтому   до сих пор не оформлены документы на Медведева Даниша,  Кириллову Ольгу , проживающих  в приемных   семьях.  Хороший опыт работы  наработали в Туруновском и Балабаш-Б баишевском  сельских  поселениях. На сегодня все дети, имеющие право получить  жилье как сироты, обеспечены  жильем.  В 2011 году, согласно возникающему праву,  получат  жилье  еще  четверо детей-сирот. Задача  местной власти заключается в том, чтобы  знать  моральный климат, материальное  состояние в  семьях,  особенно   молодых семей, имеющих детей. Создавать условия для  трудоустройства  и работы  родителей, направлять  деятельность социально-культурных учреждений  на укрепление семейных устоев, заботы о детях. Особо  знать те семьи,  которые  неблагополучны и составляют угрозу своим бездействием  жизни и здоровью  своих  детей,  либо препятствуют  их нормальному воспитанию и развитию. Способствовать  устройству  детей,  оставшихся  без родительского попечения,  в приемные или  патронатные  семьи, особо  строго  следить за решением   жилищных  вопросов  сирот.

Для молодой семьи, где растут дети    очень  болезненный     вопрос   – вопрос о детских  садах. Его мы начали  решать  параллельно с  реструктуризацией  школ и достигли  некоторых  успехов. Открыты и работают  10 групп кратковременного  пребывания  детей в школах. Их  посещают  133  детей.  В 9 начальных  школах - ДОУ  создано и работают  16  групп с  контингентом   248  детей. У нас есть  положительный  опыт. Кто хотел,  тот  сохранил  имеющиеся  мощности (хотя трудностей  было предостаточно) и детсады там работают  в  нормальном режиме.  А могло быть и больше, если бы  подсуетились  и сохранили Татсугутский, Старотойсинский, Батыревский- совхозный  детский сад, открыли  группы в Шаймурзино, Норваш-Шигалях  и  других  школах.  Проектная  мощность  15  ДОУ рассчитана на 1295  мест. Сейчас детсады посещают 1144  детей. В 2010 году  открыты дополнительно 4 группы. Показатель охвата детей  от  1, 5 лет  до 6, 5 лет  составляет 62,4 %.   Есть ДОУ, в которых  пустуют помещения  из-за  отсутствия  детей в деревнях: в Алманчиковском, Большечеменевском,  Бикшикском, Тойсинском, Новоахпердинском,  плюс к этому сдаются в аренду под ФАПы, офисы врачей, библиотеки,   АТСы, классные  помещения. Вот где  скрыты  резервы  для  решения  государственной  политики в области  детства.

 В с. Батырево, как вы знаете,  будет  строиться  новый детский  сад на  240  мест, практически  мы вопрос  обеспечения  местами  детей  в райцентре  снимаем.  В сельских поселениях  надо использовать возможности  перевоза детей в ДОУ  соседних населенных пунктов  с точки зрения  эффективного  использования  пустующих  мест  или даже  помещений,  отданных  в  аренду.     Есть и другой путь «приобретения»  детского сада как юридического  лица – пример  Первомайский ДОУ.  Это-  много дешевле, чем  строить новый детский сад с пустующими  местами. Во всем  должен  преобладать разум, расчет, целесообразность. 

 Демографическая  ситуация  стабильно  развивается в Шыгырданском сельском поселении и, конечно, одно ДОУ  не обеспечит  всех желающих  местами.  Созданные  группы  в школах  тоже не решают  всех  проблем. Вот здесь    надо  думать, как   выйти из этого состояния. 

 Вопросы  развития  образования в районе  всегда были  приоритетными. И  в  Год учителя продолжалась работа  по  модернизации образования, реструктуризации школ, укреплению учебно-материальной базы, приведению  образовательных учреждений требованиям  СанПина, что  дало    определенные  достижения и  показатели. У  нас стало больше призеров  республиканских олимпиад, призеров  конкурсов, наши дети учатся в престижных  российских вузах. Накануне Нового 2011 года в с. Сугуты открылась новая современная  школа на 320  мест.    Сегодня ученик, обучаясь в современной школе,  имеет практически неограниченные  возможности  в получении современных знаний, несмотря, что  живет в  отдаленном населенном пункте.   Родители и общественность   не только владеют  информацией  о школьных проблемах, но и сами участвуют  в управлении  школой,  не говоря уже  об электронных  дневниках своих детей.  Самая развиваемая отрасль должна быть  инфраструктура образования, так как оно наше будущее завтра. Время шагает  быстрыми темпами, поэтому  отставать от  прогресса  нельзя, тем более в  образовании.

За время реструктуризации  школ   образование района  претерпело  значительные  структурные  изменения.    9  школ определены как  базовые школы  - это крупные школы, где  обновленная  учебно-материальная база отвечает современным  требованиям  уроков,  где  наполняемость   классов  до 21 детей,  на одного учителя приходится 11 учеников,  количество  учеников на один компьютер  13, где  зарплата учителей  до 12 тыс.  в месяц. В районе   занимаются перевозкой  учащихся  26  школьных автобусов,   которые перевозят более тысячи детей из 51  населенного пункта, и в текущем году   получен новый автобус для Батыревской СОШ №1. В  Батыревских школах №1 и №2, Сугутской, Тойсинской  Первомайской,    Шыгырданской  Долгоосторвской    школах есть хорошие результаты  работы и учащихся и учителей. Вместе с тем  нам предстоит поработать  со школами, где малое количество  детей и демографический  прогноз  неблагоприятен. Так, в 2010 году в с. Алманчиково и  с. Первомайское родилось по 7 детей, в с. Тойси- всего 4, в  Балабаш-Баишево - 3. А это ведь крупные населенные пункт, и там есть средние школы. Кого будем учить?  Содержать высокозатратное учреждение  очень накладно для бюджета - высоки  затраты на содержание  учреждений; отапливаются, освещаются, содержатся пустые площади,  большое количество  вспомогательного и  педагогического персонала.  Поэтому и стоимость содержания  одного ученика  очень высока. К примеру,  в Батыревской СОШ №1  расход на одного ученика  составляет 20300 руб.,  в Шаймурзинской- 39900 руб..   Политика реструктуризации  образовательных  учреждений  в районе  будет продолжаться,  и мы должны к этому вопросу  подходить очень взвешенно.   

Материальная база в школах  создана, у нас достаточно  компьютеров  и др техники, но  все ли ориентируются в мире  коммуникаций,  привыкли к новым  способам поиска информации,       любят пользоваться самыми  разными  технологическими  новинками? Все ли педагоги, особенно  в  возрасте,   проходят  обучение, курсы  переподготовки?  Ведется ли в школах  кадровая работа, готовы ли  молодые  педагоги  перенять  традиции школы,  есть ли  молодые  учителя в школах?  До недавнего времени в некоторых школах  преобладали кадры предпенсионного  возраста.

  Я полагаю, что за проведением уроков мы забываем  о детях, создании им  комфортных условий пребывания в школе. Хотя что-то и делаем, но у семи нянек дитя без глаза. К примеру:   в районном бюджете было  заложено 50 тыс. руб. для организации  перевозки  детей  к месту обучения, ведь не все дети  перевозятся на школьных  автобусах. Деньги  не осваиваются. Или может быть  нет таких у нас детей? Есть! Должен быть посписочный  контроль.   Это  ведь  и безопасность   детей.

Мы живем в  кризисное время, и оно накладывает отпечаток  на  жизненные  устои. Некоторые родители  вынуждены  выезжать на заработки, а  дети остаются    без родительского попечения.  Это тоже  проблема,  когда рядом нет  родителей.        Органы опеки и попечительства  совместно со школой должны  строго контролировать ситуации,  ведь дети остаются  бесконтрольны, предоставлены сами себе.  А свобода  для неокрепших  душ  очень  чревата, отсюда идет и рост правонарушений. В этих условиях остро стоит вопрос об   организованном  отдыхе детей.

По всем данным  дети у нас неплохо  отдыхают: в пришкольных лагерях- 855,  лагерях труда и отдыха- 602,  загородных- 390,  307 несовершеннолетних  трудоустроены.   По отчету 74 % детей охвачены  организованным  отдыхом, а  остальные  не нуждаются в организации отдыха?  У нас есть факты  и правонарушений, и других антисоциальных  явлений.  В  предстоящем  сезоне  надо  более  ответственно  организовать  летний  отдых  детей, особенно детей из  социально незащищенных категорий  семей, все  дети должны быть охвачены  организованными формами отдыха. Для этого у нас  средства есть.

  Вопрос воспитания подрастающего поколения и их успешная адаптация  в социальной среде  является наиболее важной и значительной задачей на современном этапе развития образования. 

На практике  однозначно важно  определена  молодежная политика, так как  молодежь это будущее страны, и ей надо доверять.  Для координации и руководства молодежными  проблемами   в районе создается центр  по развитию молодежных проблем

Вопрос государственной  политики в области  детства-  не  надуманный  вопрос. Это  веление времени.  У каждого в семье  есть дети.   Ради них  мы  живем. Представить   трудно, что чей- то ребенок  голодный, не  ночует  дома, не учит уроки,  убегает из дома,   бродяжничает, употребляет наркотики,  алкоголь.    Чтобы  этого не  было наша с вами  задача – проявить  настоящую, деятельную  заботу  о  каждом ребенке.

В Послании Президента республики  М.В.  Игнатьева сказано:  «…государственная  политика  поддержки  и защиты детства в республике  будет не только  продолжена, но  и  усилена…».  

Формирование  и развитие  здорового образа жизни – это  одно из приоритетных направлений работы муниципалитетов. Соглашусь, что в районе проводится много различных спортивных мероприятий  для разной категории населения и по возрасту, и по состоянию здоровья, и по уровню спортивного мастерства.   В текущем году принято решение  об объединении ДЮСШ и ФСК «Паттар» и созданию автономного учреждения  дополнительного образования.  Полагаю, что  это- правильное решение, и оно будет способствовать  значительному как привитию здорового образа жизни, массовости  занятий физкультурой, так и достижению спортивных  результатов.  В районе 93 коллектива физической культуры,  28,5 %  населения занимается физкультурой и спортом,    в целом по республике мы занимаем  4 место, но сдаем позиции по игровым видам  спорта,  лыжам. Спортивные  традиции батыревцев нам  надо  сохранять и  развивать.

  В районе продолжалась   работа по модернизации учреждений   культуры: укреплялась материально-техническая база отрасли, активно привлекалось население к участию в культурной жизни и ознакомлению с культурным наследием и современной культурой. В 2010 году созданы  районный историко-этнографический «Музей хлеба», «Батыревский районный архив», все сельские библиотеки включены  в состав  муниципальных учреждений культуры сельских поселений.    Батыревский район – единственный район Чувашии, в котором все учреждения культуры имеют статус юридического лица.    Создание  тепла, уюта,  комфорта , организация  работы по интересам  разной категории людей, широкое  привлечение населения в работу культурно- досуговых учреждений района   остается приоритетным направлением     муниципалитетов.

 Другой вопрос,  над которым  нам  предстоит  поработать в  2011 году-   это работа с кадрами.  Посмотрите,  в сельском хозяйстве  работает 3, 6 % молодых специалистов,  в системе здравоохранения  не хватает  20  врачей, в образовании  педагогические  коллективы  стареют, молодых учителей до 30 лет всего  19 человек. Слова  Президента Чувашской Республики М.В. Игнатьева «Молодежи надо доверять..»  должны быть прямым указанием для руководителей  всех уровней, что с  кадрами надо работать, готовить молодых специалистов по всем отраслям, закреплять молодежь на селе,   использовать наставников для передачи  опыта и традиций  молодому  поколению.  Иначе для  чего   мы работаем,  если не  будет  достойного продолжения.

В 2010 году  прошли  ответственные  выборы в местное самоуправление. Население  района  проявило  активность, выбирая  депутатов и  глав сельских поселений,   депутатов районного собрания. Результатом стала   сформированная система муниципальной власти.  Из 19 глав сельских поселений  9 (47,3%) были переизбраны,   87,5 %  депутатов    районного   Собрания    являются  членами партии «Единая Россия». В марте текущего года в 8 сельских поселениях  будут доизбраны  депутаты сельских поселений и один депутат в районное Собрание.

В   заключении хочу сказать,  что наш труд  высоко оценен   - на XII Российской  агропромышленной выставке  «Золотая осень 2010 года »  в номинации «За достижение высоких  результатов в эффективном управлении  развитием сельских территорий на муниципальном уровне»  район удостоился  золотой  медали  и Диплома конкурса.  А начинали мы с 14 места (в 2002г), в 2009 году  району  присуждено 3 место в  экономическом  соревновании среди муниципалитетов  республики.  

У нас  есть, для кого работать. По результатам  Всероссийской переписи населения    в районе проживает   38618  человек.  В прошлом году  родилось  556 детей, умерло   619  человек. Средняя продолжительность жизни  мужчин составляет  64 года, у  женщин  77 лет. Из 56 населенных  пунктов количество родившихся увеличилось  в 19 населенных пунктах, на уровне 2009 года в   4, уменьшилось в 28,  не родилось в 5 малочисленных  населенных пунктах (в 2009 году-7). В 7 населенных пунктах  количество родившихся и умерших  совпадает, и в 7  зафиксирован  естественный прирост населения (Батырево, Шыгырдан,    Норваш-Шигали, Подлесные Шигали, Яншихово,  Кзыл Камыш , Малое  Батырево).   

 2011 год  ставит перед нами  очень ответственные задачи  укрепления стабильности, сохранения  динамики  социально-экономического развития района,  повышение качества жизни населения- о них  мы с вами знаем и, надеюсь,   достойно  выполним.

Я благодарю вас за внимание и надеюсь на  продолжение обсуждения   итогов нашей работы с конкретными  предложениями  по улучшению  наших  результатов работы  в 2011 году.

Система управления контентом
429350, с.Батырево, пр.Ленина, д.5
Телефон: 8(83532) 61-3-15
Факс: 8(83532) 61-2-15
E-Mail: batyr@cap.ru
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика