Батыревский район Чувашской РеспубликиОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Ч У В А Ш И

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://batyr.cap.ru/

   Краткая историческая справка
  
Чуваши, чаваш (самонозв.), народ в Российской Федерации (1773,6 тыс. чел.), общая числ. 1842, 3 тыс. чел.
   Самоназвание чувашей, по одной из версий, восходит к названию одного из родственных болгарам племен - сувар, или суваз, суас. В русских источниках упоминаются с 1508. В 1551 вошли в состав России. В 1917 чуваши получили автономию: АО с 1920, АССР с 1925,Чувашская ССР с 1990, Чувашская республика с 1992.
   Имеется несколько гипотез происхождения чувашского народа. Большинство ученых придерживается следующей версии.
   Тюрко-язычные предки чувашей в древности жили в Центральной Азии, на территории между Тянь - Шанем и Алтаем, в бассейне верхнего Иртыша. Здесь, еще в конце III тыс. до н.э. обитали их древние предки - хунну (гунны), занимавшиеся пастбишным скотоводством, охотой и умевшие изготовлять бронзовые орудия труда.
   К III-IV вв. до н.э. завоевали в свою «державу» низовья Иртыша и Енисея, Семиречье, междуречье Амударьи и Сырдарьи.
   В начале новой эры они стали продвигаться на Запад по Семиречью и степям нынешнего Казахстана, достигнув во 2 - 3 вв. н.э. Северного Кавказа.
   Многовековые общения предков чувашей с ирано-язычными скифами, саками, сарматами и аланами - наследниками древней индоиранской цивилизации, включая шумерскую, обогатили культуру болгар и сувар - их хозяйственные занятия, быт, одежду, головные уборы, украшения, орнамент.
   В 30 - 60 - х гг. 7 в. в Причерноморье существовало государственное образование Великая Болгария, но, теснимое хазарами, оно распалось. В 70-х гг. серебряные (нухрат) болгары переселились в Волго - Камье.
   Сувары на территории совр. Дагестана имели свое княжество, которое с 60-х гг. 7 в. до 30-х гг. 8 в. находилось в зависимости от Хазарского каганата.
   После вторжения в 732-37 гг. на их земли арабов сувары перешли в Среднее Поволжье и разместились южнее болгар. В 8 в. в Среднем Поволжье возник болгарский Союз племен, куда под главенством болгар вошли суварские и местные финно-угорские племена.
   В конце 9 в. союз перерастает в раннефеодальное государство - Волжскую Болгарию, занимавшую обширные территории Среднего Поволжья от Самарск. Луки на яге до р. Вятки на севере, от Средней Камы на востоке до р. Суры на западе.
   В 10 начале 13 в. процессе объединения болгарских и суварских племен, ассимиляции ими части финно-угорского населения сформировалась болгарская (древнечувашская) народность.
   В 1236 Волжская Болгария была разгромлена монголо-татарскими войсками под предводительством хана Бату. Территория Среднего Поволжья включается в Золотую Орду как Болгарский улус.
   Часть людей переселилась в Приказанье, Заказанье, а также в центральные и северные районы современной Чувашской республики. В 1438 от Золотой Орды откололось Казанское ханство, в составе которого кроме татар оказались предки чувашей, марийцев, части мордвы, удмуртов и башкир.
   На территории современной Чувашии, а также в приказанско - заказанском районе, в Чувашской даруге, в результате повторного смешения болгаро-чувашей с марийцами, к концу 15 в. сформировалась современная чувашская народность, сохранившая болгарский язык и культуру. Основу народности составили болгаро-чуваши.
   Чуваши не раз выступали против гнета казанских ханов и татарских феодалов. Их предводителями были Кочак, Пиге, Анчик, Сарый - батыр,Тугай, Амак и др. В конце 1546 восставшие чуваши и горные марийцы призвали на помощь русские войска. Летом 1551, во время основания московитами г.Свияжска, было осуществлено присоединение чувашей в состав Русского государства.
   Чуваши призывались на военную службу в русскую армию, участвовали в Ливонской войне (1558-83), борьбе против польско-шведской интервенции (1611-14), польских походах, русско-турецких войнах, Отечественной войне 1812. В годы Великой Отечественной войны более 208 тыс. чувашей боролись с врагом. Из них более 100 тыс. не вернулись домой. Около 54 тыс. чел. были награждены орденами и медалями.

  Народное творчество и фольклор
   Наиболее развитый жанр фольклора-песни; молодежные, рекрутские, застольные, поминальные, свадебные, трудовые, лирические а также исторические песни. Музыкальные инструменты - волынка, пузырь, дуда, гусли, барабан, позднее - гармонь и скрипка. Распространены легенды, сказки и предания.

  Национальный костюм
   Мужчины носили холщовую рубаху (кепе) и штаны (йем). В основе традиционной одежды у женщин - туникообразная рубашка - кепе, у вирьял и анат енчи – из тонкого белого полотна с обильной вышивкой, узкая, носилась с напуском; антри до середины 19-начала 20 вв. носили белые расклешенные книзу рубахи, позже - из пестряди с двумя или тремя сборками из ткани другого цвета. Рубахи носили с передником, у вирьял он был с нагрудником, украшался вышивкой и аппликацией, у анатри - без нагрудника, шился из красной клетчатой ткани. Женский праздничный головной убор -полотенчатый холщовый сурпан, поверх которого надевали шапочку с наушниками, застегивающимися под подбородком, и длинной лопастью сзади (хушпу). Девичий головной убор - шлемовидная шапочка (тухья). Тухья и хушпу обильно украшались бисером, бусинами, серебряными монетами.

 Национальная кухня
   В традиционной пище преобладают растительные продукты. Распространены супы (яшка, шурпе), похлебки с клецками, щи с приправами из культурной и дикорастущей зелени - сныти, борщевика, крапивы и т.д., каши (полбенная, гречневая, пшенная, чечевичная), толокно, вареный картофель, кисели из овсяной и гороховой муки, ржаной хлеб, пироги с крупой, капустой, ягодами (кукаль), лепешки, ватрушки с картофелем или творогом. Реже готовили хуплу - большой круглый пирог с мясной или рыбной начинкой.
   Молочные продукты - турах - кислое молоко, уйран - пахтанье, чакат - творожные сырки. Из меда делали брагу, из ржаного или ячменного солода - пиво (сара). Квас и чай были распространены в районах контакта с татарами и русскими.

 Духовная сфера
   В середине 18 в. чувашей подвергли христианизации, но до 70-х гг. 19 в. их крещение носило формальный характер, проповеди велись на старославянском и русском языках и были непонятны чувашам. Фактически они оставались приверженцами дохристианской веры. Современные верования чувашей сочетают элементы православия и язычества. В некоторых местностях Поволжья и Приуралья сохранились селения чувашей-язычников.

 Государственные и народные праздники
   Календарные праздники включали зимний праздник испрашивания хорошего приплода скота, праздник почитания солнца (Масленица), многодневный весенний праздник жертвоприношений солнцу, богу Тура и предкам (совпавший затем с православной Пасхой), праздник весенней пахоты (акатуй), летний праздник поминовения мертвых. После сева проводились жертвоприношения, обряд вызывания дождя, сопровождающийся купанием в водоеме и обливанием водой, по завершении уборки хлеба-моления духу - хранителю овина и др.

 Письменность
В родовых знаках - тамгах и старинных вышивках прослеживаются элементы древне - тюркского рунического письма. В Волжской Болгарии была распространена арабская письменность. В 18 в. создается письменность на основе русской графики 1769 (старочувашское письмо).
Новочувашская письменность и литература созданы в 1870-х гг. Говорят на чувашском языке тюркской группы алтайской семьи. Диалекты – низовой («укающий») и верховой («окающий»). Распространен также русский язык.

Система управления контентом
429350, с.Батырево, пр.Ленина, д.5
Телефон: 8(83532) 61-3-15
Факс: 8(83532) 61-2-15
E-Mail: batyr@cap.ru
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика